Под вышним покровом Богоматери

Источник

Словно благодатным поясом окружена Москва белокаменная святыми обителями. Любили благочестивые предки тишину православных обителей и многие живописные уголки, с благословения святителей и с согласия князей и царей московских, освящались подвигами молитвенников-иноков... Много было этих, часто незримых, уголков в окрестностях матушки-Москвы. Не мало уцелело их и до наших дней... Часто там, где прежде был только деревянный храм или просто часовенка, расцветала славная обитель... Шли в эти обители любители уединения... Шли в них и набожные паломники, чтобы отдохнуть здесь душой от мирской суеты.

К числу таких-то обителей относится и славная, в своей прошлой истории, мужская Николо-Перервинская обитель, расположенная под Москвой1, на берегу реки Москвы, против исторического села Коломенского, которое нередко посещалось князьями и даже царями русскими...

Трудно восстановить первоначальную историю Перервинской обители. Но благочестивое сознание русских людей, всегда свято хранивших память о святынях родной земли, сохранило известие о том, что еще в древности около Москвы была какая-то обитель «Николы Старого». Эта-то обитель, основанная, как полагают некоторые,2 прежде всех других московских обителей и, быть может, даже раньше Москвы, или при зачале ея, и была переименована в Николо-Перервинскую, названную так потому, что Москва-река, протекавшая, когда то, близь самых монастырских стен, прервала свое обычное течение и, сделав крутой поворот около самой обители, пошла по направлению к селу Коломенскому.

Небогата была первоначально Перервинская обитель. По крайней мере, в начале 17 столетия, при царе Михаиле Федоровиче, в ней было всего два старца с игуменом, которые и совершали богослужение в деревянной церкви, сооруженной в честь св. Николая... Очевидно, литовское разорение, набеги крымского хана Казы-Гирея и смутное время, пережитые Русью около начала 17 века – все это значительно поубавило достаток Перервинской обители...

Но с половины 17 века, со времени царя Алексея Михайловича, Николо-Перервинская обитель начинает благоукрашаться каменными храмами... В 1650 году здесь был освящен каменный Успенский храм, а за ним были сооружены каменные храмы в честь св. Николая и преп. Сергия... Благочестивые цари и православные люди начинают усердно жертвовать на благоукрашение Перервинской обители...

Около этого же времени, а именно в 60 годах 17 столетия, Перервинская обитель стала получать пособие от «Неглинской» часовни, известной ныне под именем Иверской, под сенью которой находится дорогая православноверующему сердцу святыня – чудотворная икона Иверской Божей Матери, привезенная с Афона...

Любили уединение Николо-Перервинской обители, живописно раскинувшейся по берегу реки Москвы, Московские святители и помогали её благоукрашению... Особенно же любил эту обитель последний патриарх Адриан, управлявшей русской церковью с 1690–1700 год. Часто уединялся он в нее от городского шума в летнее время. Он построил и освятил красующуюся и доныне в этой обители соборную Николаевскую церковь. Он, потрудившись на благо Перервинской обители, и скончался здесь...

С такой же любовью, с такою же заботливою попечительностью относился к Николо-Перервинской обители и московский митрополит Платон... Любитель тишины, уединения и красоты природы, святитель Платон пожелал, чтобы Николо-Перервинская обитель дала скромный приют рассаднику духовного просвещения. И вот при нем возникла здесь духовная школа, которая, вдали от городского шума, должна была готовить, под сенью обители, пастырей церкви3... В этом-то рассаднике духовного просвещения получили, между прочим, образование два известных святителя русской церкви архиепископ московский Августин и митрополит Серафим Глаголевский...

Часто посещал святитель Платон Николо-Перервинскую обитель и основанную в ней семинарию. Он верил, что эта обитель, которую он украшал с такой отеческой попечительностью, будет цвести и после него. Эту, по крайней мере, надежду, со свойственным ему глубокомыслием, выразил он в следующих словах:

Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе перерваться! Воздай хвалу Провиденью, Которое о тебе печется и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно вступила...

И понятна та любовь святителя, с которой он расстался в последний раз с этой обителью. Побывав в ней и простившись с братиею, он, по выезду из Перерви, долго, долго, со слезами смотрел на нее и на свое насаждение – на духовную школу... Так настойчиво заявлял о себе голос сердечной любви к тихой обители...

Не оставляли своим попечением Николо-Перервинскую обитель и московские архипастыри после Платона. Любили ее и святители Московские Августин, Серафим, Филарет, Иннокентий и последующие святители Москвы...

И не смотря на то, что Николо-Перервинская обитель пережила немало невзгод, она и поныне цветет. 3а долгую историю свою она видела, быть может, зачало Москвы, и скорби москвичей при борьбе Руси с татарами. Она дала временный, хотя и скромный, приют страдальцу московскому святителю Филиппу, заточенному Иоанном Грозным сначала в Богоявленском монастыре, а отсюда переведенному в обитель Св. «Николы-Стараго». Она напутствовала его в последнее место изгнания в Тверской Отроч монастырь... Она видела литовское разорение, неистовство татар, поляков и Тушинского вора-самозванца... Она пережила невзгоды во время нашествия Французов, располагавшихся в её стенах ...

Но за всё это время ее хранила любовь царей и святителей московских. Охотно посещали они ее. В ней была императрица Екатерина II, императоры Павел Петрович и Александр I. Ее ограждал вышний Покров Богоматери...

И теперь снова благоукрашена она...

Правда, около неё не осталось, почти, прежних красот природы... Она еще так недавно была окружена рощами и лесами. Вблизи неё протекали светлые родники... Сосновая роща вблизи неё теперь поредела. Иссякли источники... На месте прежних лесов появились огороды...

Но зато в ней, с благословения Московского Первосвятителя митрополита Владимира, восприявшего Николо-Перервинскую обитель, по примеру предшествовавших архипастырей, в свою любовь, возник новый величественный собор, один из приделов которого и посвящен имени его ангела – Св. равноапостольному князю Владимиру.

Царица Небесная как бы Сама, на доброхотные даяния, приносимые верующими к подножью Иверской чудотворной иконы Её, соорудила Себе этот собор... Из маленьких даяний возникло величественное светлое здание собора, главный храм которого и посвящен Ее имени...

– Дивный храм! Редкий храм! – говорят поселяне, живущие около Николо-Перервинской обители.

И, действительно, новый собор поражает своим величием.

Еще издали виден он всякому путнику, отправляющемуся в Николо-Перервинскую обитель. Он господствует не только над всем монастырем, но и над его окрестностями, уходя своими главами в небесную высь...

Величественный снаружи, он поражает своим простором, своим благолепием и внутри.

Разноцветные большие алтарные окна производят особое настроение во всяком посетители, который входит в него.

И все здесь отличается вкусом, соразмерностью частей и художественностью священных изображений.

Вот позолоченная большая паникадила... Вот золотой ценный иконостас... Вот прекрасная сень над иконою Иверской Богоматери и такая же сень над иконою св. князя Владимира. Богоматерь всюду в храме. Вот лики Её над царскими вратами главного храма, с надписью золотом по голубому полю: Покрой нас честным Твоим Покровом. Богомолец видит Ее с Предвечным Младенцем во всех пределах… Всюду как бы зрит с иконостаса Она входящих в собор... То скорбь за род людской, то любовь видна в очах Ее4...

А вон на золотых предалтарных иконостасных арках, покрывающих царские врата, изображенные в виде трехглавых храмов, как бы восходящие на небо ветхозаветные пророки и праведники...

И масса света льется по всему храму – и из этих 12 окон главного купола и из этих больших окон храма...

Взойдешь на большие хоры – отсюда тот же величественный вид и на золотой иконостас и на лики Спасителя, Богоматери и Святых Угодников...

Смотришь на все это – на это новое сооружение, возникшее вблизи благоустроенного Перервинского духовного училища и новосооруженного, заботами московского Архипастыря, приюта для глухонемых, – и невольно чувствуешь глубокую благодарность к благословившему соорудить этот собор5...

И несомненно, благочестивая вера найдет себе в этом храме высшее религиозное удовлетворение.

Пройдут годы, но эта вера не забудет тех, кто изливал свою любовь на скромную Перервинскую обитель, вверенную теперь устроением в ней прекрасного собора особому вышнему Покрову Богоматери...

* * *

1

В 10 1/2 верст., по Курск. ж. д.

2

См. у митроп. Платона, а также в опис. Перерв. монастыря архим. Никифора.

3

Ныне при Перервинском монастыре находится духовное училище.

4

Живопись исполнена известным иконописцем В. П. Гурьяновым

5

Архитектором при постройке этого собора был А. П. Виноградов. Ближайшее наблюдение за сооружением его принадлежало недавно почившему настоятелю Николо-Перервинского монастыря архимандриту Викентию, а после него эконому московского Троицкого подворья Архимандриту Maкарию и казначею Николо-Перервинского монастыря игумену Иоаникию.


Источник: Под вышним покровом Богоматери : (К истории Николо-Перервин. обители) / В. Введенский. - Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1908. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle