Кирилл II, Митрополит Киевский и всея России

Источник

Глубоки были раны, нанесенные Церкви Российской рукою Монголов. Тысячи чад ее погибли от меча неприятельского, а оставшиеся должны были нести иго рабства. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты или отведены в неволю. Один Епископ, Владимирский, сгорел со множеством своих детей духовных в храме; другой, Переяславский, умерщвлен Монголами. Самого Митрополита не стало. Не известно, погиб ли Иосиф при взятии Киева, или удалился в другое место, и там скончался.

Страждущей Церкви Российской не могли подать скорой помощи и Патриархи Константинопольские; сами они принуждены были удалиться от своего престола. Константинополем владели Латиняне. Папа покушался подчинить себе и Церковь Российскую, посылая своих легатов к Князьям Русским с предложением принять учение Римское и с лестными обещаниями. Так искушал он Князя Галицкого Даниила и потом благоверного Князя Новгородского Александра1. В сие тяжкое время призван был Кирилл на престол Митрополии Всероссийской. Даниил, обманувшись в ожидании помощи от Папы, прогнал от себя легата папского Алберта, и послал Кирилла к Патриарху Константинопольскому в Никею для утверждения в звании Митрополита2. По убеждению Белы, Короля Венгерского, который искал чрез него войдти в союз с Даниилом, Кирилл отправился в Грецию чрез владения Венгерские.

Возвратившись из Никеи и совершив бракосочетание сына Даниилова Льва с дочерью Белы, Кирилл поспешил в Киев, и отсюда, не медля, отправился для обозрения северных епархий своей Митрополии; посетил Чернигов, Рязань, Владимир, и наконец Новгород3.

Везде встречали Первосвятителя, как отца. Но не было у него постоянного, надежного пристанища. Киев, утративший свое прежнее значение еще со времени основания новой столицы на севере, разоренный Монголами и оставленный Князьями, не был безопасен от новых опустошений со стороны врагов. Две кафедры Епископские близ Kиeва, Белогородская и Юрьевская, еще до нашествия Батыева были закрыты, или соединены с Полоцкою. Третью, Переяславскую, вскоре нужно было также соединить с другою4. Таким образом в Kиeве, Митрополит не мог иметь и близких советников в делах Церковных, как было прежде. Князья Даниил Галичский и Василько Волынский славились мужеством: но их область была слишком удалена от северных княжений Русских. Находясь во Владимире, Кирилл мог быть ближе к многолюднейшим Церквам своей Митрополии, чаще мог видеться там и с Великими Князьями. Потому он и избрал сей город для пребывания своего на севере5; по крайней мере по летописям всего чаще находим Митрополита во Владимире6. Отсюда по временам предпринимал он путешествия в Новгород, Киев и другие города.

Удаление Митрополита на север по-видимому угрожало опасностию православию южной России. Уступая убеждениям матери и князей Польских, Даниил согласился принять венец Королевский, вторично ему предложенный легатом папским вместе с обещанием помощи от Папы против Монголов7. Но напрасно ожидали от Короля Галичского, чтобы он изменил своей вере. А когда увидел Даниил, что обещания Папы были ложны, то пресек всякие сношения с Римским престолом, не страшась ни его отлучения, ни угроз оружия8.

Между тем Кирилл, пребывая на севере, охранял мир земли Русской, возмущаемый по временам своеволием Новгородцев. В 1256 году, после посещения его, был принят Новгородом прежде изгнанный ими сын Великого Князя Василия9. – В 1270 году Новгородцы изгнали от себя Великого Князя Ярослава Ярославича, жалуясь на его насилия. Ярослав соглашался удовлетворить их требования: но Новгородцы упорствовали. Обе стороны взялись за оружие. Тогда Кирилл прислал в Новгород грамоту, в которой краткими, но сильными словами требовал, чтобы кровопролитие было прекращено. «Мне поручил Бог власть духовную в земле Русской. Вам должно слушать Бога и меня. Не проливайте же крови. Если вы и целовали крест против Князя; я принимаю на себя эпитимию за нарушение клятвы и отвечаю за то пред Богом»10. И увещание Архипастыря увенчалось успехом.

Умиротворитель отечества имел утешение видеть уважение к Церкви со стороны самых поработителей России. Духовенство не подвергалось поголовной дани; церковные имения были освобождены от всяких сборов. Митрополит Кирилл получил от Хана Мапгу-Темира подтвердительный ярлык на сие, первый из известных доселе Ханских ярлыков духовенству11. Признавая ненарушимыми все прежние права Церкви, Хан объявлял Веру Христову неприкосновенною. «Кто Веру их похулит, сказано в ярлыке, или будет над нею ругаться; тот ничем не извинится, и умрет злою смертию.» Видно, что естественное уважение к религии имело силу и над сердцем язычника, не совсем развращенного; он готов был чтить и Бога неведомого (Дёян. 17, 23). – С своей стороны Митрополит не оставил благодеяния без вознаграждения, достойного ревности Павловой. Он поставил в Сарае, столице Ханской, Епископа (1264). И история Монгольского владычества над Россиею представляет не одних мучеников Христианских в Орде, но и обращенных в Веру Христову из язычества и магометанства.

Обозрев внутреннее состояние Церкви Российской во время своих отдаленных объездов, Митрополит, к прискорбию своему, замечал по местам значительные беспорядки как в жизни духовенства и народа, так и в исправлении священнодействий церковных. Умножилось святокупство; поставляемы были в духовный сан без должной разборчивости, без испытания жизни и нравов; священники в совершении литургии и прочих таинств следовали не правильному чиноположению, но местным обычаям, не всегда правильным. Вместе с сим и нравы народа требовали исправления; укоренились некоторые игры и обычаи, противные нравственности Христианской. Такое расстройство в духовенстве и народе происходило, как замечает сам Митрополит, отчасти от неразумия, отчасти от небрежения Пастырей и не посещения своих Церквей, отчасти, наконец, и от того, что правила Церковные, определяющие круг деятельности пастырской, для многих были невразумительны12.

Для устранения последней причины неустройства Кирилл вытребовал себе от сановника Болгарского Иакова Святислава список полных Церковных правил с толкованием, который получен был от самого патриарха Константинопольского13.

Потом, посетив Киев и взяв отсюда известного по ревности пастырской настоятеля Обители Печерской, Серапиона, для посвящения в Епископа Владимирского, с двумя северными и с двумя южными Епископами учредил Собор во Владимире (в 1274 г.). Здесь, изобразив долг Пастырей блюсти за исполнением правил и законоположений Церкви, в сильных чертах он представил, каким бедствиям подверглось отечество за отступление от пути правды. «Какую пользу получили мы, говорил он, пренебрегши Божественные правила ? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли ? Не взяты ли были грады наши ? Не пали ли сильные наши от острия меча ? Не отведены ли в плен дети наши ? Не запустели ли святые Божие церкви? Не томят ли нас каждый день безбожные и нечестивые люди? И все это постигло нас за то, что мы не храним правил Св. Отцев наших»14.

Обращая внимание на самые отступления от сих правил, Митрополит на Соборе постановил: ни за возведение на степень настоятеля, ни за посвящение в сан священства отнюдь не требовать никаких уроков, или даров, исключая установленных семи гривен на клир кафедральный, как это заведено уже было прежде в Митрополии, по примеру Греческих Церквей; – испытывать поведение избираемых чрез близких свидетелей их жизни с самого младенчества, и не иначе рукополагать, как получив удостоверение в неукоризненности поведения избираемого от отца духовного и семи других священников с добрыми свидетелями; – не ставить в священники ни бегающих дани, ни рабов, прежде нежели они получат от своих господ отпускные грамоты; не возводить вдруг на степень священства, но, сперва посвятив в чтеца, заставить изучить весь чин церковный под руководством старейшего церковника, – потом уже в диакона, и т. д.– Исправив беспорядки в совершении литургии и таинств Крещения и Миропомазания, Собор внушал всем благоговение к святыне и требовал от лиц духовного сана жизни достойной высокого служения; бесчинно живущих священников повелел Епископам извергать. С тою же строгостию Собор воспрещал и бесчинные игры народные в праздники, и бои, подвергая убиваемых проклятию. «На укоризну это бывает Божиим праздникам, говорил Собор, и на досаждение Церквам Божиим, или паче самому Спасителю нашему, Который избавил нас от проказы смертной и от туги диавольской, Который обвеселил сердца наши святыми праздниками, чтобы мы воспоминали таинства нашего спасения и воспевали хвалы Богу »15.

Устроив дела Церкви на севере, Митрополит нашел нужным снова быть в Kиеве, где был недавно16. В 1279 году он открыл сношение с Константинополем, отправив туда Епископа Сарайского Феогноста17. Но хотя Константинополь в сие время был уже в руках Греков; однако же ни Император Михаил Палеолог, ни Патриарх Иоанн Векк не были защитниками Православия18; потому не могло быть тесного общения между ними и Первосвятителем Российским.

Между тем Папа снова покушался подчинить себе южные Церкви Российские. Николай III легату своему в Венгрии, Филиппу епископу Фирманскому, давал право распоряжаться в Галиции и Волыни с таким же самовластием, как в Венгрии и Польше, где принято было Римское вероисповедание19. Нужна была вся бдительность ревностного Пастыря, нужны были самые близкие и скорые распоряжения, чтобы оградить паству от опасных вторжений чуждой власти и чуждого учения.

Пред концем своей жизни престарелый Пастырь желал еще раз посетить свои северные епархии. Кротость и миролюбие сопровождали его повсюду. Узнав, что Ростовский Епископ Игнатий, по каким-то обвинениям, приказал вынести из соборного храма в монастырь тело Князя Ростовского Глеба Васильковича, которого сам же он за девять недель пред тем похоронил здесь, Митрополит Кирилл обличал неблаговременную ревность Пастыря. «Кайся до смерти своей, говорил Митрополит Игнатию. Когда жив был Князь, ты делил с ним трапезу, принимал от него дары. А теперь осуждаешь мертвеца, прежде суда Божия.» Не известна причина поступка Игнатиева; но видно, что он поступил не без основания. За него вступился племянник Глебов Князь Ростовский Димитрий Борисович, и Игнатий не лишился своего места до блаженной кончины своей20.

Во время сего объезда, быв в Переяславле Залесском, Митрополит Кирилл скончался 9-го Декабря 1280 года. Тело его сперва препроводили во Владимир, потом в Киев, и там положили в соборном храме.

Вот немногие сведения о долговременных и благотворных трудах сего Иерарха на пользу Церкви Российской. Восстановить разрушенное опустошителями, умиротворить враждующих, соблюсти вверенное ему стадо от влияния Римского, исправить вкравшиеся беспорядки в жизни духовенства и паствы, утвердить управление Церкви на правилах св. Соборов и Отцев: вот к чему постоянно стремился мудрый Архипастырь! Ему содействовали благочестивые Князья Русские, особенно Св. Александр Невский, которого сам он назвал солнцем земли Русской, и Пастыри Церкви Российской, как-то Кирилл Епископ Ростовский, преемник его Св. Игнатий, Серапион Владимирский и др.

Сему Митрополиту Кириллу приписывают известное но рукописям поучение попом 21 .

Между рукописями Румянцевского Музеума оно встречается в четырех списках; в Кормчей под N CCXXXI с именем Кирилла, но ранее правил Кирилла Митрополита, постановленных на Соборе Владимирском, в Кормчих под N CCXXXIII и CCXXXIV без имени Кирилла, непосредственно за правилами Собора; в Кормчей под N CCXXXVIII с именем Кирилла и после Собора, но не непосредственно.

Поучение сие находится и в той рукописи, откуда взяты помещенные прежде Слова Серапиона, Еп. Владимирского22, также в двух списках Кормчей, принадлежащие Лаврской библиотеке. Но нигде не показано имя Кирилла. В Златой Цепи поучение надписывается как слово и поучение к попом; в Кормчих поучение Епископле к Иереом, и притом в Кормчих несколькими статьями ниже правил Собора.

В самом поучении речь идет от лица Епископа к священникам его паствы. В случае каких-либо недоумений, или чьего-либо сопротивления правилам Церковным, Епископ требует, чтобы священники доводили о том до его сведения и испрашивали у него разрешения. По этому должно заключать, что если сие и писано Митрополитом, то относилось только, до его епархии, или могло быть только образцом для прочих Епископов; ибо священники других епархий, по правилам Церковным, должны были относиться к своим Епископам. Но если принять во внимание, что Митрополит Кирилл по большей части находится в удалении от своей епархии, то трудно согласиться, чтобы он предписывал священникам относиться непосредственно к нему самому за разъяснением недоумений. Для этого конечно был при кафедре Митрополита Наместник23. Притом же ни в одном списке поучения в надписи нет имени Митрополита, тогда как в надписании правил Собора Владимирского Кирилл назван Митрополитом.

По сем замечаниям вероятнейшим представляется, что это поучение принадлежит Кириллу Епископу. Из поучения видно, что он жил так же, как и Митрополит, во времена порабощения России, ибо говорит: если священники будут исполнять правила Церковные, то молитва их будет услышана Богом, и на земли нашей налоги от поганых утишатся.

Кто же был сей Кирилл? Вероятно, Епископ Ростовский, современник Кирилла Митрополита. О сем Кирилле Епископе современный летописец свидетельствует, что он «ничем не оста преж бывших в Ростове-Леонтия Святого, священного Епископа Исайи и Нестора; не токмо бо словом уча, но и делом кажа вся приходящие из окрестных град в св. зборную церковь, ово послушающе учения его, ово же хотяще видити украшенье церкве Владычицы нашея Богородицы; бысть бо yкрашение ее чудно, акоже не бысть у прежде бывших Епископ. Леонтий убо Святый просвяти крещением град Ростов сей же Епископ Кирилл украси церковь Богородицы иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати.» Сам летописец говорит о себе, что он «ученью и тщанью дивился сего Кирилла, с страхом и покореньем послушая в узц несте некоем»24 О его кончине в летописи сказано «преставися блаженный учительный Епископ Кирилл Ростовский. Се бысть истинный Пастырь, пася люди земли Ростовския с кротостию»25. В житии Петра Царевича, взятого самим Кириллом из Орды и привлеченного к Вере Христовой, сказано, что во время Кирилла, в Ростове «в церкви Святыя Богородицы левый крилось Греческы пояху, а правый Рускы»26. Кирилл вступил на престол в 1231 г., скончался в 1262 г.

Поучение к попом, имеющее вид окружного послания27, достойно благочестивой ревности и просвещения Иерарха Ростовского. По крайней мере, другого Кирилла Епископа после нашествия Монголов, которому бы с большим правом оно могло принадлежать, мы не знаем.

Но если сие послание и не принадлежит Митрополиту Кириллу однако же вероятно с его разрешения оно удостоилось занять место в собрании правил и законоположений Российской Церкви. Оно встречается во многих списках Кормчей, в разные времена, в разных местах писанных; след. не случайно, а намеренно внесено в сию книгу. Когда же удобнее могло быть это, как не тогда, как еще в свежей памяти были имя и дела благочестивого Пастыря Ростовского? Изыскание мер на Соборе Владимирском к улучшению нравственного состояния духовенства могло возбудить в преемнике Кирилла, Св. Игнатии, желание, чтобы пастырское послание, писанное к духовенству Церкви Ростовской, не только сделалось известным для других Епископов, но и было руководством для всего духовенства Poccийского. Митрополиту Кириллу оставалось только исполнить сие желание, – присоединить сие послание к другим Русским статьям в Кормчей28.

Здесь представляется сие поучение по списку, находящемуся в Златой Цепи, сличенному с другими29.

* * *

1

Сношения с Даниилом начались с 1245 г., чрез Планокарпини, отправленного Папою к Хану Монгольскому; обнадеженный некоторым успехом в начале Иннокентий IV назначил легатом в Poccию Прусского apxиeпиcкoпa Алберта. Raynald. annal Ecclesiastic. 1246 n. 28 – 30. 1247. n. 28. 29. 1249. n. 15. Historica Rossiae monimenta, depromta a Tuigenevio. T. I, № LXII – LXXVII. Письмо к св. Александру отправлено в начале 1248 г. Ibid. № LXXVIII. Посланные с письмом должны были возвратиться без всякого успеха. Истор. Госуд. Росс. изд. Эйнерлинг книг. 1. Том IV. стр. 43.

2

Вероятно, до поставления в Митрополита, Кирилл был Епископом Хельмским ибо еще при нашествии Монголов на Галичское княжение (около 1243 г), в Волынской летописи замечено, что Даниил, спасаясь от неприятеля «Еха ко брату и поима с собою Кирилa Митрополита». Но о возведении Кирилла в сан Митрополита в той же летописи говорится позднее (под 1250 г.). Полное собрание Русских летописей. 1843 года. Том. II. стр. 181. Сие подтверждается и соображением последующих событий. Король Венгерский Бела стал искать союза с Даниилом, по возвращению его с милостию Ханскою из Орды. А Даниил был в Орде в 1245 году.-Следовательно, уже после 1245 года Бела мог просить Кирилла, отправляющегося в Грецию для поставления в Митрополита, чтобы Даниил сотворил мир с Венгриею.

3

Истор. Госуд. Росс. Том. IV. пр. 86.

4

Епископ Полоцкий Алексий в 1231 г. называется вместе Белогородским и Юрьевским. Ист. Г. Р. Том. III. пр 369. А Переяславская кафедра соединена со вновь открытою Саранскою. Том. IV. пр 108 и 147.

5

Впрочем Кирилл не перенес с юга своей кафедры, ибо из летописей видно, что во Владимире были свои Епископы до конца XIII столетия.

6

О пребывании Кирилла во Владимире упоминается в 1255, 1263, 1274 годах.

7

Летоп. Ипатьевск. в полном Собр. Русск. летоп. Том. II. стр. 191. Dlugossi. Histor. Polonic. L. 7. p. 705. 706. Lips: 1711.

8

Historica Ross. monimenta. Тоm I. № XCV.

9

Детоп. Новгород. 1. под 1256 г. в Полном Собр. Лет. Т. III. стр. 56.

10

Там же стр. 62.

11

В исправнейшем виде он напечатан при исследовании Г. Григорьева о достоверности ярлыков, данных Ханами Золотой Орды Русскому духовенству. Москва. 1812 г. стр. 124. Впрочем на копии сего ярлыка от опущений и перестановки слов смысл не ясен. Он мог бы быть восстановлен по списку с сего ярлыка, находящемуся в библиотеке М. Д. Академии. Из сего списка видно, что все ярлыки Ханские были собраны и представлены Государю по случаю Собора о церковных имениях в 1500 году.

12

Русские Достопамятности Ч. I стр. 107.

13

Это видно из письма к Митрополиту Кириллу самого Иакова Святислава, которое сохранилось в некоторых списках Славянской Кормчей. Письмо писано между 1262 и 1270 г. Список правил называется у Святослава Зонарою. Опис. рукописей Румянц. Музеума стр 200 – 202. Обозрение Кормч. книг. Розенканпфа. 1829 стр. 56 – 60.

14

Русские Достопамятн. стр. 107.

15

Деяния сего Собора напечатаны в Русских Достопамятностях, изданн. Обществом Истории и древностей Российских 1815. ч. I. стр. 106 – 118. Дополнение к сим деяниям из списка Кормчей Pумянцевского Музеума-в Описании рукописей сего музеума стр. 321.

16

Летоп. Новгород. 1-я подь 1274 г.

17

Ист. Госуд. Росс. Т. IV. стр. 95. пр. 181.

18

Pachymer Histor. Michael. Paleologi. lib. V.

19

Raynaldi, annal. Tom. III. 1279 n. 23.

20

Ист. Госуд. Росс. Т. IV. стр. 94. пр. 179. Монастырь, куда перенесено было тело Глеба – Спасский, устроен материю его. Там же пр. 147. Св. Игнатий скончался в 1288 г. пр. 182.

21

Обозрение Кормчей книги, Розенкампфа стр. 191. 192–215. и Описание рук. Pумянцевск. Музеума стр. 280. (второго счета). Кроме сего приписывается Кириллу Митрополиту послание к Великому Князю, сыну св. Александра Невского, (I г.д. Димитрию Александровичу (ибо Андрей Александрович стал Великим Князем уже после смерти Митрополита Кириллa). В сем послании предлагается просьба об yкрашении соборной Владимирской церкви, которая находилась в запустении Обозр. Кормч стр. 216. Опис. Рук. Pумянц. Mуз. стр. 28 I. 282). Но как пишущий сие послание называет себя Епископом Владимирским, а Кирилл Митрополит не занимать кафедры Владимирской, то сие послание не может принадлежать ему.

22

Выше стр. 97–111. 193 –205.

23

О Наместниках упоминается и в правилах Собора Владимирского. стр. 112

24

П. Г. Р Т. 3. пр. 362.

25

Там же Т. 4. пр. 113.

26

Рук. М Д Акад. При кафедре Епископов Ростовских, и после опустошения Монгольского, было много книг Греческих. Епифаний, ученик и сотрудник Св. Стефана, Епископа Пермского (в XIV в.) свидетельствует о нем, что он «еще млад сый, был пострижен в черницы во граде Ростове у Св. Григория Богослова в Монастыри, нарицаемом в Затворе близ Епископьи, яко многи книги бяху ту.» Здесь Св. Стефан «изучися и Греческой грамоте.» Рк. Четь-минея в библиотеке М. Д. А. – Словом Затвор объясняются слова летописца в j зц1Ь месте.

27

Ибо сказано написах вам.

28

Как бы то ни было, только сие послание действительно впоследствии включено было в наставленья новопоставляемым священникам, которое обыкновенно вручалось им Епископом при отпущении к порученной им Церкви. Акты Истор. Т. I. стр. 160.

29

Именно с двумя списками Кормчей из библиотеки Тр. Серг. Лавры и с списком Кормчей Румянцевского Музеума.


Источник: Горский А.В. Кирилл II, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 4. С. 414-432.

Комментарии для сайта Cackle