Великий покаянный канон: перевод регента Анны Виноградовой

Оглавление

Великий канон Андрея Критского, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста

Песнь первая

Ирмос: Помощник и Покровитель
стал во спасение мне,
Он — мой Бог, и прославлю Его;
Бог отца моего, и вознесу Его, —
ибо Он славно прославился.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

С чего начну я оплакивать
деяния жизни моей окаянной,
где начало, Христе, положу
рыданию нынешнему,
но прощение согрешений
дай мне, по благосердию Твоему.

Ступай, душа окаянная,
вместе с твоею плотию,
Создателю всех исповедуйся,
и впредь уже воздержись
от прежнего неразумия,
и Богу принеси покаяния слёзы.

Адама первозданного
преступлению подражая,
вижу себя обнаженным от Бога,
от вечного Царствия и блаженства,
из-за грехов моих.

Увы мне, душа окаянная!
Зачем первой Еве ты уподобилась?
ибо видела худо — и соблазнилась,
и, уязвлённая тяжко, древа коснулась,
и снеди, не рассудив, вкусила дерзостно.

Не Ева плотскaя — но мысленная
Ева восстала во мне, помысел страстный,
всегда показующий сладкое,
но неизменно горькое вкусить подающий.

По заслугам Адам
из Эдема был изгнан,
единственную Твою, Спасе,
заповедь не соблюдший, —
я же — что потерплю, всегда отметающий
слово Твоё животворное?

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица, сущности всякой превысшая,
Троица, Которой в Одном поклоняемся,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и дай мне умиления слёзы,
по благосердию Твоему.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Предстательство и надежда
Тебя воспевающих, Богородица,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и кающегося прими меня,
Владычица Чистая.

Песнь вторая

Ирмос: Внемли мне, небо, — и голос возвышу,
и Христа воспою, от Девы
пришедшего плотию.

Внемли мне, небо, — и голос возвышу,
слушай, земля, песнь покаяния к Богу
и Ему славословия.

Воззри на меня, мой Бог и Спаситель,
милующим оком Твоим,
и прими горячее моё исповедание.

Более всех людей согрешил я,
один я Тебе согрешил;
но Ты — Бог, — помилуй
творение Твоё, Спасе.

Образ мой — страстей моих безобразие:
так сластолюбным стремлением
погубил я ума красоту.

Господи благосердый,
буря зол меня окружает, —
но, как Петру, руку и мне протяни.

Осквернил я ризу плоти моей,
измарал образ Твой и подобие, Спасе.

Сладострастием омрачил я души красоту,
ум всецело во прах обратил.

Разодрал я первую одежду мою,
от начала мне Создателем сотканную, —
оттого и наг ныне лежу.

Облёкся я в ризу раздранную,
сотканную мне советом змиевым, —
и стыжусь.

Слёзы блудницы и я проливаю, о Щедрый!
Спасе, очисти меня,
по благосердию Твоему.

На райского древа красу
воззрел я — и прельстился умом;
оттого и наг в сраме моём лежу,
и стыжусь.

Начальники всех страстей
пахали на хребте моём, поднимая
на мне свои беззакония.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

В трёх Лицах Тебя Единого
Бога всех воспеваю,
Отца, и Сына, и Духа Святого.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

О, пречистая Богородица Дева,
всеми единая воспеваемая, —
усердно моли о спасении нашем.

Песнь третья

Ирмос: На камне неподвижном, Христе,
Твоих заповедей —
моё помышление утверди.

Огонь от Господа некогда одождив,
всю землю Содомскую Господь попалил.

На гору спасайся, душа,
Лоту подобно,
и в Сигор старайся укрыться.

Беги от пламени, душа,
беги Содома горящего,
беги от гибели в огне Божественном.

Согрешил Тебе я один,
более всех согрешил,
но да не презришь меня, Христе Спасе.

Ты — добрый пастух, Христе Спасе,
ягнёнка меня разыщи,
не презри меня заблудившегося.

Ты — сладость моя, Иисусе,
Ты — Создатель мой,
Тобою, Спасе, я оправдаюсь.

Исповедаюсь Тебе, Спасе,
согрешил я, согрешил пред Тобою, —
но разреши меня и прости мне,
ибо Ты благосерд.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

О Троица, о Единица — Боже!
Спаси нас от прелести,
от искушений и тесноты вражией.

И ныне, и присно, и вовеки веков, аминь.

Радуйся, Бога в Себя вместившая,
радуйся, престол Господень,
радуйся, Матерь Жизни нашей.

Песнь четвертая

Ирмос: Услышал пророк
пришествие Твоё, Господи, —
что хочешь родиться от Девы
и людям явиться, —
и убоялся пророк, и сказал:
весть Твою, Господи,
слышал я — и страшусь;
слава, Господи, Твоей силе.

Трудов Твоих да не презришь,
создания Твоего да не оставишь,
о Праведный Судия!
человек я — и как человек согрешил,
и более всякого человека,
о Человеколюбец, —
но Ты — Господь, и имеешь
власть отпускать грехи.

Приближается конец, приближается,
что ж не печёшься, душа, не готовишься?
время сокращается, встань —
близ, при дверях Судия.
Как сон, как цветение, — время жизни спешит,
проходит, — что всуе мятёмся?..

Пробудись, душа моя,
о делах твоих помышляй,
пред очи твои представь
содеянное тобою —
и капли слёз твоих источи.
Дерзай, исповедай Христу
помыслы твои и деяния —
да оправдаешься.

Не было в жизни такого греха,
ни злобы такой, ни деяния,
какими я, Спасе, не согрешил —
умом, и словом, и волею,
намерением, мыслью и делом,
как никто другой никогда.

Оттого я осуждён, окаянный,
оттого и совестью побеждён своею,
которой в мире строже нет ничего;
но, Судия и Избaвитель мой,
ведающий меня, пощади и избави,
и спаси меня, раба Твоего.

Лествица, великому в патриархах
древле явлeнная, —
указание есть, о душа моя,
деянием восхождения
и восшествия разумом;
если подлинно желаешь, душа,
жить деянием, разумом, созерцанием, —
обновись.

Зной дневной претерпел
и холод ночной понёс
патриарх, древле нуждаясь,
на всякий день прибыток творя,
стадо пасущий, в трудах и заботе,
чтобы двух жён приобресть.

В двух жёнах, душа, разумей
деяние и созерцающий разум:
в Лии — деяние, ибо она многочадна;
в Рахили же — разум,
ибо многим трудом Иаков её стяжал;
труды же минуя, душа,
ни дела не справишь, ни разума.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Нераздельное существом,
неслиянное в Лицах —
бого-слoвлю Тебя, Троическое Единое Божество,
единоцарственное и сопрестольное;
песнь великую Тебе вопию,
в вышних трикратно воспеваемую.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

И рождаешь, и девствуешь,
и Девою естеством
и в том, и в другом пребываешь.
Родившийся от Тебя
закон естества обновляет, —
и утроба рождает девственная.
Бог, где захочет, побеждает естества чин:
ибо всё творит, что захочет.

Песнь пятая

Ирмос: Молю Тебя, — просвети, Человеколюбец,
в ночи к Тебе воспевающего,
и настави в заповедях Твоих,
и научи меня, Спасе,
творить волю Твою.

Всю жизнь мою провёл я в ночи,
ибо тьмою была мне
ночь греха — и глубокою мглой;
но сыном дня покажи меня, Спасе.

Рувиму в подражание, окаянный,
беззаконие я содеял,
преступление на Бога Вышнего:
ложе моё осквернил,
как тот — ложе отцовское.

Исповедаюсь Тебе, Царь Помазанник:
согрешил я, согрешил,
как братья, некогда продавшие Иосифа,
плод целомудрия и чистоты.

Сродниками связана праведная душа,
продан в рабство сладчайший,
Господа прообразуя, —
ты же, душа, вся продалась
собственным злом.

Иосифу подражай, уму праведному,
о душа окаянная,
целомудренному подражай, непотребная, —
и безрассудными, беззаконными
не оскверняйся стремлениями.

Некое время во рву пробыл Иосиф, —
прообразуя, Господи, погребение
и восстание Твое, Владыко;
я же Тебе что подобное когда принесу?

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тебя, Троица, славим, Единого Бога:
свят, свят, свят
Ты — Отец, Сын и Дух Святой,
простое существо, Единица,
которой вечно поклоняемся.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Из Тебя, Нетленная,
мужа не познавшая Матерь, —
Бог, времена создавший,
в мой облёкся состав,
Себе сочетав естество человеческое.

Песнь шестая

Ирмос: Возопил я всем сердцем моим
к милосердному Богу,
и Он услышал меня, вопиющего
от преисподнего ада , —
и возвёл жизнь мою от погибели.

Слёзы очей моих, Спасе,
и воздыхания чистые приношу
из глубины вопиющего сердца:
Боже, согрешил я Тебе, — очисти меня!

Как Дафан и Авирон, уклонилась
ты, душа, от Господа твоего;
но воззови из ада преисподнего:
пощади! —
да не покроет тебя пропасть земная.

Ефрему ты, душа, уподобилась,
как телица рассвирепев;
спасай свою жизнь, как серна от сeти,
ум окрылив делом и созерцанием.

Рука Моисеева нас да уверит, душа,
как может Бог прокажённую жизнь
убелить и очистить:
о, не отчаивайся, даже и прокажённая.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Аз есмь Троица простая, неделимая;
три Лица раздельные —
и единые естеством, —
так Отец нам глаголет, и Сын,
и Божественный Дух.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Твоя утроба Бога нам родила,
приявшего образ наш, —
Его, Создателя всех, моли, Богородица,
да оправдаемся молитвами Твоими.

Господи, помилуй. (трижды)
Слава, и ныне.

Кондак
Душа, душа моя! — встань,
что спишь ты? — конец приближается,
смущение найдёт на тебя.
Но воспряни, воспряни, —
да пощадит тебя Бог Христос,
сущий повсюду
и всё Собой наполняющий.

Песнь седьмая

Ирмос: Согрешили мы пред Тобою,
беззаконие и неправду творили,
ничто из того, что Ты заповедал,
не соблюли и не исполнили мы, —
но не оставь нас до конца,
отцов наших Боже!

Согрешил я, творил беззаконие,
и заповедь Твою отвергал,
ибо родился я грешным,
и язвы мои еще приумножил, —
но Сам помилуй меня, отцов моих Боже,
ибо Ты благосерд.

Сокровенное исповедал
сердца моего Тебе я, Судье моему,
призри на скорбь мою и смирение,
внемли суду моему надо мною, —
и Сам помилуй меня, отцов моих Боже!

Саул, однажды искавший
отцовых ослиц потерявшихся,
внезапно, с известьем о них, и царство обрёл;
и ты, душа, сохрани себя,
достоинства своего не забудь,
и скотских похотей не предпочти
Царству Христову.

Давид Богоотец, о душа моя,
некогда весьма согрешил :
стрелою прелюбодейства он был уязвлён
и копьём жестокого поражён убийства, —
но ты, душа моя, еще худшими сих
одержима стремлениями своевольными.

Прибавил Давид к беззаконию беззаконие,
с убийством сочетал прелюбодейство;
но и покаяние сугубое вскоре явил.
Ты же, душа, и лукавнейшее
сих преступлений соделав,
не покаялась Богу.

Давид некогда образ запечатлел,
песнь написал как икону,
и содеянное им обличил, взывая:
помилуй меня, ибо Тебе одному
согрешил я, всех Богу, —
Сам очисти меня.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица простая, нераздельная,
единосущная,
одно естество, и свет, и свeты,
три святых и одно святое —
Бог Троица воспевается;
воспой, душа, всех Бога прославь,
Жизнь всех и жизни.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Благословляем Тебя, воспеваем,
поклоняемся Тебе, Богородительница,
ибо одного из Троицы нераздельной
родила Ты нам — Бога Христа,
и земным нам — отверзла небесное.

Песнь восьмая

Ирмос: Кого славят небесные воинства,
пред Кем херувимы трепещут
и серафимы, —
пойте Его, воспевайте,
всякая тварь и дыхание,
благословляйте Его
и превозносите вовеки.

Согрешившего меня, Спасе, помилуй,
к обращению ум мой воздвигни,
прими меня кающегося,
умилосердись к вопиющему:
согрешил я пред Тобою, спаси;
беззаконие творил я — помилуй!

Илья колесничник, на небеса
взойдя колесницею добродетелей,
носился некогда превыше земных:
сие восхождение, душа моя, помышляй.

Елисей, некогда милоть прияв Илии,
двойную от Бога приял благодать, —
ты же, душа моя, сей благодати
не приобщилась, по невоздержанию.

Милотью некогда Ильиною
вoды Иордана разделил Елисей,
надвое стали они — туда и сюда, —
ты же, душа, сей благодати
не приобщилась, по невоздержанию.

Соманитянка, быв благонравна,
праведника в доме своём принимала, —
ты же, душа, ни странника в дом,
ни путника не ввела;
затем и сама извергнута будешь
из брачного чертога, рыдая.

Гиезиеву скверному разуму
подражала ты, душа окаянная,
но в старости хоть отложи
его сребролюбие;
от зла твоего отступи,
беги от геенского пламени.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Безначальный Отец,
Сын собезначальный,
и Дух правды, Утешитель благой, —
Бога Слова Родитель,
Отца безначального Слово,
Дух живой и созидающий, —
Троица Единица, помилуй меня!

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Как из нити пурпурной, Пречистая,
духовная во чреве Твоём
соткалась порфира — плоть
Эммануилова. Сего ради
Тебя Богородицею воистину
мы почитаем.

Песнь девятая

Ирмос: От бессеменного зачатия —
рождество несказанное,
и нетленный Плод —
от безмужной Матери, —
ибо Бог, рождаясь,
новым творит естество.
Сего ради весь род человеческий
величает Тебя православно
Матерью Богоневестною.

Ум мой оструплен, и дух изнемог,
тело в болезни, обессилело слово,
жизнь моя при смерти — конец при дверях, —
что сотворишь, душа окаянная,
когда придёт Судия
деяния твои испытать?

Моисеево, душа, я тебе сказание
о бытии привёл с сотворения мира,
и всё Завета писание, повествующее
тебе о праведных и неправедных, —
и вторым из них, а не первым
ты подражала, душа,
согрешая пред Богом.

Закон изнемог пред тобою, душа,
бессильно Евангелие,
всё Писание у тебя в небрежении,
ни пророка не слышишь, ни праведника;
раны твои умножились, о душа,
и нет врача тебя исцелить.

Нового Завета тебе, о душа,
привожу поучения, чтобы
они к покаянию тебя возвели:
праведникам подражай,
а грешников отвращайся,
Христа умилосерди молитвою и постом,
чистотою и непорочностью.

Христос, вочеловечившись, к покаянию
призвал блудниц и разбойников, —
покайся и ты, о душа!
ибо отверзлась уже Царствия дверь,
и первыми входят в него
фарисеи и мытари кающиеся,
и кающиеся прелюбодеи.

Христос вочеловечился,
плотию мне приобщившись,
и всё, что свойственно естеству моему,
волею Своею исполнил в себе, —
всё, кроме греха, —
предзнаменуя тебе, о душа,
образ и подобие сошествия Своего.

Христос волхвов спас,
призвал пастухов,
младенцев мучеников явил во множестве,
прославил старца и вдовицу старую, —
чьим, душа, не подражала
ни жизни ты, ни деяниям, —
но горе тебе, когда станешь судиться.

Сорок дней в пустыне постившись,
Господь напоследок взалкал,
человеческое в Себе явив естество, —
не унывай и ты, о душа,
когда враг на тебя устремится,
но молитвою и постом
его от ног твоих отражай.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Прославим Отца,
Сына превознесём,
с верою почтим поклонением
Духа Божественного, —
Троицу нераздельную, Единицу существом;
поклонимся Свету Единому —
и Триипостасному,
Жизни Единой —
и в трёх существующей Лицах, —
Богу животворящему и просвещающему
до концов вселенной.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Храни Твой удел, Пречистая Богородица,
ибо в Тебе он верою царствует,
в Тебе укрепляется, и Твоею победою
всякое искушение одолевает,
и вражескую отъемлет добычу,
и послушание Богу проходит.

Преподобный отец Андрей, моли Бога о нас.

Андрей честной, отец треблаженнейший,
пастырь Критский,
не оставляй молитв о тебя воспевающих:
да от гнева и скорби избавимся,
и от тления, и от прегрешений безмерных —
память твою с верою чтущие.

Великий канон Андрея Критского, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста

Песнь первая

Ирмос: Помощник и Покровитель
стал во спасение мне,
Он — мой Бог, и прославлю Его;
Бог отца моего, и вознесу Его, —
ибо Он славно прославился.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Каиново превзошёл я убийство!
ибо совести моей был убийца,
плоти жизни прибавив —
на душу же воевав
лукавыми моими деяниями.

Авелевой праведности
не уподобился я, Иисусе:
ни приятных даров
никогда не принёс Тебе, ни служения,
ни жертвы чистой, ни жития непорочного.

Как Каин, и мы, о душа окаянная,
деяния скверные Создателю всех принесли,
и жертву порочную,
и жизнь непотребную.
Тем и осудимся.

Прах, о Создатель, животворив,
кости и плоть в меня Ты вложил,
жизнь и дыхание.
О, Творец мой и Искупитель, и Судия,
прими меня кающегося.

Исповедую Тебе, Спасе, грехи,
мною содеянные,
души и тела моего язвы,
убийственными моими помыслами
разбойнически мне нанесённые.

Согрешил я, Спасе, но ведаю
Твоё человеколюбие:
наказываешь Ты сострадая
и милосердствуешь жарко,
смотришь исполненный слёз,
и бежишь, как отец, блудного призывая.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица, сущности всякой превысшая ,
Троица, Которой в Одном поклоняемся,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и дай мне сокрушения слёзы,
по благосердию Твоему.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Предстательство и надежда
Тебя воспевающих, Богоматерь,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и кающегося прими меня,
Владычица Чистая.

Песнь вторая

Ирмос: Внемли мне, небо, — и голос возвышу,
и Христа воспою, от Девы
пришедшего плотию.

Кожные ризы соткал мне грех,
от первой моей, Боготканной одежды
меня обнаживший.

Облёкся я стыда одеянием,
как листвою смоковной,
во страстей моих обличение,
к которым я добровольно склонился.

Оделся я в бесчестия ризу,
срамно окровавленную
жизни моей течением,
страстной и сластолюбной.

Впал я в погибель страстей
и в тление плоти, —
с тех пор и доныне мне враг досаждает.

Любовью к вещам и к имению многому,
невоздержный, жизнь я наполнил,
тяжким бременем, Спасе,
сам я себя обложил.

Украсил я идола плоти
одеждою разноцветной
помышлений постыдных, —
и осуждён.

О внешней одной красоте
заботился я прилежно,
внутреннюю презрев
Божия образа скинию.

Под страстями погребена
мною краса первообраза, —
но как некогда драхму — взыскав,
обрети её, Спасе.

Как блудница Тебе вопию:
согрешил я, один согрешил пред Тобою!
но как миро её, слёзы мои прими.

Очисти меня! — как мытарь
вопию к Тебе, Спасе, — очисти!
ибо никто из потомков Адамовых
как я пред Тобою не грешен.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тебя, в трёх Лицах Единого
Бога всех воспеваю,
Отца, и Сына, и Духа Святого.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

О, пречистая Богородица Дева,
всеми единая воспеваемая, —
усердно моли о спасении нашем.

Песнь третья

Ирмос: Утверди, Господи,
на камне заповедей Твоих
колеблющееся сердце моё,
ибо Ты один Святой и Господь.

Источника жизни стяжал я Тебя,
Победителя смерти, —
и прежде конца моего
от сердца взываю к Тебе:
согрешил я, очисти меня и спаси!

Согрешил я, Господи,
согрешил пред Тобою, очисти!
Ибо нет никого согрешившего,
кого бы не превзошёл
я в согрешениях.

Подражав блудившим
в Ноевы времена,
осуждение их потопу
я наследовал, Спасе.

Хаму — отцеубийце тому — подражая, душа,
не покрыла ты ближнего срамоты,
лицом обратившись вспять.

Как Лот, о душа моя,
ты беги от зажжения грехом,
беги Содома и Гоморры,
беги огня желания неразумного.

Помилуй, Господи, помилуй меня! —
взываю к Тебе, — когда со ангелами
придешь всем воздать их деяний достойное.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица простая, несоздaнная,
безначальное Существо,
в трёх воспеваемое Ипостасях,
спаси нас, в вере поклоняющихся
владычеству Твоему.

И ныне, и присно, и вовеки веков, аминь.

От Отца, Богородительница,
Сына Ты родила, не познавшая брака,
Безлетного — во времени;
о чудо предивное! грудью питая,
Девою остаёшься.

Песнь четвертая

Ирмос: Услышал пророк
пришествие Твоё, Господи, —
что хочешь родиться от Девы
и людям явиться, —
и убоялся пророк, и сказал:
весть Твою, Господи,
слышал я — и страшусь;
слава, Господи, Твоей силе.

Бодрствуй, душа моя,
доблестно подвизайся,
как древле в патриархах великий,
да стяжаешь деяние с разумом,
и да будешь ум, зрящий Бога,
и под мрак неприступный,
созерцая, проникнешь,
и сокровищ великих сподобишься.

Великий в патриархах, родив
двенадцать патриархов, тебе
таинственно лестницу утвердил
деятельного восхождения, о душа, —
детей, как ступени, премудро
в основание её положив.

Исаву ненавистному подражая,
отдала ты, душа, обольстителю твоему
первозданной красоты первородство, —
и от отеческого отпала обета;
вдвое ты пала, душа, — разумом и деянием.
Покайся же ныне.

Едомом Исав наречён
за крайнее сладострастие,
вечно разжигаемый невоздержанием
и похотью оскверняемый, —
Едом ему имя, что значит:
души грехолюбивой разжжение».

Об Иове слышав, душа моя,
на гноище сидевшем — и оправдавшемся, —
не подражала его ты мужеству:
твёрдой воли ни в чём не имела,
что видела, испытала и разумела, —
и не явила терпения .

На престоле прежде сидевший —
ныне наг на гноище и изъязвлен;
многочадный и славный прежде —
внезапно безчаден и бесприютен;
чертог ему — гноище,
и язвы его на нём жемчугами.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Нераздельное существом,
неслиянное в Лицах —
богослoвлю Тебя, Троическое Единое Божество,
единоцарственное и сопрестольное;
песнь великую Тебе вопию,
в вышних трикратно воспеваемую.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

И рождаешь, и девствуешь,
и Девою естеством
и в том, и в другом пребываешь.
Родившийся от Тебя
закон естества обновляет, —
и утроба рождает девственная.
Бог, где захочет, побеждает естества чин:
ибо всё творит, что захочет.

Песнь пятая

Ирмос: Молю Тебя, просвети, Человеколюбец,
в ночи к Тебе воспевающего,
и настави в заповедях Твоих,
и научи меня, Спасе,
творить волю Твою.

О Моисее слышала ты, душа,
в ковчежце некогда как в чертоге
волнами речными носимом —
и избежавшем злого умысла фараонова.

Слышала ль ты, душа окаянная,
о повитухах египетских,
младенцев мальчиков убивавших,
плод целомудрия, первенцев? —
Но ты как великий Моисей будь,
с молоком сосавший премудрость.

Ты убить могла, уязвив,
как великий Моисей — египтянина, —
высокоумие твоё, о душа
окаянная, — но не убила.
Как, скажи мне, в пустыню войдешь,
в страстях не покаявшись?

Великий Моисей вселился в пустыню, —
ступай же, душа, жизни его подражай,
да узришь и ты в купине Бога явление.

В жезле Моисеевом, ударяющем в море
и пучину меняющем в твердь,
знамение зри, о душа,
креста божественного, которым и ты
можешь великое совершить.

Аарон приносил Богу огонь
чистый, беспримесный, —
но ты, душа, — как Офни и Финеес:
чуждую Богу, скверную жизнь принесла.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тебя, Троица, славим, Единого Бога:
свят, свят, свят
Ты — Отец, Сын и Дух Святой,
неделимое существо, Единица,
которой поклоняемся.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Из Тебя, Нетленная,
мужа не познавшая Матерь, —
Бог, времена создавший,
в мой облёкся состав,
Себе сочетав естество человеческое.

Песнь шестая

Ирмос: Возопил я всем сердцем моим
к милосердному Богу,
и Он услышал меня,
вопиющего от ада преисподнего, —
и возвёл жизнь мою от погибели.

Волны, Спасе, моих прегрешений,
обратившись, покрыли меня внезапно,
как некогда в море Чермном
египтян и их колесницы.

Неразумное изволение, о душа,
имела ты, как древле Израиль:
ибо манне божественной безрассудно
предпочла страстей
сластолюбивое пресыщение.

Колодцы хананейской мысли
предпочла ты, душа, роднику,
из камня текущему рекою премудрости,
потоки богословия чашею изливающему.

Свиное мясо и котлы,
и пищу египетскую,
пище небесной, душа моя, ты предпочла
как древле народ неразумный в пустыне.

Ударил Моисей, раб Твой,
в камень жезлом,
рёбра Твои животворные,
Спасе, прообразуя,
из которых питие жизни
все мы черпаем.

Испытай, душа, и разведай,
как Иисус Навин,
землю обетованную, какова она,
и вселись в неё благозаконием.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Аз есмь Троица простая, неделимая;
три Лица раздельные —
и единые естеством, —
так Отец нам глаголет, и Сын,
и Божественный Дух.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Твоя утроба Бога нам родила,
приявшего образ наш, —
Его, Создателя всех, моли, Богородица,
да оправдаемся молитвами Твоими.

Господи, помилуй.(трижды)
Слава, и ныне.

Кондак
Душа, душа моя! — встань,
что спишь ты? — конец приближается,
смущение найдёт на тебя.
Но воспряни, воспряни, —
да пощадит тебя Бог Христос,
сущий повсюду
и всё Собой наполняющий.

Песнь седьмая

Ирмос: Согрешили мы пред Тобою,
беззаконие и неправду творили,
ничто из того, что Ты заповедал,
не соблюли и не исполнили мы, —
но не оставь нас до конца,
отцов наших Боже!

Когда ковчег Завета
везoм был на колеснице,
Озa лишь прикоснулся к нему,
тельца поправляя, —
и Божиим гневом был поражён;
избегнув дерзости его, душа,
божественное чти достойно.

Слышала ты об Авессаломе,
восставшем на естество;
знаешь его деяния гнусные,
которыми ложе Давида отца осквернил;
но ты и сама подражала
сластолюбивым и страстным
его стремлениям.

Покорила ты телу твоему, о душа,
нерабственное твое достоинство, —
ибо другого Ахитофела
найдя себе в искусителе,
склонилась к его внушениям;
но рассыпал их Сам Христос,
да спасешься.

Чудный Соломон, исполненный
благодати премудрости, —
некогда и он, сотворив
пред Богом лукавое, отступил от Него.
Этому ты, душа, уподобилась
проклятой жизнью твоею.

Сластьми влекомый страстей — о, увы мне! —
осквернялся любитель премудрости,
любителем быв блудных жён
и отчуждаясь от Бога;
ты же умом ему подражала, душа,
в сладострастии скверном.

Ровоаму ты подражала, душа,
отца советам не внявшему,
и злейшему рабу подражала
Иеровоаму, отступнику древнему.
Но беги подражания им
и к Богу взывай, душа:
согрешила, помилуй меня!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица простая, нераздельная,
единосущная,
одно естество, и свет, и свeты,
три святых и одно святое —
Бог Троица воспевается;
воспой, душа, всех Бога прославь,
Жизнь всех и жизни.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Благословляем Тебя, воспеваем,
поклоняемся Тебе, Богородительница,
ибо одного из Троицы нераздельной
родила Ты нам — Бога Христа,
и земным нам — отверзла небесное.

Песнь восьмая

Ирмос: Кого славят небесные воинства,
пред Кем херувимы трепещут
и серафимы, —
пойте Его, воспевайте,
всякая тварь и дыхание,
благословляйте Его
и превозносите вовеки.

Ты Озии, душа, подражав,
проказу стяжала двойную:
ибо безрассудное мыслишь —
и делаешь беззаконное.
Оставь, что имеешь,
и к покаянию поспеши.

О ниневитянах слышала ты, душа,
каявшихся Богу в пепле и вретище:
им ты не подражала,
но всех оказалась упорней,
согрешивших и прежде Закона, и после.

Иеремию во рву нечистом
слышала ты, душа, вопиющего
с рыданиями ко граду Сионскому
и ищущего в нём слёз:
подражай его слёзной жизни, душа, —
и спасёшься.

Иона в Фарсис побежал,
ниневитян предвидя покаяние,
ибо пророк был — и ведал
Божие благосердие, —
и не хотел, чтобы лгало пророчество.

Слышала ты, душа, о Данииле во рву,
как заградил он зверей уста,
знаешь ты и как отроки, с Азарией бывшие,
угасили верою пламень печи горящий.

Из Ветхого Завета всех
привёл я тебе, душа, в пример:
подражай же боголюбивым деяниям праведных,
и избегай грехов нечестивцев.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Безначальный Отец,
Сын собезначальный,
и Дух правды, Утешитель благой, —
Бога Слова Родитель,
Отца безначального Слово,
Дух живой и созидающий, —
Троица Единица, помилуй меня!

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Как из нити пурпурной, Пречистая,
духовная во чреве Твоём
соткалась порфира — плоть
Эммануилова. Сего ради
Тебя истинно Богородицею
мы почитаем.

Песнь девятая

Ирмос: От бессеменного зачатия —
рождество несказанное,
и нетленный Плод —
от безмужной Матери, —
ибо Бог, рождаясь,
новым творит естество.
Сего ради весь род человеческий
величает Тебя православно
Матерью Богоневестною.

Христос искушаем диаволом был,
предлагавшим камни в хлебы обратить,
возведшим на гoру — показать во мгновенье
все царствия мира;
бойся, душа, сего обольщенья, трезвись,
и Богу молись во всякое время.

Горлица пустыннолюбивая,
светильник Христов,
глас вопиющего, —
взывал, покаяние проповедуя;
Ирод же с Иродиадой
творили беззаконие.
Смотри, душа моя,
чтобы тебе не увязнуть
в сети беззаконных, —
но возлюби покаяние.

В пустыню вселился благодати предтеча,
и, слышав, стекались к нему
вся Иудея и Самария,
грехи свои исповедуя
и очищаясь усердно;
но ты, душа, не подражала сему.

Брак честной и непорочное ложе —
оба Христос их благословил,
вкушавший плотию в Кане на браке
и воду в вино претворивший, —
показав это первое чудо,
чтобы ты, душа, изменилась.

Расслабленного Христос укрепил,
взявшего одр свой,
и юношу воздвиг умершего,
сына вдовицы,
и сотникова слугу исцелил,
и самарянке открылся, —
живописав тебе, о душа,
Богу служение в духе.

Кровоточивую исцелил Господь
края одежды касанием,
прокаженных очистил,
слепых и хромых
просветил и исправил,
глухих и немых и согбенную
словом уврачевал, —
чтобы ты спаслась, душа окаянная.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Прославим Отца,
Сына превознесём,
с верою почтим поклонением
Духа Божественного, —
Троицу нераздельную, Единицу существом;
поклонимся Свету Единому —
и Триипостасному,
Жизни Единой —
и в трёх существующей Лицах, —
Богу животворящему и просвещающему
до концов вселенной.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Храни Твой удел, Пречистая Богородица,
ибо в Тебе он верою царствует,
в Тебе укрепляется, и Твоею победою
всякое искушение одолевает,
и вражескую отъемлет добычу,
и послушание Богу проходит.

Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду первой седмицы Великого поста

Песнь первая

Ирмос: Помощник и Покровитель
стал во спасение мне,
Он — мой Бог, и прославлю Его;
Бог отца моего, и вознесу Его, —
ибо Он славно прославился.

От юности преступал я, Христе,
Твои заповеди; ими пренебрегая,
со всякой страстию проводил
жизнь мою, дремля духовно.
Ныне же, Спасе, к Тебе взываю:
хотя при кончине спаси меня.

Перед вратами Твоими, Спасе,
поверженного хотя бы в старости
не отрини, не отошли во ад
непотребного, —
но прежде кончины моей
дай мне прощение согрешений.

В блуде, Спасе, богатство моё расточив,
не имею плодов благочестия;
и, алчущий, взываю к Тебе:
Отец благодати,
навстречу ко мне поспеши,
надо мною умилосердись.

Я — тот, впавший в руки разбойников,
помыслы меня отдали им ,
весь уязвился от них и исполнился ран;
но Сам Ты, Спасе Христе,
представ, меня исцели.

Священник, завидев меня, мимо прошёл,
левит презрел скорбного меня и нагого;
но Ты, из Марии Иисус воссиявший,
представ, надо мною умилосердись.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Дай мне, Мария,
благодать светозарную —
от вышнего, от Божия промысла, —
мрака страстей избежать
и с любовью воспеть
жития твоего славные подвиги.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица, сущности всякой превысшая,
Троица, Которой в Одном поклоняемся,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и дай мне сокрушения слёзы,
по благосердию Твоему.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Предстательство и надежда
Тебя воспевающих, Богородица,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и кающегося прими меня,
Владычица Чистая.

Песнь вторая

Ирмос: Внемли мне, небо, — и голос возвышу,
и Христа воспою, от Девы
пришедшего плотию.

Блудно я пал, как Давид,
и осквернился;
но омой и меня, Спасе, слезами.

Ни слёз не имею, ни покаяния,
ни сожаления даже;
Сам мне всё это, Спасе,
даруй — ибо Ты Бог.

Первозданную я погубил
красоту мою и благолепие,
наг ныне лежу — и стыжусь.

Тогда дверь Твою, Господи, Господи,
не затвори предо мною, —
но кающемуся мне отверзи.

Внемли души моей воздыханиям,
и очей моих слёзы, Спасе, прими,
и спаси меня.

Всем хотящий спасения,
воззови меня, Человеколюбец,
и прими меня кающегося —
ибо Ты благ.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Пречистая Богородица Дева,
единая всеми воспеваемая,
моли прилежно о спасении нашем.

Ирмос: Видите, видите: Аз есмь Бог —
манну одождивший,
и воду источивший из камня
древле в пустыне людям Моим,
десницею одной и крепостию Моею.

Видите, видите: Аз есмь Бог! —
слушай, душа моя, Господа вопиющего,
от прежнего удались греха,
и Бога убойся, Судью Неподкупного.

Кому уподобилась ты, душа многогрешная,
если не первому Каину и Ламеху, —
как камнями поразившая тело
злодействами,
и ум погубившая
стремлениями безрассудными?

Всех обозрев, душа,
живших прежде Закона,
не уподобилась Сифу,
Еносу не подражала,
ни Еноху вознесённому, ни Ною, —
явилась чужда жизни праведных.

Одна отверзла ты, душа моя,
преграды гневу Бога твоего,
и потопила, как землю, всю плоть,
и жизнь, и деяния,
и вне осталась ковчега спасительного.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Со всем усердием и любовью
ко Христу ты прибегла,
от прежнего пути греха отвратившись,
и в пустынях питаясь непроходимых,
Христовы в чистоте совершая
Божественные заповеди.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Безначальная, несозданная Троица,
нераздельная Единица!
прими меня кающегося,
спаси согрешившего:
я создание Твоё — не презри,
но пощади меня и избави
от осуждения огненного.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Пречистая Владычица, Богородительница,
надежда к Тебе прибегающих
и пристанище обуреваемых, —
и обо мне умилосерди Милующего,
Создателя и Сына Твоего,
молитвами Твоими.

Песнь третья

Ирмос: Утверди, Господи,
на камне заповедей Твоих
колеблющееся сердце моё,
ибо Ты один Святой и Господь.

Благословения Симова
ты не наследовала, душа окаянная,
ни пространных владений, как Иафет,
в земле прощения.

Из земли Харран, из страны греха
изыди, душа моя;
в землю иди, что наследовал Авраам,
источающую жизнь вечную и нетленную.

Об Аврааме слышала ты, душа моя,
оставившем древле землю отечества,
об Аврааме-переселенце, —
так подражай же его решимости.

У дуба Мамврийского патриарх,
ангелов в странниках принимая,
в старости обетование наследовал —
добычу юности.

В Исааке, о душа моя жалкая,
новую разумея Жертву,
таинственно Господу принесённую
во всесожжение, —
подражай решимости его.

Ты слышала об Измаиле,
трезвись, душа моя,
на изгнанного за то взгляни,
что он рабынино отродье, —
да не подобно ты постраждешь,
сластолюбивая.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Бурею одержим я
и треволнениями согрешений,
но сама ты, мати, ныне меня спаси
и ко пристанищу божественного
покаяния возведи.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Ко благосердой Богородице и ныне
моление со страхом принося,
молитвами твоими, преподобная,
отверзи мне божественные входы.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица простая, несозданная,
безначальное Существо,
в трёх воспеваемое Ипостасях,
спаси нас, в вере поклоняющихся
владычеству Твоему.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

От Отца, Богородительница,
Сына родила, не познавшая брака,
Безлетного — во времени;
о чудо предивное! грудью питая,
Девою остаёшься.

Песнь четвертая

Ирмос: Услышал пророк
пришествие Твоё, Господи, —
что хочешь родиться от Девы
и людям явиться, —
и убоялся пророк, и сказал:
весть Твою, Господи,
слышал я — и страшусь;
слава, Господи, Твоей силе.

Тело осквернил я и дух растлил,
весь изъязвлен;
но как Врач — и то, и другое
покаянием мне уврачуй,
омой, убели, очисти;
чистейшим снега меня покажи,
Спасе мой.

Тело Твоё и Кровь, распинаемый,
за всех положил Ты, Слове:
Тело — чтобы меня обновить,
Кровь — чтобы омыть меня;
Дух же Ты отдал, чтобы меня привести
Родителю Твоему, Христе.

Соделал Ты спасение, о Милосердный,
посреди земли, да спасемся.
На древе распялся своею волею.
Отверзается Эдем затворённый;
горнее и дольнее, вся тварь, все народы,
спасённые, Тебе поклоняются.

Да будет мне банею
кровь из ребра Твоего, Спасе,
вместе и питием,
водой ключевою прощения;
буду пить и помазываться,
да с обеих очищусь сторон.
Как питье и помазание, Слове,
слова Твои животочные.

Чашу Церковь стяжала —
рёбра Твои живоносные,
из которых двойной нам излился источник:
прощения и разума,
во образ двух вместе заветов —
ветхого и нового.

Чужд я чертога брачного,
от брачной трапезы изгнан;
угас светильник мой без елея;
чертог затворили, пока я спал,
съедены брашна;
я ж, по рукам и ногам
связанный, вон извержен.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Нераздельное существом,
неслиянное в Лицах —
богослoвлю Тебя, Троическое Единое Божество,
единоцарственное и сопрестольное;
песнь великую Тебе вопию,
в вышних трикратно воспеваемую.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

И рождаешь, и девствуешь,
и Девою естеством
и в том, и в другом пребываешь.
Родившийся от Тебя
закон естества обновляет, —
и утроба рождает девственная.
Бог, где захочет, побеждает естества чин:
ибо всё творит, что захочет.

Песнь пятая

Ирмос: Молю Тебя, просвети, Человеколюбец,
в ночи к Тебе воспевающего,
и настави в заповедях Твоих,
и научи меня, Спасе,
творить волю Твою.

Нравом тяжек я стал, Владыко,
фараону горькому уподобился,
Ианнию и Иамврию душою и телом,
и ум мой утоплен, —
но помоги мне!

С грязью смешал я ум свой несчастный, —
Владыко, омой меня слёз моих банею,
молю Тебя, плоти моей одежду
как снег убели.

Если испытаю дела мои, Спасе,
вижу себя превзошедшим
всякого человека грехами,
ибо в разуме рассуждающий
согрешил я — не по неведению.

Пощади, пощади, Господи,
создание Твоё — согрешил я,
отпусти мне, ибо Ты один
чист естеством, и никто, кроме Тебя,
не избежал скверны.

Бог существом, Ты ради меня
образ приял мой, Спасе;
чудеса совершил — исцелив прокажённых
и укрепив расслабленного,
кровоточивой течение ее прекратил
прикосновением ризы.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Перейдя струи Иорданские,
обрела ты покой безболезненный,
сласти плотской избежав,
от которой и нас изыми,
преподобная, твоими молитвами.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тебя, Троица, славим, Единого Бога:
свят, свят, свят
Ты — Отец, Сын и Дух Святой,
неделимое существо, Единица,
которой поклоняемся.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Из Тебя, Нетленная,
мужа не познавшая Матерь, —
Бог, времена создавший,
в мой облёкся состав,
Себе сочетав естество человеческое.

Песнь шестая

Ирмос: Возопил я всем сердцем моим
к милосердному Богу,
и Он услышал меня,
вопиющего от ада преисподнего, —
и возвёл жизнь мою от погибели.

Восстань и побори, душа,
плотские страсти, как Иисус — Амалика,
и льстивые помыслы, как Гаваонитян,
всегда побеждая.

Времени текучее естество
перейди, душа, как прежде ковчег,
и овладей оной землёю обетования, —
Бог повелевает.

Как спас Ты Петра возопившего,
так и меня, заступив, от зверя избави,
простерший руку Твою, —
и от бездны греха меня возведи.

Пристанище тихое Тебя знаю, Владыко,
Владыко Христе, —
от гибельной глубины греха и отчаяния
избави меня, заступив.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Аз есмь Троица простая, неделимая;
три Лица раздельные —
и единые естеством, —
так Отец нам глаголет, и Сын,
и Божественный Дух.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Твоя утроба Бога нам родила,
приявшего образ наш, —
Его, Создателя всех, моли, Богородица,
да оправдаемся молитвами Твоими.

Господи, помилуй. (трижды)
Слава, и ныне.

Кондак
Душа, душа моя! — встань,
что спишь ты? — конец приближается,
смущение найдёт на тебя.
Но воспряни, воспряни, —
да пощадит тебя Бог Христос,
сущий повсюду
и всё Собой наполняющий.

Песнь седьмая

Ирмос: Согрешили мы пред Тобою,
беззаконие и неправду творили,
ничто из того, что Ты заповедал,
не соблюли и не исполнили мы, —
но не оставь нас до конца,
отцов наших Боже!

Манассиевы собрала ты, душа, согрешения
твоим изволением,
страсти поставив как идолов
и умножив мерзость пред Господом, —
но и покаянию Манассиеву горячо
подражая, стяжи смирение.

Ахавовым подражала ты сквернам,
душа моя, — о, увы мне! —
была плотских нечистот жилищем
и сосудом страстей непотребным, —
но вздохни из твоей глубины
и грехи твои Богу поведай.

Заключилось тебе небо, душа,
и голод от Бога тебя постиг,
как некогда, когда Ахав
словам Фесвитянина Илии
не покорился;
но, уподобившись вдове сарептской,
пророка душу напитай.

Непотребных заклал Илия
некогда пророков Иезавелиных,
во Ахавово обличение,
и попалил Охозией посланных
дважды по пятьдесят мужей, —
так избегай же, душа,
сим подражания,
но укрепляйся.*

* — Здесь придется согласиться со сноской в новом славянском переводе («Душеполезное чтение», 1882, ч.1, №1-4): погубление Вааловых пророков и попаление дважды по пятьдесят мужей (воинов, посланных Охозией, т.е. даже не Иезавелиных) — нельзя связать в единовременное событие (хотя тематически они объединены), — и, видимо, лучше в этом месте последовать за Писанием (1 Царств, 1, 10-15, 3 Царств, 18, 40), а не за преп.Андреем, — следуя рекомендации святых отцов.
Кроме того, если учитывать хронологию, то должно быть наоборот: сначала Иезавелины пророки и Ахав, а потом эпизод с Охозииным попалённым конвоем; и, как видим, их уже не двое становится, а трое (т.е. Иезавель, Ахав, Охозия).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица простая, нераздельная,
единосущная,
одно естество, и свет, и свeты,
три святых и одно святое —
Бог Троица воспевается;
воспой, душа, всех Бога прославь,
Жизнь всех и жизни.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Благословляем Тебя, воспеваем,
поклоняемся Тебе, Богородительница,
ибо одного из Троицы нераздельной
родила Ты нам — Бога Христа,
и земным нам — отверзла небесное.

Песнь восьмая

Ирмос: Кого славят небесные воинства,
пред Кем херувимы трепещут
и серафимы, —
пойте Его, воспевайте,
всякая тварь и дыхание,
благословляйте Его
и превозносите вовеки.

Право судящий Спасе, помилуй,
и избави меня от огня и мучения,
что на суде Твоём должен я
праведно претерпеть;
но прежде конца облегчи меня покаянием
и доброделанием.

Как разбойник, к Тебе вопию: помяни меня.
Как Пётр, плачу горько: прости меня, Спасе.
Зову как мытарь; в слезах, подобно блуднице.
Прими рыдание моё, как некогда хананеянки.

Гноение, Спасе, смиренной моей души исцели;
единый Врач, пластырь мне наложи, елей и вино —
дела покаяния и сокрушение со слезами.

Хананеянке и я подражая,
Помилуй меня, — вопию, — Сыне Давидов!
края ризы касаюсь, как истекавшая кровью,
плачу, как Марфа и Мария над Лазарем.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Безначальный Отец,
Сын собезначальный,
и Дух правды, Утeшитель благой, —
Бога Слова Родитель,
Отца безначального Слово,
Дух живой и созидающий, —
Троица Единица, помилуй меня!

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Как из нити пурпурной, Пречистая,
духовная во чреве Твоём
соткалась порфира — плоть
Эммануилова. Сего ради
Тебя истинно Богородицею
мы почитаем.

Песнь девятая

Ирмос: От бессеменного зачатия —
рождество несказанное,
и нетленный Плод —
от безмужной Матери, —
ибо Бог, рождаясь,
новым творит естество.
Сего ради весь род человеческий
величает Тебя православно
Матерью Богоневестною.

Недуги исцеляя, нищим благовестил
Христос, Божий Логос,
увечных врачевал, ел с мытарями,
с грешниками беседовал,
дочери Иаировой душу отшедшую
касанием руки возвратил.

Спасся мытарь и вразумилась блудница,
а фарисей хвалящийся осудился, —
ибо те вопияли: очисти меня! и: помилуй меня! —
сей же величался:
благодарю Тебя, Боже, что я не таков, —
и прочими словами безумными.

Закхей был мытарь, но однако же спасся,
а Симон-фарисей соблазнился,
и блудница прощение верное приняла
от Имеющего власть разрешать от греха;
ты же, душа, покаянию её подражай.

Той блуднице, о душа моя окаянная,
не подражала ты,
взявшей мира сосуд алавастровый
и, со слезами мешая,
умастившей Спасовы ноги,
отерев волосами своими, —
Он же раздрал
грехов её перечень прежний.

Города, которым благовестил Христос,
ведаешь ты, душа,
как прокляты они были.
Устрашись же примером,
чтобы не быть тебе как они,
Содому Владыкою уподобленные,
осуждённые даже до ада.

Да не горше отчаянием, о душа моя,
явишься хананеянки,
слышала ты веру, которой ради
дочь её исцелилась Божиим словом;
возопи же Христу, как она,
из глубины сердечной:
спаси и меня, Сыне Давидов!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Прославим Отца,
Сына превознесём,
с верою почтим поклонением
Духа Божественного, —
Троицу нераздельную, Единицу существом;
поклонимся Свету Единому —
и Триипостасному,
Жизни Единой —
и в трёх существующей Лицах, —
Богу животворящему и просвещающему
до концов вселенной.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Храни Твой удел, Пречистая Богородица,
ибо в Тебе он верою царствует,
в Тебе укрепляется, и Твоею победою
всякое искушение одолевает,
и вражескую отъемлет добычу,
и послушание Богу проходит.

Великий канон Андрея Критского, читаемый в четверг первой седмицы Великого поста

Песнь первая

Ирмос: Помощник и Покровитель
стал во спасение мне,
Он — мой Бог, и прославлю Его;
Бог отца моего, и вознесу Его, —
ибо Он славно прославился.

Агнец Божий, взявший грехи всех,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и дай мне сокрушения слёзы,
по благосердию Твоему.

К Тебе припадаю, Иисусе,
согрешил я Тебе, очисти,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и дай мне сокрушения слёзы,
по благосердию Твоему.

Не входи в суд со мною, дела мои обнажая,
исследуя слова и обличая стремления;
но в Твоём милосердии злое моё презирая,
Всесильный, спаси меня!

Покаяния время!
прихожу к Тебе, Спасителю моему,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и дай мне сокрушения слёзы,
по благосердию Твоему.

Богатство душевное грехом расточив,
пустыня есмь добродетелей благочестия,
и во гладе взываю:
Милости податель, Господи, спаси меня.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Пав к Божественным Его заповедям,
ты ко Христу приступила,
отвергла сладострастия безудержные стремления,
и всякую добродетель как единую
с великим благоговением исполнила.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица, сущности всякой превысшая,
Троица, Которой в Одном поклоняемся,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и дай мне умиления слёзы,
по благосердию Твоему.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Предстательство и надежда
Тебя воспевающих, Богородица,
возьми грехов моих тяжкое бремя,
и кающегося прими меня,
Владычица Чистая.

Песнь вторая

Ирмос: Взгляните и убедитесь: Аз есмь Бог —
манну одождивший,
и воду источивший из камня
древле в пустыне людям Моим,
одной десницею и крепостию Моею.

Я мужа убил мне в язву и отрока в рану мне, —
Ламех восклицал, рыдая;
ты же, душа моя, не трепещешь,
плоть и ум осквернив.

Башню построить
замыслила ты, душа,
твердыню похотям твоим воздвигнуть, —
если бы не пресёк
Создатель замысел твой
и не поверг
на землю хитрость твою.

О, Ламеху я уподобился, убийце первому! —
душу — как мужа, ум же — как юношу,
и тело — как брата убив моего,
как Каин убийца,
стремлениями сластолюбивыми.

Одождил Господь от Господа
некогда огонь,
сжёг содомлян, на беззаконие гневаясь;
ты же огонь на себя
геенский зажгла —
и в нём сожжена будешь.

Изъязвлен, изранен я:
стрелы врага уязвили душу мою и тело,
на страсти я волей своею склонялся,
и вот, вопиют
струпы, гнойные раны и язвы,
нанесённые ими.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Простёрла ты руки твои
к милосердному Богу, Мария,
в бездну зол погружаема, —
и, как Петру, руку тебе простёр
Божественную человеколюбно
твоего обращения всячески Ищущий.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Безначальная, несозданная Троица,
нераздельная Единица!
прими меня кающегося,
спаси согрешившего:
я создание Твоё — не презри,
но пощади меня и избави
от осуждения огненного.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Пречистая Владычица, Богородительница,
надежда к Тебе прибегающих
и пристанище обуреваемых, —
и обо мне Милующего умилосерди,
Создателя и Сына Твоего,
молитвами Твоими.

Песнь третья

Ирмос: Утверди, Господи,
на камне заповедей Твоих
колеблющееся сердце моё,
ибо Ты один Святой и Господь.

Агари древней, египтянке,
уподобилась ты, душа,
поработившись волею — и родив
Измаила нового: своеволие.

Ведаешь ты, душа, явленную Иакову
лестницу от земли к Небесам, —
зачем не имела ты благочестия,
верно по ней возводящего?
Жизни священника Божия, царя уединённого,
Христова прообраза жизни в миру,
среди людей, — подражай.

Обратись и восплачь, душа окаянная,
пока еще жизнь не пришла к концу,
пока еще длится её торжество
и двери чертога не заключил Господь.

Не будь ты столп соляной, душа,
вспять обратившись, —
Содома образ да устрашит тебя;
в вышний Сигор спасайся.

Поющих Тебе
не отвергни, Владыка, молитву, —
но милостив будь, Человеколюбец,
и просящим с верою — прощение даруй.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица простая, несоздaнная,
безначальное Существо,
в трёх воспеваемое Ипостасях,
спаси нас, в вере поклоняющихся
владычеству Твоему.

И ныне, и присно, и вовеки веков, аминь.

От Отца, о Богородица,
Сына родила, не познавшая брака,
Безлетного — во времени —
о чудо предивное! — грудью питая,
Девою остаёшься.

Песнь четвертая

Ирмос: Услышал пророк
пришествие Твоё, Господи, —
что хочешь родиться от Девы
и людям явиться, —
и убоялся пророк, и сказал:
весть Твою, Господи,
слышал я — и страшусь;
слава, Господи, Твоей силе.

Время жизни моей мало
и исполнено бедствий и зол,
но в покаянии меня прими,
и призови в разум,
да не буду добычею и пищей врагу;
но Ты надо мною, Спасе, умилосердись.

Человек, облечённый достоинством царским,
венцом и порфирою,
праведный, и многим владевший имением,
богатством изобилующий и стадами, —
внезапно богатства, и славы, и царства,
обнищав, лишается Иов.

Непорочен и праведен был
Иов больше, чем все,
но сетей и уловок
не избежал обольстителя;
ты же, душа окаянная, — грехолюбива,
и что ты сделаешь, если случится
нежданному прийти на тебя?

Ныне вотще и всуе
велеречив я и сердцем дерзок,
с фарисеем не осуди меня,
но подай мне смирение мытаря,
единый Милосердный и Правосудный,
и к нему меня сопричти.

Надругавшись над сосудом плоти моей,
я согрешил, — знаю, о Милосердный;
но в покаянии меня прими, и призови в разум,
да не буду добычею и пищей врагу,
но Ты меня, Спасе, помилуй.

Сам себе идол я был страстями моими,
душе моей повреждая, о Милосердный;
но в покаянии меня прими, и призови в разум,
да не буду добычею и пищей врагу,
но Ты меня, Спасе, помилуй.

Не слушал я голоса Твоего,
Писание Твоё преступил, Законоположника;
но в покаянии меня прими, и призови в разум,
да не буду добычею и пищей врагу,
но Ты меня, Спасе, помилуй.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Во глубину пороков великих низвергшись,
в безбожия мглу, —
не погрязла ты в ней, Мария,
но взошла помыслом лучшим и деяниями
истинно к добродетели высшей,
естество ангелов удивив преславно.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Нераздельное существом,
неслиянное в Лицах —
богослoвлю Тебя, Троическое Единое Божество,
единоцарственное и сопрестольное;
песнь великую Тебе вопию,
в вышних трикратно воспеваемую.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

И рождаешь, и девствуешь,
и Девою естеством
и в том, и в другом пребываешь.
Родившийся от Тебя
закон естества обновляет, —
и утроба рождает девственная.
Бог, где захочет, побеждает естества чин:
ибо всё творит, что захочет.

Песнь пятая

Ирмос: Молю Тебя, просвети, Человеколюбец,
в ночи к Тебе воспевающего,
и настави в заповедях Твоих,
и научи меня, Спасе,
творить волю Твою.

Жене согбенной, душа, подражай:
приди, припади к ногам Иисусовым,
да исправит тебя и да станешь
прямо ходить путями Господними.

Ты — Колодец глубокий, Владыко, —
воду же мне источи
из жил пречистых Твоих,
чтобы и мне, как самарянке,
впредь не возжаждать, —
ибо Жизни струи Ты источаешь.

Силоам да будут мне слёзы мои,
Владыко Господи! — да и я
зеницы сердца омою, и увижу духовно
Тебя, Превечного Света.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Несравненным желанием всебогатая,
древу жизни пожелав поклониться,
сподобилась ты желаемого, —
сподоби же и меня
вышней славы наследия.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тебя, Троица, славим, Единого Бога:
свят, свят, свят
Ты — Отец, Сын и Дух Святой,
неделимое существо, Единица,
которой поклоняемся.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Из Тебя, Нетленная,
мужа не познавшая Матерь, —
Бог, времена создавший,
в мой облёкся состав,
Себе сочетав естество человеческое.

Песнь шестая

Ирмос: Возопил я всем сердцем моим
к милосердному Богу,
и Он услышал меня,
вопиющего от ада преисподнего, —
и возвёл жизнь мою от погибели.

Я, Господи, — та царская драхма,
потерянная у Тебя древле;
но зажёгши светильник —
Предтечу Твоего, Слове, —
взыщи и обрящи Твой на мне образ.

Восстани и побори, как Иисус Амалика,
страсти плотские,
льстивые помыслы как гаваонитян
всегда побеждая.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Душой распаляема,
капли слёз, Мария, ты источала,
чтобы пламя страстей угасить, —
слёз и мне, рабу твоему, благодать даруй.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Небесное бесстрастие стяжала ты, мати,
суровым на земле житием.
И ныне молитвами твоими сподоби
и нас, тебя воспевающих, от страстей избавления.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Аз есмь Троица простая, неделимая;
три Лица раздельные —
и единые естеством, —
так Отец нам глаголет, и Сын,
и Божественный Дух.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Твоя утроба Бога нам родила,
приявшего образ наш, —
Его, Создателя всех, моли, Богородица,
да оправдаемся молитвами Твоими.

Господи, помилуй. (трижды)
Слава, и ныне.

Кондак
Душа, душа моя! — встань,
что спишь ты? — конец приближается,
смущение найдёт на тебя.
Но воспряни, воспряни, —
да пощадит тебя Бог Христос,
сущий повсюду
и всё Собой наполняющий.

Песнь седьмая

Ирмос: Согрешили мы пред Тобою,
беззаконие и неправду творили,
ничто из того, что Ты заповедал,
не соблюли и не исполнили мы, —
но не оставь нас до конца,
отцов наших Боже!

Дни исчезли мои,
как сон пробуждённого;
и, как Езекия, в слезах я на ложе моём
и молю о продлении жизни.
Но какой Исайя предстанет тебе, душа,
если не всех Господь?

Припадаю к Тебе,
и, как слёзы, слова мои приношу:
согрешил я хуже блудницы,
и творил беззакония,
как никто другой на земле;
но помилуй, Владыко, созданного Тобою,
и воззови меня.

Схоронил я Твой образ,
и заповедь Твою разорил,
сияние помрачил, и свечу
угасил я моими, Спасе, страстями;
но помилуй меня — и возрадуй
меня, как поёт Давид.

Обратись и покайся,
и открой твоё сокровенное,
скажи Богу Всеведущему:
Ты знаешь тайное моё, единый Спасе,
но помилуй меня, как поёт Давид,
по Твоей милости.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Возопив ко Пречистой Богоматери,
неистовство страстей ты отринула прежнее,
досаждающих неотступно,
и посрамила врага искусителя;
ныне же в скорби моей помоги
и мне, рабу твоему.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Кого возлюбила ты, Кого возжелала,
Кого ради плоть изнурила ты, преподобная, —
Христа ныне моли о рабах твоих,
да милостив будет ко всем нам
и мирное жительство дарует чтущим Его.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троица простая, нераздельная,
единосущная,
одно естество, и свет, и свeты,
три святых и одно святое —
Бог Троица воспевается;
воспой, душа, всех Бога прославь,
Жизнь всех и жизни.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Благословляем Тебя, воспеваем,
поклоняемся Тебе, Богородительница,
ибо одного из Троицы нераздельной
родила Ты нам — Бога Христа,
и земным нам — отверзла небесное.

Песнь восьмая

Ирмос: Кого славят небесные воинства,
пред Кем херувимы трепещут
и серафимы, —
пойте Его, воспевайте,
всякая тварь и дыхание,
благословляйте Его
и превозносите вовеки.

Слёзы, как мира сосуд,
Спасе, на главу Твою изливая,
взываю к Тебе как блудница,
милости ищущая,
моление моё приношу,
чтобы мне приять оставление.

Даже если, как я, никто
не согрешил Тебе, —
прими меня, благосердый Спасе,
кающегося со страхом
и взывающего с любовью:
согрешил я Тебе единому,
Милостивый, помилуй меня.

Пощади меня, Спасе, и взыщи погибшее,
как пастырь, защити заблудшую овцу,
отыми у волка и всели
на пажити Твоей среди овец Твоих.

Когда сядешь судить, о Благосердый,
и явишь Твою страшную, Спасе, славу, —
великий страх печи дымящей
объемлет всех, боящихся
нестерпимого суда Твоего.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Свет Незаходимый, о мати, тебя просветив,
разрешил от страстей помрачения.
Ты же, в духовную войдя благодать, нас просвети,
с верою, Мария, тебя восхваляющих.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Чудо новое, мати, видя в тебе,
трепетал Зосима божественный:
ибо ангела во плоти узрел,
и исполнился страха Божия,
Христа воспевая вовеки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Безначальный Отец,
Сын собезначальный,
и Дух правды, Утeшитель благой, —
Бога Слова Родитель,
Отца безначального Слово,
Дух живой и созидающий, —
Троица ЕдИница, помилуй меня!

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Как из нити пурпурной, Пречистая,
духовная во чреве Твоём
соткалась порфира — плоть
Эммануилова. Сего ради
Тебя Богородицею воистину
мы почитаем.

Песнь девятая

Ирмос: От бессеменного зачатия —
рождество несказанное,
и нетленный Плод —
от безмужной Матери, —
ибо Бог, рождаясь,
новым творит естество.
Сего ради весь род человеческий
величает Тебя православно
Матерью Богоневестною.

Умилосердись,
спаси меня, Сыне Давидов, помилуй,
словом исцелявший бесноватых,
слово мне благосердное
скажи, как тому разбойнику:
Истинно говорю тебе,
будешь со Мною в раю,
когда приду во славе Моей.

Разбойник Тебя поносил —
и разбойник Богом Тебя исповедал,
оба висевшие на крестах;
и мне — как уверовавшему разбойнику,
познавшему Бога в Тебе,
отверзи мне дверь, Благосердый,
славного Царствия Твоего.

Тварь содрогнулась,
видя Тебя распинаемого,
расселись в ужасе горы
и камни распались,
земля сотряслась,
и ад обнажился,
и свет померк среди дня,
видя Тебя, Иисусе, ко кресту пригвождённого.

Достойных с меня не спрашивай
плодов покаяния:
оскудела крепость моя во мне;
сердце даруй мне сокрушённое
и духовную нищету,
их принесу я Тебе, Спасе единый,
как жертву достойную.

Судия мой, ведающий меня, —
грядущий снова со ангелами
миру всему на суд, —
милостивым Твоим оком
тогда видя меня, пощади
и помилуй меня, Иисусе,
согрешившего больше
всякого естества человеческого.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

Чудной жизнью твоею
всех удивила ты — ангелов сонмы
и человеков соборы,
жизнь прожив не по плоти
и естество превзойдя, —
и естеством ушла ты за Иордан,
перейдя его по воде
ногами точно бесплотными.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас.

О хвалящих тебя, преподобная мати,
умилосерди Создателя,
да избавимся от гонений и скорби,
теснящих нас отовсюду, —
и да будем величать непрестанно
тебя прославившего Господа.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Прославим Отца,
Сына превознесём,
с верою почтим поклонением
Духа Божественного, —
Троицу нераздельную, ЕдИницу существом;
поклонимся Свету Единому —
и Триипостасному,
Жизни Единой —
и в трёх существующей Лицах, —
Богу животворящему и просвещающему
до концов вселенной.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Храни Твой удел, Пречистая Богородица,
ибо в Тебе он верою царствует,
в Тебе укрепляется, и Твоею победою
всякое искушение одолевает,
и вражескую отъемлет добычу,
и послушание Богу проходит.

Комментировать

«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer