Мы начинаем пятую седмицу Великого поста, преполовив его экватор. Уже много дней пройдено, многое пережито. Но вдруг с удивлением открываем, что в понедельник пятой седмицы песнотворцы предлагают чуть ли не начать путь заново.
В стихире на «Господи воззвах» господин Иосиф призывает нас:
Время пощения ныне преполовивше, начало божественнаго жития яве покажем, и в конец добродетельнаго жительства достигнути тепле потщимся: яко да приимем сладость нестареемую.
Пройдя ныне половину времени поста, покажем на деле начало божественного образа жизни, и в итоге постараемся с усердием достичь добродетельной жизни, чтобы получить нескончаемое блаженство.
То есть прошла уже бо́льшая часть поста, а нам предлагают показать начало праведной жизни. Почему? В этом видится удивительно глубокая мудрость. Людям свойственно (и об этом прекрасно знают духовные отцы) особую ревность показать в начале подвига. Но затем радость новизны постепенно тускнеет, силы ослабевают. А уж если случится, к примеру, нарушение поста, то оставляет и решимость в его продолжении.
Не так наставляют нас песнотворцы. Начинайте каждый этап, каждый день постного подвига заново. Эта дорога не завершается в нашем мире, она ведет к вечности. Это стремление к изменению и совершенству не знает предела. И каждый день дарит нам свой шанс для исправления души. Эта же мысль звучит и в седальне господина Иосифа:
Красне́йшее вре́мя наста́, достохва́льный де́нь возсия́ воздержа́ния бра́тие…
Прекраснейшее время настало, достойный прославления день воздержания восиял, братья…
Когда самое лучшее время для воздержания? Сегодня. Когда стоит достигать спасения? Прямо сейчас. Прошлое закрыто, будущее нам не гарантировано, и потому сегодня постараемся приложить усилия, наградой за которые станет сладость нестареемая.
Пятая седмица раскрывает нам новую Евангельскую притчу – о милосердном самарянине. На вопрос: «Кто мой ближний?» Спаситель дает ответ этой притчей. И в другое время мы слышим этот поучительный рассказ в один из воскресных дней. Там он – призыв к милосердию, которое нужно проявить по отношению к каждому, кто встречается нам на пути.
Великим постом в этой притче песнотворцы видят прежде всего драму человеческой души. Начинается она с падения первых людей:
В разбойническия помыслы впад Адам, прельстися умом, и уязвився душею, лежаше наг заступления: ни священник же прежде закона внят ему, ниже левит по законе воззрев нань: токмо Ты пришедый Боже, не от Самарии, но от Богородицы: Господи слава Тебе (стихира на стиховне).
Адам, подвергшись разбойничьим помыслам, прельстился умом и, будучи изранен в душе, лежал лишенный помощи: не обратил на него внимания священник, бывший прежде закона, не взглянул на него и левит, бывший после закона. Только Ты, Боже, пришедший не из Самарии, но из Богородицы. Господи, слава Тебе.
Этот краткий текст измерения поистине космического, ведь в нём и падение Адама, и подвиг Спасителя. Закон, ветхозаветная праведность не были способны спасти род человеческий, только Крестная Жертва Христа.
В стихире на утрене фокус меняется – от вселенского к личностному:
Впа́дшему в разбо́йники уподо́бихся а́з, Влады́ко все́х прегреше́ньми мои́ми упа́д, и от ни́х неми́лостивно уязви́хся: но не оста́ви мене́ неисце́льна, не от Самари́и, но от пречи́стыя Де́вы прише́дый, Иису́се спаси́тельное и́мя, поми́луй мя́.
Владыка всего, попавшему к разбойникам подобен я, впавший в грехи и без милости израненный ими. Но не оставь меня неисцеленным, не из Самарии, но от Пречистой Девы пришедший, Иисус, имя спасительное, помилуй меня.
Христос приходит в мир ради всего человечества, но и ради каждого из нас. Читая эти удивительные тексты, ощущаешь свою личную связь с историей спасения. Именно в этом контексте начинаешь видеть пост как соработничество Богу, как непростую, но необходимую дорогу к исцелению, о котором заботится Сам Господь.
И, конечно, можно бесконечно любоваться поэтичностью Триоди Постной, её точными и прекрасными образами:
Ти́хое пла́вание поще́ния, духо́вным дыха́нием преплы́вше, ко приста́нищу страсте́й Христо́вых, дости́гнути помо́лимся (тропарь 9 песни трипеснца).
Благожелательное плавание пощения, духовным дуновением переплывая, помолимся, чтобы достичь нам пристанища страстей Христовых
Эти тексты не только отражение состояния верующего сердца, они настраивают душу, открывая ей особое дыхание поста.
Комментировать