Древние иноческие уставы

Источник

Содержание

Предисловие

1. Устав преподобного Пахомия великого Жития св. великих Авв Тавеннисиотских 1. Житие пр. Пахомия великого 2. Житие Аввы Орсисия 3. Житие пр. Феодора Освященного 2. Устав Тавеннисиотского общежития 1) Общий строй Тавеннисиотских монастырей 2) Главный Авва 3) Аввы монастырей 4) Вторствующий по Авве в обители 7) Эконом и расходчик 8) Прочие служебные и распорядительные лица по обителям 9) Прием в обитель 10) Иноческое одеяние 11) Молитвословие 12) Причащение Святых Христовых Таин 13) Работы 14) Пища 15) Сон 16) Внутренняя жизнь: созидание духа истиною 17) Нравственное преспеяние 18) Больные и больница 20) Посещения и отлучки 21) Похороны братий 22) Замечание о детях воспитывавшихся в монастыре 23) О благочинии отроковиц или инокинь 24) Епитимии Краткие наставления пр. Пахомия 3. Преподобного Орсисия аввы Тавеннисиотского наставления 1. Об устроении монашеского жительства 2. О шести помышлениях святых 4. Уставные иноческие правила других св. Отцов подвижников 1. Три небольшие сборника правил св. отцев а) Правило св. Отцев, Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев б) Другое подобное св. отец правило для монахов в) Третье такое же св. отец правило для монахов 2. Два начертания правил св. Макария Александрийского а) Правила св. Макария Александрийского б) Послание блаженного Макария к монахам 5. Устав преподобного Венедикта Нурсийского Жизнь преподобного Венедикта Предисловие Глава 1. Роды жизни христианской Глава 2. Каков должен быть авва? Глава 3. О том, что надобно братий приглашать на совещания Глава 4. Виды добрых дел Глава 5. О послушании. Глава 6. О молчаливости Глава 7. О смирении Глава 8. О ночном богослужении Глава 9. Сколько псалмов петь на ночном богослужении? Глава 10. Как летом совершать ночное молитвословие? Глава 11. Как совершать бдения во дни воскресные? Глава 12. Как совершать утреннее богослужение Глава 13. Как в простые дни совершать утреню Глава 14. Как совершать бдения во дни святых? Глава 15. В какие времена петь аллилуйя? Глава 16. Сколько каждый день совершать богослужений? Глава 17. Сколько псалмов петь на каждом богослужении? Глава 18. В каком порядке петь псалмы? Глава 19. О чине псалмопения Глава 20. О благоговеинстве в молитве Глава 21. О деканах (десятниках) монастырских Глава 22. Как стать монахом? Глава 23. Об епитимиях за провинности Глава 24. Какого рода должны быть епитимии? Глава 25. О важных погрешностях Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных? Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются Глава 29. Должно ли принимать братий, выходящих из монастыря? Глава 30. Как исправлять маловозрастных детей? Глава 31. Каков должен быть монастырский келарь? Глава 32. О работных орудиях и других вещах монастырских Глава 33. Могут ли монахи иметь какую-либо собственность? Глава 34. Все ли равно должны получать необходимое? Глава 35. Все ли равно должны получать на поварне Глава 36. О больных братьях Глава 37. О престарелых и детях Глава 38. О недельном чтеце Глава 39. О количестве и мере яств Глава 40. О мере питья Глава 41. В какие часы предлагать трапезу? Глава 42. О том, что после повечерия никто не должен говорить Глава 43. О тех, которые опаздывают на Богослужение или к трапезе Глава 44. Как нести епитимии тем, которые отлучаются от сообщества с братьями? Глава 45. О тех, которые погрешают чем-либо в храме Глава 46. О тех, которые провиняются в другом чем Глава 47. О подавании знака на Богослужении Глава 48. О каждодневном рукоделии Глава 49. Как проводить Четередесятницу Глава 50. О братьях, которые работают далеко от храма, или находятся в дороге Глава 51. О братьях, которые отправляются не так далеко Глава 52. О монастырской молитвеннице Глава 53. О принятии странных Глава 54. Можно ли монаху получать письма или другое что Глава 55. Об одежде и обуви братий Глава 56. О столе аввы Глава 57. О монастырских мастерах (из братий) Глава 58. Об образе принятия братий в монастырь (новоначалие) Глава 59. О детях знатных или бедных, посвящаемых Богу Глава 60. О священниках, желающих жить в монастыре Глава 61. Как принимать монахов странников? Глава 62. О монастырских священниках Глава 63. О монастырских священникахдолжен и о взаимных отношениях Глава 64. О поставлении аввы Глава 65. О препозите монастыря. (Наместнике, втором по авве) Глава 66. О привратнике монастыря Глава 67. О братьях, отправляющихся куда по делам обители Глава 68. О тяжелых не по силам послушаниях Глава 69. В монастыре никто другого защищать не должен Глава 70. Чтобы никто не смел наказывать другого Глава 71. О том, что и взаимно друг друга должны слушаться братья Глава 72. О доброй ревности, какую должны иметь монахи Глава 73. Что в настоящем уставе не все показаны законы подвижничества и духовной жизни  

 
Предисловие

Первоначально предполагалось из древних иноческих уставов составить второй том Добротолюбия: и они тогда же были заготовлены. Но потом старцы Русского на Афоне монастыря взявшие на себя издание Добротолюбия, нашли более пригодным дать уставам сим место в конце Добротолюбия, или издать их особою книгою: что теперь и исполняется.

От пр. Антония по Египту и вообще по Востоку пошло отшельническое иночествование. Уставные правила для него собраны из записанных и до нас дошедших изречений пр. Антония и в виде устава помещенных в первом томе Добротолюбия.

Параллельно с отшельничеством распространялось и общежительное иночествование. Началовождем его был пр. Пахомий, которым начертан и устав для сего рода иноче­ства, ставший потом нормою для всех общежительных обите­лей не на Востоке только, но и на Западе.

В самом цветущем периоде общежительного иночества, заведенного пр. Пахомием, посетил Египет св. Василий великий с прямою целью увидеть на деле иночество, каким оно должно быть. И увидел. После посещены им обители и иноки Палестинские и Сирские, – и тоже узрено. Все виден­ное и испытанное напечатлело в высоком и глубоком уме св. Василия идеальный образ иночествования, не как особое что от христианства, а как полнейшее и точнейшее его осуществление, или как истинный образ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. Возвратясь к себе, он избрал его нормою для своей жизни, и, приняв обеты иночествования, стал не только сам жить по требованию его, но и других учить тому же; и сделался таким образом началовождем общежительного иночествования в своей стране, а потом и повсюду. Вместе с тем, как заводились у него общежи­тельные порядки в основываемых им обителях, он и письменно излагал их, во всем заботясь представить не одну внешнюю форму такой жизни, а более дух ее, давая видеть начертание ее в Слове Божием с указанием и полного соответствия ее духу жизни о Христе Иисусе. Его писания о сем (том 5) предмете содержат потому самое рациональное и высшее руководство к истинно иноческой и христианской жизни.

Почти современно с св. Василием обходил восточные монастыри, – Египетские и Сирские, – пр. Иоанн Кассиан с другом своим Германом, с единственною целью иноческого образования. Он был не легким обозревателем виденного, но все внимательно изучал и запоминал не случаи только и изречения какие, но и целые беседы старцев. По сему виденному и слышанному, возвратясь на родину, и он, подобно св. Василию вел., устроил в своей стране два монастыря- мужеский и женский, которые привлекли внимание тамошних настоятелей и епископов, похвальными сторонами заведенной им жизни иноков и инокинь, скоро обнаружившимися. Желая, по образцу его обителей и у себя завесть такие же, или преобразовать существующие уже, они просили пр. Кассиана письменно изложить и порядки обще­жительного иночествования, и требования внутренней жизни иноков какие видел он на Востоке. – Написанная им по сему случаю книга служит ответом на сие благое желание любителей и чтителей истинного иночествования.

Это было на юге Франции; но Италия, имея обители, еще не имела авторитетного устава иночествования. Его дал им, спустя несколько десятков лет, пр. Венедикт, основатель многих монастырей, и установитель в них добрых порядков иноческой жизни, и с внешней и с внутренней ее стороны. Из правил его устава видно, что он заимствовал их, иные у св. Василия вел., а иные у пр. Кассиана. Он сам об этом говорил.

Таким образом пр. Венедикт препровождает нас к св. Василию вел. и пр. Кассиану, а они оба – к пр. Пахомию Вел. От пр. Пахомия нетрудно взойти к Аскетам, а от них к св. Апостолам, и к Самому Господу нашему Иисусу Христу. Вот где источник нашего иночествования.

Итак, древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании. Предлагая их вниманию иноков и всех благочестивых, христиан, надеемся доста­вить им чрез то не малое духовное утешение, давая им возможность удостовериться, что 1) иночество не новость какая недавняя и произвольная, а также древне, как само христианство, и требуется самым духом христианства, кото­рое чает видеть себя явленным в нем в совершеннейшем виде; –и что 2) наш образ иночествования согласен с первоначальным и с тем, в каком оно было держимо в церкви во все время-от начала до нас. Да порадуются иноки, увидев, как древен иноческий род наш и да воодушевлятся ревностью быть иноками, как следует им быть. Сколько у нас родоначальников и какое неисчетное родство! Поревнуем же не положить пятна на преславный род наш. Да порадуются и все благочестивые христиане, что имея среди себя св. обители и общества иноков, не лишнее что терпят, но блюдут нечто такое, что сходно с приточным сокровищем, сокрытым на селе, которое сильно обогатить духовным богатством всякого, кто сумеет найти себе доступ к нему.

Уставы предлагаются в том же порядке, в каком они являлись на свет: 1) пр. Пахомия Великого, 2) св. Василия Великого, 3) пр. Кассиана и 4) пр. Венедикта. – Особенности каждого из них, не в духе, а в образе изложения, увидит всякий при чтении их. Заметим только относительно устава пр. Пахомия Вел., ту особенность, что устав его так тесно связан с его жизнью и жизнью ближайших его преемников, Орсисия и Феодора Освященного, что впереди его нале­жала нужда поместить начертание жизни их. Тоже самое, впрочем, можно сказать и об уставе св. Василия вел., а отчасти и о последних двух уставах, хотя не в такой мере.


Источник: Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном / [Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря]. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1892. - 654, VIII, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle