Практическая энциклопедия
Основы правильной духовной жизни

Источник

По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА

Энциклопедия «Основы правильной духовной жизни» составлена по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Великий труд всей жизни святителя заключался в изложении учения древних христианских отцов-пустынников применительно к нашему времени. Для современного христианина святитель Игнатий – и опытный толкователь святоотеческих писаний, и мудрый духовный наставник. В данной книге православный читатель сможет найти советы и наставления по всем насущным вопросам духовной жизни.

Содержание

От составителя

А АД АКАФИСТ АНАФЕМА АНГЕЛЫ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ Б БДЕНИЕ БЕЗБРАЧИЕ БЕЗМОЛВИЕ БЕСЕДЫ БЕСНОВАНИЕ БЕССТРАСТИЕ БЕСЧЕСТИЯ БЕСЫ БЛАГОДАРЕНИЕ БЛАГОДАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОЧЕСТИЕ БЛАГОЧИНИЕ БЛАЖЕНСТВА ЕВАНГЕЛЬСКИЕ БЛИЖНИЙ Ближнего немощи Ближнему помощь духовная БЛУДНАЯ СТРАСТЬ БОГАТСТВО БОГОМЫСЛИЕ БОГООБЩЕНИЕ БОГООСТАВЛЕННОСТЬ БОГОПОЗНАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ БОГОХУЛЬСТВО БОЛЕЗНИ БРАНЬ ДУХОВНАЯ В ВДОХНОВЕНИЕ ВЕРА ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ВЕЧНЫЕ МУКИ ВИДЕНИЕ ДУХОВНОЕ ВИДЕНИЯ ВИНОПИТИЕ ВНЕШНЕЕ ДЕЛАНИЕ ВНЕШНЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ (ДУШЕВНОЕ) ДЕЛАНИЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ ВОЛЬНОСТЬ ВОЛЯ БОЖИЯ Воле Божией покорность ВОЛЯ СВОЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ДУХОВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Г ГНЕВ ГОРДОСТЬ ГРЕХ Греха зрение Грехи смертные ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ Д ДАРОВАНИЯ ДУХОВНЫЕ ДВОЕДУШИЕ ДЕВСТВО ДЕЛА ДОБРЫЕ ДЕЛА ЗЕМНЫЕ ДЕМОНЫ Демонов чувственное видение Демонов духовное видение ДЕМОНСКИЕ БРАНИ ДЕРЗОСТЬ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИАВОЛ ДОБРО Добра от зла отличение Добро евангельское и падшего естества Добром соблазн ДОБРОДЕТЕЛИ ДОГМАТЫ ДРУЖБА ДУХ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОСТЬ ДУША Е ЕВАНГЕЛИЕ Евангелия чтение ЕРЕСЬ ЕРЕТИКИ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ ЕСТЕСТВО ОБНОВЛЕННОЕ ЕСТЕСТВО ПАДШЕЕ Ж ЖЕРТВЫ БОГУ ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ ЗАПОВЕДИ БОЖИИ ЗАТВОР ЗДОРОВЬЕ ЗНАМЕНИЯ И ИЗМЕНЯЕМОСТЬ ИДОЛОПОКЛОНСТВО ИКОНЫ ИМЕНИЕ ИМЯ БОЖИЕ ИСКУШЕНИЯ ИСПОВЕДАНИЕ Исповедание Христа, веры Исповедание уст ИСПОВЕДЬ К КАТОЛИЧЕСТВО КЕЛЛИЯ КЛЕВЕТА КЛЯТВА КНИГИ КОЛДОВСТВО КРАСОТА ТЕЛЕСНАЯ КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ КРЕЩЕНИЕ КРОТОСТЬ Л ЛЖЕСМИРЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЕ ЛОЖЬ ЛУКАВСТВО ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ Любовь духовная Любовь естественная ЛЮБОВЬ К БОГУ ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ ЛЮБОСТЯЖАНИЕ М МАЛОДУШИЕ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ МИЛОСТЬ МИЛОСТЫНЯ МИР МИР БОЖИЙ МИР ДУШЕВНЫЙ МИРОЛЮБИЕ МИРОПОМАЗАНИЕ МИРЯНИНА ДЕЛАНИЕ МОЛИТВА Дух молитвы новоначального Молитва гласная, телесная Молитва за врагов Молитва Господня Молитва умная, сердечная и душевная Молитва церковная Молитвенное правило Молитвенные прошения МОЛИТВА ИИСУСОВА Акафисты и молитва Безмолвие и молитва Богообщение Богослужение и молитва Болезни при молитве Время. Длительность подвига Дарования духовные Действие Делание ПРЕДСТОЯНИЕ РАЗДЕЛЕНИЕ МОЛИТВЫ СПОСОБ ДЕЛАНИЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ МОЛИТВЫ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ МОЛИТВЫ ПОКЛОНЫ ИКОНЫ ДЫХАНИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСОБИЯ ОСТАВЛЕНИЕ. ПЕРЕРЫВЫ Догмат Жительство Замена молитвословий Заповеди и молитва Имя Божие Искушения и брани Место сердечное, словесность Мирян молитва Молитва благодатная Молитва гласная Наставник Непарительность Непрестанность Обет монашеский Плач Плоды Подвиг Польза Помыслы Послушание и молитва Постепенность Предубеждения против молитвы Прелесть Приуготовление Происхождение Противодействие демонов Разгорячение в подвиге Разжжение телесное Самовоззрение Сладость в молитве Смирение в молитве Соединение ума с сердцем Тело в молитве Теплота Утешение духовное Цель молитвы Чтение отцов МОЛЧАНИЕ МОНАСТЫРЬ МОНАШЕСТВО РАЗГОВОР МЕЖДУ МИРЯНИНОМ И МОНАХОМ Монашества состояние Монашеские обеты РАЗГОВОР МЕЖДУ МИРЯНИНОМ И МОНАХОМ МУДРОСТЬ МУЖЕСТВО МУЧЕНИЧЕСТВО МШЕЛОИМСТВО МЫСЛЬ МЫТАРСТВА МЯСОЯДЕНИЕ Н НАВЫК НАДЕЖДА НАКАЗАНИЯ БОЖИИ НАСЛАЖДЕНИЯ ЗЕМНЫЕ НАСТАВНИК НАУКИ НЕВЕДЕНИЕ НЕВЕРИЕ НЕЖНОСТЬ НЕМОЩИ НЕНАВИСТЬ НЕПОСТОЯНСТВО НЕПРИЯТНОСТИ НЕРАДЕНИЕ НЕСТЯЖАНИЕ НЕЧУВСТВИЕ ДУШИ НИЩЕТА ДУХА О ОБВИНЕНИЯ ОБЕТ ОБИДЧИВОСТЬ ОБОЖЕНИЕ ОБРАЗ И ПОДОБИЕ ОБРЯДЫ ЦЕРКОВНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБЩЕНИЕ, ОБЩЕСТВО ОБЪЯДЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОДЕЖДА ОДИНОЧЕСТВО ПО ДУХУ ОПРАВДАНИЯ ОСКОРБЛЕНИЯ ОСТАВЛЕННОСТЬ ОСУЖДЕНИЕ ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ БОГА ОТЧАЯНИЕ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО ОХЛАЖДЕНИЕ П ПАМЯТОЗЛОБИЕ ПАМЯТЬ БОЖИЯ ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ ПЕЧАЛЬ Печаль спасительная ПЛАЧ ПЛОТСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ ПОДВИГ Подвиг душевный и телесный Подвиг ложный Подвиг сверх сил Подвига сокрытие Подвига место ПОДОЗРЕНИЕ ПОКАЯНИЕ ПОКЛОНЫ ПОМЫСЛЫ Помыслов исповедь Помыслы блудные Помыслы печали Помыслы хульные ПОПЕЧЕНИЯ ПОРИЦАНИЯ ПОСЛУШАНИЕ ПОСТ ПОУЧЕНИЕ ПОХВАЛА ПРАВЕДНОСТЬ ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ ПРАЗДНОСЛОВИЕ ПРЕВОЗНОШЕНИЕ ПРЕДАНИЕ ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРЕКОСЛОВИЕ ПРЕЛЕСТЬ ДУХОВНАЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ ПРИВЫЧКА ПРИСТРАСТИЕ ПРИТВОРСТВО ПРИЧАЩЕНИЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ Промысла всеблагость ПРОРОЧЕСТВА ПРОСТОТА ПРОТЕСТАНТИЗМ ПРОЩЕНИЕ ПСАЛМОПЕНИЕ ПСАЛТЫРЬ ПУТЬ ПОДВИЖНИЧЕСТВА ПЬЯНСТВО Р РАДОСТЬ ДУХОВНАЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ РАЗГОРЯЧЕНИЕ РАЗУМ ДУХОВНЫЙ РАЗУМ ПАДШИЙ РАЙ РАСКОЛ РАССЕЯННОСТЬ РАССУЖДЕНИЕ ДУХОВНОЕ РЕВНОСТЬ ПЛОТСКАЯ И ДУХОВНАЯ РОДСТВО ПО ПЛОТИ РОПОТ С САМОЛЮБИЕ САМОМНЕНИЕ САМОНАДЕЯННОСТЬ САМООБОЛЬЩЕНИЕ САМООПРАВДАНИЕ САМООТВЕРЖЕНИЕ САМОПРИНУЖДЕНИЕ САМОСТЬ САМОУБИЙСТВО САМОУКОРЕНИЕ СВЕТ БОЖЕСТВЕННЫЙ И ЛОЖНЫЙ СВОБОДА ДУХОВНАЯ СВОБОДОМЫСЛИЕ СВЯТОСТЬ СВЯТЫЕ СВЯЩЕНСТВО СКВЕРНОСЛОВИЕ СКОРБИ Скорби от людей СЛАВА СЛАВОСЛОВИЕ СЛАДОСТЬ ДУХОВНАЯ И ЛОЖНАЯ СЛЕЗЫ СЛУЧАЙ СМЕРТЬ СМИРЕНИЕ СМИРЕННОМУДРИЕ СМИРЕННОСЛОВИЕ СМУЩЕНИЕ СНОВИДЕНИЯ СОБЛАЗН БЛИЖНЕМУ СОБЛАЗН НА БЛИЖНЕГО СОБЛАЗНЫ СОВЕРШЕНСТВО СОВЕСТЬ СОВЕТ СОВЕТОВАНИЕ СОЕДИНЕНИЕ УМА, ДУШИ И ТЕЛА СПАСЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВО СПАСЕНИЯ ПУТИ СПОКОЙСТВИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ СРЕБРОЛЮБИЕ СТАРЧЕСТВО СТРАСТИ К страстям правильное отношение СТРАХ БОЖИЙ СТРАХОВАНИЯ СТЯЖАНИЕ СВЯТОГО ДУХА СУД БОЖИЙ СЧАСТЬЕ Т ТАИНСТВА ТЕЛО ТЕРПЕНИЕ ТОСКА ТРЕВОГА ТРЕЗВЕНИЕ ТЩЕСЛАВИЕ У УЕДИНЕНИЕ УКОРИЗНЫ УКРАШЕНИЯ УМА ХРАНЕНИЕ УМНОЕ ДЕЛАНИЕ УНЫНИЕ УПОВАНИЕ НА БОГА УТЕШЕНИЕ ДУХОВНОЕ УЧЕНИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ УЧЕНОСТЬ МИРСКАЯ УЧИТЕЛЬСТВО Ф ФАРИСЕЙСТВО Х ХРАМ БОЖИЙ ХРИСТИАНСТВО Христианства состояние ХУЛА Ц ЦЕЛОМУДРИЕ ЦЕРКОВЬ Церкви послушание Ч ЧЕЛОВЕК Человека назначение ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЧИСТОТА ЧРЕВОУГОДИЕ ЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ ПСАЛТЫРИ ЧТЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ ЧУВСТВА ЧУДЕСА Я ЯВЛЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВО  

 
От составителя

«Есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством и однако ж удалились от Бога, потому что не имели рассудительности».

Прп. Антоний Великий

Всякое дело, каким бы ни занимался человек, для успешного результата требует усердия, постоянства и правильности исполнения. В деле спасения души, этом главном труде сознательного христианина, последнее условие правильности особенно важно, но в силу своей духовной тонкости зачастую незамечаемо и пренебрегаемо, как душа в теле. Следствием же этой неопределительности и небрежности в духовной жизни являются многоразличные ее искажения и уклонения, когда одни пытаются взять дарованное Искупителем Спасение жестким подвигом, «разбивая чело» внешнего и внутреннего человека; другие, напротив, берут от духовной жизни только праздничное, «сладкое» – благочиние служб, Причащение, паломничество по святым местам и прочее, нисколько не заботясь о повседневной рутинной работе над исправлением себя по евангельскому Образу; иные упрощают Православие до просфорочек, вербочек, бесчисленных маслиц, земелек и т.п., незаметно для себя разменивая святость Церкви на святыньки, упраздняя силу Креста «православными оберегами» и подменяя здравую веру «благочестивыми» поверьями: многие сейчас измеряют истинность и духовность чудесностью, восторженно желая знамений, мироточений и видений, забывая, что, по определению Спасителя, всего этого ищет род лукавый и прелюбодейный (Мф. 16, 4) и пренебрегая Его предупреждением беречься от прелести, ибо многие (чудотворцы и чудеса – сост.) придут под именем Моим и многих прельстят (Мф. 24, 4).

Духовный подвиг, малый или великий – меч обоюдоострый: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29), – предостерегает апостол. Если этот подвиг неправилен, то силы и время могут быть растрачены понапрасну, а вместо ожидаемых плодов добродетелей взрастит неразумный делатель искаженное их подобие или же и полную их противоположность. Так, формальная церковная жизнь, легкомысленное, бесстрашное участие в Таинствах может в короткий срок выжечь совесть и превратить человека в лукавейшего фарисея. Неправильная молитва несет опасность уничтожить в душе и то малое, но живое чувство к Богу, которое было до молитвенных правил. Неразумный пост может иссушить и ожесточить вместе с телом и сердце, или же подорвать здоровье. Чтобы избежать всех этих невидимых опасностей «справа», человеку, пришедшему в Церковь с осознанной целью спасения души, необходимо как можно ранее заложить в душе, подобно надежному фундаменту, правильные основы духовной жизни.

Святые отцы древних времен в своих боговдохновенных писаниях раскрыли нам эти основы, объяснили встречающиеся на пути спасения трудности, предостерегли от опасностей и, казалось бы, оставили всестороннее духовное руководство, но проблема нашего времени и нашего постатеистического сознания, оторванного от живых духовных традиций, та, что не только правильно применить, но даже и правильно прочесть эти Святые Писания оно не может, потому что «кривое зеркало и прямое кривит». Отцы писали как сильные для сильных, как ревностные для ревностных, и безоговорочное применение их наставлений нами, более сластолюбивыми, нежели боголюбивыми (2Тим. 3, 4), подобно облачению отрока в доспехи взрослого воина: непосильное вооружение только отягчает и окончательно обессиливает, врага же при этом ополчает как на действительно сильного противника, и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 45). С другой стороны, всякое духовное делание, не основанное на святоотеческом предании, неминуемо обрекает своего делателя на душевное повреждение и гибель, как самочинное и гордостное.

Видя эту трудность и насущную потребность современности в доступном к пониманию и исполнению святоотеческом руководстве, Господь даровал нашему времени творения святителя Игнатия (Брянчанинова) подвижника XIX века, мудрого духовного наставника монашествующих и мирян. Пройдя жизненный путь не в пустынном уединении, а во многих попечениях настоятельской должности, в вынужденном тесном общении с мирским обществом, во многих неотступных болезнях, святитель смог и в этих обстоятельствах достичь аскетического идеала святости и, основываясь на личном опыте, изложить учение великих отцов-пустынников применительно к нашему суетному и немощному времени, – в этом неповторимая для нас ценность его творений.

Данная книга составлена по творениям святителя Игнатия как практический справочник, содержащий советы и наставления по всем насущным вопросам духовной жизни. С целью более широкого раскрытия интересующей читателя темы в книге организованы перекрестные отсылки: в конце каждого текста, относящегося к изучаемому понятию, помещены в скобках слова, отсылающие в другой раздел книги, в котором искомый материал находится по ключевому тематическому слову, выделенному в тексте курсивом. Цифрами указаны номера и, через точку, страницы оригиналов, список которых приведен в конце книги.

Узкий путь спасения, возвещенный и указанный вочеловечившимся Богом, становится все менее различим в ослепительном блеске предапокалиптического мира: этот путь становится все более внутренним. Обрести его и устоять на нем да помогут нам, благоразумный читатель, мудрые наставления святителя Игнатия и его святые молитвы.


Источник:

1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993.

2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993.

3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993.

4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998.

5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991.

6. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. Издание центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. М. - СПб., 1995.

7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993.

8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. Христианский пастырь и христианин-художник. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. СПб., 1997.

9. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Слово о Ангелах. М., Журнал «Богословские труды», Выпуск 30.

10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., «Сатисъ», 1997.

11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. СПб., 1995.

12. Неизданные письма святителя Игнатия (Брянчанинова).

13. Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем, составленное архимандритом Игнатием (Брянчаниновым).

14. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Значение епископа и протоиерея в православной церковной иерархии. М., журнал «К Свету», Выпуск 11-12, 1994.

Комментарии для сайта Cackle