Одухотворение торгового дела

Источник

Речь на молебствии, совершенном по просьбе купечества после Нижегородского торга

Отрадно видеть и отметить, что ни тяжелая война и внешние затруднения, испытываемые нашим народом, ни внутренния тревоги, переживаемые всеми нами в последнее время, – ничто не отклонило вас, возлюбленные братья, представители торгового дела, от ежегодно в столь торжественной обстановке и в столь высоком церковном благолепии совершаемого благодарственного ко Господу молебствия после окончания великого Нижегородского торга. Здесь новое доказательство того, о чем не раз мы говорили по поводу таких же наших молитвенных собраний: что торговое дело не есть нечто только касающееся грубых интересов человека, выгоды и наживы, но, как и все у христианина, оно может и должно быть проникнуто духом высокого благочестия, может быть обращено и в повод и в средство служения Богу и благу ближних, – может быть одухотворено.

Святой апостол заповедует христианам: едите ли вы или пьете, или что иное творите, – все во славу Божию творите. Итак, если эти физического характера потребности и действия наши, как еда и питье, должны быть обращаемы во славу Божию, то не тем ли более занятие огромного класса людей, занятие, являющееся столь важной и значительной отраслью жизни всего государства и общества? Сказанное святым апостолом о пище, питии и всяком ином деле приложимо поэтому и к вашему торговому делу, возлюбленные братие.

И смотрите, поучаясь, как часто в истории мира торговля, действительно, имела огромное значение не только в том, что называется материальным и культурным развитием и преуспеянием человечества, но и в области, которая, казалось бы, далеко отстоит от мирских занятий и тревог, от земных и вещественных интересов, – в области религиозно-нравственной.

Апостол Павел и другие святые апостолы какие города и места обыкновенно избирали центрами своей вероисповеднической деятельности? Избирали людные торговые города, из которых, благодаря постоянному общению в них множества людей, благодаря удобным торговым путям на суше и на морях, с удобством, как бы само собою, чрез обращенных ко Христу, благовествие веры легко растекалось по окрестностям, проникало в селения и близлежащия провинции; из городов же и мест, имевших значение всемирное, или значение для обширных частей Римской Империи, христианство распространялось не только по окрестностям, но и далеко-далеко по обширным областям и даже до тогдашних последних пределов земли. Для этого, конечно, нужны были благоприятные условия: мирные времена, единство языка, хорошия дороги, безопасность и порядок жизни. Все это давала все уравнивавшая римская государственность, но не одна она. После внешней завоевательной силы нужно отдать главное внимание в деле объединения и умиротворения жизни делу торговому, которое, таким образом, в значительной степени послужило для того, чтобы создать и подготовить благоприятные условия для проповеди евангелия. Страны и народы приведены были к единству коммерческих интересов и устройства жизни материальной, чтобы удобно воспринять и усвоить единство жизни духовно-религиозной.

В новое время европейская цивилизация быстро проникла в страны, прежде мало ведомые, к народам Африки, Азии, Австралии и Америки; торговые интересы европейских народов в этом проникновении цивилизации и культуры имели первенствующее значение. Таким образом, торговля имела огромное значение для культурного преуспеяния диких стран и народов. Но вместе с нею или вслед за нею пошли и христианские веропроповедники, и теперь Китай, Япония, Корея, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка и другия страны наполнены проповедью спасения евангельского. Сибирь, Ташкент, вся Средняя Азия, как в прошлом и наше Поволожье и Приуралье, одновременно с движением русской государственности, культуры и торговли, принимали и принимают вместе с тем и посев евангельского зерна Слова Божия. Будущий историк христианства отметит великое значение в этом отношении и того всероссийского торга у слияния рек Волги и Оки в Нижнем, который в течение долгих лет дает общение разноверным народностям, населяющим Россию и живущим даже за пределами России, и который является наглядным показателем мощи и влияния русской христианской государственности.

Мусульманство, которое посылает на этот торг стольких своих представителей, на наших глазах разлагается на Ближнем Востоке, разлагается вообще под влиянием европейской цивилизации и воздействия на мусульманский мир христианских народов. Но кто же станет отрицать, что первые пути вторжения европейских народов в жизнь мусульманского востока проложила торговля?

Теперь мы переживаем тяжкое время тяжкой войны. Да не оскорбится слух ваш, если мы скажем, что сражаясь с врагами, можно и должно многому доброму и учиться у врагов. Не даром Великий Петр «за учителей своих», за шведов, с которыми воевал и которых потом победил, провозгласил здравицу в присутствии их пленных вождей... Немецкая торговля давно сделалась национальным орудием национального немецкого величия. При всем языческом, жестоком, узком, материальном характере этой силы влияние немецкой торговли простерлось даже и в религиозную область, прививая начала искаженного немцами христианства, в виде протестантизма и протестантских сект, даже христианским народностям. Это тяжкое влияние испытываем и мы в виде баптизма, адвентизма, штунды и других зловреднейших в религиозном и государственном отношениях сект. Сынове века сего мудрейше суть сынов царствия в роде своем: но не подражая немцам в гибельном извращении евангелия на основе гордыни разума, научимся у них воодушевлению и энергии, с которыми они работали над тем, чтобы и самую торговлю свою сделать орудием национального величия и в собственном смысле – военной мощи, опирающейся на торговлю и промышленность. Теперь и у нас в России, мы видим, торговля и промышленность призваны к великому патриотическуму делу; все встрепенулись, все пожелали работать на одной основе: «все для войны».

Знаем, что чем с большей высоты упадешь, тем сильнее расшибешься. Знаем, чем выше по нравственной цене то или другое движение, чем шире и глубже оно захватывает общество и государство и даже человечество, тем больше присасывается к нему людей корыстных, себялюбивых, лицемерных, которые хотят использовать его для личных или партийных, – что в сущности все равно, – целей. Так бывает с религией, которую желают использовать ханжи, лицемеры, религиозные обманщики, сектантские вожди, искатели наживы, или влияния; так бывает с наукою, которою прикрываются часто люди недостойные для своих целей, с искусством, которое обращается в ремесло, в орудие корысти, а в театрах – в орудие общественного разложения и развращения.

Так может быть и с патриотизмом, и в частности, с патриотическим воодушевлением деятелей торговли и промышленности. Честный человек желает быть полезным для дела, интриган – старается стать необходимым для дела. Честные слуги родины, желающия послужить ей посредством торговли и промышленности, имеют в виду стать полезными для родины в тяжелую годину ея жизни, а безчестные – желают стать необходимыми, чрез это – требовательными, чтобы искать своих личных или партийных выгод и вожделений, и в сущности оказаться полезными не для родины, а для самих себя. Однако, оттого, что огнем злоупотребляют, не следует, что надобно погасить и уничтожить огонь в мире. Так и злоупотребление патриотизмом не должно охладить нашего и вашего патриотического воодушевления. Не будем прикрываться именем блага народа, а будем его действительно искать... Постараемся быть, а не казаться...

Пожелаем же вам, возлюбленные, успехов в вашем деле; пожелаем вам полного освобождения от зловредного немецкого засилья и влияния, чтобы дело ваше служило во блого родному православному нашему народу; пожелаем, чтобы сума торговая служила и делу Божию на земле, поддержанием Церкви и всего того, что Церковь благословляет, и делу русско-народному и государственному; пожелаем блистательных побед нашей армии, и будем молить о том Господа, чтобы она своими завоеваниями открыла новые, широкие, почетные и благотворные пути для вашего дела. Пожелаем, чтобы дело ваше, освободившись от иноземного, особенно от немецкого влияния, шло и развивалось русским путем, открывая и пролагая вместе с тем пути ко влиянию евангелия, христианства, православия, и к русской мощи, и к русской славе. Аминь.


Источник: Восторгов Иоанн, прот. Во дни войны // Православный Благовестник. 1915. № 12. С. 10-19.

Комментарии для сайта Cackle