Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 22 декабря.

Сегодня снова вспоминаем епископа, дата кончины которого неизвестна. И, как и вчера, человека безупречной жизни. Но если епископ Антоний скончался почти на свободе, среди близких людей, то епископ Арсений сгинул в лагерях.

Епископа Оренбургский Арсений (Соколовский)
Соколовский Арсений Болеславович родился в 1879 году в г. Тифлисе. Потомок двух горячих народов: отец, инженер-железнодорожник, был поляком католического исповедания, мать - грузинка, урожденная княжна Эристова.

О его жизни до епископской хиротонии известно немного. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, обучался в университете в Лозанне.
По сведениям БД ПСТБИ окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, после чего преподавал в духовных учебных заведениях. Однако по данным Википедии "в анкете арестованного и анкете протокола допроса указал: «С 1920 г. служитель религиозного культа»".

30 апреля 1921 года был рукоположен в сан диакона целибатом, а 2 мая во священника. Настоятель Технического храма г. Баку. Через несколько дней пострижен в монашество и назначен секретарем Бакинского епископа по делам Кавказского Экзархата.

7 сентября 1924 года хиротонисан во епископа Прикаспийского и Бакинского. Хиротонию возглавил Патриарх Тихон.

В 1925г., когда обновленцы вели подготовку к"Третьему Поместному собору" (второму обновленческому), прилагая огромные усилия к тому, чтобы вовлечь и православных и тем самым увеличить свои возможности, епископ Арсений, как и другие православные иерархи, решительно отклонил все их попытки к примирению. Посланное ему обновленцами письмо о примирении и участии в Соборе епископ Арсений не принял совсем, хотя обновленцы усиленно старались вручить это письмо то через почту, то через рассыльного. После этого ЗОМЦУ (Закавказское областное церковное управление) во главе с обновленческим "митрополитом" решило продвигать свои планы помимо епископа Арсения. С этой же целью обновленцы решили устроить широкое публичное собрание духовенства и мирян обоих течений, собрать даже особый съезд для представителей "староцерковного направления" для выбора делегатов на обновленческий собор. Вся эта деятельность развернулась вокруг епископа Арсения, чтобы "победить упорство руководителей тихоновщины", но все их усилия остались тщетными.

В 1928 году был арестован в Баку и осуждён на 5 лет лишения свободы. В 1931 году был реабилитирован, 30 декабря 1931 года назначен епископом Оренбургским.

Это был епископ-нищелюбец и в полном смысле нестяжательный. Жил он очень просто и бедно, почти в землянке. Он был больной, у него постоянно болели ноги (расширение вен), и, несмотря на это, он всегда ходил в церковь пешком и один. Кроме как в храме, Владыка нигде не бывал. Приношений от людей он никогда не принимал. Для уплаты налога он даже отдал панагию. Питался очень скудно, но был приветлив к посетителям и никогда не отпускал никого без чая.

Служил он всегда торжественно и при малом штате духовенства. Возглас перед чтением Апостола говорил по-гречески. Часто говорил поучения. Его проповеди были кратки, но содержательны и красивы. Он говорил проповеди светским, литературным языком. В разговоре допускал шутки и остроты. Говорить с ним было легко.

При своей простоте он был настоящим аристократом. Это проявлялось во всем: в движениях, в речи, в обращении с людьми, изысканной деликатности. В разговоре допускал шутки и остроты. Говорить с ним было легко. Он был всесторонне образован и имел великий ум, что признавали в нем даже люди, не принадлежащие к Церкви.

Арестован 8 октября 1936 года в составе группы из 26 человек, в их числе были 2 священнослужителя, 3 монахини, остальные - миряне. Впоследствии в связи с расследованием "деятельности к/р организации, действовавшей под его руководством под флагом религии", к ответственности были привлечены еще 15 верующих.

Арестованные обвинялись в "создании в Оренбургской обл. контрреволюционной организации под руководством епископа Арсения (Соколовского), имеющей контрреволюционные группы в ряде районов области".

Дело возникло в связи с попытками верующих — крестьян села Рыбкино Покровского района и станиц Нижне-Озерная, Городище, Никольская и Краснохолмская Краснохолмского района — получить у власти разрешение на открытие закрытых ранее церквей. Надежды на возможность положительного решения возникли в связи с подготовкой новой Конституции СССР 1936 года и открытым обсуждением проекта новой Конституции в печати.

Решением Особого Совещания при НКВД СССР от 13 июня 1937г. епископ Арсений был приговорен к тюремному заключению сроком на 5 лет, считая срок с 9 октября 1936г. Епископ Арсений виновным себя не признал. Из других 26 обвиняемых: 12 человек были приговорены к 5 годам ИТЛ, 2 человека — к 3 годам ИТЛ и были направлены в бухту Нагаево в Севвостоклаг НКВД. Один человек был приговорен к 5 годам тюремного заключения и направлен в г.Мариинск Томской обл. в тюрьму ГУ ГБ НКВД, 4 обвиняемых были приговорены к 5 годам ссылки в Казахстан, 7 человек — к двум годам гласного надзора по месту жительства.

К апрелю 1937г. все обвиняемые по делу содержались в тюрьме г.Бузулука. После приговора для отбытия срока епископ Арсений был этапирован во Владимирскую тюрьму ГУ ГБ НКВД "согласно приказу N 00404–35г.". Дальнейшая его судьба неизвестна. Предположительно скончался в заключении.

Комментарии

Сверху