Рецензия на документальный фильм «Верные» режиссёра Наталии Гугуевой
История последних дней семьи святых царственных страстотерпцев и их верных слуг остается одной из самых трагических страниц в истории России. В 1917 году после отрешения от престола царя Николая II за ним в изгнание добровольно последовали 43 человека. Среди них не было ни одного родственника, ни одного близкого друга государя.
Эти люди, несмотря на опасность, решили разделить участь царской семьи. Ими руководили верность и сознание своего долга, и их решение остаться рядом с царской семьей стало символом преданности и любви.
Об этом документальный фильм «Верные» режиссера Наталии Гугуевой, вышедший в 2024 году и рассказывающий о последнем периоде жизни царской семьи и их верных слуг. И не только об этом.

В последнее время мы сталкиваемся с размыванием таких важных понятий, как честность, жертвенность, милосердие, смелость. В суете повседневной жизни мы нередко забываем о том, что действительно важно, и начинаем путать осторожность с трусостью, а желание не огорчить человека — с предательством значимых ценностей. Именно это, как мне кажется, хотела донести до зрителя Наталия Гугуева.
В документальном фильме «Верные» показан духовный подвиг русского человека, независимо от того, к какому классу он принадлежит. Лента посвящена почитанию и сохранению памяти новомучеников и исповедников Русской Церкви. Верные слуги, 43 человека, отправились в ссылку с царской семьей сначала в Тобольск, потом в Екатеринбург. И это был их добровольный выбор: сохранить верность Богу и царю до конца, вплоть до мученической смерти.
Матрос Климентий Нагорный состоял при наследнике цесаревиче. Он охранял его, носил на руках во время приступов болезни. Сохранилась расписка, взятая с него представителями советской власти, в которой он говорит о желании продолжить служение семье государя. Поехала в ссылку и верная горничная императрицы, дворянка Анна Демидова. С императором добровольно отправились князь Долгоруков, граф Татищев, графиня Гендрикова, доктор Боткин — помогать и лечить, носить воду и рубить дрова в тридцатиградусный мороз, из последних сил заботиться о царской семье.
Несчастный ослепленный народ считал узников тиранами. Из-за этого массово внушенного убеждения многие люди радовались мучениям и убийству императорской семьи. Какой контраст со стойким благородством святых страстотерпцев!
Режиссер нашла родственников верных слуг, на рассказах которых строится её документальный фильм, наряду с архивными материалами, свидетельствами священнослужителей, историков и потомков палачей.
Наталия Гугуева обнаружила очень интересный факт. Крёстной дочерью матроса Ивана Седнёва, одного из слуг царской семьи, мамы героини документального фильма, была сама царица Александра Федоровна. Поразительно, что дети слуги стали крестниками царских особ! Крупным планом показан золотой крестик — подарок от императрицы, который через сто с лишним лет выглядит как новый. Так семья Седнёвых породнилась с царской семьей. Это духовное родство гораздо важнее, чем кровное, физиологическое. Все они, благородные и верные подданные, оказались истинными родственниками семьи императора.
Иван Седнёв готовил макароны для царицы. Она по слабости здоровья почти ничего другого не могла есть. Внук Ивана Седнёва, один из героев фильма, наш современник, показывает зрителю, как дед готовил для Романовых вермишель на спиртовке. Хлеб с маслом и макароны стали любимым блюдом, как написано в дневнике императрицы. Ели за одним столом все вместе, спали в одних комнатах. Жили одной большой семьей. Благодаря настойчивости доктора Боткина им разрешалось гулять, открывать форточки, ходить в храм.
Племянник Ивана Седнёва — Леонид Седнёв, Ленька-поваренок, как его называли, не был убит тогда в Екатеринбурге. Данные о его дальнейшей судьбе противоречивы — скорее всего, был расстрелян в 1942 году по приговору трибунала.
В фильме есть воспоминания и других свидетелей — потомков охранников Ипатьевского дома. Режиссер разыскала Игоря Свалова, родственника того охранника-палача в Ипатьевском доме, что забрал часы доктора Боткина. Неправедно добытые, они хранились в этой семье более века. Часы тяготили семью Сваловых. И вот через 100 лет потомок палача передает их Александо-Невскому Ново-Тихвинскому женскому монастырю в Екатеринбурге. В фильме показано, как потомок Свалова с почтением и сожалением прикасается к кресту одной из могил на Ганиной яме близ Екатеринбурга. Часы передали в монастырь, потому что доктора Боткина прославили в лике святых, в том числе и благодаря усилиям и молитвам матушек. Непрерывно тикающие часы как символ вечной памяти и неразрывной связи поколений.
Нынешняя монахиня Ново-Тихвинского монастыря, еще одна героиня документального фильма, рассказывает, как в 1918 году сестры обители носили царской семье еду. Их тоже потом расстреляли. Монахинь и послушниц, претерпевших мученический подвиг, режиссер называет духовными потомками погибших в Ипатьевском доме.
Фильм заставляет задуматься о духовно-нравственном воспитании наших детей и внуков. Они обязаны знать эту правду. Должны иметь понятие о почти уже утерянных человеческих качествах: чести, верности, достоинстве. И о том, что духовный аристократизм во много раз выше кровного.
Фильм Наталии Гугуевой богат выразительными художественными средствами. Звук — один из сильнейших режиссерских приемов. Много в картине звуков прошлого, которые пришлось изобретать, и живых звуков. Все они тщательно подобраны под образное восприятие хроники. Прекрасная работа шумооформителя. Эффект звучания из далекого прошлого специально прорабатывал звукорежиссер. Работа со звуком шла три месяца.
Березы в виде крестов, замеченные режиссером. Несущийся поезд олицетворяет смерть. Сцена, где прикладами забивают гусей, передает ту жесткость, с которой добивали мучеников. Окровавленная рыба, подвешенная на крючке, — образ жертвы Христовой.
Фото священномучеников — подсвеченные, сияющие — настоящие лики святых. Художник-аниматор перевел их в 3D очень аккуратно. Зритель видит фотографии поверх хроники в движении.
Режиссер начала работать над фильмом 5 лет назад. Наталия трудилась в архивах сама, принципиально не привлекая помощников. Для нее это было важно. Многие уникальнейшие кинокадры и фотографии зритель увидит впервые: тир с мишенью в виде царской головы в советское время, Ипатьевский дом, снятый более ста лет назад, и другие. По словам режиссера, распространена только одна фотография доктора Боткина, а в ходе работы над фильмом было найдено 20 неизвестных кадров. Архивная кинохроника не была описана, прокомментирована, поэтому работать с ней пришлось долго.
Картина вышла в широкий прокат 31 октября 2024 года. За четыре месяца её увидели уже почти 23 000 зрителей на экранах более 850 кинозалов страны. Отдельно по индивидуальным запросам зрителей организовали десятки дополнительных показов.
Фильм «Верные» стал призером и победителем нескольких фестивалей: «Святой Владимир», «Радонеж», «Родина в сердце», «Россия», «Лучезарный Ангел», «Невский благовест», а также Российской национальной премии в области неигрового кино «Золотая свеча».
Кинолента «Верные» — дань уважения тем, кто остался верен своему долгу до конца. Она напоминает нам о преданности и любви, особенно ценных и важных в трудные времена.
О режиссере
Наталия Гугуева — главный режиссер Дирекции документального кино АО «Первый канал», член Союза кинематографистов РФ. Неоднократный лауреат национальных премий «ЛАВР», «ТЭФИ», многократный номинант Национальных кинопремий «Ника», «Золотой Орел», «Белый слон». Обладатель Гран-при и призер международных и всероссийских фестивалей. Член ГАКа ВГИКа (режиссерский факультет) с 2006 года и по настоящее время.
Кинопрокат документального фильма «Верные» продолжается. Расписание можно найти в киноафишах или в социальных сетях режиссера Наталии Гугуевой.
Комментировать