К.И.

Что такое церковный староста? Опыт историко-критического исследования о происхождении и развитии института церковных старост в России

Источник

Предлагаемое мною исследование по вопросу, что такое церковный староста, имеет целью выяснить значение этой должности, так как в обществе существует не совсем точное представление о церковном старосте. Одни полагают, что церковный староста есть хозяин церкви, в роде хозяина дома, другие, напротив, думают, что под названием церковный староста разумеется должность почетная, в роде должности почетных членов разных благотворительных учреждений, в которых допускается замена личного труда определенными денежными взносами за право пользования некоторыми правами государственной службы.

До ХVIII-го столетия духовное начальство почти не вступалось в отношения прихожан к приходскому храму и не устанавливало никакого контроля над деньгами, собираемыми или жертвуемыми в пользу храма.

В некоторых приходах, пользовавшихся, в качестве земских общин, народным самоуправлением, избирались общинами из своей среды „добрые и пожиточные (т.е. состоятельные) люди“, люди „Бога боящиеся, – как говорилось в древнейших актах, относящихся к ХVІ и ХVІІ-му столетиям, – в церковные старосты, для заведывания церковным хозяйством, заключавшимся главным образом в земельных угодьях1. Но при каждой приходской церкви, или в каждом приходе церковных старост не было.

Первый шаг к тому, чтобы в каждой приходской церкви был церковный староста, сделан был митрополитом Стефаном Яворским (блюстителем патриаршего престола), который в 1705 г. дал указ священникам московских церквей, чтобы они „всякой к своей церкви выбирали добрых и пожиточных людей в старосты церковные, с тем, чтобы старосты вели приходо-расходные книги, делали бы в них точные записи прихода и расхода, расход же самый делали с воли и cовета приходских священников2.

Последовавшие затем два указа Петра В. об учреждении церковных старост относятся уже ко всем приходским церквам. Первым из этих указов, последовавшим 28 февраля 1718 г., было позволено: „у церквей попам своих домов не иметь и не продавать, а иметь оные на купленные сборные церковные деньги, – для чего быть у всякой церкви старостам».

Вторым указом, последовавшим 28 февраля 1721 г., воспретив частным лицам продавать восковые свечи, возжигаемые пред образами, Петр В. повелел: „учинить от Св. Правит, духовного Синода всенародное объявление, дабы при каждой церкви один был для продажи свеч приставник, потому что многие бывают при церквах продающие тыя, с получением не церкви, но себе прибытка, который не иному кому, но церковному имению приобщаться должен. А понеже церковные имения нищих имения суть, того ради, из оных определенною от церкви персоною получаемых денег построить везде при церквах богадельни, пребывания ради нищенствующих больных, которых там и кормить, по пропорции каждой церкви доходов, и потому учредить церковных старост, вероятия достойных, с обыкновенными всех приходских людей письменно заручными выборы. А продающим не от лица церкви свечи, но себе точно от сея церковные вещи прибыток получающим, учинить заказ, дабы они впредь свечей не продавали и в купечестве своем не содержали. А которые ныне у них приуготовленные к продаже свечи обретаются, и за те, заплатив им настоящую цену, отобрать к церквам по количеству ведомого каждого служителям употребления».

Из этого второго указа видно, что на церковных старост возлагалась новая обязанность: приняв в свое ведение свечную продажу, строить на доход от этой продажи богадельни и содержать оные на церковные деньги „по пропорции каждой церкви доходов”, а „не только единая продажа свеч», как сказано во всеподаннейшем докладе Св. Синода от 26 марта 1808 г.

Содержание указа митрополита Стефана Яворского и последовавших за этим указом двух указов Петра В. (1705 и 1721      г.) не оставляет никакого сомнения в том, что уже тогда сложилось понятие о церковном старосте, как об экономе, которому вверяется распоряжение деньгами, собираемыми с прихожан, для употребления на церковные потребности в широком смысле, т. е. и на содержание бедных, живущих в приходе.

Упомянутые выше указы митрополита Стефана Яворского и Петра В. не получили, однако, в свое время исполнения, в следствие напавшего уже тогда упадка церковно-общественной жизни. Но правительство, как бы не замечало этого явления, продолжало настаивать на учреждение церковных старост, понуждая к тому прихожан указами3.

Указом 25-го июня 1736 г. было строго подтверждено „учредить церковных старост, востребовав от прихожан добрых и вероятия достойных людей с надлежащими от тех приходских людей письменно заручными выборы некоснительно, и тем церковным старостам вручить сборы, бываемые в кошельки на церковное строение, также и свечную от церкви продажу, дабы они все то содержали в добром порядке с запиской”. Для записки велено учинить в каждой церкви особливые шнуровые тетради и по листам скрепить оные местным священно-церковно служителям.

Однако, и это строгое подтверждение не вызвало к бытию должности церковного старосты.

В 1743 г., когда по распоряжению духовного начальства приводилось в известность число старост в московских церквах, оказалось, что во всей Москве только при пяти церквах имеются старосты церковные, прочих же церквей священно-церковно-служители отозвались, что старост церковных не имеют или по малоприходству, или потому, что не из кого выбрать, и что деньги на церковное строение собираются в церквах церковниками и считаются, в редких, впрочем, церквах, прихожанами.

Такой ответ вызвал новое подтверждение избирать церковных старост в приходские церкви непременно по указам4.

Так прошло все ХѴІІІ-е столетие в бесплодных предписаниях. Кое-где были старосты, но повсеместное появление их произошло лишь в начале минувшего ХІХ-го столетия, когда должность церковного старосты была причислена к числу должностей, подлежащих обязательному прохождению по выборам городских и сельских обществ, с присвоением этой должности „отличных – по выражению Св. Синода – выгод».

Из синодального доклада от 26 марта 1808г., при котором поднесена была на Высочайшее усмотрение составленная тогда Св. Синодом Инструкция церковным старостам, усматривается следующее, что „хотя со стороны духовного начальства и обращаемо было тщательное внимание, чтобы при соборных и приходских церквах находились старостами люди, избранные самими прихожанами и заслуживающие доверия; но старания его по сему предмету не всегда имели желаемый успех по причине различных затруднений, при выборе в должность сию встречавшихся».

В удостоверение сего Св. Синод привел несколько примеров, на уважение ему представленных членом его Амвросием, митрополитом новгородским.

Встреченные в столь многолюдном городе, как Петербург, затруднения в избрании церковных старост привели Св. Синод, – как сказано в докладе, – „к основательному заключению, что определение к должности сей встречает несравненно большие неудобства в городах уездных, а наипаче в селениях». „Главные причины всех препятствий, в означенном выборе случающихся», Св. Синод усматривал в том, что „1) купцы и мещане, быв заняты торговлею, а поселяне земледелием и промыслами, и обязаны будучи несть притом, по выбору общества, разные службы, каждому из состояний сих свойственные, принуждены бывают, при всем усердии их к пользе церкви, уклоняться от должности церковного старосты, которая, кроме многих и немаловажных упражнений, требует почти вседновного пребывания его в церкви, во время священно- служения, и потому нередко отвлекает от исправления и собственных домашних дел, и 2) избираемые в должность сию не имеют в виду ни выгод во время отправления ея, каковые, по силе § 15 Городового положения и § 186 Учреждения об Императорской фамилии, присвоены другим должностям, в кои по выборам определяются, ни воздаяния за труды их, по окончании службы, каковое предназначено в § 281-м 20-й главы Высочайшего о губерниях учреждения» 5. „А как должность церковного старосты, по существу своему, не менее занимательна, и ревностное исполнение её не менее пользы приносит обществу, как и все (см. выноску) вышеозначенные общественные службы, то Св. Синод по сим уважительным причинам признает нужным предназначить некоторые награды церковным старостам, за отличные труды их, и званию сему присвоить такие же выгоды, какие присвоены должностям, по выборам отправляемым, дабы сими средствами побудить как прихожан к избранию в оную должность людей достойных, так и сих избранных в прохождению её с ревностью, прилежанием и бескорыстием».

По соображении всех сих обстоятельств, Св. Синод представлял на Высочайшее усмотрение нижеследующие предположения на изложенных началах, им составленные:

„1) В старосты церковные избирать прихожанам из числа их человека отличнейшего и достойнейшего, и тот, на кого падет жребий такого выбора, не должен уклоняться от принятия на себя сей должности, но обязан отправлять ее чрез три года (т. е. в течение 3-х лет)6.

2) Прохождение в должности сей считать наравне с прочими службами, в кои по выборам определяются, и, следовательно, –

3) Церковного старосту, доколе не исполнятся положенные три года, не определять ни в какие другие по выборам должности.

4) По прошествии трехлетия, старосту увольнять от должности, и ежели он исправлял ее ревностно, беспорочно и с похвалою, то таковому дать из консистории похвальный лист.

5) Кто в должности сей находясь три срока, хотя бы то было не сряду, избран будет на четвертое трехлетие, то о таковых, – ежели токмо от духовного начальства будет засвидетельствовано об учинении ими в течение сего времени значащего приращения церковных доходов, – представлять (Его) Императорскому Величеству, для награждения их медалями для ношения на шее 7.

Домы старост церковных, во все время отправления ими сей должности, освободить от постоя (кроме важнейших случаев), на том же самом основании, на коем изъяты от повинности сея бургомистры, ратманы и городские головы. Сельских же старост, ежели они будут из поселян, освободить от всех нарядов и работ, доколе они в должности сей пребывают».

От присвоения званию церковных старост сих выгод и от предназначения наград усердию, ревности и попечительности о пользе церкви, – по словам доклада, – „можно заключить со всею надежностью, что доходы церковные получат нарочитое приращение и в продолжение времени составятся значащие суммы».

Хранение этих сумм в церквах, и в особенности, кои находятся в городах и селениях, по недостатку сторожей, представлялось Св. Синоду „не безопасным от хищения и грабительства». Посему для сохранения церковных сумм Св. Синод избрал государственный заемный банк, Императорские воспитательные дома и приказы общественного презрения.

В заключение своего доклада Св. Синод испрашивал Высочайшего соизволения на донесение Его Императорскому Величеству о благотворительных пожертвованиях и приношениях, какие на пользу церкви будут делаемы.

17-го апреля 1808 г. последовал Именной Императора Александра І-го указ Св. Синоду следующего содержания: „Рассмотрев доклад Синода о сохранении и приращении церковной суммы, также о преимуществах старостам церковным, с приложенною Инструкцией, – все оное утверждаем, кроме статьи шестой о избавлении от постоя домов вышепомянутых старост».

Вследствие этого указа Св. Синод 11-го июня 1808 г. предписал: „Поскольку церковным старостам Всемилостивейше пожалованы отличные выгоды, то и сделать новый в церковные старосты выбор повсеместно», Составленная Инструкция церковным старостам заключала в себе 19 статей 8.

Одновременно с утверждением всеподданнейшего доклада Св. Синода о пожаловании церковным старостам „отличных выгод», состоялось, по представлению комиссии о духовных училищах, Высочайшее повеление, которым подтверждалась забытая пред тем церковная привилегия на продажу церковных восковых свечей, с тем, однако, чтобы весь доход от продажи в церквах восковых свечей обращаем был не на постройку и содержание богаделен, а исключительно на содержание духовно-учебных заведений. На эту статью дохода, т. е. на продажу в церквах свечей, Св. Синод обратил особенное внимание епархиального начальства. Консисториям вменялось в обязанность подробно рассматривать поступающие ведомости о сборе за проданные свечи и, если где окажется ущерб в доходе против прежнего времени, открывать причины сего упадка, и виновных в небрежении, беспорядке или злоупотреблении подвергать суду; тех же священно-служителей и старост, которые будут содействовать возвышению (свечных) доходов, поощрять одобрением, представляя о них Св. Синоду (ст. 147 Устава духовных консисторий, отмененная в 1870 г.).

Установлением, в начале ХІХ-го столетия, „отличных выгод» для церковных старост Св. Синоду удалось, наконец, после целого ряда бесплодных предписаний в течение предшествовавшего ХѴІІІ-го столетия, вызвать к бытию должность церковного старосты, другими словами – привлечь охотников быть церковными старостами, не смотря на то, что Инструкция придала этой должности весьма двусмысленное положение. Названные поверенными прихожан для хранения и употребления церковных денег и вообще для сохранения всякого церковного имущества, они поставлены были в полное подчинение церковному причту, без согласия которого не могли даже поручить кому-либо продажу свеч. С другой стороны, несмотря на свою зависимость от принтов, сами старосты уполномочены были следить за причтом, чтобы причт не продавал восковых церковных свечей, а из лесных дач, где таковые в приходах имеются, употреблял лес на свои токмо нужды, а не на произведение какого-либо торга. Двусмысленность положения церковных старост особенно ярко выразилась в двойственности целей, достижение которых вменялось им в обязанность духовным начальством, – попечение о храме и продажа свечей, но не в пользу приходского храма, а для целей, имеющих общегосударственное значение, именно на содержание духовно-учебных заведений. Наконец правила Инструкции по ведению приходо-расходных книг требовали известной степени образования, без которого ни самому вести эти книги, ни наблюдать за ведением их другими невозможно, между тем как даже знание грамоты не было для старост обязательно, как не обязательно оно и ныне, несмотря на то, что со времени издания первой Инструкции прошло около 84-х лет.

Многопредметность Инструкции церковным старостам и двусмысленное значение этой должности не устрашали, однако, лиц, желавших воспользоваться присвоенными этой должности выгодами, тем более, что и самые выгоды эти были впоследствии значительно увеличены; так, напр., церковные старосты были освобождены от телесных наказаний, принадлежащие им дома,–в нем прежде было отказано,–освобождены от постоя, признано за ними право на получение жалованья, по усмотрению приходских общин 9 , и наконец присвоено им право ношения форменной одежды, установленной для низших чинов духовного православного ведомства, именно мундиров X (в уездных городах), и IX (в столицах и губернских городах), но без фуражки и треугольной шляпы, а для крестьян – форменных кафтанов и картузов, по образцу форменной одежды, присвоенной хоругвеносцам некоторых московских церквей10.

Но, обеспечив себя достаточным числом лиц, именуемых церковными старостами, духовное начальство никак не могло сделать их послушными изданной для них Инструкции и внушить им, что они вовсе не хозяева церквей, как большинство старост о себе думало, но лица, подчиненные во всех своих действиях церковному причту. Инструкцию церковные старосты не только не исполняли, но даже едва ли все и знали о существовании ее, как можно судить по некоторым распоряжениям епархиальных начальств, требовавших, чтобы священники, как можно чаще прочитывали эту инструкцию старостам церквей, в особенности неграмотным.

Почему церковные старосты не исполняли Инструкции, хотя бы и знали ее, вопрос весьма сложный, но нельзя упускать из виду, что едва ли не в самой Инструкции заключалась главная причина неисполнения ее: в 1-х, она составлена для людей из так называемого простонародья, совсем незнакомого с порядками канцелярской службы и даже неграмотного; во

2-х, Инструкция эта предъявляет к старосте церкви такие требования, какие не предъявляются ни к одному чиновнику, – так как с должностью церковного старосты сопряжены самые разнородные обязанности: эконома, казначея, бухгалтера и даже полицейские, и в 3-х, Инструкция не указывает, каким способом могли бы быть удовлетворяемы потребности самой церкви (храма), если бы, за отдачею всего свечного сбора в духовно-учебное управление, сама церковь нуждалась в деньгах. Последний вопрос разрешен самими старостами и принтами, хотя и незаконно.

В 1863 г. митрополит московский Филарет писал Св. Синоду: „известно и прискорбно то, что в церквах не вся свечная прибыль показывается и представляется начальству, и вероятно в большей части церквей большая половина оной переходит в кошельковую сумму; но священник, зная сию неверность церковных старост пред законом, принужден терпеть ее, потому что без сего многие церкви не могли бы удовлетворять своим потребностям, а также и потому, что неудобно преследовать за сие старост, и при таком преследовании не нашли бы желающих принимать должность церковных старост».

Вслед за этим письмом обнаружено было, что не только церковные старосты, но и само духовенство не чуждалось образования негласных сумм.

В 1864 г. смоленский епископ Антоний циркулярно обращался ко всему духовенству своей епархии с убедительной просьбой: не образовывать негласных сумм, употреблявшихся без всякого контроля, и не утаивать церковно-свечных доходов, а показывать их правдиво и высылать сполна начальству, которое позаботится на эти средства устроить материальную часть духовно-учебных заведений, обнищавших по всей России.

Несмотря, однако, на вошедшее почти повсеместно в практику удержание части свечного сбора на нужды храмов, иногда, впрочем, своеобразно понимаемые старостами, духовное начальство, при посредстве церковных старост, получало все-таки значительные суммы от свечного сбора. По официальным сведениям за 1868 г. свечной сбор за тот год сдан был духовно-учебному управлению в сумме 1.241,450 р.

В 1870 г., взамен обычного сбора на потребности духовно-учебных заведений, Св. Синодом постановлено взимать определенное количество процентов со всех церковных доходов: кружечных, кошельковых и свечных, с тем однако, чтобы этот процентный сбор в общей сумме со всех епархий составлял не менее всего свечного сбора, полученного в 1868 г.

Ныне этот процентный сбор в большей части епархий простирается до 25%, а в с.-петербургской достиг, если не ошибаюсь, до 49% и составляет в общей цифре около 1 м. 700 т. р. (по смете Св. Синода на 1901 г. 1.682.124 р.). Кроме процентного сбора на потребности духовно-учебных заведений, духовное начальство признало необходимым установить еще целый ряд сборов на различные потребности епархиальные и обще – церковные; так напр. по с.-петербургской епархии существуют еще следующие специальные сборы на епархиальные потребности: а) на Александро-невский дом призрения бедных духовного звания и Исидоровское епархиальное женское училище 4 1/2 % с чистой свечной прибыли по приходу 1887 г., б) на школы духовного ведомства, учрежденные правительством при церквах епархиального ведомства, под названием „ церковно-приходских”, 1% с валового дохода за предшествующий взносу год, в среднем выводе за 6 лет, в) на лечение бедных духовного звания 1% с половины кружечно-кошелькового дохода, за предшествующий взносу год в среднем вывод за 6 дет, г) на Александро-невское духовное училище, в размере, определяемом на съездах духовенства, и д) в эмеритальную кассу духовенства с.-петербургской епархии 3% по расчету среднего вывода церковных доходов за последнее 10-ти-летие. Все эти разнообразные сборы с церквей, установленные по распоряжению духовного начальства, вытекают, конечно, из того соображения, что каждая церковь, продавая свечи по ценам, значительно возвышенным против стоимости их на заводах, тем самым приобретает такие денежные способы, которых достаточно и на самую церковь и на те потребности по духовному ведомству, удовлетворение коих ведомство это признает обязательным для церквей епархиального ведомства.

Поэтому понятно стремление духовного начальства к выяснению точных размеров поступления церковных доходов и ограждения их от негласных расходов. Для достижения этой цели, духовное начальство признавало нужным поставить церковных старост в полную от него зависимость; но сами церковные старосты вовсе не были расположены, да и не могли стать в положение консисторских чиновников.

По словам заметки, помещенной в „Церковных Ведомостях» за 1898 г., вопрос о церковном хозяйстве и в частности о церковных старостах составляет и ныне „отчасти такую же злобу дня», как было это в ХVIII-м столетии, когда поступали в Синод жалобы на расхищение церковных денег церковными старостами.

Теперь, cпустя почти два столетия со времени означенных жалоб, таких церковных старост, какими они изображены в упомянутой заметке, нет и быть не может по изменившимся условиям общественной жизни, но никто из лиц, более или менее знакомых с церковно-хозяйственной практикой, не решится утверждать, что утайка церковных доходов, или, употребляя не столь резкое выражение образование, „негласных сумм“ и бесконтрольное распоряжение оными, отошло уже в область исторических, давно минувших, фактов.

В этом, несомненно, убеждает происхождение новой Инструкции церковным старостам, изданной, (спустя 82 г. после первой), 12-го июня 1890 г. Цель издания новой Инструкции – обеспечить „правильный учет церковных доходов и расходов». С этою целью установлена для церковных старост 11) присяга или клятвенное обещание в исполнении Инструкции.

Той же цели должно служить учреждение 2-х представителей прихожан, для ежемесячного освидетельствования прихода и расхода церковных сумм. Эти представители должны заменять „почетнейших прихожан», которым, по прежней Инструкции 1808 г., предоставлялось участие в упомянутом освидетельствовании, „буде они от того не отрекутся». О дне и часе высыпки денег из кружек и ящиков и свидетельства прихода и расхода представители прихожан должны быть заблаговременно извещаемы причтом (§ 43), но в случае неявки одного или обоих представителей прихожан к свидетельству прихода и расхода, таковое (так же, как и прежде, в случае отречения „почетнейших прихожан») не останавливается, но о неявке представителей должна быть каждый раз делаема отметка в приходо-расходной книге (§ 46).

Епархиальному архиерею „Инструкция» предоставляет входить установленным порядком о награждении как церковных старост, так и представителей прихожан, за особые труды и попечение о приращении церковных доходов, а равно за содействие к благоустройству приходского храма и к изысканию средств для обеспечения местного причта помещением и содержанием (§ 57).

Церковный староста, уклоняющийся от исполнения правил Инструкции и требований епархиального начальства, в случае безуспешности увещания, увольняется от должности по определению консистории, утвержденному епархиальным архиереем (§ 58).

Новая „Инструкция» отличается от прежней особенно еще и тем, что право выбора церковных старост предоставляется не всем членам прихода, но только тем из них, которые имеют право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества, или в собраниях дворянства (§ 8).

Та же „Инструкция” содержит указание, что старосты определяются ко всем вообще церквам, как приходским, так и бесприходным (§§ 3 и 18).

К приходским церквам епархиального ведомства старосты избираются, как сказано уже, той частью прихожан, которые имеют право участвовать в сословных собраниях; к церквам, не имеющим приходов, но состоящим в епархиальном же ведомстве,– городскими думами, а к церквам не епархиального ведомства, которые считаются не приходскими -начальством учреждений, в которых церкви устроены, но все вообще старосты утверждаются в этой должности епархиальным архиереем.

Что же касается самого состава обязанностей церковных старост, то новая Инструкция почти ничем не отличается от прежней, как это видно из содержания § 22, в котором изображено: на церковного старосту возлагается: 1) сбор денег в церковный кошелек 12) и кружку, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений, поступающих в церковь, получение доходов от отдачи в наем оброчных статей, а равно процентов с церковных капиталов, платы за венчики, разрешительные молитвы, погребальные принадлежности, места для могил и проч.; 2) продажа восковых свечей и огарков; 3) покупка, по указанию причта, всего необходимого для церкви: церковного вина, просфор, восковых свечей, ладана, деревянного масла, богослужебных книг н духовно-нравственных изданий для пополнения церковной библиотеки и т. п. предметов; 4) ведение приходо-расходных книг, которое, в случае неграмотности старосты, возлагается на одного из членов причта; 5) поддержание в исправности, обновление и пополнение ризницы и церковной утвари; 6) ближайшее наблюдение за исправным состоянием иконостаса, лампад, подсвечников и т. п., а также за исправным состоянием церковных зданий, оград, погостов, кладбищ и памятников; 7) надзор за отоплением, освещением и чистотой церкви, исправностью сторожей и других служителей при церкви; 8) присмотр за домами, приобретенными церковным иждивением или иным способом поступившими в собственность церкви, как для помещения принта, так и для извлечения дохода в пользу церкви, а также лесными дачами, где таковые имеются, с тем, чтобы вырубка из оных леса была производима исключительно для удовлетворения нужд церкви, а не для продажи; 9) наблюдение за тем, чтобы в пределах прихода не происходило противозаконной продажи церковных восковых свечей, и 10) наблюдение за сохранением богомольцами тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне её – во время крестных хождений.

Из всего вышеизложенного оказывается, что под названием „церковный староста” разумеется должностное лицо, определяемое епархиальным начальством ко всякой церкви, безразлично, будет ли она приходская, или не приходская. На эту должность определяются преимущественно купцы, мещане и крестьяне. Должность эта, не смотря на то, что от лиц, назначаемых на оную, не требуется никакого образования, ни даже знания грамоты, – для выполнения всех сопряженных с нею обязанностей требует массы времени, труда и разносторонних способностей. Учреждение этой должности создано искусственным образом, оно вызвано к бытию особыми выгодами, имеющими относительную привлекательность для тех общественных классов, из которых преимущественно избираются старосты, т.е. из купцов (не знатных), мещан и крестьян. Учреждение это никого не удовлетворило: ни общества, которое стоит в стороне от деятельности церковного старосты и даже не знает, какой именно смысл заключается в этом названии, – ни начальства, которое не может добиться точных сведений о церковных доходах, – ни наконец, самих старост, которые тяготятся данной им инструкцией, которую они не исполняли, да едва ли когда и будут исполнять, несмотря на установленную для них присягу.

Между тем сами „приходы” уже со второй половины минувшего ХІХ-го столетия представляют совершенно иную картину против того, что было в ХVІІІ-м столетии, когда духовное начальство тщетно добивалось того, чтобы прихожане вели церковное хозяйство чрез своих старост. Хотя и теперь еще наши приходы не имеют общественной организации, даже не все члены прихода признаются новою Инструкцией граждански-равноправными, тем не менее прихожане каждой церкви не представляют уже из себя той индифферентной бесформенной массы по отношению к церковно-общественным вопросам, какою они были в ХVІІІ-м и в первой половине ХІХ-го столетия.

По инициативе лучших представителей духовенства во многих приходах, а в столицах, кажется, при всех, образовались общества вспоможения бедным, устроились и устраиваются на средства прихожан, богадельни, школы (независимо от школ, устраиваемых начальством), и все это делается не по предписаниям начальства, но по глубокому сознанию, что „ приход“ в христианском значении этого олова должен стремиться выйти из того положения, в котором он, в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств оставался прежде, составляя лишь простую группу обывательских дворов п домов, приписанных, по распоряжению епархиального начальства, к той пли другой церкви, без всякого между собою единения обитателей этих дворов и домов.

На встречу такому настроению приходов пошло и духовное начальство. В 1864 г. разрешено устройство приходских попечительств из лучших людей прихода, готовых послужить церкви не из личных житейских расчетов, но по чувству усердия к храму и любви к ближнему.

В виду несомненных признаков возбуждения приходской самодеятельности, казалось бы своевременным и для духовного начальства не безразличным подвергнуть коренному пересмотру инструкцию церковным старостам, при чем и самое название её изменить, по существу её содержания, в Положение о церковных старостах 13.

Во всяком случае необходимо иметь в виду, 1) что попечительства приняли на себя такие великие задачи по отношению к храму и приходу, какие ни один казенный староста, значительно устаревшего уже типа, выполнить не может, и 2) что „обеспечение правильного учета церковных доходов и расходов», т. е. та цель, которую преследует новая, изданная в 1890 г., Инструкция, едва ли когда может быть достигнута, без отделения свечной продажи от обязанностей церковного старосты, так как эта операция вовсе не входит в понятие попечения о храме, хотя если правильно будет организована и поставлена под контроль либо старосты, либо попечительства, либо представителей прихожан, несомненно должна принести пользу и храму, и приходу, и духовному начальству.

В заключение остается сказать несколько слов о существующем ныне контроле 14 над действиями причтов и старост, в лице представителей прихожан. Контроль этот имеет право удостоверяться в правильности распоряжений принтов п старост по исполнению этих распоряжений, но не лучше ли было бы в интересах дела разрешить контролю предупреждать могущие быть неправильными действия, чем их открывать в совершившихся уже фактах? Обращу внимание еще на следующее обстоятельство: все церковные доходы должны быть, по буквальному смыслу Инструкции, опускаемы в ящики, из которых подлежат высыпке и записке в шнуровые книги на приход раз в месяц. При высыпке денег, каким образом представители прихожан могут удостоверяться, что в ящиках находится именно то количество денег, какое в них должно быть, без всякой утайки? На этот важный вопрос Инструкция не дает никакого ответа.

Извлечено из „Церковного Вестника“ за 1902 г

* * *

1

Папков, „Древнерусский приход», 1897 т. стр. 14.

2

Суворов, Курс ц. права, 1889 г., т. 1, стр. 192.

3

Суворов, Курс ц. права, 1889, ч. 1, стр. 193.

4

ІІолн. Собр. Зак. 1836 г. № 6991.

5

Узаконения сии суть следующего содержания: 1) из Го­родового положения: „По окончании службы старост, судей словесного суда, ратманов и бургомистров, буде справедливо­стью и добропорядочными поступками то заслужили, дать старо­стам и судьям словесного суда от городовых дел, а рат­манам и бургомистрам от общества похвальный лист. Когда же лист получат, тогда иметь им в городском обществе, после бывших в магистрате людей, первое место; бургоми­стров же отличать названием степенных, и в другие нижние службы их не выбирать, 2) из Учреждения об Императорской фамилии: „Приказные, выборные, приказные старосты, писари и сельские выборные, в разсуждении, что время свое обязаны употребить на общественную пользу, награждением себе иметь должны; получать от общества приказный выборный по 20-ти р;, староста и писарь по 15-ти р., а сельский и деревенский выборный по 10-ти рублей, и освобождаются притом от всех нарядов и работ, 3) из Городового положения: „Дом, в котором живет бургомистр, ратман и городский глава (кроме самых нужнейших случаев), свободны суть от постоя“.

6

По Инструкции 1890 г., принятие должности церковного старосты для избранного необязательно.

7

В 1831 г., по поводу представления к награждению медалью церковного старосты из прапорщиков гвардии, комитет мини­стров признал неприличным награждать его медалью. Взамен медали, для таких лиц предполагалось учредить особый золотой крест, для ношения в петлице, каковой был уже пред­ставлен на Высочайшее утверждение, но Государю Императору благоугодно было повелеть: „благородным лицам жаловать медаль же, но не для ношения.

8

По своему содержанию эта Инструкция во многом сходна с Инструкцией церковным старостам 1890 г.

9

Интересный случай относительно жалованья церковному старосте представляет дело Мельникова, решенное Св. Синодом в 1726 г. „Купецкий человек» Мельников был старостою в Троицком (в С.-Петербурге) соборе с 1714 г. За прохождение этой должности ему положено было, по договору, от купечества жалованье, которого он получал от 30 до 50 р. Но с октября 1720 г. „подмога» прекратилась. На просьбу Мельникова о про­должении выдачи ему означенного жалованья или, в случае от­каза, об увольнении его от должности старосты, магистрат отвечал отказом, „чтобы не причинить тягости купечеству». Св. Синод, имея в виду, что Мельников проходил должность церковного старосты честно и не был связан торговлею, по­слал магистрату указ о продолжении Мельникову подмоги от купечества по прежнему договору. Но магистрат отказал и Синоду, ссылаясь на свою обязанность охранять интересы купе­чества и на состоявшиеся указы, освобождающие купцов Гостиного двора от выборов в счетчики и в службу. Тогда Св, Си­нод предположил доложить о возникшем затруднении Государю, „улуча его в Троицком соборе», а между тем Мельникову велено продолжать исправление своей должности. Было пи доло­жено Государю о Мельникове – неизвестно, но дело это в 1726 г. рассматривалось в Сенате, который решил его согласно с магистратом. Тогда Св. Синод предписал троицкому протоиерею синодальному ассесору Іоанну Семенову выдать Мельникову жалованье за прошлые годы, за которые он не получил, из денег, какие есть в соборе, и на будущее время выдавать ему жалованье из церковных же доходов, а если будет не из чего, то уволить его от должности.

10

В высшей степени любопытное и курьезное дело пред­ставляет случай, бывший с мещанином Киркиным, состояв­шим церковным старостою Крестовоздвиженской церкви в гор. Боровске. Киркин обзавелся классным мундиром и при­надлежащими к нему треугольной шляпой, шпагой и формен­ной фуражкой духовного ведомства с кокардой, но полиция гор. Боровска нашла, что форменную фуражку он не имеет права носить и предала его, с своим актом, чрез судебного следователя, калужскому окружному суду. Хотя суд следствие прекратил, тем не менее епархиальное начальство с своей стороны совершенно воспретило Киркину носить фуражку с ко­кардой. По жалобе Киркина, дело это рассматривалось в Пр. Сенате, из постановления которого, состоявшегося в 1878 г. и напечатанного в „Церковном Вестнике», видно, что церковные старосты, не имеющие действительного (?) чина, не имеют права, при мундире и без оного, носить какой-либо головной убор, присвоенный лишь классным чиновникам и канцелярским служителям из дворян, равным образом и носить мундир, вне указанных в законе дней и случаев.

11

О приводе церковных старост к присяге уже давно был возбужден вопрос. Еще в 1848 г. Св. Синод, по пред­ставлении вятского преосвященного, определил, что присяга для церковных старост обязательна, как и для других подобных должностей по городским и сельским обществам; но это опре­деление в свое время не было объявлено по всем епархиям

12

Ныне кошелек почти нигде не употребляется и заменен сбором на блюдо, иногда с надписью: „на украшение храма“.

13

Кроме синодальной Инструкции церковным старостам церкви епархиального ведомства, существуют особые о церков­ном хозяйстве постановления для церквей других ведомств. Постановления эти следующие: 1) Положение, одобренное Св. Си­нодом о церковном старосте и церковных суммах по военно-­учебным заведениям, Высочайше утвержденное 30 июня 1853 г., 2) Высочайше утвержденное 9 июня 1856 г. Положение о церков­ном старосте и церковных суммах по заведениям, подведом­ственным Опекунскому совету, 3) Высочайше утвержденное 12 июня 1890 г. Положение об управлении церквами и духовен­ством военного и морского ведомств и 4) Высочайше утвер­жденные 16 мая 1898 г. Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства.

14

Разъяснительное постановление Св. Синода 9 октября – 9 ноя­бря 1892 г. № 2586 о правах и обязанностях представителей от прихожан.


Источник: Что такое церковный староста? : Опыт ист.-крит. исслед. о происхождении и развитии Ин-та церков. старост в России / К.И. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1902. - 23 с.

Комментарии для сайта Cackle