Христосование: традиция и её искажение

Христосование: традиция и её искажение

Александр Стасов, магистр богословия
(37 голосов3.6 из 5)

Троекратное целование на Пасху имеет глубокое значение, поскольку символизирует триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа[1]. Это приветствие было особенным знаком на величайший христианский праздник – Пасху, чтобы подчеркнуть особую радость этого дня и выделить его среди остальных. В обычные же дни троекратное целование не практиковалось.

В романе Алексея Толстого «Пётр Первый» описывается сцена приёма гостей в новом доме купца Ивана Бровкина, куда съезжаются именитые гости. Среди них появляется царский переводчик Шафиров, еврей по происхождению, который был плохо знаком с православной традицией.

«Почтеннейший Иоанн Артемьевич!» – проговорил он с напевом по всем буквам и пошёл обнимать хозяина, облобызал троекратно, будто на Пасху, чудак.

В XVIII веке троекратное лобызание в качестве приветствия воспринималось как нечто необычное. Однако со временем оно стало традицией, знаком особой радости. Тот, кто получал такое приветствие, мог быть уверен, что его появление в доме принесло хозяевам радость, схожую с пасхальной. Также троекратным поцелуем стали провожать близких и дорогих людей на войну, в опасные путешествия и т. д. В этом поцелуе виделось благословение во имя Отца, Сына и Святого Духа и просьба к Святой Троице хранить и оберегать дорогого сердцу человека.

Борис Кустодиев. Пасхальный обряд. Христосование. 1916.

В настоящее время можно наблюдать, как некоторые православные приветствуют друг друга в храме троекратным целованием, подобно тому, как это делается на Пасху, даже в обычные будние дни. А во время литургии они троекратно лобызаются после возгласа «Христос посреди нас!» Следует отметить, что это новшество обесценивает троекратное пасхальное целование. Ведь не только деньги подвержены инфляции, но и слова, и действия.

В Руководстве по служению литургии даётся указание священству, как поступать во время возгласа Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы: «В алтаре, при соборном богослужении священники подходят к настоятелю, целуясь взаимно в рамена (плечи) и руку; на его приветствие „Христос посреди нас“ отвечают: „И есть, и будет“. Так же священники приветствуют и друг друга, но если их много, то не целуются в плечи, а только в одно правое плечо и правую руку, при этом старшие говорят: „Христос посреди нас“, а младшие отвечают: „И есть, и будет“». Поэтому для мирян, по аналогии со священнослужителями в алтаре, будет уместно двукратное или однократное целование, но никак не трёхкратное.

Иногда можно услышать такие рассуждения: «Преподобный Серафим Саровский всех приветствовал словами: „Христос воскресе, радость моя!“ даже вне рамок пасхального периода. Почему бы и нам не приветствовать друг друга так же? И целовать друг друга трижды, как это принято на Пасху?» Строгого запрета на это нет. Однако стоит помнить следующее.

Прп. Серафим был святым высочайшей степени духовной жизни. Его приветствие являлось выражением благодати, которая на нём пребывала. Он мог так говорить потому, что жил в постоянной живой памяти о Воскресении Христовом. Поэтому произносимое им пасхальное приветствие было точным отражением его внутреннего мира.

Если вы живёте в духе преподобного Серафима, смело приветствуйте всех людей как своих близких. Тем же, кто не достиг таких высот духовной жизни, стоит поберечь святые слова и троекратное целование для более подходящего времени. Особенно неуместно выражать бурные приветствия во время постов, когда весь образ жизни христианина должен быть сдержанным. Поклон и однократный поцелуй – этого будет вполне достаточно.

Поэтому лучше всего сохранить трёхкратное целование для празднования Пасхи и пасхального периода. Это станет символом особой, ни с чем не сравнимой радости, которая царит в эти дни.


Примечание:

[1] Здесь следует заметить следующее. Связь троекратного целования с символикой Святой Троицы – это всего лишь предположение, т.к. доподлинно это неизвестно. Тропарь «Христос воскресе» также поётся на Пасху три раза – это традиция, зафиксированная с IX века. Но почему именно три раза? Неизвестно.
Возможно, традиция троекратного целования на Пасху, как и повторение тропаря «Христос воскрес» трижды, связана с древним обычаем свидетельствовать особо важные договоры, сделки, обещания и другие значимые события именно таким образом — троекратным повторением. Это отразилось, в частности, в чинопоследовании пострижения в монашество, когда игумен вопрошает ставленника три раза, следуя древней традиции троекратного испытания твёрдости намерения.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

2 комментария

  • Александр, 07.04.2025
    «Петр, любишь ли ты Меня» три раза в пример. Нет?
    Ответить »
    • Александр Бордоусов, M.Th., 07.04.2025
      Ситуация с Петром несколько сложнее. Потому что Иисус не просто спрашивает Петра любит ли он Его, но спрашивает в какой степени он Его любит. В русском переводе этого не видно, т.к. все греческие глаголы, обозначающие разные виды любви, переведены одним русским словом.
      И трёхкратное отречение Петра — тут тоже не всё так просто. Мы почти привыкли понимать отречение = предательство. Хотя Пётр Иисуса не предавал. Наоборот, он был единственный кто встал на Его защиту с оружием в руках. Не испугавшись большого вооружённого отряда, который мог разорвать его в клочки на месте. А затем последовал за Иисусом, скорее всего думая как Его выручить.
      При этом, отрицать, что трёхкратное повторение лежит в той же традиции нельзя. Ведь недаром же не просто отречёшься, а «трижды отречёшься».
      Ответить »