Библиотеке требуются волонтёры

Дух миссионерства

Источник

Речь при поминовении усопших членов Православного Миссионерского Общества, 30 декабря 1914 г.

Поминаем сегодня в этом миссионерском храме, посвященном имени святого и равноапостольного миссионера Владимира Великого – поминаем заупокойною молитвою всех потрудившихся на миссионерском поприще делом, словом, житием, писаниями, жертвами и всякого рода поддержкою и помощью святому делу проповеди евангелия среди народов, неведущих спасения во Христе. И невольно в эти святые и полные самых умилительных воспоминаний рождественские дни, возстают пред нами первые благовестники евангелия, стоящие у колыбели Новорожденного в Вифлееме Богочеловека, как вечные светочи для всех благовестников веры Христовой.

И прежде всего видим, что дело благовестия есть дело ангелов Божиих, по самому имени их «ангелов», т.е. вестников. В час рождения Спасителя ангел возвещает пастырям Вифлеемским: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове»... (Лк.2:10–11).

Вдумайтесь, скажите, братья: как еще лучше изобразить проповедь всякого миссионера-проповедника евангелия, проповедь всех миссионеров христианских – всех мест и всех времен?

И они, подобно ангелу-благовестнику, говорят неведущим Христа: «Не бойтесь». Ибо слово о величайшем чуде воплощения и вочеловечения Божества, действительно, способно вселить боязнь и страх в сердце человека; ибо слово о безмерном истощании и уничижении Божества, смирившегося даже до яслей и пелен, слово о Боге, Распятом потом на Кресте, и Страдавшем и Погребенном, – всё это благовестие сильнó потрясти страхом душу человека до самых её глубин. На предразсветной заре Нового Завета слышавшие о чудных событиях в семье родителей Иоанна Предтечи, по замечанию евангелиста, проникались страхом (Лк.1:65). В пришествии же Господа ужас объял Петра и всех бывших с ним в лодке, когда из чудесного лова рыбы они убедились, что с ними Воплощенный Господь, Сын Божий. Но, помимо величайших и поразительных по силе истин веры, невместимых в разум, и, однако, предчувствуемых духом нашим, слово о Божестве, Истощившем Себе непреложно, требует от человека помышления подвига (3Ездр.7:57), по образу Подвигоположника–Христа, несения Креста, по образу Божественного Крестоносца, требует самоотвержения, самоотречения, целожизненного служения Богу и ближним, постоянного труда нравственного восхождения; слово Христа говорит: «будьте совершенни, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф.5:48). Действительно, такая высота учения веры и заповедей нравственности может устрашить неведущего Христа, и он убоится принять глагол сей. Посему-то и проповедники евангелия также должны, подобно ангелу, говорить язычнику, мусульманину, еврею: «не бойтесь». Не бойтесь: тайна велика, благовестие возвышенно, но здесь великая радость для всех людей, ибо только Христос есть Спас, только в Нем спасение... Последовать за Его учением слабому человеку страшно, а не последовать – еще страшнее, ибо это для нас есть гибель во времени и вечности.

Слушаем далее евангелиста, повествующего о рождестве Христовом: «И внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:13,14).

Вдумайтесь опять и скажите, – что же иное проповедуют и христианские миссионеры всех мест и всех времен? Уходя и удаляясь в непроходимые горные страны, в леса и удолия Сибири, углубляясь в кочевья и стойбища дикарей, путешествуя в степях кочевников, отправляясь в дальние тундры или знойные пустыни, проникая в страны древнего Дракона, в Китай, Корею, Японию, миссионеры прежде всего проповедуют славу Вышнего Бога. Они учат язычников, как им отойти от идолов и самоизмышленных божеств или скорее – демонов; они ниспровергают поклонение кумирам; они избавляют язычников от рабства злым духам, которым они в трепете служат и приносят жертвы чрез своих калов и заклинателей, они выясняют мусульманам учение о Боге Любви, о Боге Троичном в Лицах, Который Сына Своего послал в мир и Духом Святым действует, всё оживотворяя, в Церкви, они евреям открывают очи на Того, Кого они ждали, но пришедшего не приняли и распяли; они говорят о Боге–Творце мира, о Боге–Промыслителе, о Боге–Искупителе грешного человека, о Боге–Освятителе, о Боге–Судии и Царе того вечного царства славы, которому не будет конца. Они, воистину, громогласно возвещают: «Слава в вышних Богу».

Но, возвещая слово о Боге Любви, о Боге Истинном, об искуплении и спасении, миссионеры–веропроповедники, по заповеди Христа и по Его пророчеству, проповедуют не иное что, как евангелие покаяния и вместе отпущения грехов во всех языцех (Лк.24:47). Да, не одно покаяние проповедуют миссионеры, ибо одно сожаление во грехах, чувство виновности пред Богом и совестью, естественное вообще для человека, ведомое и язычнику, – одно покаяние без надежды прощения, только усиливает тяжесть душевного состояния, душевного разлада. Но Христос примирил нас с Богом, и дал тот мир, сходящий свыше, мир благой совести, мир и упокоение в сознании, что мы прощены Богом, что мы – сыны, а не враги Божии, – тот мир, который, сошедши на грешную землю, соделался всеобщим достоянием человечества: и на земли мир, – вот что приносят и возвещают неведущим Христа и не знающим путей мира и мира в душе язычникам веропроповедники евангелия, по образу ангелов.

А познание Бога, искупление во Христе, сыновство Богу есть вечное и неизменное, непрестающее благоволение Господне в человецех. Не о гневе безжалостного Аллаха, – как учат мусульмане, не о грозном Судии–Иегове, племенном еврейском Боге, Который есть только Бог евреев и враг всех прочих народов, не о духах гор, лесов, морей и пустынь, наводящих болезни, ужасы и смерть, требующих кровавых жертв умилостивления, которым покланяются язычники, не о Будде, говорящем о смерти и небытии, как о желанном благе, – а о Боге Едином, о Боге–Любви, о Боге всех человеков, о Боге Жизни, о царстве Бога, которое есть праведность, мир и радость о Духе Святе – о благоволении в человеках возвещают миссионеры.

Может быть, скажете и подумаете, что сравнение с ангелами является слишком возвышенным для людей миссионеров?

Но вот пред вами и люди, – и прежде всего смиренные пастыри Вифлеемских стад: «они, поспешивши, пришли и разсказали о том, что было возвещено им о Младенце» (Лк.2:16–17). Не образ ли это тех, которые сами, прияв верою Богомладенца Христа, рожденного в Вифлееме, и обретши освящение и спасение от Него, пострадавшего на Голгофе, осветив жизнь свою светом Его Воскресения, в чаянии вечной славы и блаженства на небе, куда восшел Иисус в Своем вознесении, и прияв Духа Святого в излиянии даров Его в таинствах Святой Церкви, – не только сами вышних ищут, горняя мудрствуют, а не земная (Кол.3:1), не только сами исповедуют, что наше жительство на небесех есть (2Кор.5:1; Фил.3:20), но и другим возвещают эту единственную и возвышенную премудрость христианства: поспешают к язычникам, приходят сами в их страны, не дожидаясь, пока к ним придут и попросят показать сокровища веры, разсказывают о том, что им возвещено и небожителями о Христе, и Самим Христом в евангелии?

Или вот, волхвы – мудрецы Востока, приходят издали, приносят дары Богомладенцу Иисусу и на пути, пока еще только ищут Его, уже проповедуют о Нем во Иерусалиме, заставляют книжников испытывать пророчества (Мф.2:1–6). На страницы священной письменности не занесено и не записано о том, что делали волхвы, когда возвратились в страну свою (Мф.2:12). Но предание Церкви, с одной стороны, история христианства на Востоке, с другой, красноречиво говорят нам о том, что святые волхвы не молчали о Христе в стране своей: там христианство появилось без труда, и апостольская проповедь нашла волхвов, и они крестились сами от одного из апостолов; таким образом, апостольская проповедь пала в странах, где жили волхвы, на подготовленную ими почву в первом же христианском веке, и там потом процвели «Церкви Востока», уже впоследствии, гораздо позже поникшие под ударами мусульманства. И мне Бог привел в Персии видеть древний храм на месте, где, по преданию, погребены два волхва, приходивших ко Христу в Вифлеем, – и то благоговение, которое сохранило память их могил, то благоговение, которое вызывают их образы, показывают, что они были здесь первыми проповедниками, первыми миссионерами среди народов Востока. Есть еще миссионеры, проповедники о Христе кровью и страданиями своими... И они в числе четырнадцати тысяч младенцев, избиенных за Христа в Вифлееме воспоминаются в Рождественские дни, а сегодня в воспоминаниях Церкви восхваляются двадцать тысяч мучеников, в Никомидии сожженных (в 302 году)... Они были приговорены к этой казни – и умерщвлены по приказу безбожного царя Максимилиана язычника в день Рождества Христова: «Огнем страдания приемше, вопиюще Родшемуся от Девы: приими всесожжения наша за Тя, якоже дары Персских царей, злато и смирну и ливан, Превечный Боже» (Тропарь).

Представьте себе мысленно на мгновение всю историю миссионерства, – и вы сразу увидите, что не скудна она и этою проповедью крови и страданий за Христа, святым мученичеством христианских миссионеров.

Итак, не в искусственных, не в выдуманных и прикрашенных словах человеческой мудрости мы ныне слышим похвалу миссионерам и миссионерскому делу, а в живых и вечных образах и событиях святого евангелия. Дух, основу и вечное содержание миссионерского делания возвещает нам святая повесть евангелистов о рождении нашего Спасителя.

Преклонимся же пред высотою подвига веропроповедников, – и усопшим воздадим ныне поминовение молитвою, а живущим и подвизающимся поможем и молитвою о ниспослании им Божественной помощи, и сочувствием к их святому делу, и нашею личною преданностью Святой Церкви, и жертвами материальными, столь необходимыми для дела проповеди христианства, – для содержания проповедников, для устроения церквей и школ и всего того, чего естественно требует святое миссионерское дело, которое есть по преимуществу дело просвещения духовного и благотворения.

Принесем ныне Христу веру во благовестие ангелов, принесем чистоту сердца и радость о Христе вифлеемских пастухов, принесем и пытливую, ищущую проповеди веру волхвов, принесем по их примеру и злато, ливан и смирну, – принесем всё это Христу, возвещаемому до последних земли в странах язычников. Всеми средствами и всеми путями станем способствовать тому, о чём ангел Господень возвестил в час рождения Богочеловека: чтобы возвестить радость велию всем людем, яко родися нам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. Аминь.

Протоиерей Иоанн Восторгов.


Источник: Восторгов Иоанн, прот. Дух миссионерства (Речь при поминовении усопших членов Православного Миссионерского Общества, 30 декабря 1914 г.) // Православный Благовестник. 1915. № 1. С. 3-7.

Комментарии для сайта Cackle