Поучения, слова и речи при освящении церквей

Источник

Содержание

Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года. Речь при освящении храма Воскресения Христова, сооруженного на месте убиения Государя Императора Александра II, в С.-Петербурге, сказанная в присутствии Их Императорских Величеств и Августейших Особ, 19 августа 1907 года.

 

Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года.

Слава и благодарение Господу, Подателю и Источнику всякого блага! Освящение сего благолепного храма совершилось, принесена в нем и первая таинственная безкровная жертва, имеющая отныне приноситься здесь дотоле, доколе будет существовать самый храм этот. Воздавая опять хвалу Богу, сподобившему меня совершить сие священное торжество, радостно приветствую благочестивых создателей святого храма сего с светлым праздником, приветствую и всех молитвенно участвовавших в этом празднике. Здесь теперь место святое, здесь жилище Божие. Здесь Господь невидимо пребывает в таинстве Евхаристии, здесь Он присутствует с нами в молитвенно настроенных душах наших. Правда, в пространственном отношении Господь везде, и нет места во вселенной, где бы не было Бога. Но в нравственном отношении, в отношении к нам, людям, Господь может быть или близок, или далек от нас, или и совсем отвратить от нас Лице Свое, смотря по состоянию духовного настроения нашего, или доброму, или худому. В местах и общественных собраниях, устроенных и организованных для праздного времяпровождения, для легких и, по людскому разумению, невинных развлечений, Господь не близок к нам, для Него здесь в наших душах или слишком мало места, или и совсем его не бывает. В местах, где люди предаются шумным удовольствиям и широкому разгулу, Господь и совсем далек бывает от них и отвращает от них Лице Свое. Здесь люди, по церковному воззрению, не Бога славят, а диавола тешат. То же бывает, когда в сердце нашем гнездится или безумная страсть, или какое-нибудь преступное, злое намерение. Не вмещается тогда в сердце нашем Господь. Но что бывает, когда мы идем в храм Божий на молитву? Все низменное, все злое, все нечистое в душе нашей мы стремимся тогда отбросить от нас и оставить там, за порогом храма. Напротив, все доброе, все высокое, все чистое мы усиливаемся возбудить и поднять в себе, чтобы принести их сюда, как жертву благовонную и благоприятную Богу. Мы желаем всегда нести сюда сердце сокрушенное и смиренное. Каждый из нас молится здесь Господу в сознании своей немощи и своего безсилия: «отврати Лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святого не отъими от мене» (Пс. 50:11–13). Не сюда ли мы несем все лучшия, Божественныя настроения нашего духа? Не здесь ли печальная мать возносит пламенныя и горячия молитвы к Богу за своего больного ребенка? Не здесь ли она молится за счастие детей своих и за радость всей семьи своей? Не переживает ли каждый из нас в храме Божием, на молитве, лучших, возвышеннейших минут своей жизни? А это оттого, что здесь Господь близок к нам, что мы ощущаем здесь присутствие Его в нашей душе, в нашем сердце. А от Бога всегда исходит для нас радость, счастие и блаженство. И вот мы сегодня совершили освящение сего храма, сего священного места, где Господь близок к людям, даруя им радость, утешение, мир и благоволение. Здесь отныне живет Бог, и место сие свято. Итак, опять повторяю: приветствую вас с светлым и радостным для вас праздником.

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Речь при освящении храма Воскресения Христова, сооруженного на месте убиения Государя Императора Александра II, в С.-Петербурге, сказанная в присутствии Их Императорских Величеств и Августейших Особ, 19 августа 1907 года.

Возлюбленные о Христе братие.

Слава и благодарение Господу, сподобившему нас быть участниками светлого торжества освящения сего храма в честь и память Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Но это светлое торжество, молитвенною радостью наполняющее сердца наши, связывается с горькими воспоминаниями. На месте сем, на котором воздвигнут настоящий великолепный храм, более четверти века тому назад злодейскою рукою убит благодетель народа Русского, Царь-Освободитель, великий Император Александр II. Страшное было то время. Все были в ужасе и унынии. Весть о цареубийстве во всех концах России встречена была воплем негодования и горькими слезами. Лично мне, жившему тогда в Казани, скорбную весть эту принес простой человек из народа и сообщал ее, прерываемый горькими слезами. «Убили злодеи Батюшку-Царя, благодетеля нашего», говорил он. Молитвы об упокоении мученическою кончиною почившого Царя возносились повсюду горячия и усердныя. И тогда же при общем унынии и смятении, среди людей высокого христианского разума и святой настроенности возникла мысль, на месте убиения Царя-Благодетеля народа, создать храм во имя Воскресения Христова.

Какая мысль светлая и глубокая! В христианском сознании смерть не есть конец бытия, а только переход к иной его форме, – есть успение с надеждой воскресения и жизни вечной. В соответствии с этим основным христианским воззрением создались в течение веков и все церковныя молитвословия об умерших. За божественною литургиею, по освящении Даров святой Евхаристии, возносятся священнослужителями молитвы об умерших, именно как об «усопших о надежди воскресения жизни вечныя». «Несть Бог – Бог мертвых, но Бог живых», говорит Спаситель (Мф.22:32). И здесь пред нами теперь какое дивное сочетание этих «мнимых» для христианского сознания противоположностей – смерти и жизни. Там, на месте убиения Царя, земная мысль о смерти, – здесь, у алтаря Господня, мысль небесная о воскресении, там побежденная смерть, здесь Воскресением Христовым смерть победившая светоносная жизнь. Невольно восклицаем вместе с апостолом: «Где ти, смерте, жало, где ти, аде, победа» (1Кор.15:55)? Невольно приходят на мысль и эти чудныя слова церковной пасхальной песни: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало».

Возлюбленные братие! Прекрасный сей и величественный храм, выразитель столь высоких христианских мыслей, вызван к бытию мученическою кончиною Благочестивейшого Великого Государя Императора Александра II. Помолимся же о почившем Государе здесь, на месте Его кончины, да упокоит Его Господь в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Аминь.


Источник: Речи, слова и поучения / Митр. Антоний (Вадковский). - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1901. - [4], VIII, 399 с. / Поучения, слова и речи при освящении церквей. 155-188 с.

Комментарии для сайта Cackle