Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Если спросить православных людей в России, зачем нужно венчание, в большинстве случаев мы услышим, что-то про испрашивание благословения Божия на уже существующий брак. Венчание в наши дни стало необязательным приложением к браку, которое, по сути, воспринимается как «духовный бонус» сверху. Некоторые даже считают, что венчаться нужно только после достаточного сожительства, когда отношения будут проверены временем. Такому отношению к венчанию поспособствовала не только советская безбожная власть, но и священноначалие Русской Церкви, которое с 1998 года официально признает гражданские браки своих чад в качестве законных, хотя и не совсем полноценных, как венчанные. Недавно я общался с преподавателем канонического права из МДА, который признал, что венчание сегодня нужно, чтобы собрать из гражданского «недобрака» полноценный христианский брак. По его словам, выходит такая схема: гражданский брак + венчание = христианский полноценный брак. Если нет какой-то одной составляющей, то брак, хотя и законный, но неполноценный. Если уж православные священнослужители так воспринимают теперь венчание, то чего уж говорить о мирянах.
На самом деле, это конечно никакое не православное учение о браке, а протестантское. Именно Мартин Лютер изобрел впервые теорию, что все браки (включая христиан) должны заключаться в государственных органах. «За церковным венчанием он не признает значения акта заключения брака, но смотрит на него только как на акт освящения и благословения именем Бога и Его церкви уже состоявшегося брака» (Н. Страхов. Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения). Разделение в браке гражданского договора и церковного благословения – изобретение протестантов и идеологов эпохи Просвещения. Именно так сегодня воспринимает брак священноначалие РПЦ: «Долг пастырей – напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии» (документ «Об участии верных в Евхаристии»). Исходя из этой протестантской логики, где государство, а не Церковь заключает браки христиан, духовникам предписано беспрепятственно допускать православных христиан, сожительствующих без венчания, к причастию.
Эта ситуация признается нормальной только в Русской Церкви с конца 20 века. Во всех остальных Поместных Православных Церквах понимают, что церковное чинопоследование (обручение+венчание) – это не бонус к браку, а необходимое условие заключения законного христианского брака. Критский собор (2016 г.): «Гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность таинства брака и связанного с ним благословения» (Таинство Брака и препятствия к нему, I, 9). Неслучайно в церковном обручении происходит тоже самое, что и в ЗАГСе: обмен кольцами и вопрос жениху и невесте об их свободном намерении взять в жены/мужья свою избранницу/избранника. Это не формальность, а демонстрация того, что именно Церковь заключает брак своих чад, который является Таинством, а не просто договором, который можно расторгнуть при желании. Именно представитель Церкви, а не светский чиновник устанавливает наличие или отсутствие канонических препятствий к браку и проводит беседы с вступающими в брак. Когда мы понимаем эти вещи, то все встает на свои места и отношение к венчанию становится гораздо более серьезным.
Более подробно по этой теме см. мою статью.
На самом деле, это конечно никакое не православное учение о браке, а протестантское. Именно Мартин Лютер изобрел впервые теорию, что все браки (включая христиан) должны заключаться в государственных органах. «За церковным венчанием он не признает значения акта заключения брака, но смотрит на него только как на акт освящения и благословения именем Бога и Его церкви уже состоявшегося брака» (Н. Страхов. Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения). Разделение в браке гражданского договора и церковного благословения – изобретение протестантов и идеологов эпохи Просвещения. Именно так сегодня воспринимает брак священноначалие РПЦ: «Долг пастырей – напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии» (документ «Об участии верных в Евхаристии»). Исходя из этой протестантской логики, где государство, а не Церковь заключает браки христиан, духовникам предписано беспрепятственно допускать православных христиан, сожительствующих без венчания, к причастию.
Эта ситуация признается нормальной только в Русской Церкви с конца 20 века. Во всех остальных Поместных Православных Церквах понимают, что церковное чинопоследование (обручение+венчание) – это не бонус к браку, а необходимое условие заключения законного христианского брака. Критский собор (2016 г.): «Гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность таинства брака и связанного с ним благословения» (Таинство Брака и препятствия к нему, I, 9). Неслучайно в церковном обручении происходит тоже самое, что и в ЗАГСе: обмен кольцами и вопрос жениху и невесте об их свободном намерении взять в жены/мужья свою избранницу/избранника. Это не формальность, а демонстрация того, что именно Церковь заключает брак своих чад, который является Таинством, а не просто договором, который можно расторгнуть при желании. Именно представитель Церкви, а не светский чиновник устанавливает наличие или отсутствие канонических препятствий к браку и проводит беседы с вступающими в брак. Когда мы понимаем эти вещи, то все встает на свои места и отношение к венчанию становится гораздо более серьезным.
Более подробно по этой теме см. мою статью.