Часть 1
Мое автостопное путешествие по Иордании началось в декабре 2018 года. Когда я туда отправилась, то поначалу и не догадывалась, что эта исламская страна имеет глубокие христианские корни и бережно их хранит.
Библейская Иордания
Древнее государство на Ближнем Востоке за последние тысячи лет сохранилось почти нетронутым. Научно-технический прогресс, крупные войны, экологические бедствия обошли стороной этот заповедный край. Здесь те же пустынные горы, малолюдство и даже те же поселения, что и много веков назад.
Во времена Ветхого Завета территорию современной Иордании населяли потомки дочерей Лота: аммонитяне, моавитяне и эдомитяне (идумеяне). Царство Аммон простиралось от Тивериадского до Мёртвого моря, Моав — вдоль него, а Идумея — на юге современной Иордании, между Мёртвым и Красным морями.
Когда сюда из Египта пришли израильтяне, часть земель Аммона и Моава отошла к ним. Тогда эти земли назывались то Заиорданьем, то Галаадом.
Если внимательно смотреть на карту и в книги Ветхого Завета, то окажется, что о древних иорданских городах рассказывали пророки – о них упоминают Авраам, Исайя, Иеремия, Иезекииль. По этой жаркой, опаленной солнцем земле ходили Иов, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Илия, Елисей.
В новозаветное время земли современной Иордании были частью области под названием Перея, или Декаполис (Десятиградие). Здесь же, на берегу Иордана, встретились Ветхий и Новый Завет – в этом месте проповедовал Иоанн Предтеча и принял крещение Христос. Здесь Он ходил, уча и исцеляя, здесь на заре нашей эры появились первые христианские общины.
В IV веке при распаде Римской империи иорданские земли вошли в состав Византии, что ещё сильнее упрочило православие – на местах библейских событий были построены храмы и монастыри. Хотя они дошли до нас большей частью в виде руин и фундаментов, современные иорданцы ими гордятся и тщательно берегут.
Россыпь священных мест
Места, связанные с событиями Ветхого или Нового завета, в Иордании повсюду. На самом севере страны лежит деревня Умм-Кайсе. Она считается новозаветной Гадарой, родиной гадаринского бесноватого, «жившего не в доме, а в гробах» (Лк.8:26-27), которого исцелил Иисус.
Тут же, всего в 30 километрах южнее, в местности Вади-Аль-Малави находится Пенуэл. Там Иаков останавливался, идя на встречу с Исавом. Он тогда опасался мести брата за украденное первородство. И в том месте, которое сохранило предание, обратился к Богу с молитвой, прося избавления от гибели. Здесь же, в Пенуэле, Иаков боролся с Богом, принявшим облик человека, после чего и получил имя Израиль («Богоборец»). А место получило своё название – Пенуэл («лицо Бога»).
Если проехать ещё 24 километра южнее, то можно побывать на родине пророка. В местечке Хирбат-Мар-Елиас находится село, где родился Илия – самый почитаемый ветхозаветный святой. А на 10 километров южнее, на Галаадских холмах лежит город Анджара, через который, по преданию, проходил Иисус с Матерью и учениками. И пещера, где они останавливались отдохнуть.
Так, обращаясь то к Ветхому, то к Новому завету, ища связь между символами этих событий, можно за один день проехать удивительную россыпь священных мест. Уже ради одного из них стоит посетить эту страну, а они тут повсюду.
И даже если место напрямую не связано с библейскими событиями, оно хранит их дух того времени, той эпохи. Например, буквально в 20 километрах от Анджара лежит Джераш (на эллинский лад Гераса) – лучший из сохранившихся на Ближнем Востоке греко-римских городов и отличный образец языческого города времён Христа. Гераса не упоминается в Библии, но известно, что он входил в Десятиградие, по землям которого несколько раз проходил Иисус. Возможно, жители Герасы следовали за Ним так же, как «…множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф.4:25).
Родина гадаринского бесноватого, место, где Иаков боролся с Богом, родина пророка Илии, пещера, где останавливался Иисус с Матерью, город из Десятиградия… А ещё в 40 километрах южнее селение Ас-Салта с гробницей многострадального Иова, могилой Иисуса Навина, тестя Моисея – Иофора, сыновей Иакова – Гада и Асира…
Мне, к сожалению, все эти достопримечательности увидеть не удалось: в Иорданию я перешла из Израиля гораздо южнее тех мест. И, чтобы не метаться, двигалась строго на юг страны, решив всё остальное посмотреть в следующий раз.
Приграничный конфликт
В Иордании я оказалась уже ночью. На темном небе – яркие звёзды, полумесяцем висит луна, тишина и красота! Уже собиралась выйти на трассу и автостопом добраться до иорданской столицы – Аммана, как начались приключения.
Таможенники продали мне визу, но не выпустили за шлагбаум! Почему, удалось понять не сразу. Русский они знают, как я арабский, а мой английский близок к нулю. С помощью интернациональных «авто», «мадам» и «мани» я поняла, что мне навязывают такси за 60 динар. Если перевести на русские деньги, то это стоит так дорого, что мое «нет» было тверже всякой валюты.
Долго таксисты и полицейские доказывали мне опасность автостопа, а я им своё право передвигаться по их благословенной стране. Наконец Господь смиловался и послал… иорданца на белом джипе. Немолодой солидный араб заехал на границу забрать свою дочь с внуками, возвращавшимися из Канады, и согласился подбросить меня в Амман.
На этом чудеса не закончились. Добрые самаритяне, а вернее иорданцы, не просто довезли до места. Перед городом водитель сделал крюк и поднялся на гору, чтобы показать мне, чужеземке, красоту их ночной столицы, светившейся огнями. А под конец отвёз меня прямо к хостелу, хотя дети давно хотели спать, а дом был неблизко. На прощание я неожиданно услышала: «Merry Christmas». До католического Рождества оставалось 10 дней. Эти люди были мусульманами и не разбирались в разнице церковных календарей. Зато разбирались в гостеприимстве – в чужедальней Иордании я почувствовала себя дорогим гостем!
Продолжение следует..
Фото: Ольга Тулякова
Комментировать