На Благовещение Пресвятой Богородицы

Источник

Воспразднуем сегодня праздник царственных тайн. Вся тварь радуется вкупе. Звезды небесные направляли спешивших на торжество, земля в лице пастырей спешила на поклонение. Исаия быстрым ходом пророчества шествовал, чтобы показать торжествующим Деву. Иеремия, хотя и отказываясь, все же шествовал, показывая самого Господа этого торжества и говоря: «Сей Бог наш» (Вар. 3:36). Захария спешил, неся торжествующим радость, объявляя повеление о Господнем пришествии и говоря: «Радуйся... дщи Сионя... се, Царь твой грядет тебе... кроток... всед на подъяремника и жребца юна» (Зах. 9:9). Мария и Иосиф положили в яслях драгоценную жемчужину. Волхвы, увидев и изумившись красоте Младенца, поведали о Нем Ироду, как достойном царе; он же, услышав и с хитростью скрыв смертоносное поклонение, старался увидеть эту жемчужину, но так как был недостоин, то не получил желаемого, и как осмеянный, недоумевал, что ему делать. Бесплотные ангелы, ликуя на этом торжестве, говорили: «слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк. 2:14). О, странное и дивное чудо! Всякий язык превосходит предмет праздника, чтобы восхвалить Марию, к которой посланный ангел взывал: «радуйся, благодатная: Господь с тобою» (Лк. 1:28). Она же в трепете, смущенным оком глядела на говорившего, и изумляясь видению, обсуждала в уме своем сказанные слова и что значит это приветствие, говоря: о, странник, странным голосом странное говоришь ты. Или ты не знаешь обычая приветствующих, или испытываешь меня, легко ли мной овладеть? «Радуйся» – говорят все приветствующие, но «благодатная» – странно, особенно для тех, кто обещается вместе с благочестием хранить и чистоту. Поэтому с суровым лицом и гневным взором, грозно обратившись к говорившему, она изгоняла его словами: уйди, уйди, человек, с порога моего; так ли ты, входя, начал? Ты не угоден мне, хотя бы и думал иначе. Ты хочешь увлечь меня, как Еву, матерь рода человеческого; не победить тебе красоты лица моего, ни чувства долга, которое имею я к бедному жениху моему. Беги из дома моего, прежде чем пришел старец; оставь это место, чтобы не обвинил тебя этот старец, потому что ревнив он. Лучше тебе удалиться, потому что если он увидит, что ты говоришь со мной и обещаешь мне то, что невозможно для человеческой природы, то и себе самому причинит зло и мне скорбь и слезы. Но ангел неустрашимо говорил: «радуйся, благодатная». Увидя его настойчивость, Дева прислушалась к словам, желая точнее узнать цель говорившего, и после этого, слыша «радуйся, благодатная», приняла это приветствие. Ангел же присовокупляет: «Господь с тобою». Лишь только Дева услышала – «Господ с тобою», тотчас позвала говорившего внутрь. Ты говорит, принёс с собой Господа – войди внутрь и скорее поведай, зачем явился. И ангел сказал ей: се, «зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Еммануил. Сей будет велий» (Лк. 1:31, 32), Бог сильный, князь мира, властитель, Отец будущего века. И Дева отвечает: нет еще ни брака, нет ни брачного чертога, и уже рождение? Ты не знаешь, что делаешь. Если тебе, как страннику, что-нибудь нужно, то возьми и иди, а не предрекай некстати того, чего не знаешь. Во всяком случае, если я и зачну сына, то непременно от Иосифа. Тогда ангел говорит: не обманываю тебя: «Сей будет велий». Каким же образом велик? отвечает Дева: обручник мой беден, и я крайне бедна; имущества у меня нет, денег мы не имеем, родом не знатны и, сверх того, нас заставляют идти на перепись. Конечно, как плательщик подати, он заплатит дидрахму, а ты говоришь: будет велик. Перестань, перестань давать такие обещания. Но ангел в ответ: ты не веришь меньшему, – прийми же, хотя бы и не хотела, большее: «Сын Вышняго наречется». И Дева: уйди же из дома моего, чтобы не услышал Иосиф и не объявил священникам и, как лишаемый супружества, не отсек секирой шеи твоей, потому что ты говоришь со мной на пороге обители моей. Ты обещаешь принести мне жениха с неба? Но какое же небесное существо расположено к браку? Все небесные существа суть бестелесные духи; как же бестелесное соединится с телесным? Из тела и бестелесного Сын Вышнего наречется. Откуда же, спрашивает Дева, будет иметь отца имеющий родиться, как ты говоришь, от меня? В том и заключается, Дева, – отвечает ангел, – величайшее чудо, что ты не познаешь мужа и родишь Того, о Ком я говорю, и дитя не окажется сиротой; Оно изойдет из утробы твоей, не повредив затворов, и ты не утратишь девства, вскормишь рожденного тобой, и на руках своих будешь носить младенца, и узришь Его сидящего на херувимах. Этому рожденному тобой «даст Господь Бог престол Давида отца его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца» (Лк. 1:32, 33). И Дева к нему: против воли ты впал в противоречие. Уста твои обвиняют тебя и речь твоя обличает тебя. Незадолго перед тем ты говорил: «Сын Вышняго наречется» рождаемый, а теперь говоришь уже: Сын Давидов. Что значит эта речь? То ты хочешь возвести мой ум к небесам, то низвести опять на землю. Какому же слову верить мне? Первому или второму? Ведь ты говоришь: «даст Господь Ему престол Давида отца его и царству его не будет конца». Ни один царь не был бессмертным, никто не избежал общего конца; над всеми владычествует и всех постигает смерть; всех истязуют черви; никто из царей не избежал затворов ада; всеми владеет смерть, всех стережет в гробах; никто не ускользнул от ее уз, никто не избежал ее сетей: ни Саул, впервые освятивший царскую диадему, ни Давид, который объявлен был царем через помазание из рога, ни Самуил, отец царей, через елей указавший достойного и отвергший недостойного, ни мудрейший Соломон, мечом обличивший ложь блудницы, ни Езекия, слезами отвративший смертный приговор. Как же Мой Сын будет царствовать во веки? И ангел отвечает: в том и есть, Мария, дивное таинство, что все умерли, а твой Сын победит смерть, воздвигнет мертвых, воскресит умерших, отверзет гробы, сокрушит запоры ада и восставит многие тела усопших, потому что бессмертный от бессмертного рожденный умертвит смерть своей смертью. Итак перестань не верить, чтобы не подпасть обвинению. Тот, о ком я говорю тебе, уже вошел через слух твой в чрево твое, совершая обновление его. И Дева в ответ: чтобы я согласилась с этим, сначала уверь меня, каким образом имеющий родиться от меня без отца будет и Сыном Вышнего и Сыном Давида, как говоришь ты, и как ты назвал двух отцов? Сначала узнай, отвечает ангел, и тогда противоречь. Когда говорю тебе: Сын Вышнего, я указал тебе на бесстрастно рожденного прежде веков от Отца, а когда говорю: Сын Давида, сказал так потому, что ты произошла от отца Давида. Итак, получив уверение, храни слова мои, потому что и я раб Того, которого ты имеешь родить. Сказав это Деве, ангел оставил ее. И она, размышляя в себе, говорила: поведать Иосифу или лучше скрыть тайну? Если приходивший солгал, то раздражу против себя язык старца. И когда так размышляла Дева, чрево ее увеличивалось и младенец играл в нем. Обеспокоившись этим, Мария прикрыла множеством покровов живот свой, желая скрыть от Иосифа, но не могла скрыть града, лежащего вверху горы. Вид чрева поразил Иосифа, и он подозрительным оком смотрел на Деву. Он хотел и укорить ее, и понуждался молчать; хотел укорить, как продавшую сокровище девства, но прежняя жизнь возбраняла это сделать. В конце концов он истерзал скорбью душу свою. Увы, говорил он, что сделать мне? Лицо как у девы, вид как у девы, глаза как у девы, смех и речь как у девы, а чрево не девы, а матери. Увы мне, увы, не могу более терпеть, видя это. Не открыть ли наконец дело, не обличить ли Марию? Позор будет общий. Не разгласить ли мне во всеуслышание, чтобы не назваться отцом младенца, рождающагося без семени? Никто не может обвинить деву, потому что носимый во чреве не имеет детородителя. Пожалуй мне опасно и молчать и говорить об этом. Что же сделать мне? Призвать ли и расспросить, или объявить не спрашивая? Лучше обличу, – как повелевает Писание: не сделала ли преступления? Итак, призвав ее с суровым видом, он стал судьей бывшего в утробе Судьи. Скажи мне точно, говорил он, что случилось с тобой. Не скрой от меня, что произошло с тобой. Никто не может слышать слов твоих; я умею сохранять тайны; никто не узнает дела, только мне скажи все верно. Откуда в тебе то, что я вижу? Покажи мне Его отца, и я освобожу тебя от вины; ты получишь прощение, как женщина, побежденная плотским желанием. И Дева отвечала ему: если ты ищешь Его отца, то не найдешь Его никогда, если же сочтешь Его сирым, то ошибешься и в этом. Тогда Иосиф говорит: ты не можешь, Мария, ничего солгать: как Он может не быть сирым и не иметь отца? И Дева в ответ: если ты хочешь знать, кто, Иосиф, (так как ты не знаешь), то не поверишь мне, если скажу тебе истину. Ты видишь чрево, и не видишь сокрытого в нем Господа; замечаешь чрево, и не помышляешь о рожденном прежде денницы из Отца и обитающем во мне. Если скажу тебе, что сказал мне ангел, ты скажешь: о самой себе ты свидетельствуешь, и свидетельство твое не истинно. Иосиф говорит: приведи слышавших и бывших при том, представь истинных свидетелей. И Дева сказала: если этого хочешь ты, никогда не найдешь: один он послан был ко мне единой, и один наедине говорил со мной; никто не присутствовал, потому что никто не имел быть отцом рождаемого. Но так как слова Девы не удостоились веры, то, подумав, она пришла к другой мысли и сказала: чрево меня, мдаденец, играющий в утробе моей, обвиняет меня, зачем же мне еще более возбуждать против себя Иосифа? Покрою молчанием уста свои и рассужусь невидимо с ангелом: где теперь ты, сказавший мне: «радуйся, благодатная»? В каких местах обретаешься? Скажи, чтобы я явилась там, и повисла на выи твоей, пока ты не придешь и не уверишь Иосифа, чей Сын тот, кто играет в ложе чрева Моего. Я не могу сносить, чтобы старец подозрительно смотрел и роптал. И я не знаю, где ты медлишь; прийди и защити меня. Когда таким образом говорила Мария, ангел внезапно является Иосифу и, дав ему уверение, воспретил изгнать Деву, говоря Иосифу: «не убойся прияти Мариам жены твоея» (Мф. 1:20). Возвещаю тебе не участие в браке, а домостроительство божественных тайн. Ты не являешься отцом? Не ищи на земле отца, ни на небесах матери. От всякого сиротства рождение свободно, потому что Он единый от единого прежде веков существует единственным образом. Ныне же единый от единой, как знает Он един. Не смущайся относительно Марии, не огорчай рождаемого от Марии, не допытывайся о способе рождения, чтобы не сделал тебе зла младенец, не допытывайся относительно ковчега, чтобы не лишиться вклада. Непорочен сосуд, неоскверненно сокровище, чист алавастр, бессеменно рождение, несочетанна браком девица, не знает брачного чертога дева, несеченна скала, заключен вертоград, запечатан источник, не засеяно поле, не насаждена лоза, не задумано рождение. Если не веришь моим словам, жди времени рождения. И если будет плач и стенание у Марии, как у прочих жен, то – человек, а не Бог, рождаемый от Марии. И сказал Иосиф: если это так, как ты сказал, архангел, то «вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным» (Пс. 2:1)? И сказал ангел: если хочешь знать, узнай теперь же, потому что Господь сказал рождаемому: «Сын Мой ecи ты, аз днесь родих тя» (Пс. 2:7), и Ему подобает слава во веки веков. Аминь.


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906. / Т. 2. - 1896. - 979 с. (в 2- книгах) / На Благовещение Пресвятой Богородицы. 854-857 с.

Комментарии для сайта Cackle