О девственниках христианских до монашества

Источник

Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть (Мф.19:11). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар Божий. Могий вместити да вместит, прибавил Господь к предыдущим словам Своим (ст. 12.).

При изобилии даров духовных в нервенствующие времена Христианства и общей ревности к высоким подвигам, можно видеть, как плодотворно было сие указание нового пути к совершенству. Многие, родившись в Христианстве, или крестившись в юных летах, избирали себе навсегда жизнь девственную, и соединяя подвиг воздержания с другими подвигами самоумерщвления, проводили все время в посте и молитвах, иждивали свое достояние на дела богоугодные, и таким образом нераздельно посвящали Господу и самих себя и все свое.

Первый пример девственной жизни, после Преблагословенной Приснодевы Богородицы, еще под Законом предначавшей свой подвиг по духу Евангелия, представляют те из Апостолов, которые, до призвания Иисусом Христом, не вступали в жизнь брачную: Иаков, брат Господень, Иоанн и брат его Иаков, и Павел. О Св. Иакове свидетельствует Егезипп, Палестинский Писатель (2 стол.), что он, посвященный Богу от чрева матери, не вкушал вина, не питался мясами животных, не намащал тела своего елеем; колена его, от частых коленопреклонений пред Богом в молитвах за себя и за других, покрыты были наростами1. Блаж. Иероним прибавляет к сему, что Иаков соблюдал и девство2. Тот же учитель Церкви свидетельствует, что девственником был и Иоанн, удостоенный особенной любви от Господа и усыновленный Им Преблагословенной Деве со креста3. Св. Епифаний, Епископ Кипрский, называет девственником Св. Иакова, брата Иоаннова, также одного из ближайших учеников Господних4. Апостол Павел сам говорит безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут, якоже и аз (1Кор.7:8); сам свидетельствует о себе: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27).

Взирая на столь высокие примеры, и первые ученики Апостольские стремились подражать им. Ученики Апостола Павла и присные чада его в вере: Тимофей и Тит, подобно своему наставнику, отреклись от уз брачных, чтобы всецело посвятить себя на служение Господу5.– Апостольская история указывает нам еще четырех девиц, дщерей Филиппа, одного из семи диаконов Церкви Иерусалимской (Деян.21:8–9); о двух из них, почивших в Иераполе, свидетельствует Поликарп, Епископ Ефесский (2 стол.), что они пребыли в девстве до конца жизни6. Тот же образ жизни избрали сын и дщери другого диакона Иерусалимской Церкви, Николая, по свидетельству Евсевия Епископа Кесарийского7.

Христиане Коринфские письменно просили у Апостола Павла наставления о жизни безбрачной. Из ответа Апостола можно заключать, что некоторые почитали обязанностию не только всем безбрачным оставаться в таком состоянии, но и вступившим в брак разлучиться (1Кор.7:1)· Апостол, утверждая неразрывность брака поколением Господним, изъявлял желание, чтобы свободные от уз брачных подражали ему (ст. 8.), и указывал на превосходство жизни безбрачной пред супружескою, как в отношении к тесным обстоятельствам времени (ст. 26.), так и к совершенству Христианскому (ст. 32–34.): но вместе заповедал, чтобы каждый в выборе того или другого состояния сообразовался с своим духовным дарованием. Кийждо, писал Апостол, свое дарование имат от Бога: ов бо сице, ов же сице (ст. 7.). Между Христианами Коринфскими нашлись ревнители примера Павлова, как видим из послания Климента, Епископа Римского, писавшего вскоре после кончины Апостола8.

Тот же ученик Апостольский – Климент, по свидетельству Бл. Иеронима и Св. Епифания, писал окружные послания к девственницам, и в сих посланиях исчерпал все, что можно сказать о чистоте девства9.

Другой ученик Апостольский, Св. Игнатий, Епископ Антиохийский, писал к одному Пастырю: «не возлагай ни на кого ига девства: ибо не безопасно сие стяжание, и не легко сохранить его, когда бывает сие по принуждению»10. Но к Св. Поликарпу, Епископу Смирнскому, он же писал: «Если кто может пребывать в чистоте, во славу плоти Господней, да пребывает, но без тщеславия. Если же кто хвалится, то погиб; а если хочет быть уважаем более, нежели Епископ: то совершенно погиб»11.

Голос Апостольский можно слышать и в сих Постановлениях, преданных от имени Апостолов: «О девстве повеления мы не получили, но предоставляем его свободе желающих, как обет (ευχην). Об одном только напоминаем, чтобы не давали обета легкомысленно. Ибо Соломон говорит: благо еже не обещаватися, нежели обещавшуся не отдати (Еккл.5:4). Итак, дева да будет чиста телом и душею, как храм Божий, как дом Христов, как обиталище Духа Святого. Давши обет, надлежит творить дела, достойные обета, доказать, что обет сей есть истинный, дан по ревности к благочестию, а не в укоризну браку»12.

Так Церковь Христова с самого происхождения своего является украшенною не только правилами, но и примерами чистоты. В них открывалось новое торжество духа над плотию в чадах Церкви, новая победа над самою природою, и всегда достойная удивления, но особенно среди мира, погруженного в язычество.

После сего защитники Христианства, оправдывая учение и жизнь Христиан, пред народом и правительством языческим, смело указывали на девственников и девственниц Христианских, как на новое доказательство правил жизни Христианской, как на живые опыты Божественной силы, действовавшей в исповедниках веры Христовой. Св. Иустин Мученик в своей Апологии, раскрывая правила, данные Иисусом Христом Своим последователям, писал: «весьма многие у нас, того и другого пола, сделавшись учениками Христовыми еще в детстве, и достигши теперь шестидесяти или семидесяти лет, пребывают в девстве. И я готов указать таких людей повсюду»13. Афинагор, в своем защищении Христианства, также уверял язычников: «среди Христиан, между мущинами и женщинами, много можно найдти таких, которые до глубокой старости пребыли безбрачны, находя в сем состоянии более удобства угождать Богу»14. Минуций Феликс говорит язычнику: «весьма многие у нас соблюдают девство навсегда, не тщеславясь тем пред другими»15. Ориген в своем сочинении против Цельса, показав, как мудрецы языческие, за неверность собственному их ведению о Боге, преданы в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28), продолжает, «а презираемые ими за невежество, называемые глупыми, невольниками, как скоро примут учение Иисуса и предадут себя вполне Богу, столько становятся чужды всякого сладострастия, нечистоты и плотских похотей, что многие, как жрецы совершенные, пребывают в совершенной чистоте. У Афинян один первосвященник, и то по укреплении себя цикутою, считается чистым и способным совершать узаконенное богослужение; без того не верят ему, чтобы он мог господствовать над чувственными пожеланиями и удерживать их по своей воле. Но у Христиан можно найти людей, которые не имеют нужды в цикуте, для которых достаточно одного слова Божия, чтобы, отринув от сердца своего всякую похоть, служить Богу молитвами. У других мнимых богов есть девственницы, но в весьма ограниченном числе; и я не вхожу в розыскание, стерегут ли их, или не стерегут, чтобы они пребывали в чистоте, во славу какого-нибудь бога. У Христиан подвижницы соблюдают совершенное девство не для почестей людских, не для наград и денег, и не для пустой славы»16.

В самом обществе Христианском, посвятившие себя жизни девственной служили примером для прочих в отречении от земных удовольствий. Тертуллиан, убеждая супругу свою, по его смерти, не вступать во вторый брак, указывал ей на девственниц. «Посмотри на сестр наших, писал он, которых имена у Господа; не взирая ни на красоту, ни на возраст, они предпочитают святую чистоту супружеству, хотят лучше быть невестами Божиими, для Бога прекрасными, для Бога девами. С Ним живут они, с Ним беседуют; с Ним обращаются день и ночь. Приносят молитвы свои ко Господу, как вено; от Него удостоиваются милостей, когда ни захотят, как-бы от супруга. Таким образом навсегда они приобрели себе благого Господа, и на земле уже, по безбрачию, причисляются к лику Ангельскому. – Сколько таких, которые прямо после крещения, посвящают плоть свою чистоте! Сколько таких, которые, по взаимному согласию, пресекают супружеские отношения – произвольные скопцы ради царства небесного!»17

Такие подвижники и подвижницы не только в домашней жизни были образцами добродетелей Христианских, но и среди гонений. Свободные духом от всего земного, горя пламенною любовию к Господу Иисусу Христу, Которому обручили себя навсегда, они охотно претерпевши все для Господа и одушевляли других к страданиям. История первых веков Христианства представляет множество таких примеров, особенно во время последнего Диоклитианова гонения. Евсевий в своей истории упоминает о добровольных девственным подвижницах (ἀυτοπαρθένος ἀσκητριας) в Александрии, которых мучители предавали на поругание18. Из двух девственниц, явивших мужеское терпение в Газе, одна – Валентина попрала ногами жертвенник языческий и ниспровергла его вместе с огнем, на него возложенным19. В Кесарии предана была огню Еннафа, украшенная венцем девства 20. В истории страданий св. мученика Феодота Анкирского, описанных очевидцем, упоминаются семь девственниц. Преданные мучителем на поругание, они просили защиты у Господа Иисуса. «Доколе в нашей власти было, говорили они, сохранять девство в непорочности, Ты знаешь, как ревностно мы блюли его до сего дня», – и молитва веры соблюла для них нетленным венец девства и приготовила новый венец мученичества21. Другая подвижница Св. Иустина, для сохранения давно блюдомого сокровища, жертвуя своею красотою, просила покровительства у Пресвятой Девы Богородицы, и спасла с собою того, кто хотел прельстить ее22.

В последней половине третьего столетия Христианства, Св. Мефодий, Епископ Тирский, прославил девство своею книгою: пир десяти дев. На сем пиру, девы, собравшись у Ареты, говорят одна за другою о превосходстве девства пред брачною жизнию, рассуждают об истинном его достоинстве и заключают свою чистую беседу песнию к Богу. Заимствуем несколько слов из сей беседы23.

«Велико, выше природы, чудно и славно девство. Это питие, которое источается не землею, но небом. Господу предоставлено было преподать сие учение (о девстве) людям: поскольку Он один, пришед на землю, научил человека возноситься к Богу. Архиерею и Главе Пророков и Ангелов прилично именоваться и главою девственников. Ветхозаветные еще не могли вместить девства».

«Сколь велико достоинство девства, можно видеть из того, что число девственников изначала определено сто сорока четырьмя тысячами (Откр.14:3–4): тогда как прочих Святых бесчисленное множество. И се народ мног, говорит Иоанн, егоже исчести никтоже может, от всякого языка и колена, и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их. (Откр.7:9)24.

«И Закон свидетельствует, что очиститися чистотою Господу есть великий обет, выше всех обетов. (Чис.6:2) – Что же значит совершенно посвятить себя Господу? Если уста мои буду отверзать для изъяснения Писания, или для того, чтобы православно и достоприлично воспевать по силе Бога, и буду заключать, полагая дверь и хранение устом, чтобы не говорить суетного: то чисты уста мои и посвящаются Богу. Если и взор приучу не прельщаться красотою телесною и не услаждаться зрелищами бесстыдными, но взирать горе: то чисты и очи мои и посвящаются Господу. Если буду заграждать слух от злословия и поношений и отверзать для слова Божия: то и слух я посвятила Господу... Если чиста я и сердцем, все помышления его посвящаю Господу, не помышляю ни о чем суетном, не живет в нем гордость и гнев, – помышляю о законе Господнем день и ночь: то истинно совершаю обет великий: еже очиститися чистотою – Сонм дев, по преданию, именуется бескровным жертвенником Божиим25. Сим хочет сказать Св. Мефодий, что в деве все должно быть посвящено Богу.

«Не только тело должно соблюдать нерастленным; нужно заботиться и о душе и украшать ее праведностию. А сие достигается, когда душа часто внимает слову Божию, прилепляется к нему и дотоле не престает приходить к дверям мудрых, доколе не достигнет Того, Кто есть самая истина. Душа, не осоленная солию – словами Христовыми, по необходимости подвергается гниению26.

Указуя на славу небесную, ожидающую отрекшихся от мира, одна из девственниц говорит: «Вот наше таинственное торжество, прекрасные девственницы! Вот совершение (τελεταὶ) тайноводствуемых в девстве! Вот награда за чистый подвиг целомудрия! Обручаюсь Слову, и приемлю в дар вечный венец нетления и богатство от Отца; возложив венец на главу, украшаюсь светлыми и неувядающими цветами мудрости. Обхожу со Христом, воздающим награду на небеси, окрест безначального и бессмертного Царя; становлюсь свещеносицею неприступных светов и воспеваю новую песнь с ликом Ангелов, возвещая новую благодать Церкви»27.

В своей песни к небесному жениху Иисусу Христу девы воспевают:

«Забыла я родителей, возжелав Твоей благодати, Слове (Пс.44:11). Забыла лики сверстниц дев, забыла то, что мною хвалились бы матерь и сродники. Ты стал для меня всем, Христе, – Тебе посвящаю себя чистою и с светильником светоносным сретаю Тебя, Женише».

«Предтеча Твой, омывавший в струях очистительных множество земнородных, беззаконно ведется мужем нечестивым на заклание за чистоту. Окропляя же прах кровию своею, вопиет Тебе, Блаженный: Тебе посвящаю себя чистым и со светильником светоносным сретаю Тебя, Женише».

«И матерь Твоя, Родительница жизни, благодать нетленная, непорочная, нося в бессеменной утробе нескверно зачатый плод, будучи Девою, вопияла, Блаженный: Тебе посвящаю себя чистою и с светильником светоносным сретаю Тебя, Женише!»

«Блаженный, безначальный, живущий в чистых селениях небесных, все содержащий властию вечною! Се предстоим. Приими и нас, Отче, с Сыном Твоим во врата жизни. Тебе посвящаю себя чистою, и с светильником сретаю Тебя, Женише!»

Так восхвалял Св. Пастырь девство устами девственниц Христовых, и так поучал стремившихся к достижению венца небесного путем жизни ангелоподобной.

Чем выше достоинство сей жизни, чем труднее подвиг, чем более искушений от плоти и мира для отрекшихся плоти и мира: тем более заботились пастыри Церкви о предостережении ревнителей чистоты девственной от опасностей, им угрожающих. Памятником сей заботливости могут служить писания Св. Киприана, Епископа Карфагенского, в которых он внушал девственницам презирать украшения в одеждах, употреблять свое богатство на дела богоугодные, не выходить в публичные собрания, удаляться мирских удовольствий. В книге об одежде, приличной девственницам, показав необходимость всякому Христианину строго соблюдать правила жизни Христианской, Св. Епископ пишет: «Теперь обращаю слово мое к девственницам, о которых тем более забочусь, чем выше они славою. Они суть цвет на древе Церкви, красота и благолепие благодати духовной, лучшая часть стада Христова. Радуется о них Церковь, в них изобильно процветает славное плодоношение сей матери; чем более возрастает многочисленный сонм девственниц, тем более умножается радость матери. К ним-то я говорю, их увещаваю: потому что боюсь нападения диавола. Не напрасно сие опасение, не тщетен страх; он ведет к тому, чтобы девы, которые посвятили себя Христу, и отказавшись от плотских похотей, по плоти и духу обрекли себя Богу, надлежащим образом совершали дело свое, за которое назначена великая награда, и не старались бы украшать себя или быть кому угодными, кроме своего Господа... Что девам в земных нарядах и украшениях? – Ты называешь себя богатою и думаешь, что должно пользоваться тем, чем Бог благословил тебя? Пользуйся, но на дела спасительные. Пусть почувствуют бедные, что ты богата. Давай взаим Богу из твоего стяжания, питай Христа; своими благодеяниями располагай других молиться о тебе, чтобы приобрести тебе славу девства. – Некоторые не стыдятся быть в кругу девиц, выходящих замуж, и увлекаясь вольностию людей нецеломудренных, вести нескромные разговоры... Какая нужда до брака той, которая не хочет вступать в брак? И может ли находить там какое-нибудь удовольствие дева, у которой совсем другия занятия и обеты?

«Тесен и узок Путь, ведущий в живот. Убегайте широких и пространных путей утехи там гибельны, удовольствия смертоносны.» – И указывая на награды небесные, Св. Пастырь прибавляет: «первый, сторичный плод есть плод Мучеников, вторый в шестьдесят крат – ваш (Мф.13:8). Как Мученик не думает о плоти и мире, не имеет с ними ни малейшего общения: так и в вас, которые занимаете второе место по награде славы, добродетель должна быть близка к терпению мученическому».

«Хотите ли знать, от какой скорби свободно и каким благом обладает девство? Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезных родиши чада твоя, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет, сказал Бог жене (Быт.3:16). Вы свободны от сего приговора... Вы уже начали быть тем, чем мы будем. Вы уже имеете в сем веке славу воскресения.»

Заключая свои наставления, Св. Киприан говорит: «вы, старшие летами, учите младших; вы, юнейшие возрастом, возбуждайте равных себе, друг друга побуждайте взаимными советами.»

Так высказывалось в словах Пастыря Христова желание видеть девственниц, живущих обществами, в совершенном удалении от мира, вместе с обетом чистоты исполняющих и обет вольной нищеты, в послушании благочестивым руководительницам! – В то время, как писал сие Св. Киприан, Господь уже готовил в пустынях Египта мужей, чрез которых вскоре должно было исполниться сие желание для всей Церкви Христовой. Павел и Антоний, славою подвигов своих привлекши к себе сонмы учеников, положили начало правильному и благоустроенному житию девственному в Монашестве.

* * *

1

Ap. Evseb. Hist. Eccl. L. 2. с . 23.

2

Adv. Iovianum.

3

Contia Vigilantium L I c. 26.

4

Adv. Haeres. 58, 4. 78, 13. см . Procli Orat. 6.

5

Hieronym. ad Tit. 2, 7. Antiochi Monachi hom. 112.

6

Apud Evseb. Hist. Eccl. Lib. 3. c. 31.

7

Ibid c. 29

8

1 Ер . ав Corinth с . 39.

9

Hieronym. I. 1. contra lovianum. Epiphan He е res 30 с . 15

10

J . Damaseeni Ра r а ll е l а

11

Послан. к Св. Поликарпу, гл. 5

12

Constitut Apostol. L. IV с . 14.

13

Apolog. major. §18.

14

Legatio pro Christ. §33.

15

Octavius c.31.

16

Contt. Cels, 1. 7.

17

Ad Uxor. I. 1 с . 4. 6.

18

De martyr Palaest, с . 5

19

с . 8.

20

παρθενίυς στεμματι κεκοσμημένη (неразборчиво , возможно παρθενιος στεμματι κεκοσμημένη ) с 9.

21

Acta SS. 18 Mart.

22

Giegor. Naz Serm. XVIII.

23

Combefis. Bibliotheca Graccor. Patrum, auctuar. novissimum Pars 1. p. 64 et sequ.

24

Orat. 1.

25

Orat. 5. В Постановлениях Апостольских жертвенником Божиим именуются вдовицы, обрекшие себя на безбрачную жизнь. L. 3. с 6. Также в послании Св. Поликарпа, Еп. Смирнского, к Филiппийцам, у Тертуллиана ad uxor. I. 1. c7. Но из послания Св Поликарпа видно, что под именем вдовин иногда разумелись и девы. Он пишет приветствие к девам, именуемым вдовицами

26

Orat. 1

27

Orat. 6. В семь описании венценосного воздаяния девственным, обручившим себя Христу, нельзя невидеть применения к обрядам, с каким совершалось в Церкви таинство брака венец, обхождение, свещи, песнопения


Источник: Горский А.В., прот. О девственниках христианских до монашества // Прибавления к Творениям св. Отцов 1843. Ч. 1. Кн. 3. С. 279-291.

Комментарии для сайта Cackle