Азбука веры Православная библиотека преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) Краткое сказание о жизни Оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия
монах Ераст (Вытропский)

Краткое сказание о жизни Оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия

Источник

Содержание

Оптинские старцы Жизнь о. Амвросия в миру Жизнь о. Амвросия в монастыре до старчества Начало старчества о. Амвросия Келейная жизнь о. Амвросия Попечение о. Aмвpocия о вдовах и сиротах Кончина старца Поучения о. Амвросия в общих праздничных приветствиях 1870–1891 г.  

 

Оптинские старцы

Иеросхимонах Амвросий

1 был великий старец Паисий, – архимандрит Молдаво-Влахийских (Румынских) монастырей, собиравший по святым местам на Востоке книги подвижнические, переводивший их на Славянский язык, и передавший эти сокровища в Россию своим ученикам, которых он руководил в их духовных подвигах.

Искренняя любовь Филарета, епископа Калужского (в последствии митрополита Киевского), к иноческому древнему житию была тем камнем, на котором благоугодно было Господу основать в 1821 году при Оптиной Пустыни скит для уединенной, созерцательной жизни подвижников.

Ознакомившись с уединенною местностью Оптиной Пустыни преосвящ. Филарет остановился на мысли устроить при Пустыни скит.

Мысль преосв. Филарета о ските осуществилась, произволением Божиим, следующими образом. По кончине старца Паисия несколько учеников его избрали себе местом подвигов Рославльские леса Смоленской губернии, под руководством учеников Паисия, старцев: Афанасия и Досифея. Один из учеников Афанасия – Моисей, проходя по своим делам в г. Москву, зашел в 1820 году в Оптину Пустынь, где встретил в игумене Данииле и в некоторых монахах склонность к пустынножительству, с отсечением своей воли, под руководством старца; также узнал, что и преосвященный Филарет желает устроить в Оптине скит.

Привлеченный любовию и ревностью Филарета и расположением Оптинской братии, о. Моисей, по совету со своими старцами, принял на себя труд устройства скита в Оптине.

Первый почин по устройству сделан был им с пятью монахами; они произвели расчистку леса и корчевание пней от вековых сосен, под площадь скита. Явились и благотворители: Козельские граждане – Брюзгин и Третьяков, с помощью которых возведены были жилые строения и деревянная церковь, заложенная 16 августа 1821 года и освященная 5 февраля 1822 года.

В этот-то новоустроенный скит, по приглашению преосв. Филарета, поступил в число братии в 1829 году отец Леонид, ученик Феодора – тоже преемника Паисия, со своими пятью учениками, находившимися под его старчеством, с совершенным отсечением своей воли. И Божественный огнь благодати засветился в Оптине с того времени и не угасал, в преемниках о. Леонида, до наших дней.

Прозорливость о. Леонида и его высокую подвижническую жизнь испытал на себе известный в православном миpe путешественник инок Парфений, описавший свое посещение Оптиной Пустыни в книге «Странствие инока Парфения».

Отец Леонид скончался 11-гo октября 1841 года.

При жизни своей о. Леонид предуготовил к принятию великого подвига старчества ученика своего о. Макария.

Получивший лишь начальное образование, о. Макарий прибрел в монашестве, кроме прозорливости и дара исцеления, еще дар изъяснять истинный смысл писаний св. отцов и учителей Церкви, излагавших мысли о духовных подвигах «в видения восход». При переводах с греческого, латинского и славянского языков на русский, не зная сам ни греческого, ни латинского языков, о. Макарий руководил учеными переводчиками и установлял окончательную редакцию текста, при чем его редакцию Московский митрополит Филарет всегда предпочитал академическим переводам.

Старец о. Макарий окончил земную жизнь 7 сентября 1860 года. И подобно о. Леониду, еще при жизни своей предуготовил себе преемника по старчеству, в лице о. Амвросия. (Старчество подготовляется духовными подвигами и духовными дарованиями втайне; официального назначения или звания не имеет, а основывается лишь на полной вepe ищущих спасения к старцу, который иногда бывает и духовником).

Подготовление о. Амвросия обнаружено было епископом Николаем таким образом: когда преосвященный, посетив скит 23 августа 1846 года, возвращался пешком в монастырь, а скитская братия провожала его до св. врат, тогда преосвященный, прощаясь с братией, произнес следующие слова: «спасайтесь отцы и братия, имейте мир и любовь между собою, начальникам повинуйтесь, а ты, о. Амвросий, помогай о. Макарию в духовничестве; он уже стар становится. Ведь это тоже наука, только не семинарская, а монашеская».

И так о. Амвросий, с 1846 года, наречен был помощником старца о. Макария, а со времени его кончины – 7 сентября 1860 года – подъял полный труд старчества и нес его до самой кончины своей, которая последовала 10 октября 1891 года.

По примеру своих предшественников и о. Амвросий подготовлял себе помощника по старчеству в лице иepoмонaxa о. Анатолия. Указом Святейшего Синода, 3 августа 1871 года о. Анатолий назначен был архимандритом Спасо-Орловскаго монастыря, Вятской губернии; но, по благословению старца, съездил в Калугу к преосвященному, и формально отказался от этого сана архимандрита и от должности настоятеля монастыря.

С тех пор о. Анатолий был помощником о. Амвросия по старчеству и вместе с тем состоит и ныне главным духовником скита Оптиной пустыни и Казанской женской общины.

Жизнь о. Амвросия в миру

Отец Амвросий, по происхождению, сын причетника села Больших Липовец, Тамбовской губернии, Михаила Гренкова; родился 21 ноября 1812 года, при крещении наречен Александром; жил в сиротстве в многочисленной семье с матерью у деда, священника; обучался в Тамбове, в духовном училище и семинарии; окончил курс со званием студента семинарии 15 июля 1836 года.

Из аттестата видно, что Александр Михайлович изучал пять языков: греческий, еврейский, французский, татарский и славянский. Вскоре по окончании курса Александр Михайлович занял место учителя Липецкого духовного училища, в котором и пробыл до осени 1839 года.

Как избранный сосуд Божественной благодати, он и по занятии должности, прислушиваясь к тайному голосу, его призывавшему куда-то, к какой-то деятельности, не мог быть довольным своим положением, – не находил в мирской жизни yтeшения.

Возросший в нужде, в строгости, потому времени и в особенности в целомудрии, сохраняющемся преимущественно в духовном сословии и столь драгоценном для духовной жизни, Александр Михайлович не льстился на мирскую семейную жизнь, не видел цели жизни и в занятии священнического места, по праву образования ему принадлежавшего.

Чтобы учить других Слову Божию и Евангельским заповедям, надобно, по сказанию Св. Отцев, самому научиться деланию добродетелей.

Господь Иисус Христос, сказано в Деяниях апост., начат «творити же и учити» и Апостол Иаков учит: «бывайте же творцы слова, а неточию слышатели, прельщающе себе самих» (Иак. 1:22.) Независимо от душевного расположения, Александр Михайлович подвергся болезни, и во время оной, желая скорого выздоровления, дал было слово посвятить себя на служение Богу, но, по выздоровлении, позабыл свое намерение и уже после вторичной болезни отправился по тропе, проложенной народною верою, к подвижникам-старцам. Ближайший современный ему старец – был о. Илларион в селе Троекурове; к нему и отправился Александр Михайлович за советом относительно своей жизни и поступления в монастырь, и в какой именно. Священник села Губина о. Никандр рассказывает, что, выходя из кельи старца Иллариона, он встретил неожиданно и Александра Михайловича, своего товарища по семинарии и узнал от него, что старец дал совет: «иди прямо в Оптин» и прибавил при этом «можно бы поступить и в Саровскую Пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде».

Александр Михайлович сделал решительный шаг: не обращаясь вспять, в мир, отправился прямо в Оптину Пустынь и уже из Пустыни послал объяснение Тамбовскому епископу Арсению в письме, в котором испрашивал себе прощение за самовольное удаление от должности, для иноческой жизни. Прощение с архипастырским благословением Александр Михайлович получил вскоре.

Жизнь о. Амвросия в монастыре до старчества

В монастырских летописях значится, что Александр Михайлович Гренков определен в число братии монастыря 2 апреля 1840 года.

В ноябре месяце того же года перешел он в скит, под руководство старца Леонида. Был несколько месяцев на послушании в кухне.

Поступил туда Александр Михайлович помощником к повару о. Геннадию, но вскоре о. Геннадий отправился в Тверскую губернию за увольнительным свидетельством, для поступления в монастырь. Место его в кухне велено было занять А. М. Гренкову.

По возвращении с родины, о. Геннадий нашел свое поварское место занятыми и безропотно, по благословению старца, стал на послушание помощником повара.

Часто об этом случае любил о. Амвросий вспоминать, для назидания братии – так как о. Геннадий с того времени, в течении пятидесяти лет, не выходил и не выходит из скита в мир, смиренно приняв схиму, уклонившись от всяких должностей и достигнув незлобия, пребывает в молитвенном подвиге.

После послушания на кухне А. М. поступил к о. Леониду в келейную, для письмоводства, но недолго пришлось быть ему в послушании у о. Леонида, так как тот окончил жизнь 11 октября 1841 года; дальнейшее послушание проходил А. М. уже у старца о. Макария.

29 ноября 1842 года А. М. пострижен в монашеский образ; 4 февраля 1843 года рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 года во иepoмонaxa, но по болезни стал заштатными; наконец 12 апреля 1870 года получил неожиданно наперстный крест.

При поступлении в обитель, о. Амвросий имел слабое здоровье и, будучи иеродиаконом, служил весьма редко. Потом при посвящении во иepoмонaxa, отправившись с другими братиями в Калугу 7 декабря 1845 года рано утром, возвратился 10-го вечером, претерпев дорогою сильную вьюгу и холод.

Слабое здоровье о. Амвросия окончательно расстроилось. Но, насколько внешний человек предается тленно, настолько внутренний обогащается духом.

Отцы говорят, что телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда; немощный только должен непрестанно благодарить Бога и молить Его, чтобы даровал ему терпение. Этот путь спасения предлежал и о. Амвросию.

Главными послушанием о. Амвросия было занятие по переводу святоотеческих писаний, вместе с другими учеными братиями, под руководством о. Макария, при содействии И. В. Кириевского и других.

23 августа 1846 года, о чем было выше сказано, о. Амвросий объявлен был епископом Николаем, помощником о. Макаpию по старчеству.

По кончине же о. Макария, последовавшей 7 сентября 1860 года, о. Амвросий принял на себя полный тяжелый труд старчества.

Начало старчества о. Амвросия

Телесные силы о. Амвросия на столько были плохи и здоровье его на столько было изнурено болезнями, что на торжественные похороны своего духовного отца и старца о. Макария он не мог облачиться в ризы.

Живя в скиту, куда взор женщин не досягает, и не участвуя по болезни в церковных службах, о. Амвросий мало был известен публике. В первое время многие относились, как к старцу, к о. Иллариону, тоже подвижнику и сверстнику о. Макария.

Современники же, близко знавшие о. Амвросия, отзывались о нем с великим уважением. Черменецкого монастыря игумен Антоний (Бочков) писал к К. Зедергольм (в последствии о. Климент): «радуюсь, что обитель ваша может похвалиться пред всеми русскими кротостью, добротою и простотою наставника о. Амвросия. Его благой пример и советы могли сотворить чудо...» «Хвалить его – напрасно. Дела лучше слов говорят за него, а его смирение, конечно, не потерпит и малейшей похвалы».

На первых же порах о. Амвросий, будучи уже схимником, оставил затворнические правила и всею душою предался на служение ближним, входя во все человеческие скорби, печали и немощи, помогая словом, делом и духовными дарованиями.

И вот какие чувства высказал он в письме 31 декабря 1860 года одной особе, обратившейся к нему, как старцу. «Давно собирался я успокоить Вас, многозаботливая П. В. касательно боязни Вашей, что будто я оставлю Вас и не буду писать к Вам. Ежели я, по слабости моего характера, не отказался от Вас, незнавши Вас как должно, а согласился на предложение Ваше, не желая оскорбить Вас в крайней нужде духовной находящуюся; то теперь ли могу оставить Вас, когда я, по недостатку истинного рассуждения, презрев свою душу, и собственное спасение оставил на произвол судьбы, мняся заботиться о душевной пользе ближнего. Не знаю, есть ли кто неразумнее меня! Будучи немощен крайне телом и душою, берусь за дело сильных и здоровых душевно и телесно. О, дабы простил мне Всеблагий Господь неразумие мое за молитвы блаженного отца нашего (Макария)».

Вот какое смирение и вместе с тем какая великая сила духовная заключалась в немощном теле старца Амвросия!

Келейная жизнь о. Амвросия

О келейной жизни о. Амвросия можно применительно сказать тоже, что он сам сказал о жизни Московского митрополита Филарета, по его кончине.

«В слове Исаака Сирина сказано: «начальник! изливай на всех милость свою и буди спрятан от всех». М. Филарет держался такой спрятанности, что келейные его не только не знали его сокровенной жизни, но и не могли видеть как он умывался. «Принеси воды и иди». Случалось, что келейный оставался и хотел помочь в этом старцу; он повторял «ведь тебе сказано: иди!»

Точно также и о. Амвросий, по окончании npиeмa, уходил в келию свою, запирая за собою дверь, равно и утром и во время дня входили келейные к нему по звонку, проведенному во все комнаты, и во время npиeмов входили не иначе как по молитве, если дверь не была заперта.

Рассказывал о. Амвросий также и о сокровенности своего старца о. Макария. «О. Макарий был мудрец. Я четыре года был его келейником и во всю жизнь не мог разгадать его совсем. Раз пришел к нам мужичек и рассказал, что видел во сне которого-то из наших старцев, таким светлым (рассказывал он это монаху Серапиону, что с левого клироса) и когда они об этом говорили, вдруг показался тут о. Макарий. Мужичек, увидав его, – сказал Серапиону: «вот его-то самого я и видел». О. Серапион после стал пересказывать самому о. Макарию тот сон, а батюшка о. Макарий: ну его бить палкою!

«После, когда о. Макарий разговаривал со мною об этом случае, спросил меня: «угадай, кто получил свое спасение без бед и скорбей?» Я было хотел сказать: батюшка – это вы, но не посмел; вспомнил о. Серапиона и палку».

При всей христианской простоте, доброте и кротости, о. Амвросий ни на один миг не отдавался, так сказать, будничной жизни, ни при посторонних, ни при келейных; но всегда держался на высота своего звания. Никто не дерзал проговориться в его присутствии лишним не нужным словом. Мгновенно весь вспыхнет и прекратит уклонение от порядочности: или жестом, или словом, или изречением, а иногда и костылем.

«Духовный врач, учит Лествичник (слово к паст. гл. 4–1) должен совершенно совлечься самых страстей, дабы мог при случай притворно показывать какую – либо из них и особенно гнев».

Гемморой и простуда были преобладающими постоянными болезнями о. Амвросия.

 (…)2

жалование по 15 р. в месяц и благословение Божие видимо было на нашей семье. Несмотря на множество подобных мастерских, издавна ведущих дела, мы зарабатывали по 40–50 рублей в месяц. – И шло так дело два года, до того времени, когда большая часть нашей семьи пристроилась окончательно к самостоятельной жизни.

Мне сделал предложение один состоятельный человек, но только имевший слабость невоздержания. Я спросила совета батюшки. Он отвечал так: «если бы он перестал пить, тогда можно бы, пожалуй, выйти, если он только состоятельный, добрый и здоровый человек». А так как все эти задатки были у моего жениха и старец не воспрещал замужество, то я и решилась выйти за этого жениха, и, благодарю Бога, была в замужестве, сравнительно, покойна и счастлива. Теперь, снова овдовев, я имею хотя небольшие, но все таки свои средства к жизни, так что выдала замуж двух сестер своих – круглых сирот.

Во время вдовства моего сватался за меня один господин, и я просила совета старца, но батюшка сказал положительно: «куда ему жениться! ему и путь-то другой лежит». И действительно, господин этот в последствии поступил в монастырь и я его видела уже иеродиаконом.

Будучи молодой женщиной, я так пристрастилась к карточной игре, что положительно убивала все свое здоровье: проводила бессонные ночи над этим бездельем, играла, конечно, на деньги и проигрывала много. – Однажды, прощаясь с батюшкою, пред отъездом из Оптиной, я встала около постели старца на колени, и, целуя его благословляющую руку, стала просить его карточку. Это было на общем благословении. Он мгновенно делает лукавый вид и, мне одной понятный в его глазах, укор и говорит: «пустое ты затеяла: – просишь карточки; нечто мы тут, в монастыре, в карты играем?».

Прошло 12 лет с тех пор, а я, как теперь, слышу этот тихий, отеческий, публичный, но никому непонятный упрек. Вся кровь в то время бросилась мне в лицо. Невозможно и высказать, что перечувствовала душа моя. Я стала ему пояснять, что желаю получить его фотографию; тогда он, обращая на меня, одному ему свойственный пронизывающий душу взгляд, ответил: «О! это можно! а я не понял!» И с этими словами выдвинул ящик, вынул фотографический портрет свой и передал мне. Руки всех, бывших на благословении, потянулись к батюшке, тоже с просьбою благословить и их портретами. Но батюшка отвечал всем: «Что вы, что вы! всего моего состояния не хватит, если я буду давать карточки». И изо всей толпы получила карточку только одна какая-то молодая девушка».

Один этот рассказ уже может дать некоторое понятие о бесчисленных случаях прозорливости, помощи, исцелений душевных и телесных, о которых невозможно писать здесь по недостатку места, равно как и потому, что оглашение таких случаев зависит от тех лиц, которые испытали на себе подобные действия.

Более всего спрашивали у старца, как жить? На это он говаривал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. – Жить можно и в миру, не на юру, а жить тихо. Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтение!»

Попечение о. Aмвpocия о вдовах и сиротах

Со всех концов России прибегали к старцу за советами, и письменно, и словесно, и монашествующие, и миряне, по всевозможным делам и даже по таким, которые к нему и не относились; в особенности много забот было у старца о женщинах – вдовах и сиротах, по устройству их быта. Кто искал духовного утешения, кто просил разрешения религиозных сомнений; кто просил наставления – как вести жизнь; желающие избрать монашескую жизнь – просили наставлены и благословения – как и где устроиться; как относиться к родным и как устроить дела свои. Но во сто крат было более

(…)3

щины в с. Шамордине, – в 12 верстах от Оптиной к Калуге. Первоначально о. Амвросий склонил помещицу Ключареву, владелицу Шамордина, на пожертвование для устройства общины усадьбы – уже ветшавшей, с землею 200 десятин. Первая домовая деревянная церковь освящена была 1 октября 1884 года. Затем открыта была община в малых размерах, но желающих столько нахлынуло, что едва построят корпус для жилья, как уже вдвое более ждут нового помещения, так что к 1891 году было в Шамордине до 6оо сестер, с больницею и детским приютом. Каждый гвоздь в Шамордине вбивался с благословения о. Амвросия. Все эти шесть лет шли постройки, но о средствах никому не было известно: есть они или нет. Почти все были уверены, что средства неисчерпаемы. Даже самые близкие ему благотворители – не знали его положения. К построению каменного храма, по утвержденному плану, нанят был благотворителями архитектор и содержался на их счет два года; предварительные работы были начаты – кирпичный завод, фундамент. Между тем нужны были деньги. Сделано было приглашение печатное ко всем значительным домовладельцам первопрестольной столицы Москвы от имени настоятельницы, но увы! Времена не те. Едва покрылись расходы на печать и почту.

В таких-то крайних обстоятельствах о. Амвросий переехал для личного распоряжения на местe в Шамордино. И вел дела в кредит, утверждаясь на преданности верующих, дававших ему обещания к пожертвованиям, иногда посмертным, а иногда повергавшим к его ногам последнее, хотя небольшое, достояние свое. В Шамордине он задерживался от возвращения в скит нездоровьем и холодною погодою.

Но, между прочим, от 4 октября 1890 года написал в письме к своему послушнику N, что «я доселе задержался в Шамордине по особенному Промышлению Божию, – «а почему – это должно означиться после».

Кончина старца

21 сентября 1891 года о. Амвросий почувствовал себя плохо. И прежде случались дни, когда старец ослабевал, и все, близко его знавшие, достаточно привыкли к тому; а потому и на этот раз слабость старца не возбуждала особенных опасений. Даже прибывший из Москвы врач, всегда пользовавший старца, сказал, что опасного ничего нет. 4 октября положение старца ухудшилось; в ушах были нарывы; все последующее дни он чувствовал лихорадочное состояние. 8 октября весь день старец был без сознания; положение его стало безнадежным; вечером его особоровали св. елеем. К утру 9-го октября старцу стало лучше; он пришел в сознание и этим воспользовались, чтобы приобщить его Св. Таин. К вечеру ему стало опять хуже; всю ночь он лежал неподвижно; дыхание было тяжелое, глаза были подняты кверху, а губы что-то шептали. В 11.30 дня 10-го октября праведный дух старца оставил его многоболезненное тело. Троекратный удар колокола возвестил эту скорбную весть. Трудно описать, что произошло в это время в Шамордине, в той обители, которая чуть не собственноручно устроена была старцем, нетрудно вообразить, какое рыдание наполнило кельи осиротевших детей.

К отпеванию старца прибыл из Калуги преосвященный епископ Виталий. Он выехал в Шамордино по делу, но на половине пути получил известие о кончине о. Амвросия и пожелал лично отпевать его. Совершено отпевание было 13-го октября, а на следующий день останки старца в торжественной процессии на руках понесли из Шамордина в Оптину пустынь, где назначено было погребение. Несметная толпа народа, не смотря на осенний дождь и холод, сопровождала процессию; на пути из церквей выходило духовенство и служило литии. К вечеру только, уже в темноте, процессия достигла стен монастыря; гроб был поставлен в Введенском соборе и тотчас же отслужена была архимандритом Исаакием соборне панихида. На другой день божественная литургия совершена была преосвященным Виталием, сказавшим в конце ее прекрасное слово, посвященное памяти старца. После панихиды, гроб был вынесен в предшествии хоругвей и икон из храма и опущен в могилу при печальном перезвоне колоколов и пении «вечной памяти». Могила о. Амвросия находится рядом с могилою его старца и учителя о. Макария.

Закончим наше краткое сказание об о. Амвросии словами, сказанными преосвящ. Виталием в надгробной речи: «вознесем теплые молитвы ко Всевышнему об упокоении души преставившегося раба Божия иеросхимонаха Амвросия, да вселит его дух с лики праведных в своих блаженных обителях. Будем просить и молить старца, да ходатайствует и он своими молитвами пред престолом Божиим о нашем спасении. Душе старца будет приятна наша молитва, если мы, подобно ему, будем утверждать свою жизнь в началах любви Христовой. Да престанут от нас всякого рода пререкания и разделения и да царствует между нами единeниe во имя Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ныне и присно и во веки веков». Аминь.      

Поучения о. Амвросия в общих праздничных приветствиях 1870–1891 г.

1870 год

Общее поздравление.

Мудрствующим о Господе.

Милостью и долготерпением Божиим паки и паки достигаем времени ежегодного празднования Рождества Христова.

Вместо простого обычного поздравления хочу вам сказать несколько слов о великом таинстве великого сего праздника. Церковь в песнях своих уже призывает верных высокими умы созерцать странствие Владычне и очищенными сердцами таинственно, насладиться безсмертныя трапезы во убозем вертепе: како везде Сущий, преклонив небеса, сниде на землю, не оставль недр Отеческих; како Невидимый видим бысть; како собезначальное Слово и Соприсносущный Сын Божий Сын Девы бывает; како Предвечный и в вышних Непостижимый от Девы рождается днесь, яко Младенец, како Неприступный всем днесь, яко Младенец, объемлется Матерними девическими руками; како Покрываяй облаками небо днесь, яко младенец, пеленами повивается; како вся премудростию Сотворивый, днесь, яко повитый младенец, в яслях скотиих полагается, да безсловесия избавит человеки; како Питаяй всяческая днесь, яко Младенец, млеком Матерним питается. О, таинства страшного! О, вещи непостижимыя! Како Бог непреложно Человек бывает, да богом Человека соделает, предглаголавый пророком: Аз рех, бози есте вы, и сынове Вышняго вси. Но, о – окаянства нашего! – мы же, яко человецы, умираем. О, суетства нашего и нерадения о Божественном всыновлении! Возлюбихом паче рабство страстей и злого ради произволения нашего, волею и неволею подкланяем выю игу сопротивнаго. О, ослепления нашего и омрачения! Блаженны ушеса пастырей оных, слышавшие како на воздусе ангели, воспевая славу Богу в вышних, благовествовали мир земле, и Божие благоволение человекам. Блаженны их очеса, видевшие, яко Агнеца непорочна, во чреве Мариине упасшегося.

Блаженны и все тe, которые сподобляются Божия благоволения и мира, всяк ум превосходящего. Блаженны и премудрые волхвы, пришедшие от далеких стран поклониться Рождшемуся от Девы, принесшие Ему достойные дары: злато яко Царю, ливан яко Богу, и смирну яко Мертвецу безсмертному. Блаженны и все, достойно поклоняющиеся Ему духом и истиною, принося Ему дары, кийждо по силе своей: ов яко злато, праведные лепты милосердия, ов яко ливан и благовонное кадило – славословие и чистые молитвы покаяния и исповедания; ов же яко благоуханную смирну – благодарное воспоминание страданий и благоговейное поклонение животворящим язвам Вочеловечшагося и плoтию Распеншагося за cпaceние наше. Но что сотворим мы, унылые и нечувственные, от них же первый есмь аз, не могуще возвышенным от земли умом и очищенным сердцем насладиться безсмертной сей трапезы во убозем вертепе. Смиряясь и зазирая себя, да внемлем усердно с благоговением чтению и пению церковному и от них, яко от источника жизни и безсмертия, да почерпаем себе утешение и вразумление и спасение, милостию и неизреченным человеколюбием Воплотившагося нас ради Сына Божия, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Неизреченно Родивыйся от Девы, помилуй нас студных за молитвы Пречистыя Твоея Матери и всех благоугодивших Тебе!

***

1871

Декабрь

Сестры о Господе и матери!

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова и вместе с наступающим Новым годом. Воплотивыйся и Родивыйся от Девы да подаст вам и нам по неизреченному человеколюбию Своему то, чесого ради сниде на землю и воплотися. Воплотися, да обновит истлевшее грехом естество наше. Воплотися, да избавит нас от власти и мучительства диавола. Воплотися, да спасет нас, и не точию да спасет, но и да сотворит нас Себе сыны, дщери и наследники Царствия Своего, за все cиe ничего не требуя, токмо единого благого нашего произволения ко снисканию сего несказанного наследия Божия: тогда Он Сам будет нам помогать, усиливая наше благое изволение и подавая нам крепость в благих наших действиях, как говорит апостол: «Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти, о благоволении». С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: без Мене не можете творити ничесоже.

Из всего сказанного видно, что дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. Мир всем! И духови вашему!

***

Сестры о Господе и матери!

Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное cиe христианское торжество в мире и утешении духовном. Когда начнется в церкви торжественное и взаимное приветствие, тогда помяните, что и аз грешный каждую из вас приветствую обычным всерадостным приветствием:

Христос Воскресе!

Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует св. Златоуст в Огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низложися ад! Воскресе Христос, и падоша демоны! Воскресе Христос, и радуются ангелы! Воскресе Христос, и попрася смерть! Воскресе Христос, и воцарися жизнь.

Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», т. е. радуйся, и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дщерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: Яко чада света ходите; плод бо духовный есть, во всякой благостыни и правде, и истине. Те же самые слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: Станите убо препоясани чресла ваша истиною и облекшеся в броню правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира.

Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея. И паки: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин. Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместною; особенно же нечистою, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии.

Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюбиши ближнего твоего яко сам себе. А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облещися в броню правды, т. е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоняшия ны.

Остальными же словами «плод благостыни», и «благовествование мира» означается доброта, простота в отношении к ближнему, и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: Мир имейте и святыню со всеми. «Взыщи мира и пожени и!» Или, как поет ныне Церковь: «простим другу другу вся воскресением».

1872 г.

***

Общее поздравление.

Сестры о Господе и матери!

Не имея возможности поздравить каждую из вас порознь с настоящим всерадостным христианским торжеством, поздравляю всех вас вообще. Обрадовавший рождеством Своим все человечество и естество ангельское, да обрадует утешением духовным и вас, овогда сетующих душами, овогда же и болезнующих телесами. Всем известно, что в первую ночь Рождества Христова Небесные воинства ангелов, между небом и землею, на пространстве воздушном, прославляли Господа пресладчайшим пением: Слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение. Да и доселе ежедневно в Церкви православной повторяются слова сего ангельского пения. Но мы, будучи ослепляемы суетою помыслов и печалей, и попечений житейских, или земных не всегда вникаем достодолжно в великий смысл и в великое значение сей ангельской песни. За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних живущему во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум, даруемого достойным по неизреченному благоволению Божию, к роду человеческому. О, дабы всеблагой Господь не лишил всех нас того, о чем пишу вам. Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением.

Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрек ученикам Своим: «Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам». И паки: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Не вотще повторяется мудрое слово старинных людей: где мир и любовь, там и Бог, там всякое благо.

У нас же большею частью забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, безконечны и неотъемлемы.

Всеблагий Господи! Помози нам презирать все скоропреходящее, и пещися о едином на потребу – спасении душ наших.

Декабря 1873 г.

***

Общее поздравление.

Сестры о Господе и Матери!

Приветствую всех вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе!

Вот всеблагий Господь и опять сподобил нас дождаться светоносного праздника, Его Светлого Воскресения. Поздравляю вас с сим великим, знаменательным и всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам встретить оное и провести в мире, и утешении, и радовании духовном. По обычаю своему желал бы я по поводу знаменательного торжества сего сказать вам нечто душеполезное и спасительное.

Слыша многократно повторяемый слова в пасхальной стихире: «и ненавидящим нас простим вся воскресением», постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1Иоан. 3,15). Любящих любят и языческие народы, как свидетельствует Сам Господь, а христианам он предписывает заповеди большие и совершеннейшие, глаголя: любите враги ваши, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы. Будьте милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть, иже солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Матф. 5:44–45; Лук.6:36). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Сказано во св. Евангелии: не судите, и не судят вам: не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте, и отпустят вам (Лук. 6:37); милости хощу, а не жертвы (Матф. 9: 13) И паки: Милуяй, помилован будет (Прит. 17:5). Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды сих добродетелей. По крайней мере позаботимся об исполнении самого необходимого, что заповедует нам апостол, глаголя: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Галат. 6:2). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимые оружия на диавола, на которые он и все множество бесов даже взирать не могут. Вооружим себя этою троицею добродетелей, да приблизимся к Богу, и получим милость вечную от воскресшего Господа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение с безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Марта 1877.

***

Общее поздравление.

Сестры о Господе и Матери!

По принятому обычаю, поздравляю вас со всерадостным праздником Рождества Христова.

В этот праздник часто повторяется знаменательная церковная песнь: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Bсе мы многократно слышим эту церковную песнь, но все ли хорошо понимаем великий смысл и значение оной?

Дева днесь Пресущественнаго раждает. Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественнаго Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: пять же бе от них мудры, и пять юродивы (Матф. 25:21), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, так же побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием, как объясняют преподобные Симеон Новый Богослов и Марк подвижник. Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: Аминь глаголю вам, мытари и любодейцы, кающиеся, варяют вы в царствии Божии (Матф. 21:31); мнящиеся же быти сыны царствия изгнани будут во тьму кромешную (Матф. 8:12).

И земля вертеп Неприступному приносит. Слова эти показывают во-первых, как бедно приношение человеческое Богу; во-вторых, что для Смирившегося волею до рабьего зрака приятнее жилища и помещения простые и смиренные, и напротив неугодны и неприятны Ему здания роскошные воздвигаемые человеческим тщеславием.

Ангели с пастырьми славословят. За что такой чести и славы сподобились простые пастыри? За свое простосердечие и за простой образ их жизни, которую св. Иоанн Златоуст по суровости и лишениям уподобляет житию Предтечи. Ели они только один хлеб и пили из источника воду, где приходилось. А сказано в псалмах: от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу (Псал. 109:7). Кто же питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле. Сказано еще в Евангелии о пастырях, что они беху бдяще п стрегуще стражу нощную о стаде своем (Лук. 2:8). В полунощи пастыри бдели и, когда родился Христос, явились им ангелы и пред ними в воздушном пространстве славословили Господа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2:14). Не могли же ангелы славословить Господа пред спящими и сонливыми.

Волсви же со звездою путешествуют. Волхвы, т. е. восточные мудрецы, занимавшиеся астрономией, когда увидели необыкновенную звезду, то пришли во Иерусалим поклониться рождшемуся Христу, так как слышали от учителя своего Валаама пророчество, что возсияет звезда от Иaкoвa (Числ. 24:17). Вот и мудрецы, только мудрецы древние, рассматривая звезды небесные, познавали Бога, по сказанному: Небеса поведают славу Божию (Пс. 18:1); а мудрецы настоящего времени, рассматривая и исследуя видимый мир, большею частию делаются безбожниками.

Нас бо ради радися Отроча младо Превечный Бог. Думаю, что слова эти для всех ясны и понятны.

К сказанному же прибавлю только то, что хотя учитель волхвов Валаам был пророк храмлющий, и интереса ради учил Валака положити соблазн пред сынми Израилевыми (Апок. 2:14); но ученики его, волхвы, оказались людьми богомудрыми, подобно тому, как и пророку Самуилу не повредило, что он был учеником священника Илия, который слабо обращался со своими детьми.

Так и вы, сестры и матери, старайтесь подражать сим богомудрым ученикам. Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь. Тогда несомненно получите великую милость Божию, по неизреченному человеколюбию и милосердно нас ради Вочеловечшагося Сына Божия. Аминь.

Декабря 1879 года.

***

Христос Воскресе!

Сестры о Господе и Матери,

Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Поздравляю Вас с Светлым Праздником Воскресения Христова и сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное cиe христианское торжество в мире и радовании и утешении духовном, если кому не помешает несвойственная немощь. Вы спросите, какая же это немощь? Может быть подумаете, что под этим разумеется неисправное проведение поста Святой Четыредесятницы. Но св. Златоуст снисходит нам в этом, говоря: «постившиеся и непостившиеся возвеселитеся днесь, воздержницы и ленивии день почтите». Также, может быть подумаете, что это относится к памяти прежних согрешений, которая препятствует радости. Но и об этом он же говорит: «никто же да плачет пpeгpешений, прощение бо от гроба возсия». Итак, спросите, какая же это немощь? Та несвойственная немощь, которая побудила Каина убить незлобиваго Авеля, а иудеев побудила распять Христа Спасителя и Избавителя мира. Сами можете понять, что говорю вам о страсти зависти, которая, по Писанию, не весть предпочитати полезная. Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутною печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидою.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже, сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этою целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: просите у меня каждый из вас, что ему угодно; только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю: «Государь! Прикажи мне выколоть глаз». Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал: «Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза».

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему. Мы здесь выставили самую сильную степень зависти. Но и она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: отъ тайних моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою или раба Твоего (Пс. 18:14). Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом. А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божиею, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи.

Зависть происходить от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного. Каин понерадел принести избранную жертву Богу. А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить и убил праведного Авеля. Всего лучше, как сказано выше, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренною молитвою и смиренной исповедью и благоразумным молчанием. Кто с помощью Божией возможет истребить в себе страсть зависти, тот может надеяться победить и другие страсти, и тогда не только в Светлый Праздник Воскресения Христова и в другие христианcкие праздники он может радоваться радостию неизглаголанною, но и в простые дни, когда будет находиться в благом расположении духа и в благом устроении. Аминь.

А меня простите за непраздничное поздравление. Хотел я в праздник сказать вам нечто и полезное, а полезное редко сходится с приятным. Кому не понравится это поздравление, пусть оное прочтет на Фоминой неделе, и да заметит, что зависть вначале обнаруживается неуместною ревностью и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем. И так, да будем благоразумны и осторожны, при первом появлении завистливого чувства, стараясь отвергать оное, прося всесильной помощи нас ради Распеншагося и в третий день Воскресшаго Христа Господа. Аминь! Аминь!!!

Апрель 1881 года.

***

Общее поздравление.

Братие о Господе, сестры и матери!

Милосердием и долготерпением Божиим и еще сподобляемся встретить великий праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю вас с сим всерадостным христианским Торжеством и сердечно желаю вам провести оное в мире и утешении духовном.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю вам на рассмотрение псаломские слова: Благ и прав, т. е. праведен и правосуден, Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути, (Пс. 24:8).

Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись, глаголя во Святом Евангелии: покайтеся, аще не покаетеся, погибнете (Лк 13:3).

Некоторые из христиан от неверия совсем не каются, а некоторые хотя и каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную надежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не надеясь получить прощение. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет всем, что благ Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия или нерадения не хотят каяться; также и для тех, которые хотя иногда и приносят покаяние для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Св. Тайн; а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают. Сказано апостолом: Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждаяй Тела Господня (1Кор. 11:29).

Скажут некоторые, как же нам быть, когда мы часто как бы невольно согрешаем от немощи? Иное согрешать от немощи и согрешать удобопростительным грехом, а иное согрешать от нерадения и безстрашия и согрешать тяжким грехом. Всем известно, что есть грехи смертные, и есть грехи удобопростительные словом или мыслью. Но во всяком случае потребно покаяние искреннее и смиренное и понуждение, по слову Евангельскому, с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Сказано в Отечнике: «Пал ли ecu, востани! паки пал ecu, паки востани!»      

Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в гpexе.

Всеблагий Господь да подаст нам всесильную Свою помощь, чтобы держаться покаяния искреннего и истинного во исполнение Евангельского слова: Нудится Царствие Небесное, и нуждницы восхищают оное; еже буди всем нам получити неизреченным милосердием Вочеловечшагося Сына Божия и Рождшагося от Пресвятыя Девы, аминь.

Недостойн. иеромон. Амвросий.

Декабрь 1887 г.

***

Общее поздравление.

Бpaтиe о Господе и сестры, и матери!

Милосердием и долготерпением Божиим сподобляюсь я, немощный, и еще поздравить вас с наступающим всерадостным праздником Рождества Христова и пожелать вам всего благого и спасительного. По прежнему моему обыкновению желательно мне и ради наступающего Праздника сказать вам нечто для пользы душевной.

Верховный апостол Петр в послании своем к христианам пишет: Возлюбленнии яко чада послушания, не преобразуйтесь первыми неведения вашего похотении; но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз Свят есмь (1Пет. 1:14– 6).

Святости жизни требует от нас Бог. Эта святость прежде всего состоит в целомудрии, а потом в исполнении и других заповедей Божиих, и при нарушении оных в искреннем и смиренном покаянии. Целомудрие есть двоякое – девственное и супружное. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренною за то, что решилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожелание беззаконных судей. А из Евангельской притчи о десяти девах видно, что не все девы были мудры, но пять из них было юродивых. Последние юродивыми или неразумными названы за то, что, соблюдая телесное девство, не заботились соблюдать чистоту душевную и оскверняли ум и сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, или возмущались помыслами гнева и памятозлобия, или зависти и ненависти, или ослеплялись сребролюбием и от скупости не сострадательны были к ближним. Если же некоторые из них по видимому и удерживались от этих страстей, но, побеждаясь самомнением и гордостью, осуждением и уничижением ближних, теряли чрез это душевную чистоту, по сказанному: Не чист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5). Что говорится о страстях в отношении девствующих, то относится и к вдовствующим и к супружным, как сказал Сам Господь апостолам: А яже вам глаголювсем глаголю (Мк. 13:37).

В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято?

Сам Господь чрез того же апостола Петра указывает на это средство, глаголя: Аще называете Мя Отцем нелицемерно судящим комуждо по делу, со страхом жития вашего время жительствуйте (1Пет. 1:17). Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего суда и вечных мук. Только при содействии этого страха, с помощью Божией, и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: Блажен муж, бояйся Господа в заповедех Его, восхощет зело.

А без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина, не воспользуется, имея гордыню, ею же сатана, и Адам, и мнози падоша. Ежели и святым всем в слове Божием предписывается иметь страх Божий по сказанному: Бойтеся Господа вcu святии Его, яко несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10) то кольми паче нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти, и Страшного суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждою наследовать Царствие Небесное, если будем елико возможно понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: Помни последняя твоя и во веки не согрешиши (Сир. 7: 39).

Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием и всесильною помощию, Рождшагося от Святыя Девы, Господа нашего Иисуса Христа, Его же усердно о сем да молим. Аминь.

Недостойный Иеромон. Амвросий.

Декабрь 1888 года.

***

Общее поздравление.

Братие о Господе и сестры, и Матери!

Христос Воскресе, Христос Воскресе, Христос Воскресе!

Милосердием и долготерпением Божиим еще сподобляемся встретить всерадостный и Светлый Праздник Воскресения Христова, с которым всех вас поздравляю и сердечно желаю вам провести cиe великое христианское торжество в мире, радости и утешении духовном.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на рассмотрение псаломские слова: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум (Псал. 48, 1).

Слова эти повторяет Святая Церковь преимущественно в праздники святителей на службах их, но они равно относятся и ко всякому истинному христианину. Всякий благочестивый христианин обязан устами говорить о премудрости Божией, а сердцем поучаться в благих размышлениях и в благих разумениях.

Что такое премудрость Божия? Премудрость Божия есть, во-первых, Сам Сын Божий, воплотившийся от Пресвятыя Девы и, нашего ради спасения, Пострадавший и тридневно Воскресший. Во-вторых, премудрость Божия есть все то, о чем говорится в св. Евангелии и во всем священном Писании и писаниях святоотеческих о спасении душ христианских.

Сказано еще в Ветхом Завете, что начало премудрости есть страх Господень, разуме же благ всем творящим его (Притч. 1, 5), т. е. всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный. Св. Исаак Сирин пишет: Положи в основание в житии твоем страх Божий, и в нескольких днех обрящешися во вратах царствия. А живущий без страха, как говорить Петр Дамаскин, хотя бы жительствовал на небеси, нисколько не воспользуется, как Адам и диавол.

Когда кто начинает забывать страх Божий, не подражая св. Давиду, глаголющему: Предзрех Господа предо мною выну яко одесную мене есть, да не подвижуся, тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, нечистых. И если он скоро не опомнится, то дойдет и до худых дел, называемых диавольскими, потому что, по слову Апостола исперва диавол согрешает (1Иоан. 3, 8), внушая грешное человеку христианину. Такие то дела пришел на землю разрушить Сын Божий, нас ради пострадавший и Умерший на кресте и тридневно Воскресший.

Может быть, кто-нибудь скажет, неужели нельзя уже говорить ни о чем житейском кроме одного душевного спасения? О всем можно говорить, только с сознанием и благодарным памятованием, что Господь, по благости и милосердию Своему, создал для человека всю вселенную; землю сотворил для временного его пребывания на ней и вместе для испытания его воли – к чему она склонна, к добру или злу; а небо для вечного блаженства достойных и непротивящихся слову Божию и покаявшихся. Только одни непокорные слову Божию и нераскаянные грешники идут в огнь вечный, уготованный не людям, а диаволу и аггеламъ его; люди же как бы добровольно идут туда.

Также если взираем на солнце, должны помышлять с благодарным памятованием, что и оно создано для человека освещать и согревать землю, на которой живем. Если видим дождь идущий, то должны помышлять, что чрез него утучняются засеянные хлебные нивы и другие произрастания, которые доставляют нам питание. Если вкушаем пищу и питие, то должны благодарно помышлять, что в настоящей временной жизни без этого не можем и существовать.

Если находимся в благополучии и благоденствии, то должны помышлять с благодарным чувством, что Господь посылает это не по нашему достоинству, а по благости Своей и милосердию. Если постигает нас болезнь или какое-либо бедствие, должно помышлять, что это послал нам Господь за грехи наши для нашего вразумления и поправления.

Если так будем расположены внутренно в душе нашей и так поступать согласно с сим и наружно, тогда будем благонадежны, что, нас ради Пострадавший и тридневно Воскресший, Господь наш Иисус Христос не оставит нас милосердием Своим ни в сей, ни в будущей жизни. Аминь.

Недостойн. Иepoмон. Амвросий.

Марта 1890 года.

***

Общее поздравление

Братие о Господе и сестры, и матери!

Поздравляю вас с Светлым Праздником Воскресения Христова и приветствую всех вас радостным христианским приветствием. Христос Воскресе! Христос Воскресе, Христос Воскресе!

По великому значению своему, Светлый Праздник Воскресения называется Праздником праздников, Торжеством торжеств христианских, Пасхою Христовою, которая означает преведение от смерти к жизни, и от земли к небеси. В этот Праздник обрадованные христиане братски приветствуют друг друга, Воскресением прощая все и ненавидящим их.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на рассмотрение псаломские слова, которыми молился св. Давид Богу: «Благости и наказанию и разуму научи мя» (Пс. 118).

Если св. Давид, будучи пророк имел нужду молиться Богу о даровании ему означенных качеств, то тем более всякому христианину, человеку обыкновенному, необходимо заботиться о приобретении этих качеств, молясь Богу о помощи свыше.

«Благости научи мя». Благость и милосердие есть главная часть любви, а любовь есть главная добродетель и заповедь, как сказано в Евангелии: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всея души твоея, а ближнего яко сам себе. На сих двух заповедях весь закон и пророцы висят».

Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостию и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: «Будьте милосерди, яко же Отец Ваш Небесный милосерд есть;» и еще сказано в Евангелии: «Милости хощу, а не жертвы». Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имат нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Матф. 5:23).

Любовь к Богу доказывается любовию и милосердием к ближнему а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются чрез смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который правды Божией не соделывает.

Страшны слова апостола Иоанна: «Не любяй брата», т. е. всякого ближнего, «пребывает в смерти, и во тьме ходит, и не весть камо идет; а ненавидяй брата, человекоубийца есть» (3, 15).

«Наказанию научи мя». В славянском наречии слово «наказание» означает душеполезное наставление, как деятельно проходить путь добродетели в страхе Божием, согласно заповедям Божиим и постановлениям Церкви. Еще в Ветхом Завете сказано «Сын ненаказанный скорбь отцу и печаль матери», т. е. сын ненаставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время мнoгиe родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному; но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению заповедей Божиих и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частию бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда и зловредны.

«Разуму научи мя», т. е. разуму истинному и правильному. В Св. Писании сказано: «Взыщите разума да поживете и исправите разум в ведении», т. е. старайтесь разуметь Св. Писание не кое-как, и как вам вздумается, а разуметь как следует, правильно и истинно. Доказательством тому служит то, что все народы читают одно Евангелие, а разумеют различно. Не одинаково понимают православные и католики, иначе понимают армяне, копты и ариане, иначе реформаты и лютеране и подобные им. Такое различие происходит оттого, что не все обращают должное внимание на значение Евангельских слов Самого Господа: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам». Одна Православная Церковь принимает писание ветхое и новое все вполне, а несогласные с Православной Церковью принимают по выбору из писания только те места, которые им нравятся, и за это причисляются к еретикам, потому что слово «еретик» происходит от греческого слова «Εpεω» (выбираю). О таких людях апостол Павел пишет так: «Еретика человека, по первом и втором увещании, отрицайся, ведый яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден».

Подобно Давиду, будем молиться и мы, чтобы Господь, имиже весть судьбами, помог нам научиться благости, и милосердию, и разуму истинному, без которых сомнительно и ненадежно вечное наше спасение, если не прибегнем в покаянии со смирением к Пострадавшему за нас и Умершему на крестe и тридневно Воскресшему Господу нашему Иисусу Христу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, и Пресвятым и благим, и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Недостойн. Иеромон. Амвросий

Апрель 1891 года.

* * *

1

страница пропущена – примечание электронной редакции.

2

страницы пропущены – примечание электронной редакции.

3

страницы пропущены – примечание электронной редакции.


Источник: Краткое сказание о жизни Оптинскаго старца иеросхимонаха о. Амвросия : с приложением избранных поучений его / сост. Е. В. - Москва : Оптина Пустынь, 1893 (Тип. М. Волчанинова). - [2], 75 с., [1] л. портр.; 17 см. (Авт. установлен по каталогу РНБ).

Комментарии для сайта Cackle