О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством
Содержание
Глава I 1. Предварительные замечания о происхождении рассматриваемых религий.-Предки Будды.-Исторические и мифические свидетельства о его рождении. – Детские и отроческие годы Будды.-Душевный переворот и бегство в уединение.-Озарение аскета.-Победа над искусителем и первая проповедь 2. Происхождение Мохаммеда. – Впечатления детства.– Путешествие и женитьба.-Значение иудейства и христианства для склада его религиозных верований.-Влияние на них же эпилепсии «пророка».– Первые его неудачи в распространении новой веры.– Несколько замечаний о нравственных качествах Мохаммеда сравнительно с Буддой 3. «Книга родства И. Христа».-Его происхождение «от Духа Свята и Марии Девы». – Безгрешность Богочеловека. – Его детство и отрочество.-Крещение от Иоанна.-Искушение от диавола. – Значение этих событий.-Аналогичность священных повествований в рассматриваемых религиях и соображения в пользу божественности христианства Глава II 1. Буддийское учение об искуплении.-Уничтожение каст.– Причины успеха проповеди Будды.-Монашество.-Противники Будды.-Буддизм и браминство.-Взгляд на буддийскую этику 2. Мохаммед-проповедник единобожия.-Политическое значение его проповеди.-Геджра, и значение этого события в жизни Мохаммеда. – Отношение Мохаммеда к христианству. – Фатализм.-Коран.-Учение об Аллахе.-Средства распространения ислама.-Последние дни Мохаммеда.-Заключение 3. Выступление Господа Иисуса на проповедь. – Характеристика Его учения по сравнению с буддийским и мохаммеданским.-Проповедь о царстве небесном.-Христианское «обращение“. – Искупление и его отличие от буддийского. – Чудеса Христовы, возражения против чудес, отличие последних от мусульманских.-Общее заключение о рассматриваемых религиях Глава III 1. Кончина Будды. – Его обоготворение. – Характеристика Будды.-Общественно-государственное значение буддизма.-История буддийской «церкви»: соборы, составление канона свв. книг и монашеских правил. – Светлые и черные дни буддизма. – Его распространение в Китае и в Японии. – Расколы. – Ламаизм.-Далай- и богдо- ламы.-Религиозный механизм 2. Смерть Мохаммеда.-Его внутренние качества и внешний облик.-Религиозный фанатизм мусульман и победы их над христианами. – Первые калифы. – Омайяды и Абассиды. – Турки Османлисы. – Падение Константинополя. – Эволюция исламского вероучения.-Реформаторское движение в мусульманском мире и порожденные реформой секты.-Гадания о будущем ислама 3. Несколько предварительных замечаний о бесценном значении принесенной Христом жертвы. – Глубина прародительского грехопадения и его тяжкие последствия.– Невозможность «культурного» самоискупления,– искупления посредством ангела или какого-либо другого тварного существа и потребность в Искупителе-Богочеловеке. – Вопрос о причине страданий Искупителя.– Их добровольная неизбежность и необыкновенная тяжесть.– Решение возражений против Божия правосудия и страдания Невинного за виновных. – Смерть и воскресение Христовы. – Заключение
Если справедливо положение, что вещи познаются сравнением, то особенно следует иметь это в виду при защите христианства от нападающих на него внешних и внутренних врагов. Казалось бы на первый взгляд, что с развитием просвещения должно уменьшаться число их, потому что наука проливает духовный свет, а христианская вера вот уже девятнадцать веков служит главным источником этого света, ибо Сам Божественный Основатель христианства, Господь наш Иисус Христос есть «истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». К сожалению, иное выходит на деле. В то время, как одни сеют в мире семя добра и правды, другие, подобно приточному «врагу», сеют плевелы всяких заблуждений.
Отделенные от четвертого века христианской эры длинным расстоянием в целых пятнадцать веков, мы, тем не менее, живем в условиях, аналогичных с условиями того времени. И у нас, как тогда, в высокой степени возросла религиозная любознательность: многие, особенно из интеллигентов, принялись за обсуждение волнующих современное общество религиозных вопросов, причем некоторые имеют решимость самоизмышления фантазии выдавать за истиннохристианское учение.
Очарованные выдающимися успехами сравнительного вероведения, другие хотят видеть в христианстве не богооткровенную религию, а только одну из совершенных форм проявления религиозного сознания. По такому взгляду, лучи религиозной истины изобильно рассеяны по всему лицу земному, и для спасения совершенно безразлично, к какой бы кто ни принадлежал вере. При этом общеизвестный закон психической жизни, по которому к чему мы привыкли, то менее ценим, проявляется во всей своей неумолимой строгости. Всем своим духовным величием обязанный христианству современный человек, по крайней мере, в лице некоторых «просвещенных» его представителей, с черной неблагодарностью относится к своей благодетельнице и, мало того, даже, с завистью оглядывается на «египетския мяса».
Может быть, пессимистическое настроение нашего времени значительно содействовало тому, что апатичный к жизни буддизм приобрел себе среди нашего общества довольное число горячих приверженцев, считающих его последним словом, доступной человеку мудрости, равно и наилучшим противоядием от мучившей еще древних «скуки жизни». Для иного ученого индифферентиста вопрос об отношении буддизма к христианству может иметь одно лишь академическое значение. Но только не следует забывать, что для других, дорожащих истинною верой, как родником живой воды, тот же вопрос приобретает, благодаря этому, именно, серьезному отношению к вере, особенную важность, ибо для стремящихся к истинной жизни совсем небезразлично, где могут они найти последнюю. Веровать-значит, прежде всего, жить, а потом уже и умствовать!
В свою очередь и мохаммеданство, несмотря на крайнюю запутанность и несамостоятельность своих религиозных идей, мирно уживающихся рядом с самыми нелепыми и фантастическими вымыслами, имеет еще довольно смелости, чтобы не только защищаться от своих противников, но, даже, и переходить в наступление. Как по географическому положению, так и по своим историческим судьбам нам, русским, больше всех других христианских народов суждено считаться с Мохаммедовой верой. Разумеется, победа за нами: но, прежде чем мечтать о ней, мы должны хорошенько уразуметь содержание мохаммеданства и определить его удельный по отношению к христианству вес.
Всем вышесказанным вполне достаточно мотивируется появление на свет предлагаемых нашим читателям статей. Их высокий апологетический интерес и практическое значение бесспорны. Чтобы не ходить в потемках, где дело касается религии, и чтобы по достоинству оценить христианство, необходимо знать, в чем, именно, превосходит оно буддизм и мохаммеданство. Беспристрастно-научная оценка его, по сравнению с названными религиями несомненно покажет его недосягаемую высоту и радостно будет приветствована теми, сердца которых ищут твердой опоры для оправдания своей веры, а умы – доказательства своим христианским убеждениям.
Мы выражаем, эти надежды за чужой счет, если только нам не откажут в праве отнестись с глубочайшей признательностью к нашим и к заграничным ученым, с такою пользой потрудившимся в уяснении и в обработке взятого предмета. Разумеем достопочтенных гг. Ольденберга, Васильева, Бартелеми-Септ-Илера, А. И. Введенского, А. Ф. Гусева, Саблукова, Шпренгера, Фальке, Неймана, Келлога и других ученых, трудами которых пользовался автор печатаемых статей, решившийся подписаться под ними своим полным именем только потому, что некоторые и подчас значительные изменения в трудах поименнованных ученых, а особенно в интересном сочинении Фальке: «Будда, Магомет и Христос», из которого он, главным образом заимствовал содержание предлагаемых статей, видоизменяя последнее применительно к русским читателям – ставили его в невозможность возлагать на других ответственность за те мысли, в которых они ни вместе, ни порознь совсем неповинны.
По самому существу взятой задачи мы должны исполнять ее подобно тому, как например, геометр, проводящий последовательно одна за другою три параллельных линии, то есть по принятому порядку сравнивать буддизм, мохаммеданство и христианство между собою, причем – разумеется – мы не можем избежать сравнения между собою также и основателей трех упомянутых, религий отнюдь не желая этим невнятно потревожить чье-либо религиозное чувство, а только уступая научной правде, стоящей выше всяких подозрений и узких партийных взглядов.