Array ( [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [_ga] => GA1.2.1577064992.1714105410 [_gcl_au] => 1.1.1960230540.1714105410 [_gid] => GA1.2.1138165096.1714105410 [_ym_visorc] => b [_ym_d] => 1714105410 [_ym_isad] => 2 [_ym_uid] => 1714105410815334350 [otrid] => S:Mde4JTPBQ_Bg7n7LI7vIVRc41GJ3M_qA-VnYP98zJG_q2Tcs7wKwvHnZDpF-oPRi42oB2nvaP2Q_kzyMbdHclbmEw_nRH2IdHJdBaMiG7Gf7cHF4-fUROfkH5-j50mpG-J3SV5nZDn_VdNMMx_TnvP1Hap6W5y3Gi3oUPii-jhTcwBOnjuasyrpi-aob4TkK1vt8Yq2abw2hQP0zZ49cBIABKOcEe1KNA6A= [rmcookie] => S:zV1r7lpoTliCr6Q3CsvcumlhNCPiaGzB-i5fb2BjGLCKTMGXSq9CeP-h87g1hh6DWXXc0i0Pn6deSO3p8l4KFFlcZGRObhGfmQ31q7CsFOCoalO0nnPJ0W5YCNtRPYOSTsFz7HQDA4kSvWXomJJWk1Ol2WI0bVgy-ICsMil_FhMemj6s38YaGE0GA_oOspxE2Ga-TrX7nHmE9HbqTcuZoyQSnFcgotLSHM5lng02i0co_ADcMfUCZ-Xjg2EGlpNofqTGuoouMciHbj2Od9q-K8QFnlraHNe4JYoNmmoKGUorldnv1QQCTPfemZR-4dSBJ2eVE9uoJOPes3OJ-f-n-DyGoJ6jOLKyLJn2j-7l7eYdgARiEB5-B5D5GMTZxHcOXrfqsFlqKOYosnaMF5iCqqleRZxGm6GtUNq9nM41qRdEJeTeP92UbcC0v5sg5NdNiXF4bkreTqt-5H3AjWNGQIRSmbuIn-sHoIAedvAjJxITdEab3qMCcfkHaDMFMoEPWLTixNAePiYUS7RxbCJHCT5V2AqnutfdgWSYgsl3NNo3nlOcCGBWkO4AQdDa0p0LP_LfA_6xtoMmamHYafcgm0TbUv08NYki7xuowJ2edzl1HFQs9PREcttoMJxgw0lmFZz2cN0ireb3jiWUzHqx7JrY0Z85RYxsW1QC7OM= )

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах


В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

1.

«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2.

«Аллилуиа» (Трижды)Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

3.

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

4.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

5.

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Комментировать

15 комментариев

  • Александр, 01.02.2019

    Нет такого понятия «Трисвятое по Отче наш». Хотя и постоянно так неграмотно друг у друга переписывают и говорят. В нормальных (богослужебных) книгах, например в часослове, если внимательно прочитать, это обозначается просто как «Трисвятое». Там написано так: «Трисвятое. По Отче наш …». То есть: читать Трисвятое (и подразумевается и все далее, в том числе до Отче наш), а когда Отче наш прочитаете (то есть после Отче наш, или по славянски «по Отче наш»), чиать то-то и то-то.

    Ответить »
    • Дмитрий, 02.03.2019

      Извините, пожалуйста. Так «Отче наш…» читать надо или нет?

      Ответить »
      • Кирилл, 04.03.2019
        • Александр, 02.12.2019

          Т.е. Трисвятое читается ПОСЛЕ Отче наш? Не смотря на то, что Трисвятое стоит впереди по тексту? Простите мне моё скудоумие, пытаюсь вникнуть и не искажать в будущем правильного молитвословия

          Ответить »
          • Кирилл, 03.12.2019

            До Отче наш. См. комментарий выше.

    • Кирилл, 25.02.2019

      Александр, благодарим за уточнение. Исправили.

      Ответить »
      • Максим, 26.04.2021

        что обозначает в молитвословах знак: /

        Ответить »
        • Кирилл, 28.04.2021

          Разделитель для пения или чтения. Пауза для того, чтобы логически выделить смысл.

          Ответить »
  • Татьяна, 04.01.2021

    Спасибо большое, помогли разобраться!
    Мне так стыдно, я этого совсем не знала и читала неправильно.благодарю

    Ответить »
  • Татьяна, 07.01.2022

    Благодарю. Всё понятно

    Ответить »
  • Иван, 16.02.2022

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, что надо читать там где написано «Ирмос»?

    Ответить »
    • Кирилл, 25.02.2022

      Читают сам ирмос.

      Ответить »
      • Ксения, 21.03.2024

        Простите, пожалуйста, за вопрос, возможно, и глупый — а можно ссылку на конкретный текст ирмоса? Я только воцерковляюсь, и очень многое для меня совершенно не понятно. Думаю, многие вместе со мной были бы Вам благодарны!
        По Вашей ссылке (что выше) я совсем запуталась 🤦‍♀️

        Ответить »
  • Кирилл, 02.03.2024

    НЕ СОГЛАСЕН!
    1. Человек молящийся не должен думать как это расшифровывается или что это обычное слово или ещё что-то. Отвлекает, вводит в заблуждение, блуд.
    2. Ни о какой экономии речи не должно быть. Читайте притчи Евангелия – этот блуд прямо противоречит словам Иисуса Христа!
    3. Вычитывание молитв приводит к обратному, гордости, это тоже противоречит словам Иисуса Христа – род прелюбодейный на устах балабольство, а в сердце мрак!
    4. Официальные письма никто не сокращает так, как это сделано в молитвословах! Поклоняться Всевышнему и сокращать Господи помилуй 3 раза. Почему не 8 раз написано? Правильно писать Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! А если 40 раз так и писать столько раз в молитвослове! Зарплату никто себе не экономит не урезать, а так относиться к Богу считаю для христианства это позор.

    Ответить »
    • _Gennadiy_, 22.03.2024

      Кирилл, эта традиция сокращать перешла в современные электронные молитвы из печатных, а туда в свою очередь — из рукописных книг. Почему в старину сокращали?
      Во-первых, тогда книги были просто огромного формата (не то что сейчас карманные молитвословы) — а если представить, что там еще и сокращений нет, тогда это были бы вообще неподъемные и огромные книги, неудобные в совершении богослужений. Представьте себе богослужебный Апостол такого размера (в нем и сейчас, при сокращениях не всегда быстро не сориентируешься, а тем более если бы он был без этих сокращений и огромного веса и размера).
      А другая причина — берегли труд писцов, все-таки руки у них не железные. Да и при известных сокращениях можно было написать больше книг, а не корпеть по десять лет над одной. Вот, например, знаменитое Остромирово Евангелие на пергаменте было создано с октября 1056 по май 1057 года, всего (или за целых?) за 8 месяцев — считалось, что это очень быстро.
      А так да, меня, грешного, например, печалит, когда, допустим, открываешь тот или иной канон, а там припевы записаны только в первой песни (а то и вообще их нет). Когда я был новоначальным, я так и читал: первая песнь с припевами, а другие без них. А в молитвословах читал, как написано, — просто «Слава» (без «Отцу и Сыну и Святому Духу») и просто «И ныне» (без «и присно и во веки веков…»).
      Вообще не вижу никакого смысла сокращать в электронных молитвословах. Что так экономить? Килобайты?

      Ответить »
«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer