В.С. Соколов

Храм Живоначальныя Троицы на Капельках

Источник

Содержание

I II III IV Памятные дни Троице-Капельского прихода Престольные и приходские праздники Дни поминовений Молитва Ко Пресвятой Троице Молитва ко святому Иоанну Воину Тропарь Молитва Святителю и Чудотворцу Митрофану  

К двухвековому юбилею диакона В. С. Соколова

 

Выпускаемое в свет по случаю двухсотлетнего юбилея (в 1908 году) Троицкого, на Капельках храма, настоящее издание, не претендуя на научное значение, имеет целью ознакомить читателей и осо­бенно прихожан с историей Капельского прихода и его местности.

В состав нашего издания, помимо исторических данных, вошли и народные предания, и рассказы прихожан, и наши соб­ственные предположения.

Источниками служили: Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы, по определенно Московской Город­ской Думы, собранные И. Е. Забелиным, История города Москвы И. Е Забелина, Ис­тория России с древнейших времен С. М. Соловьева, Семисотлетие Москвы Хавского, Русские достопамятности, издание Мартынова, Русская история и Очерки из истории Москвы уважаемого нашего прихожанина В. В. Назаревского. Для большей наглядности нашего издания мы иллюстрируем его 30-ю рисунками.

I

В 1908 году каменный храм Живоначальной Троицы, на Капельках, готовится отпраздно­вать свой двухвековой юбилей.

В виду этого знаменательного события, прихожанам, группирующимся вокруг этого церковно-приходского центра и всем москвичам, интересующимися храмовой историей Москвы, не будет излишним ознакомиться с местом и временем воз­никновения этого храма и с его святынями и достопамятностями.

Москва в XVII веке, при царе Алексее Михайло­виче, состояла из Кремля, Китай-города, Белого горо­да и Земляного города. По описаниям иностранцев того времени, Москва – город благоустроенный, очень краси­вый, живописно расположенный на семи холмах, особенно красиво и высоко стоит Кремлевский дворец. Множе­ство церквей, с высокими колокольнями, красивой архи­тектурой, придавало Москве живописный вид. Местность, где находится храм Пресвятой Троицы, на Капельках, только в XVIII столетии вошла в черту города Москвы, когда учрежденная Петром Великим Камер – Коллегия, после обмежевания Москвы и снятия ее на план, обвела своим Камер – Коллежским валом, круговое пространство, опоясывавшее Москву по окружности зем­ляного вала, ограждавшего (по линии нынешней Садо­вой) Скоро – Дом, или Земляной город, начинавшийся от кругообразных каменных стен Белого города, шедших по линии нынешних бульваров. История концентрического круга, опоясывающего Москву между Земляным и Камер-Коллежским валом такая же, как и история Земляного города. В этом предместье города, вдоль больших дорог в другие города и вблизи разных речек, исстари ютились подмосковные села, с теченим времени разраставшиеся в слободы, которые постепенно смыкались в сплошные поселения, разде­ленные улицами и переулками.

За Земляным городом некогда возникли села – по течению Яузы и ее притоков Синички, Чечеры и др., вблизи дорог во Владимир и Нижний – Преображенское, Покровское, Красное, Елохово и проч., по течению Пресни и Ходынки, вблизи дорог в Смоленск и Тверь-Дорогомилово, Ваганьково, Бутырское; на Северо – восток Москвы по течению Неглинной, с ее боль­шим некогда притоком – речкой Рыбной или Напруд­ной, в которую впадала небольшая, давно исчезнув­шая речка Капля, вблизи дороги к Волге, в Яро­славль-Переяславль и Троицкую обитель, располагались села: Сущево, Марьино, Напрудское, Ново-Троицкое (на Самотецкой-Неглинной), Старо-Троицкое, Переяслав­ское. В этом предмосковном предместье господствую­щее значение имела дорога к Троице-Сергиевой Лавре.

Троице-Сериева Лавра основана препод. Сергием Ра­донежским. Этот святой подвижник, в мире Варфоломей, был сыном обедневшего Ростовского боярина Кирилла и жены его Марии, переселившихся из Ростова в город Радонеж, нынешнее село Городок, в 10 верстах от Лавры. По смерти родителей своих, препод. Сергий удалился с братом Стефаном в пустыню, в 10 верстах от Радонежа, где среди дремучего леса, на хол­му, построил cебе келию и церковь, которая освяще­на была по благословению Митрополита Феогноста во имя св. Живоначальной Троицы. Что эта дорога имела для Москвы большое значение, это видно из того, что здесь было два сельца «Троицких» и три в зна­чительной близости друг от друга Троицких храма (Троица, у самых ворот Земляного города, на Листах, Троица в селе Новотроицком и Троица на речке Капле). Троицкая Лавра имела здесь исстари насе­ленные крестьянами земли, начинавшиеся от нынешнего Троицкого подворья и шедшие до нынешней третьей Мещанской улицы. Значение большой дороги в Троиц­кую Лавру, как всемосковского богомольного пути в эту святую обитель, было всегда велико.

Нельзя сомневаться, что на этом пути от ворот Земляного города, где стоить ныне Сухарева башня, до царского земляного стана, между Сокольниками и Марь­иной рощей, где ставились царские шатры, были издавна поселки. Уже в XVI веке здесь были значительные по­селения. В писцовых книгах XVII века записано судное дело 1621 года ямщиков Переяславской слобо­ды с тяглецами села Напрудного. Переяславские ямщи­ки говорят: „блаженныя памяти при Государе Царе и Великом князе Иване Васильевиче всея Руссии по­ставлена им Переяславская Ямская слобода на поклонной горе; а ямщиков было пятьдесят человек; а пашни было дано по другую сторону большия Троицкия дороги от деревянного города (Скородома) к речке Неглинке, между двух вражков, по Государев ста­рый зелейной (пороховой) двор; а по смете оной спор­ной земли десятин с пятнадцать, а владеют той зем­лей Напрудной слободы тяглецы несведомо почему.

При царе Алексее Михайловиче, в 1771 году, поселения вдоль большой Троицкой дороги были переиме­нованы в слободу и здесь поселены посадские люди: мелкие разночинцы и ремесленники, именуемые мещанами, отчего слобода названа была Мещанскою.

В 1652 году 9 ноября, Царь вышел сюда с освященным собором, своим двором и народом крестным ходом навстречу принесенным из Соловецкого монастыря мощам святителя Филиппа1, которые сопровождал тогдашний Митрополит Новгородский, скоро после того возведенный в сан патриарха – Никон.2 Никон подал царю мысль перенести в Успенский собор мощи патриархов Гермогена из Чудова монастыря, Иова из Старицы и Митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. Царь изъявил готовность сде­лать все по его совету, и возложил на Никона пору­чение перенести сперва останки Иова и Гермогена, что и было исполнено 5 апреля 1652 года, а затем ехать в Соловецкий монастырь за мощами св. Филиппа. Никон напомнил царю, что Митрополит Филипп погиб вследствие столкновения духовной власти со светской, но что Бог прославил его после кончины, как святого му­ченика. Поэтому светская власть должна принести покаяние в своих действиях относительно святителя. Царь со­гласился и в этом с Никоном и дал ему грамоту от себя к Филиппу, в которой говорит: «Молю те­бя, святой отец, и желаю пришествия твоего сюда, что­бы разрешить согрешение прадеда нашего, Царя Ивана, совершенное против тебя неразсудно завистию и нездержанием ярости. Хотя я и не повинен в досаждении твоем, однако гроб прадеда постоянно убеждает меня и в жалость приводит, ибо вследствие твоего изгнания и до сего времени царствующий град лишает­ся твоей святительской паствы. Поэтому преклоняю сан свой царский за прадеда моего, против тебя согрешившаго, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием, да упразднится поношение, которое лежит на нем за твое изгнание, и пусть все уверятся, что ты помирился с ним! Он раскаялся тогда в своем грехе, и за это покаяние и по нашему проше­нию, приди к нам, св. Владыко! Оправдался евангельский глагол, за который ты пострадал: „всяко цар­ство разделившееся на ся, не станет», и нет более теперь у нас прекословящаго твоим глаголам, бла­годать Божия теперь в твоей пастве изобилует; нет уже более никакого разделения: все единомысленно молим тебя, даруй себя желающим тебя, приди с миром во свояси, и свои тебя с миром примут».

Митрополит Никон это послание читал пред гроб­ницей святителя в Соловках.

Царь Алексей Михайлович вышел встречать мощи святителя. Но лишь крестный ход перешел речку Каплю, впадающую в реку Напрудную, как должен был, раньше встречи мощей, остановиться: потому что в этом месте внезапно скончался Митрополита Ростовский и Ярославский Варлаам.

В память этого царь Алексей Михайлович соору­дил здесь большой деревянный крест с следующей надписью: „От лет многих сокровенно бысть неис­тощимое сокровище вскрай Российскаго Государства во отоце (Белое море) Акиан – моря во острове Соловецком. Изволением Всесильнаго в Троице славимаго Господа Нашего Ииcyca Христа и Пречистыя его Ма­тери, лета 7160 (от сотворения мира), июня в 9 день сотвори сретение многоцелебных мощей новаго чудо­творца Филиппа, Митрополита Московскаго и всея Рос­сии, Благоверный Государь Царь и Великий князь Але­ксей Михайлович всея Руссии с чудотворными иконами, с митрополиты и со apxиепископы и со освященным собором, с князи и боляры и со всеми православными христианы. Недошед восприятия мощей его, на семь месте преставился преосвященный Варлаам, митропо­лит ростовский и ярославский“.

Проходящая мимо Троице-Капелевской церкви боль­шая дорога с древних времен была оживлена сильным пешеходным и конным движeнием: потому что она была большим торговым путем к Волге у Ярославля, и особенно потому что была „народною тропою “ на поклонение, в дом Пресвятой и Живоначальной Троицы, к великому отцу и чудотворцу – Преподобному3 Сергию. Старожилы Капельского прихода помнят, что еще в шестидесятых годах, до откры­тия железной дороги в Сергиев Посад, путь к Кре­стовской заставе был усеян едущими и идущими в Троицкую Лавру. Паломничество в основанную пр. Сергием Троицкую Лавру уже издавна стало святым всенародным обычаем, обязательным для всех русских, – начиная с царя до последнего его подданного. Богомольные походы наших государей в оби­тель Сергиеву начались еще при жизни ее основателя, когда Дмитрий Донской отправлялся туда испросить благословение на великую борьбу с Мамаем. Богомолья государей бывали ежегодно, иногда по нескольку раз в год. В назначенный день, после напутственного молебна в Успенском соборе, приняв благословение от патриарха, Государь отправлялся в Лавру или пешком, или верхом, или в возке. Впереди его двигался, под управлением бояр передовой отряд с столовой и шатерной казной. Затем, двигался отряд всадников и вели запасных государевых коней; за ними следовал ряд повозок и меж них образной или кресто­вый возок, возки с платьем и „мовный“ с принад­лежностями для бани: дальше шли отряды стрельцов и, наконец, государевы телохранители–рынды; за ними ехала карета Государя, запряженная в 6, а иногда в 12 лошадей, окруженная высшими боярами. Если и ца­рица с детьми отправлялась на богомолье, то ее ка­рета следовала за государевой, так было и в поход 1675 года, когда царь Алексей Михайлович шел к Троице со всем своим Государским домом. Царевич Петр Алексеевич, будущий храмоздатель наш, ехал в маленькой каретке на четырех, как гово­рит иностранец, – описавший этот поход, „пигмейных“ лошадках, за ним царевны большие и меньшие со своими мамами и верховыми боярынями. Наконец, 10 лошадей везли карету царицы Натальи Кирилловны; по бокам кареты шла боярская свита. Торжественно двигался царский богомольный поезд среди масс народных до первой остановки, или „слазки», которая в поход 1675 года, была назначена «у Креста», поставленного на месте встречи мощей святителя Филиппа, вместо прежней слазки между Марьиной рощей и Со­кольниками. На этой стоянке были раскинуты шатры из алого сукна. Здесь Царь и его семья, после отдыха, переоделись и в более простых дорожных одеждах двинулись в дальнейший путь остановка здесь и сделана была потому, что на этом месте поставлен был крест самим Царем.

Другим сооружением царя Алексея Михайловича в память встречи мощей Св. Митрополита Филиппа в Ме­щанской слободе был деревянный храм во имя этого святого, замененный впоследствии каменным. Заслуживает внимания, что храм этот построен был не близ вышеназванного креста, куда продвинулся крестный ход, а на порядочном расстоянии назад, ближе к Земляному валу. Это можно объяснить только тем, что здесь недалеко от креста уже существовал храм Троицкий и не было надобности в постройке другого. О существовании его мы имеем письменные данные лишь от 1702 года, свидетельствующие о платеже дани в патриаршую казну «от церкви Живоначальныя Троицы, что за Стретенскими вороты, за Земляным городом, на Капле». Письменные данные 1708 года, удостоверяют, что наш храм до этого времени быль деревян­ный. Но когда он был построен? – вопрос этот разрешить очень трудно.

К сожалению, нет письменных данных о том, с какого именно времени существовало здесь село Троицкое. О соседнем с ним селе Напрудском мы знаем, что оно упоминается в духовных завещаниях еще великих князей Московских до Иоанна Данило­вича включительно, что доказывает, что здесь была и церковь: ибо село отличается от деревни тем, что имеет церковь. Памятником деревянного храма на Капле остается крест, поставленный близ нынешней церкви на месте бывшего престола.4

До отыскания письменных данных приходится отка­заться от истории деревянного храма Пресв. Троицы, на речке Капле, оставив открытым и вопрос о вре­мени его первоначального происхождения. Да и вообще история Московских храмов начинается обыкновенно со времени замены их деревянной стройки каменной. При дешевизне в древней Руси леса, при продаже готовых деревянных (даже с крышами, крыльцами и оконницами) церковных срубов на лесных рынках, быстро даже обыденкой, ставились у нас церкви. Но при частых пожарах в старину и при нередких уходах населения с погорелого места на другое, ис­чезало навсегда не мало храмов. Так и в Москве из ее сорока сороков, навсегда исчезла, напр., деревянная церковь Св. Ксении, существовавшая некогда в Спас­ской слободе, у нынешнего Спаса во Спасском. Вот почему постройки каменных церквей отмечались даже в общих летописях, как важные события. И по­стройка каменной церкви упрочивала существование каждого отдельного прихода, мешая ему или запустеть, или слиться с соседним приходом. Поэтому создание и создатели каменного храма особенно высоко чтились в древней Руси.

***

На основании этих данных свящ. С. Страхов в «Моск. Церковн. Ведомостях» утверждает, что после пожара до выстройки нового каменного храма была устроена временная деревянная церковь в честь Живонач. Троицы с приделом Николая Чудотворца. По его мнению, памятник, находящийся около нынешнего Троицкого храма, поставлен на месте престола временной деревянной церкви, а каменная построена на погорелом месте.

II

Каменный храм Живоначальной Троицы, на Капель­ках, начат стройкой в 1708 году; „по Указу Его Царскаго Величества Великаго Государя Царя Петра Алексеевича, всемилостивейшим пожалованием Супруги его Царицы Екатерины Алексеевны».5 Причиной постройки каменной церкви было то, что в означенном году деревянная церковь, на речке Капле, в Большой Мещанской слободе, построенная на отведенном от посольского приказа бывшем кружочком (питейном) дворе6 сгорела со всякой церковной утварью.

В этом году местоблюститель патриаршего престола Митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский освятил для нового храма два антиминса (на главный Троицкий престол и придельный Иоанна Воинственника). Документы того времени не объясняют, что именно по­будило Петра Великого дать царский указ о постройке каменной церкви, а царицу Екатерину Алексеевну при­нять храмоздательство на свое издивение. Но факты того и предшествующего времени могут пролить некоторый свет на это.

Время постройки нашей церкви, накануне Полтавской битвы (в 1709 г.), было порой разгара громадной Великой Северной войны. Первый период ее, когда Петр, пользуясь тем, что король Шведский Карл XII, воюя с польским королем Августом, «увяз», по петровскому выражению, «в Польском болоте», прочно утвер­дился на желанных берегах Балтийского моря и прорубил окно в Западную Европу в новой своей сто­лице С.-Петербурге (1703 года), окончился. Но настает второй, – более трудный для России период войны: в 1706 году у Шведского короля, победившего Августа и возведшего на польский престол преданного себе Ста­нислава Лещинского, развязались руки для войны с нами. Подзадориваемый своими успехами, Шведский ко­роль, как впоследствии и Наполеон I, составил план продиктовать Русскому Царю мир в сердце Рос­сии, в ее древле престольной Москве.

Тяжкое было это время: начались бунты на нижней Волге в Астрахани и на Дону, где поднял мятеж атаман Булавин; в Малороссии в тайне уже зрела измена гетмана Мазепы. Но „тяжкий млат, дробя стекло кует булат“; Петр с этого времени сталь энергич­но готовиться – не пустить врага внешнего внутрь России, к Москве родимой.

Западные дороги к Москве опустошались, как было после при нашествии двадесяти язык; за недостатком войска подготовлялась партизанская война крестьян против Шведов, и в 1707 году Петр Великий издал Высочайший приказ укреплять Москву, Китай-город и в особенности Кремль, где стройка начатого оружейного дома или арсенала вследствии этого приостановилась. Уважаемый знаток достопамятностей Моск­вы, И. Е. Забелин, в своей любопытной книге: „История города Москвы» о тогдашних укреплениях кремля говорит: „по всем правилам фортификации сооружались земляные бастионы или болверки, про­званные в народе „болгородками». Работы начались с 1-го июня. Москва очень встревожилась, узнав, что дело идет не на шутку. От 9 июня Петр писал из похода: „известно нам здесь учинилось, что у нас в Москве не малый страх произошел от того, что стали крепить Московские городы; и то нам дело дивное и смеха достойно, что мы час от часу от Москвы далее, а вы в страх приходите»...

Государь окураживал испугавшуюся Москву, напоминая, что, по пословице, осторожного коня и зверь не вре­дит, и приказывал, оставив страхи, веселиться по-прежнему. „При сем и нас не забывайте»...– оканчивал Государь.

Однако болверки строились спешно. 20 октября прибывший в Москву Царевич Алексей Петрович осматривал их, и была с них пушечная пальба; Царевич приказал, чтобы болверки оканчивали скорее. Пятого декабря прибыл в Москву сам Царь Петр Алексеевич и осматривал с пушечной пальбой бол­верки.

Москвичи дивились быстрому сооружение бастионов; Боровицкого, Неглинного (во втором Александровском саду), Никитского (против нынешнего университета) и Воскресенского (близ Иверских ворот). Укрепления были возведены только со стороны реки Неглинной, так как с других сторон хорошо укрепляла Кремль Москва-река и бастионы Китай-города. Впрочем, между водонаводной башней и Тайницкими воротами также были устроены болверки...

Но в 1708 году стало ясно, что опасность близкого неприятельского нашествия на Москву миновала. Карл XII двигался в Малороссию, чтобы там соединиться с открыто восставшим на Царя и Poccию гетманом Мазепой. Правда, в этом году царственный вождь России порадовался своей победе при деревне Лесной над Шведским корпусом, шедшим в Малороссию на соединение с Карлом XII. Как раз в это время произошел пожар у Троицы, на Капельках, и Государь дал свой указ о постройке здесь каменной церкви, а Царица сделала свое на нее всемилостивейшее пожалование.

Петру Великому издавна была дорога и близко зна­кома окрестность Капелевской церкви. Мимо нее, как и мимо креста отца своего Царя Алексея Михайловича, часто езжал Петр в Троицкую Лавру, в которой он, двукратно, во время стрелецких мятежей находил свое спасение, а также в Переяславль, на Плещеево озеро, где он строил флотилии из ботиков. В конце Земляного города, в приходах Троицы, на Листах, и св. Панкратия, проживали доблестные и верные Царю стрельцы полковника Сухарева, которые явились на по­мощь к Царю для защиты его от крамольной сестры царевны Софии и ее клевретов. И в вечную память про подданическую верность этих стрельцов, при самом въезде в большую Мещанскую слободу, Петр построил свою Сухареву башню.7

Он очень любил и часто навещал ее. Здесь поместил он свою первую Мореходную или Навигацкую школу, родоначальницу Петербургской Морской Акаде­мии. Здесь же помещалась адмиралтей-коллегия соста­влявшая чертежи для Азовского флота, строившегося вдали от моря, в придонской степи, на реке Вороне­же; тут же собиралось особое ученое общество Пет­ра I „Нептун» и жил его ученый сотрудник Яков Брюс,8 который с высоты Сухаревой Башни в телескоп наблюдал по ночам течение звезд, от чего он у жителей Мещанской и Стрелецкой слобод прослыл чернокнижником, на что наводил и его календарь с раз­ными предсказаниями. Совершенно понятно, что вблизи Сухаревой башни, на углу Большой Мещанской слобо­ды и Грохольской улицы, где отливались и пробовались пушки, Петр устроил аптекарский, ботанический, доны­не существующий, сад, в котором сам сажал деревья и рыл пруд. Нет ничего мудреного, что отсюда Петр хаживал в кружало, или, как тогда говорили, в австерию на речке Капле, чтобы там после работы подкрепиться чаркой вина.

При всех этих условиях становится совершенно понятным, почему Петр Великий принял близкое участие в горе Капельских прихожан, по случаю пожа­ра их приходской церкви и почему новая церковь строилась не по епархиальному, а по Царскому Указу и на сред­ства самой Царицы.

Судьбы войны побуждали царя с усердием отнестись к тому храму, в котором был придел Иоанна Воинственника.9 Его считал он своим особым покровителем. Вот яркое доказательство этого. Составитель исторического описания церкви св. Иоанна Воина на Яки­манка, архимандрит Григорий („ Русские Достопамятно­сти» Мартынова т. IV) говорит следующее: „В 1708 году, по словам стольника Желябужского, морозы бы­ли великие, многие на дорогах помирали, также и cнега были глубокие, а вода была великая на Москве; под каменный мост, под окошки подходила и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие потопила: у Ивана Воинственника за Москвой-рекой церковь Божию потопила, вновь святили». Во время вышеописанного разлива Москвы-реки, бывшего весной 1708 года, проезжал по Большой Якиманской улице Петр Великий и, увидев церковь Иоанна Воина кругом в воде и что к ней подезжают на лодке, спросил, как называют церковь? когда услышал: Иоанна Воинственного, громко сказал: „Это наш патрон (покровитель); скажите священнику, что желал Я бы видеть новый каменный храм на возвышении, у самой большой ули­цы; дам вкладу и привезу план“. И, действительно, через два месяца, – Петр приехал к церкви Иоанна Воинственника с планом в руках и, увидав, что для новой стройки уже привезен кирпич, вызвал на свои царские очи священника – настоятеля церкви, очень похвалил за усердие, велел ему принести церковную книгу для записывания пожертвований и, перекрестившись, написал в ней: „Даю вкладу триста рублей. Петр“. К освящению храма в 1717 году царь пожертвовал драгоценные золотые сосуды превосходной работы. Кро­ме того, в этой церкви он повесил на стене на массивной цепи тяжелую гирю „для усмирения вольнодумных и небогобоязливых людей, которые во время церковной службы стоять неблагопристойно “. Его же пожертвованием была и картина с надписью: „Аптека, врачующая грехи». Здесь с одной стороны изображены скупость, зависть, ненависть и прочие пороки, а с дру­гой – любовь к ближнему, благотворение, смирение и т. д.

Так чтил св. Иоанна Воина Петр Великий. И импе­ратрица Екатерина II следовала Петровскому примеру. В 1769 году, когда из Кронштадта отправилась на войну с Турцией эскадра, отданная впоследствии под начальство графа Алексея Григорьевича Орлова, Импе­ратрица принимала ближайшего начальника эскадры – адмирала Спиридова. Откланиваясь Государыне, буду­щей герой Чесмы, сказал: „Я немощен и не надеюсь на свои силы“. „Я дам тебе,“ сказала Екатерина, „сильный талисман» и, сняв со стены образ Иоанна Воина, благословила им его.... Блистательная победа оправдала благословение Царицы.

Стройка храма Пресвятой Троицы с приделом Иоанна Воинственника шла медленно: только через четыре года в 1712 году она окончилась, и состоялось освящение его, совершенное митрополитом Ставропольским Иоанникием. Такую медлительность, кроме того, что в то время каменщики со всех концов России были стянуты в Петербург для его обстройки, можно объяснить тем, что Царь и Царица, после полтавской победы и бегства в Tyрцию Карла XII отправились туда на войну, где их ожидало тяжелое поражение и едва не пленение (в 1711 году) на реке Пруте. Только благодаря само­пожертвованию супруги Царя Екатерины Алексеевны, Петру удалось избежать плена.10 По возвращении Царя из похода и завершилась постройка храма Троицы, на Капле.

Приход Капельский в начале ХVIII столетия был многолюднее соседних, напр., Трифоновского в Напруд­ной слободе:11 имел дворов более, чем ныне, имен­но 107, при чем преобладали зажиточные прихожане: ибо здесь был 71 двор лучших посадских людей и толь­ко 23 двора „молодчих людей». В приходе Капельском было 5 постоялых дворов. Мещанки Капель- ского прихода промышляли в то время плетеньем кружев и изготовлением теплых шапок (кружевниц и треушниц 5 дворов).

Из дел Синодального Казенного приказа 1723 года видно, что Капельская церковь в этом году снабдила Спасо-Преображенскую церковь в селе Тушине Престолом. По справке оказалось: „в новопостроенной церкви Живоначальныя Троицы, в Мещанской, близ Креста, прежде бывшей деревянной церкви престол, освященный в святом алтаре, милостию Божией храним стоит и поныне в излишестве». По определению Синодального приказа, тогдашний священник Троицкой церкви Никифор Иванов отпустил тот престол в село Тушино. О составе причта в это время по доку­ментам того времени значится следующее: священник Никифор Иванов 53 лет, у него сын Иван 22 лет, да дворовый человек, числящийся в Карабинном пол­ку Михайло Иванов 30 лет. Диакон Василий Федоров 64 лет. Дьячок Егор Зиновьев 55 лет. По­номарь Петр Васильев 52 лет. Церковь имела пол­ный причтовый комплект, и приход очевидно был в состоянии его содержать. Последующий составитель истории Троицкой, на Капельках, церкви наверное по­старается собрать сведения о всех священно-церковно-служителях и церковных старостах, бывших при каменном храме, со дня его основания до настоящего времени.

III

В царствование Императора Николая I-го, в девятнадцатом столетии, был устроен параллельно с древним приделом св. Иоанна Воинственника, при храме Живоначальной Троицы, новый придел в честь совре­менника и сотрудника Петра I – святителя Митрофана Воронежского. Святитель Митрофан родился в пределах Владимирской губ., в 1623 году; родители его были люди духовного звания. До сорока лет Митрофан прожил в миру, был женат и имел сына. Лишившись жены, святитель постригся в Золотниковской обители Успения Божией Матери, близ Суздаля, затем был избран игуменом в Яхремскую обитель. Через десять лет Митрофан был переведен в Унженскую оби­тель, основанную преподобным Макарием в Галичских пределах. При игумене Митрофане Унженская обитель приобрела большую известность и в стенах своих принимала знатных бояр; царь Феодор Алексеевич в знак своего уважения прислал в обитель драгоценную утварь.

В это время в Poccии сильно начал распростра­няться раскол: Царь Феодор, по совету патриаpxa, открыл несколько новых епархий, в том числе и Во­ронежскую. Епископом Воронежским назначили Митро­фана. По смерти царя Феодора Алексеевича, Митрофан присутствовал при венчании на царство его братьев царевичей Петра и Иоанна Алексеевичей и подавал венец патpиapxy для возложения на главу Петра. Присут­ствуя на соборе, собранном по делам раскола, Митрофан хорошо ознакомился с расколом и его учителями и выступил горячим их обличителем. Будучи епископом, Митрофан старался всячески быть полезным царю Петру I: собирал деньги на ратных людей и на флот. Во время сооружения флота в Воронеже, часто посещал рабочих и убеждал их работать скорее и лучше, – говорил о благотворности их деятельности для родины и Царя и призывал на них Божие благословение.

После поучений Митрофана, рабочие всегда усерднее исполняли свои обязанности. В 1696 году, во время Азовского похода, Митрофан из своих сбережений передал Петру шесть тысяч рублей; в 1700 году в Швед­скую войну четыре тысячи рублей и на жалованье вой­ску три тысячи рублей. Царь Петр ценил деятельность Митрофана, был ему благодарен и во время своих наездов в Воронеж всегда посещал его и советовался с ним. Только однажды дружба их поколебалась, но для того, чтобы еще больше окрепнуть. Царь для удоб­ства построил в Воронеже временный дворец и вхо­ды его украсил статуями языческих богов и богинь. Поселившись в этом дворце, Петр, по обыкновению, послал за святителем. Митрофан отправился пешком, но когда приблизившись увидел статуи и особен­но – Венеры, в обнаженном виде, вернулся обратно: его целомудренный взор, привыкший видеть только лики Господа, Богоматери и святых быль оскорблен. Царь видел, что Митрофан шел к нему и вернулся об­ратно, и послал за ним опять. Святитель не пошел и сказал послу: „доколе Государь не повелит низвер­гнуть идолов, видение которых служит соблазном для народа, не могу явиться но дворец пред его царския очи“. Государь разгневался, видя в этом ослушание Царской власти, и велел сказать Митрофану, что, если он не явится немедленно, будет предан казни, как поступивший против Царской воли. Святитель спо­койно отвечал послу: „мне еже жити Христос, а еже4 умрети – приобретение: тело мое в руках царских, и он властен умертвить оное, но на душу мою никакая власть человеческая не простирается. Есть Бог, могущий тело и душу за нечестие погубить в геенне; Того бо­юсь, страшнаго и отъемлющаго духи князей, страшнаго паче царей земных». Получив такой отказ, в котором видна была непреклонная готовность Святителя умереть за правое дело, Государь оставил свой гнев, и хотя не примирился со Святителем, но оста­вил мысль о его смертной казни.

Между тем, Святитель, зная, что грозный приговор Царя может исполниться, стал готовиться к смерти; он велел звонить в большой колокол ко все­нощному бдению в соборной церкви, чтобы помо­литься о грехах своих. Государь, услышав благо­вест, послал спросить Святителя, по какому случаю со­вершается праздничный звон (на другой день никакого праздника не было). Митрофан отвечал: „мне, как преступнику, словом царским изречена казнь смертная, и посему я, готовясь к смерти, спешу принесть Госпо­ду соборное с церковью о грехах моих моление, да явит мне Господь милость свою и дарует спасение». Государь поспешил успокоить Святителя и, уважая его пастырскую ревность и великодушие, повелел немед­ленно снять статуи. Благодарный Митрофан на другой день сам отправился к Царю и с тех пор дружба этих великих людей ничем не омрачалась. В 1703 году Митрофан скончался на глазах, пришедшего его на­вестить, Царя. Петр сам закрыл глаза Святителю. Погребение было четвертого декабря. Гроб хотело нес­ти духовенство, но Государь сказал, обращаясь к военным начальникам: „Стыдно будет нам, если мы не засвидетельствуем благодарности нашей сему благоде­тельному пастырю отданием ему последней чести; мы сами вынесем его тело». Опуская в могилу смертные останки бессмертного пастыря, Петр сказал: „не оста­лось уже у меня такого святого старца! Буди ему веч­ная память»! Эти слова заменяют всевозможные речи и похвалы, потому что сказаны Великим Монархом Земли Русской и заключают в себе истинную правду.

В 1832 году 6 августа были открыты мощи Святи­теля Митрофана. 200 лет со дня кончины Митрофана исполнилось в 1903 году.

IV

К Троице-Капельской церкви принадлежит часов­ня, стоящая на границе Трифоновского и Капельского приходов. Часовня деревянная, на каменных столбах, оштукатурена. В ней находится крест Царя Алексея Михайловича; он размером в сажень с четырьмя вершками, ширина его четыре верш­ка. В некоторых частях своих он поврежден гниением. Известный историк проф. И. М. Снегирев передает народное предание, что здесь, против села Напрудного, еще задолго до царствования Алексея Ми­хайловича, стоял такой же большой дубовый крест, как и перед обителью преподобного Сергия, на тамошней „поклонной“ горе. У этого креста бил ключ, здесь обыкновенно молился, умывался и отдыхал святой основатель Троицкой обители Преподобный Сергий на своих пеших хождениях в Москву. Быть может, из этого родника брала свое начало речка Капля, питавшая небольшое, у самой церкви, озерцо, полезное для богомольцев и считавшееся даже святым и целебным. Кресту, находящемуся в часовне, исполнилось в 1902 году 250 лет, потому что он был сооружен в 1652 году. Когда и кем по­строена часовня выяснить пока еще не удалось. Можно предполагать, что, по сооружении креста и с перенесением царской стоянки, бывшей раньше между Соколь­никами и Марьиной рощей, здесь был устроен над крестом шатер, впоследствии замененный часовней. Еже­годно 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господ­ня, к часовне пристраивается шатер, в который при­возятся московские святыни (иконы: Спасителя, Иверской Божией Матери и др.). После обедни в Троице-Капельском храме, духовенство идет крестным ходом к часовне, где совершается торжественный молебен с водоосвящением. По окончании молебна, крестный ход направляется вокруг всего Капельского прихода и воз­вращается в храм.12 Письменных данных о первоначальном обычае ходить крестным ходом в часовню не имеется. По преданию крестный ход совершается в благодарность Господу за избавление данной местности от холеры в сороковых годах прошлого века. Подобные местные крестные ходы совершаются в разное время во многих московских приходах. Есть предположение, что Троице-Капельский причт первоначально чтил крест­ным ходом и память сретения мощей Святителя Фи­липпа и впоследствии уже к нему было приурочено празднество в память избавления от холеры.

В описи церковного имущества Троицкой, на Капельках, церкви сохранилась записка, которую приводим полностью. „Церковь Живоначальныя Троицы, что на Капельках, каменная, холодная, с теплым приделом на правой стороне во имя св. Великомученика Иоанна Воина, после сгоревшей, прежде бывшей дере­вянной церкви, начата строиться от щедрот Государя Императора Петра Великаго, и мирским подаянием, 1708-го года, и освящена в 1712 году преосвященным Иоанникием, Митрополитом Ставропольским».

„В 1812 году, во время нашествия Наполеона, цер­ковь подверглась общему разорению; от пожара со­хранились церковная утварь и ризы, прежде скрытые бывшими священноцерковнослужителями в землю, в церкви и таким образом от неприятельского похище- ния остались целы.

„Колокольня, находившаяся на месте нынешней па­перти, и лежавшая одною стороною на церковной стене, по ветхости разобрана и заложена была новая, 1831 года июня 18 дня, в черте церковной ограды во второй Ме­щанской улице, а окончена построением с повешением на оную нового колокола в 215 пуд, в 1832 году. В том же 1832 году по ветхости разобран свод трапезы и вновь устроен, а на месте прежней коло­кольни приделана новая паперть. В том же 1832 году мая 3 дня, заложен на левой стороне теплый придел во имя Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца, а освящен в 1834 году декабря 9 дня, Его Высоко-Преосв. Филаретом, Митроп. Московск. В 1834 году июля 13 дня, по ветхости алтарь холодной церкви разобран и вновь заложен, а освящен 1839 года сентяб­ря 17 дня его Высоко-Преосвященством Филаретом, Митр. Москов. В числе икон особенно замечателен на­ходящейся в приделе Иоанна Воина образ во имя св. Великомученика Феодора Стратилата, вырезанный на белом камне, как значится в надписи на нем с ли­цевой стороны, лета ¨зрп февраля к; резал Стефан Заруцкий, а на задней стороне также написано, что сей образ блаженныя памяти Царя Феодора Алексеевича пожалован мастеру Феодору Кудрявому, – печнику.

„Еще других особенно примечательных икон и ве­щей в церкви не имеется.

„Церковная, каменная ограда вновь начата строиться 1842 года, а окончена 1845 года.

„К Троицкой, на Капельках, церкви издавна при­надлежит часовня, состоящая на первой Мещанской улице, в предместьи именуемом у Креста, деревянная, оштукатуренная, с каменными угловыми столбами; о первоначальном построении оной, записи при церкви не имеется, а в надписи на дубовом кресте, в ча­совне находящемся, говорится о сретении мощей святи­теля Филиппа Митрополита 1652 года июля 9 дня, и о том, что Преосвященный Варлаам, Митрополит Ростовский и Ярославский, не дошед восприятия мощей его, на сем месте преставися.

„Подана Благочинному, Адриановскому протоиерею и кавалеру Димитрию Петровичу Новскому 1851 года июня 1 дня».

***

Памятником царского храмоздательства служат в главном храме резные царские врата, украшенные короной. Из древних вещей заслуживаешь внимания Евангелие издания 1698 года и напрестольный крест, пожертвованный местным священником Иоанном Никифоровым в 1758 году. Из икон замечательна икона св. Феодора Стратилата (10 X 15 вер.) из известкового камня, расписанная кра­сками, пожалованная царем Феодором Алексеевичем Феодору Кудрявому – печнику, находится на стене колонны в приделе Иоанна Воина. В приделе св. Ми­трофана в отдельном иконостасе находится икона Грузинской Божией Матери, по преданно чудотворная. Рассказывают, что один Тамбовский купец был тяжко болен ногами, он очень усердно молился Божией Матери и однажды увидел сон: Божия Матерь, явившись ему, сказала, чтобы он ехал в Москву, там под коло­кольней церкви Троицы Капелек достал икону Гру­зинской Божией Матери яйцом и отслужил бы ей молебен. Купец исполнил все в точности и исцелился. Икона, 10 вер. на железе, имеет яйцеобразную форму и украшена сребро-золоченой ризой, и бриллиантовой брошью, на иконе два золотых креста.

По истечении почти 200 лет со дня основания каменного Троице-Капельского храма, приход его зна­чительно возрос, и в 1903 году Высокопреосвященный Митрополит Московский Владимир нашел возможным открыть при нем вторую священническую вакансию.

В настоящее время храм уже не может вместить желающих молиться в нем; особенно в большие праздники много народу стоит вне храма – вдоль его окон и дверей. Прихожане к предстоящему двухвековому юбилею храма решили его расширить. Нельзя от всей души не пожелать им успеха в их добром и благочестивом деле. Необходимо, чтобы план на постройку нового храма был выработан опытным архитектором, хорошо знакомым с постройками петровского времени: кроме превосходных петровских орнаментов на Арсенале, и Сухаревой башне, особенно следует обратить внимание на храм Иоанна Воина, на Якиманке, построенный Петром I год спустя после Капельского храма; храм этот построен в оригинальном стиле иностранными зодчими, приехавшими в это время, по зову Петра, в Москву.

Троице-Капелевским прихожанам и причту не сле­дуешь забывать своего Царственного храмоздателя и чтить память Царя Петра Алексеевича и супруги Его Екатерины Алексеевны торжественной панихидой о них.

Памятные дни Троице-Капельского прихода

Престольные и приходские праздники

Первопрестольный праздник – Пресвятой Живоначальной Троицы, в день св. Пятидесятницы, (в седь­мое воскресенье после Пасхи).

Престольный праздник в приделе св. Иоанна Воина – 30 июля.

Престольный праздник в приделе св. Митрофана, Епископа Воронежского, – 23 ноября.

Празднование Грузинской Божией Матери, – 22 ав­густа.

Празднование Животворящему Кресту Господню, – 14 сентября (совершается после ранней литургии крест­ный ход в часовню у Креста и торжественный в ней молебен в память избавления от холеры). Отсюда крест­ный ход двигается по всему приходу.

Дни поминовений

Рождение Царственного создателя храма Живоначальной Троицы Императора Петра Великого – 30 мая 1672 года.

Кончина храмоздателя – 28 января 1725 года.

Кончина храмоздательницы Императрицы Екатери­ны I-й – 6 мая 1727 года.

Освящение антиминса для новооснованного или каменного храма местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским – 30 октября 1708 года.

Посещение Капельского прихода, при встрече мощей Святителя Филиппа, Царем Алексеем Михайловичем – 9 июня 1652 года.

Кончина „Тишайшего» Царя 30 января 1676 года.

Молитва Ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, единосущная державо, всех благих вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щед­роты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаям внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред трисветлое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко, чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о, Пре­божественная Троице, с высоты святыя славы Твоея на нас многогрешных, и благое произволениe наше, вместо благих дел, приими, и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да, возненавидев всякий грех, в чи­стоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою, и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя твое. Аминь.

Молитва ко святому Иоанну Воину

О, преславный угодниче Христов Иоанне воинственниче, храбрый еси в ратех, врагом прогонитель и обидимым заступник, всем православным христианам великий заступниче и угодниче Христов, помяни нас грешных и недостойных рабов в бедах, скорбех и печалех, и во всяцей злей напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека защити нас: дана бо тебе благодать от Бога молитися за нас грешных, зле страждущих. Избави нас от обидящих нас, буди нам поборник крепок на вся видимые и невидимые враги наша: Благочестивейшему Самодержавнейшему Ве­ликому Государю нашему, Императору Николаю Алексан­дровичу на враги победу даруй, в бранех воинство его укрепляя: яко да твоею помощию и крепким предстательством и поборством посрамятся вси являющии ему и нам злая! О, великий поборниче, Иоанне воинственниче, не забуди нас грешных молящихся тебе и просящих твоея помощи и неоскудныя милости, и умоли о нас грешных и недостойных рабех получити нам от Бога неизреченная благая, яже уготована любящим Его. Ему же всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Блаженство евангельское возлюбив богомудре Иоанне, чистоту сердца девством почтил еси. Темже суету мира сего пренебрег, устремился еси зрети Бога, иже тя прослави чудесы во врачевании различне страждущих. Сего ради молим тя, проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления, и получения царства небеснаго.

Молитва Святителю и Чудотворцу Митрофану

О всехвальный святителю Христов и чудотворче Ми­трофане, приими cиe малое моление от нас грешных к тебе прибегающих! и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Хри­ста, яко да призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас: да подаст земли плодоносие, и вся яже на пользу настоящаго жития нашего потребная. Да дарует нам скончати житие cиe привременное в покаянии, и да сподобить нас грешных и недостойных небеснаго царствия своего, со всеми святыми славити его безконечное милосердие, со безначальным Его Отцем, и Сыном, и святым и животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь

Правило веры и образ кротости, словом и житием, пастве твоей, отче смиреномудре Митрофане, был еси, тем же во светлостех святых, солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаем, моли Христа Бога, Благочестивейшему Императору нашему Николаю Александровичу, всей державе Его, и граду своему в мире спастися.

* * *

1

Св. Филипп жил в XVI веке, при царе Иoaнне Грозном; происходил из рода бояр Колычевых. По желанию Иoaннa, был поставлен в митрополиты из игуменов Соловецкого монастыря. Филипп смело осуждал царя и злодейства опричников, за что был лишен сана и заточен в тверской Отрочь монастырь, где через несколько лет был задушен Малютой Скуратовым, (один из злейших опричников). Св. мощи его покоились в Соловецком монастыре.

2

Никон, в миpy Никита, был сын крестьянина Нижегородской области, жил в XVII веке и был приходским священником; лишив­шись детей, убедил жену пойти в монастырь и сам постригся в Анзерском скиту в Белом море. Здесь он стал вести строгую жизнь. Молва о нем скоро дошла до Москвы и царь Алексей Михайлович сделал его настоятелем Новоспасского монастыря. Затем был назначен Новгородским митрополитом и наконец по смерти патриарха Иосифа занял его место. При патриархе Никоне было предпринято исправление богослужебных книг и впервые появился раскол. За превышение власти был судим, лишен патриаршества и сослан в мо­настырь на Бело-озеро. Около 15 лет пробыл Никон в заточении. При царе Феодоре Алексеевиче Никону было позволено поселиться в любимом его Воскресенском монастыре, им самим построенном (Новый Иерусалим).

3

Божиею милостию, мы Великий Государь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Poccии Самодержец и отчич, и дедич и наследник, и обладатель „ Приписах Своею Царскою Самодержавною рукою.

4

«Материалы для истории Москвы», собранные И. Е. Забелиным. „1708 года октября 30 дня выданы два антиминса, по благословенной грамоте: в Мещанскую слободу, в новопостроенную церковь Живоначальныя Троицы, да в придел Николая чудотворца; взял антиминсы тоя ж церкви дьякон Василий Федоров“. В Геор. Словарь Щекатова ч. 4, стр. 464. „Живоначальвыя Троицы, что на Капельках в Мещанской, с приделом Иоанна Воина; до 1708 г. была деревянная построенная на отведенном от посольскаго приказа бывшем кружечном (кабак?) месте, а как оная в том году со всякою церковною утварью згорела, то в том же 1708 году по Указу Царскаго Величества по благословению Преосвященнаго Стефана митрополита Рязанскаго и Муромскаго начата строится каменная; а построена Всемилостивейшим пожалованием супруги Петра I-ro Екатерины Алексеевны. 1712 году освящена преосвященным Иоанникием митрополитом Ставропольским“.

5

В Троицкой, на Капельках, церкви сохранилась выписка, на­клеенная па внутренней стороне переплета одной из богослужебных книг (осталась одна крышка переплета): „Живоначальныя Троицы, что на Капельках, оная церковь прежде 1708 года была деревянная, по­строенная на отведенном от посольскаго приказа бывшем кружечном месте, а когда оная в том году волею Божиею сгорела со всякою церковною утварью, то в том же 1708 году по Указу Императорскаго Вели­чества, и по благословению преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, а по челобитью тоя церкви священника Никифора Иванова с причетники и с прихожаны, зачата строить на том погорелом месте церковь в то же имя, да придел во имя мученика Иоанна Воина, каменныя, а построены всемилостивейшим пожалованием Государя Императора Петра Великаго и супруги его Екатерины Алексеевны и Государя царевича и Великаго князя Алексея Петровича; а к тому и мирским подаянием, и в 1712 году по Указу Его Импера­торскаго Величества, и по благословению преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, та каменная церковь Живоначальныя Троицы и предел Иоанна Войственника освящены преосвященным митрополитом Иоанникием Ставропольским. Писал староста Унженской купец Иван Савин». Такая же надпись находилась на внутрен­ней стене храма, воспроизведенная И. М. Снегиревым.

6

Отсюда, вероятно, возникла в народе легенда, относящаяся к построению Троицкого, на Капельках, храма. Неподалеку от настоящего храма текла речка, тогда еще безымянная, через эту речку был перекинут мост, по которому проходила единственная дорога в Яро­славль и Переяславльское озеро. Около этого моста стояло кружало Ивана Лукича; Лукич собирал капли вина, остающиеся после гостей в склянках и продавал их снова, за что получил прозвание „Ка­пля”, и речка по нем стала называться Каплей. Царь Петр I проез- домь на Переяславское озеро и в Троицкую Лавру часто бывал в кружале„Капля», а может быть, работая на Сухаревой башне и в Ботаническом саду, забегал в часы отдыха выпить чарку водки для подкрепления сил. Узнав, что Иван Лукич скопил порядочный ка- питалец от продажи капель, Петр заставили его отдать этот капи­тал на построение каменного храма в честь Пресв. Троицы и Иоанна Воинственника (может быть капитал пожертвован был добровольно).

7

Сухарева башня была построена в царствование Иoaннa V-ro и Петра I-го. Башня построена на одной из высот города Москвы, на прежней ее границе у Земляного вала. Сретенская улица начиналась воротами в земляном городе; у этих ворот стояла часовня с древ- ним образом Николая чудотворца (сейчас находится у ворот башни). Здесь имел свое пребывание Сухарев полк, названный по имени своего полковника Лаврентия Сухарева (полк Сухарева охранял Петра во время Стрелецкого бунта и сопровождал в село Преображенское и в Cepгиeвy Лавру); по имени этого полковника построенная здесь башня стала называться Сухаревой. Здание его, план для коего начерчен самим Государем, состоит из 3 частей: ворот, над ними палат и осьмигранной башни, в четыре пояса, с четырьмя вокруг нее башенками; верх ее пирамидального шатра увенчан двуглавым орлом. В средине нижнего яруса проезд соединяет Сретенскую улицу с 1-й Мещанской. В толстых стенах про­езда железные крюки обозначают существование двух ворот. С лицевой стороны в нижнем ярусе четыре, а с обратной пять кружал, или глухих арок, которые, по-видимому, прежде были пролет­ными и проезжими. Над воротами палаты в два яруса: первый ярус под ними окружен крытой галереей, над которой с восточной и западной стороны двойные порталы с кокошниками; с восточной сто­роны в галерею ведет каменная лестница с рампом, в виде на­клонной плоскости, для втаскивания и спуска разных тяжестей. В этом ярусе находятся две обширный залы под сводами, разделенный кори­дорами, так же как и в третьем ярусе: до 1806 года здесь помеща­лось присутствие конторы Адмиралтейской коллегии, заготовлявшей материалы для Балтийского и Черноморского флотов. С 1829 года уст­роена в зале, посредством паровой машины, водохранилище из чугунных плит свинченных и спаянных. Оно вмещает в себе до семи тысяч ведер воды, которую, принимая в себя из водопровода Больших Мытищ, проводит через чугунные трубы в Московские бассейны и фонтаны для продовольствия жителей; вода же посреди бас­сейна бьет из металлического сосуда, осененного Российским гербом. Сухарева башня до сего времени остается замечательным произведением архитектуры, а во время Петра это ужо было чудо из чудес, и простой народ прозвал ее невестой Ивана Великого.

8

Яков Брюс известный ученый математик, составитель столетнего календаря. Предсказаниями Брюса мы пользуемся до сего времени.

9

Иоанн Воин был начальником военного отряда, сформирован­ного из Скифов (кои жили в пределах нынешней Poccии) в царствование Юлиана отступника, в IV веке. Этот Государь ненавидел христианскую веру и всеми мерами старался уничтожить ее. Однажды царь послал своих воинов под начальством Иоанна в одну область, где было много христиан. Иоанн, прибыв на место, стал тайно благодетельствовать христианам, будучи сам христианином; помогал им укрыться от преследований, снабжал их деньгами, пищей и одеждой. Враги об этом вскоре донесли Юлиану и царь потребовал Иоанна к себе, чтобы судить и казнить. Иoaнна после долгих пыток посадили в темницу, потому что Юлиана в Константинополе не было (он воевал с персами). Заточение Иоанна продолжалось несколько месяцев. Вдруг пришло известие, что Юлиан убит на войне. Приемник его был христианин. Он тотчас же освободил христиан из заточения, в том числе и Иоанна. Иоанн остаток жи­зни прожил в великой святости и чистоте, раздавая имущество бедным, посещая больных и скорбящих. Скончался в глубокой старости и причислен к лику святых. К числу его благодатных даров относят покровительство войску, отыскание похищенного, открытие воров и удержание слуг и рабов от бегства.

10

Господари Молдавский и Валахский изъявили желание отдаться под покровительство России и обещали помощь Петру против турок. Но эта обещанная помощь господарей едва не погубила Петра. Надеясь найти у них обильные запасы продовольствия, Петр не запасся в достаточном количестве своими и поспешил к Дунаю. Но на берегах Прута было получено известие, что турки находятся уже недалеко от русских, а господари изменили Петру и остались верны Султану. Петр хотел отступить, но было уже поздно, потому что турки окру­жили русских со всех сторон. Волнуемый мрачными мыслями Петр сидел в своем шатре и не знал на что решиться. В это время вошла к нему Императрица и подала мысль–предложить туркам мир, а для большего успеха послала все свои драгоценности в подарок визирю, подарки произвели желаемое действе. Визирь заключил мир, выгодный для Poccии, требуя уступки Азова и срытия некоторых укреплений при устьях Дона.

11

Приводим предание о построении Трифоновского храма. В древности московские князья и цари очень любили соколиную охоту и часто целыми поездами отправлялись на нее. Особенно часто соколиная охота происходила в Сокольниках и в Напрудной (на мокрую птицу) у Великого пруда. Существовал особый штат сокольников из знатных бояр, на их обязанности лежало беречь царских соколов. Однажды один сокольничий по имени Трифон упустил царского сокола (по одному преданию это было при Иоанне Грозном, по другому при царе Алексее Михайловиче). Царь разгневался на своего сокольничего и дал ему срок для отыскания пропавшего сокола, в противном случае грозил лишить жизни. В конце срока, данного царем, сокольничий, блуждая в Напрудной, горячо молил своего ангела св. вел. Трифона о помощи; утомившись он заснул, и во сне явился ему св. Трифон, указал место нахождения сокола и велел на месте своего явления построить храм во имя св. вел. Трифона. Это предание объясняет и изображение мученика Трифона на коне и с соколом в руках, (на греческих иконограф. изображениях Трифон пишется пешим и с крестом в руке).

12

Точно такой же крестный ход совершается 16-го августа из церкви св. Иоанна Предтечи, у Креста, к так называемой «Красной часовне».


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар, 1906.

Комментарии для сайта Cackle