Благоверная великая княгиня Анна Кашинская

Источник

К 12 июня 1909 года

Благоверная великая княгиня Анна была дочь Дмитрия Борисовича, князя Ростовского; Кашинской же ее называют потому, что местом ея рождения был г. Кашин, в котором некогда княжил Дмитрий Борисович, и особенно потому, что последнее время своей жизни она подвизалась в Кашине и здесь погребена.

С юных лет княжна Анна была воспитана в страхе Божием и особенно заботилась о том, как бы побольше сделать добра бедным и убогим. 8-го ноября 1294 года она вступает в брак с Тверским великим князем Михаилом Ярославичем (святым) и приносит ему, как «вено» (приданое), г. Кашин. Со временем благоверная чета увидела Божие благословение на свой брак; так, у них родились дети: Дмитрий, Феодора, Александр, Константин и Василий.

Супруга князя Михаила была образцом христианки-жены и матери. Тверь постигают бедствия – сильный мор скота, страшная засуха, пожар, во время которого княгиня едва успевает выбежать из загоревшегося дворца, наконец, болезнь молодого князя, – и все это молодая княгиня весьма близко принимает к сердцу, всегда она со всеми страждущими, всегда она спешит им на помощь.

То было время удельных междоусобиц. Татарское иго тяготело над Россией. Народ страдал от притеснений; татары разоряли города, опустошали целые области, терзали и убивали князей, сжигали храмы и монастыри. На себе самой, на жизни своей семьи княгиня Анна познала всю горечь ига неверных, всю скорбь она слила со скорбью народной. И ведал, и видел народ страдания святой княгини и привязался к ней душою. Это была «многоскорбная» княгиня многоскорбного народа. Все у нея отняли татары; убили мужа, убили сыновей, разорили ея семью. Но, страдая жестоко, княгиня не забывала страданий народа и всюду являлась то с словом утешения, то с посильною помощью. Особенно старалась она о возстановлении храмов разрушенных, о возобновлении богослужения, о даровании народу страдающему утешений веры. И сама она перед всем народом горела чистым огнем веры, молитвы, подвига и благочестия, как свеча перед Богом. Оттого и страдания переносила она мужественно, по-христиански, без злобы и отчаяния. И верила она в торжество правды, верила в спасение России от окончательной гибели. И вера ее не посрамила. Вот муж ея, благоверный князь Михаил Ярославич, признанный в великокняжеском достоинстве, собирается в орду, к грозному хану, чтобы оправдаться от обвинения, со стороны своего соперника князя Георгия Даниловича, в отравлении сестры Хановой, случайно умершей в плену у Михаила Тверского.

«Зачем ты боишься злочестивого царя? Ведь, в нас нет никакой неправды: мы за веру и отечество стоим, будь верен Господу до смерти», – так ободряла своего супруга княгиня Анна.

Благоверная проводила своего супруга из Твери до реки Нерли в Калязинском уезде. Много слез тут пролила благоверная, провожая мужа в далекий и опасный путь. Сбылись ея тяжкия предчувствия: не увидела она больше в живых своего святого мужа; замучили его татары лютыми муками. Целый год томилась княгиня, не знала о его смерти, мучилась неизвестностью, не получая никаких вестей о муже, ждала его в родную землю. Не судил Господь. А судил ей новые скорби. Ей, чрез сына, благоверный князь Михаил, готовясь к мучениям, передал волю свою из орды относительно отчизны и подданных. Благоверный великий князь Михаил был замучен в орде 22 ноября 1318 года. Когда тело великого князя Михаила, по повелению соперника Георгия, было привезено в Москву, плачущая княгиня отправила туда посольство просить отдать ей это сокровище. Скорбно рыдала над бездыханным супругом княгиня, и едва могли отнять ее от гроба. «Многоскорбная», как называет летописец, благоверная княгиня Анна, потеряв, вскоре после смерти супруга, старшего сына, а потом второго сына и внука, растерзанными в орде, постриглась в иночество в Тверском женском монастыре, по летописным указаниям, с именем «София», а по древнему рукописному житию с именем «Евфросиния». Нелицемерное благочестие и сострадательность княгини-инокини к бедным и несчастным приводили нередко обитательниц монастыря в умиление. И народ любил ее великою любовию.

Впоследствии младший сын великой княгини, удельный князь Кашинский Василий, убедил свою мать перейти в Кашин, в ея отчий город, и здесь благоверная княгиня в построенном ея сыном Успенском женском монастыре приняла схиму, с прежним именем Анны.

Здесь она и скончалась в 1368 году. Имеется древнее изображение, на котором видны рядом похороненными в Успенской церкви благоверная княгиня-схимонахиня Анна и ея сын, князь Василий.

Боголюбивый и кроткий образ благоверной сохранялся в благочестивой памяти народа и после блаженной ея кончины. Несомненно влияние ея личности на Кашинское общество: из него вышли преподобные – Ефрем Перекомский, Савва Вишерский, Макарий Калязинский, благочестивые супруги Ансимовы – в схиме – Сергий и Марфа, и друг. Возникли три, существующие и до ныне, монастыря. В селе Микулине Городище (древнем Микулинском княжестве), Старицкого уезда, церковная опись, составленная во времена Шуйского, свидетельствует, что еще за долго до торжественного открытия мощей благоверной княгини Анны Кашинской, писались ея иконы.

Прославлению мощей благоверной княгини Анны на месте блаженного упокоения предшествовали многия чудесные явления. Она явилась покровительницей города Кашина в самое бурное для нашего отечества смутное время, когда поляки, разделившись на несколько отрядов, грабили и опустошали русские города и селения. Польские отряды не один раз приступали к Кашину, но не могли взять его. Жители г. Кашина понимали, что их сохраняет от врагов невидимая защита... Благоверная великая княгиня Анна явилась лежавшему в тяжкой болезни церковно-служителю Герасиму, сообщила о себе, что она исцелила его от болезни и приказала сказать священнику и всему приходу Успенского храма, чтобы гроб ея содержали честно (солдаты городского гарнизона, приходя в церковь, клали на гроб шапки) и чтобы зажгли свечу перед образом Нерукотворенного Спаса над ея гробом. Тогда жители стали с большим усердием притекать к ея гробу. Больные получали по вере исцеления. Таких чудес было записано множество.

В царствование царя Алексия Михайловича, духовенство и все граждане Кашина решились довести до сведения государя о чудесах, совершающихся при гробе благоверной княгини Анны.

Государь приказал в 1849 г. Тверскому архиепископу Ионе, с присланными из Москвы архимандритом и игуменом, предварительно освидетельствовать «поподлиннее, со испытством» мощи благоверной княгини Анны, что архиепископ и сделал 21-го июля того же года.

Мощи благоверной княгини Анны обретены нетленными в целом, следы тления оказались лишь на лице и на ступнях. Состоявшийся в том же году, в Москве, собор причислил благоверную княгиню Анну Кашинскую к лику святых, и ей, на обретение мощей, составлена была особая служба.

В следующем, 1650 году, сам царь Алексий Михайлович с царицей-супругой и с царевнами-сестрами ходил в Кашин молиться великой княгине Анне Кашинской. Вскоре же по прибытии царя в Кашин «мощи благоверные княгини Анны досматривали, по досмотру же из-под соборные Успенския деревянные церкви в каменном гробу перенесли в соборную Воскресенскую каменную церковь и, обвязав, запечатали гроб царскими печатями, а в перенесение гроб с мощами великий Государь нес на раменах своих с бояры».

При этом перенесении мощей 12-го июня, от гроба получила исцеление одна почетная Кашинская гражданка, губного старосты Петра Скобеева сноха.

На перенесение святых мощей благоверной княгини Анны составлена была в Москве отдельная служба. Царица и царевны трудились над вышиванием богатого покрова на мощи благоверной княгини Анны с лицевым ея изображением; на покрове было вышито молитвенное обращение к благоверной. Тогда же повелением царя Алексия Михайловича была изготовлена серебряная рака для честных мощей благоверной княгини Анны Кашинской, с чеканным изображением ея, с тропарем и похвалами. И с этого времени стало неуклонно продолжаться чествование благоверной Анны, уже как святой. По указу царя Алексия Михайловича построен был, вместо деревянного, каменный Успенский храм с приделом: «во имя преподобные и благоверные великия княгини Анны» и освящен в 1676 г.

Новый царь Феодор Алексеевич, почти тотчас по восшествии на престол, собирается поклониться благоверной Анне. От 25 ноября 1676 г. имеется отписка воеводы, что он принял меры к Государеву походу в Кашин. Но это предположенное царем паломничество осталось впрочем только предположением.

В феврале 1677 г. патриарх Иоаким посылает в Кашин комиссию произвести досмотр мощей и опрос свидетелей чудес от них. Затем патриарх, пользуясь случившимся в столице съездом архипастырей, созывает малый собор в 1677 г. и приостанавливает на нем и самое чествование мощей благоверной княгини Анны «до времени великого собора всех архиереев и до подлинного извещения, егда аще чем впредь Бог объявит и утвердит, понеже ныне обретошася многая несходства в житии ея с книгами летописными и степенными».

Великий собор 1678 г., хотя и подтвердил запрещение собора 1677 г. икон не писать и отдельной службы не отправлять, но тем не менее прямого запрещения чествования благоверной Анны не сделал. Распечатав же запечатанную малым собором церковь имени преподобные Анны Кашинския, великий собор посвятил ее всем святым; «да будет в оном храме и тоя имя вотчено купно со всеми святыми».

Вероятно, отцы Московского собора 1678 г. в данном случае имели в виду сходное, церковно-историческое событие IX в. Византийский Император Лев Мудрый хотел созданный им в Константинополе храм посвятить Феофании, своей супруге, женщине редких добродетелей и угодившей Богу. Но церковь объявила, что не пришло еще время воздать Феофании такую почесть, хотя она и угодила Богу. Посему премудрый царь, с согласия Церкви, храм, им созданный, посвятил всем святым, в той, между прочим, мысли, что, если его супруга Феофания свята, то и она будет в том же числе святых.

Впоследствии Феофания причислена была к лику святых. Память ея, отдельно, 16 декабря.

Со времени Московских соборов 1677–78 гг., в течение 230 лет, хотя и не была уже совершаема отдельная церковная служба в честь благоверной княгини Анны, тем не менее молитвенное почитание ея, местно, имело обширные размеры и сохранилось в многочисленных памятниках.

Честные мощи благоверной Анны Кашинской и доныне почивают в гор. Кашине в величественном Воскресенском соборе, представляющем «сердечное жертвоприношение усердствующих Царю Вселенной и его угоднице благоверной великой княгине Анне, в память избавления города от нашествия неприятелей в 1812 г.» и предназначенном для всегдашнего пребывания мощей благоверной Анны. Ей здесь с большим торжеством совершаются празднества; 2 октября (преставление благоверной), 17 ноября (перенесение в 1817 г. в новоустроенный нынешний Воскресенский собор), 12 июня (перенесение мощей при царе Алексии Михайловиче) и 21 июня (обретение в 1649 г.). На молебнах «Всем Святым» читается особая молитва благоверной великой княгине Анне. В честь благоверной Анны дают имена, подносят ея иконы. В устах кашинцев – имя благоверной от колыбели до могилы. Кашинцы веруют, что по молитвам благоверной Анне последовало избавление города Кашина от холеры в 1848 году. И в настоящее время в соборе ведется непрерывно запись благодатных исцелений, по молитвам благоверной.

Историческия сведения о благоверной великой княгине Анне Кашинской в настоящее время отысканы основательными и благонамеренными лицами. По неоднократным и усердным просьбам жителей г. Кашина, от мала до велика усердствующих в памяти преподобной, Св. Синод, удостоверяясь теперь в справедливости всех сведений о ея житии и чудесах, вновь благословил возстановить почитание и открытое прославление святой и благоверной княгини Анны Кашинской во всей Русской Церкви. С отрадным чувством благодарной радости принял эту весть православный русский народ. Теперь, в виду предстоящего в гор. Кашине, 12 июня 1909 года, торжества церковного прославления благоверной великой княгини Анны, при Кашинской городской управе учрежден комитет, принимающий и пожертвования на устроение новой сени и раки для честных мощей.

Сообщение с Кашином: из Петербурга по Рыбинской-Бологовской жел. дор., поезда в 5 ч. и 9 ч. вечера; из Москвы с Савеловского вокзала поезда утром и вечером до Савелова, и дальше, – зимой на лошадях, а летом по реке Волге на пароходе до пристани Сергиевской.


Источник: Благоверная Великая княгиня Анна Кашинская : К 12-го июня 1909 года / Прот. Иоанн Восторгов и свящ. С. Архангелов. - Изд. Братства св. Благовернаго великаго князя Михаила Ярославича Тверского. - Москва : Русская печатня, 1909. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle