- Детство сиротинушки
- Из монастыря на завод
- Война не обошла стороной…
- Верный Донбассу
- Под покровительством святых
Никто не слышал от него: «Приходите завтра». Отца Димитрия называют наследником молитвенного дара святого Иоанна Кронштадтского. Святой пастырь еще во чреве матери благословил мальчика на служение.
Детство сиротинушки
Дмитрий Песков появился на свет 8 сентября 1905 года в деревне Ванское Устюжского района Вологодской области. Родители мальчика были крестьянами. Однако с отцом встречи так и не случилось: Степан Песков, сопровождая нагруженную баржу, ушел под лед, когда Дима еще не родился.
А мать звали Ксенией. Она была верующей женщиной. Однажды к ним в деревню приехал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как это всегда бывало, к нему выстроилась огромная очередь народа. Среди их числа оказалась и беременная Ксения Пескова. Конечно, увидеть её среди сотен людей было невозможно. Однако Иоанн Кронштадтский в какой-то момент приказал толпе расступиться и позвал Ксению, обратившись к ней со словами: «Подойди, раба Божья. А у тебя родится великий молитвенник». После этого старец благословил её большой просфорой.
В итоге у Ксении Песковой родилась двойня, из которой мальчик выжил, а девочка сразу умерла. Сама женщина скончалась буквально через год после родов. Дмитрия на воспитание взяла старшая сестра, которая к тому моменту уже была замужем. Ее свекровь оказалась доброй и милосердной женщиной, а вот муж – очень строгим.
О тяжелом детстве Дмитрия Пескова уже спустя многие годы рассказывала его собственная дочь Надежда Дмитриевна: «Жили тогда бедно, овсяные блины ели, да еще и без масла. Свекровь сестры печет блины на воде, а мой папа под столом сидит. Ему тогда три или четыре года было. И когда сын выйдет, она ему даст блин и причитает: „Бедна ты, сиротинушка”. Плачет».
Когда Дмитрию было шесть лет, старшая сестра сильно заболела. Её муж решил отправить мальчика в Николо-Моденский монастырь. Юный послушник стал келейником монаха, который в миру был отставным генералом, а после смерти любимой жены ушел в монастырь. У них сложились довольно хорошие отношения. Дмитрий свободно мог пользоваться огромной библиотекой генерала. Стоит подчеркнуть, любознательный мальчик прочитал абсолютно все книги, что обеспечило его существенным багажом знаний и красноречивостью. Кроме того, развитием Дмитрия занималась племянница его духовного наставника, Александра Кедрова, которая дала ему образование на уровне лицея. Отец Димитрий потом помогал этой женщине вплоть до самой кончины, регулярно делал денежные переводы и отправлял щедрые посылки.
«Папа, когда в монастыре жил, из храма придет, возьмет у своего наставника книги и читает. А что не дочитает, то берет на клирос читать. Один раз его монах даже за ухо взял: „Окаянный!”. Ругал его: тут служба идет, а он роман читает.
И когда папа ослеп, то говорил, что лучше бы у него руки не было, ноги не было, чем глаз. Когда я в школе училась, то часто, бывало, сижу, книгу читаю. Он подходит, спрашивает: „А что ты читаешь? Ну, ты пока уроки сделай”. Через минуту смотрю, а он уже сам мою книгу читает. Всегда говорил: „Учитесь, учитесь, читайте, читайте”», – вспоминала дочь Дмитрия Пескова.
Из монастыря на завод
Когда же Дмитрию Пескову было 19 лет, Николо-Моденский монастырь закрыли. Одних монахов куда-то увезли, других расстреляли. Что же касается нашего батюшки, то ему каким-то удивительным образом удалось получить документы и с несколькими другими монахами сбежать из монастыря.
«Когда монастырь разоряли, убегать пришлось ночью, без паспорта. Через лес шел. К физическому труду непривычен был. На речке работа имелась – бревна багром из воды вытаскивать. А у меня не было такой сноровки. Господь послал парня, который мне помогал: и за себя, и за меня доставал бревна», – позже сам рассказывал отец Димитрий.
В 1930 году Дмитрий Песков начал трудиться в Ленинграде на бумажной фабрике в качестве чернорабочего. А спустя 5 лет он решился на переезд в Донбасс, в город Лисичанск Ворошиловградской области, которая ныне является Луганской. Там ему удалось устроиться на стекольный завод.
Война не обошла стороной…
В 1936 году Дмитрий Песков женился на девушке по имени Вера Марченко. Пару обвенчал священник Иоанн Рудюк, с которым Дмитрий познакомился на стекольном заводе. Тогда храмы были закрыты, потому отец Иоанн тоже там работал. У мужчин сложились добрые отношения, ведь их объединяла единая вера.
Что же касается супружеской жизни, то её отец Дмитрий считал даром Божьим. Они с Верой были близкими по духу, но разными по характеру. Бойкая и энергичная жена дополняла тихую и созерцательную натуру мужа.
В 1942 году отцу Иоанну удалось вернуться к служению. В качестве псаломщика он выбрал Дмитрия Пескова. Тот с удовольствием согласился, ведь знал всю службу на память.
А дальше была война. Псаломщика Дмитрия призвали в ряды Красной армии весной 1943 года. На службе он находился больше года, пока не получил ранение и не был уволен. «Сидим в окопе, идет сильнейшая стрельба. Нам говорят: „Идите”. Я оградил себя, не спеша, крестным знамением, взывая к Богу со словами: „Огради меня, Господи, силою Честнаго и Животворящего Креста и сохрани меня от всякаго зла”. Встал и пошел. Люди, как снопы, падают справа и слева, а я иду. Остался жив. Вот видите, какая сила в крестном знамении», – позже говорил батюшка.
После фронта псаломщик Дмитрий отправился в Ворошиловград (ныне – Луганск). Здесь 11 ноября 1944 года епископ Ворошиловградский и Донецкий Никон рукоположил его в диаконы, а 15 ноября – в священники. Отцу Димитрию поручили службу в небольшом местном храме.
Времена те были тяжелые. Сотрудники НКВД регулярно вызывали на допросы священников и склоняли к доносам. Отец Димитрий тоже однажды попал в поле зрения органов. Практически каждый день с ним вели долгие беседы и уговаривали сотрудничать. Однако батюшка оставался неприступным. К счастью, на пути повстречался благородный полковник госбезопасности, который сказал ему: «Я давно за Вами наблюдаю и вижу, что Вы очень порядочный человек. Уезжайте, как можно быстрее». Потом еще неожиданно добавил: «А у меня есть к вам просьба: повенчайте меня с женой».
В итоге венчание прошло в четыре часа утра. На торжестве присутствовали только полковник, жена и теща. Свет не включали. Обошлись свечами. После венчания полковник снова сказал отцу Димитрию: «Немедленно уезжайте!».
Верный Донбассу
Переезд из Луганска в итоге состоялся. И не один. С 1948 по 1958 годы отец Димитрий Песков служил в храме святителя Николая в Донецке, затем – в храме святителя Николая в донецком поселке Трудовские. А с 1960-го года стал настоятелем Николаевской церкви в Авдеевке. То есть Донбасс, уже на тот момент такой родной сердцу, он не покинул, а просто сменил несколько городов.
О привычном распорядке дня священника Димитрия рассказывала его дочь Надежда: «Вычитывал правило – молитвы утренние, акафист святителю Николаю, который знал на память. Если служил, то шел в храм. А после службы – то погребение, то крещение, то молебен, то заказной акафист. Бывало, только в четыре вечера первый раз за стол садился чайку попить. Никогда не говорил: „Пусть подождут”. А говорил: „Покойник ждать не будет”. Или если, например, крещение, то: „Люди ждать не будут”. Был безотказный во всём и очень добрый. Но если начинали ересь какую-то говорить, то он становился строгим.
Дома практически не бывал, ему не давали покоя. У него с утра и до вечера люди находились. Редкий день, когда у нас никого не было. К нему приезжали со всего Союза. Он всех принимал, с каждым был ласков, внимателен, никогда не отпускал человека без угощения. От него уходить не хотели. Он, конечно, очень уставал от людей, но виду не подавал и никогда не жаловался».
Под покровительством святых
Важную роль в жизни отца Димитрия играл святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский. Как уже было сказано выше, батюшка служил в нескольких храмах в честь великого угодника Божьего. Однако это не всё. Святой Николай покровительствовал отцу Димитрию в течение жизни.
Однажды был такой случай. Батюшка возвращался домой очень уставший. Переходил по рельсам. Был полностью погружен в свои мысли, потому не слышал сигналов приближающегося поезда. Внезапно рядом с ним появился старец, в котором отец Димитрий сразу же узнал святителя Николая. Он настолько сильно дернул батюшку за рукав рясы, что тот мгновенно улетел под откос, благодаря чему и спасся.
От святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Димитрий Песков получил не только благословение на служение, но еще унаследовал его дары: любовь к богослужению, пастырскую ревность, дар пророчества. Современники отмечали его особенную способность проповедовать всем сердцем и душой. Часто от речи батюшки плакал весь храм. Он проповедовал Евангелие, передавал основы вероучения, а еще обличал колдунов и секты. Однажды отец Дмитрий сказал: «Если бы я не был священником, то был бы врачом…».
О характере отца Надежда Дмитриевна рассказывала: «Во-первых, он был очень добрый. Никогда не повышал голос. Единственное, в храме мог строго сказать, если прихожане начинали шуметь: „Мои дорогие, идет служба. Кому-то некогда, хочется поговорить – выйдите во двор”. Потому в храме всегда стояла тишина, хождения никакого не было. А так он со всеми был ласков. И к нему тянулись. Во-вторых, отец Димитрий не любил показухи. Так как сам он был очень бедный, сирота, то много помогал многодетным матерям. Но помогал тайно, так, чтобы никто этого не знал».
А еще батюшка отличался хорошим чувством юмора. Расскажем один случай. Отец Димитрий прекрасно плавал. Однажды он отправился на речку с близким человеком. Вокруг была масса комаров. Они просто мешали выходить из воды, но батюшку каким-то удивительным образом облетали стороной. «Комары просто своих не трогают», – давал он объяснение.
* * *
День смерти Господь открыл отцу Димитрию заранее. Так, незадолго до того в гости пришли три женщины, которым он сказал: «Летите, мои голубки, мы с вами уже прощаемся, больше мы с вами не увидимся». Потом дал им конфет и проводил. А близким сказал, чтобы те убрали двор, поскольку ровно через три дня там будет много народа. Так и произошло, когда через три дня батюшку хоронили. Говоря точнее, это было 3 февраля 1990 года. Отец Димитрий Песков вернулся на свою небесную родину…
Комментировать