Судьбы архиереев XX века - 29 марта.

Сегодня речь пойдёт о епископе, 20 лет занимавшем старейшую кафедру Русской Православной Церкви. Однако воспоминаний о нём найти практически не удаётся.

Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов)
ПЭ Древо: " В миру Соколов Иван Александрович, родился 1 января 1877 г. в городе Дмитров Московской губернии в бедной семье провинциального диакона. Отец мальчика умер за четыре месяца до его рождения, а когда ему исполнилось 10 лет умерла и его мать.
Осиротевшего мальчика отвезли в Николо-Перервинский монастырь, где он окончил Перервинское духовное училище.
В 1897 году окончил Московскую духовную семинарию и был определен учителем в Угрешском монастыре.
В 1901 году женился и был рукоположен во священника.
С 1902 по 1918 год - законоучитель мужской казенной (№2) и женской частной гимназий, а также городских училищ в Москве.

С 1908 по 1912 год учился в Московском археологическом институте, который окончил со званием "ученый археолог" и присуждением золотой медали за диссертацию на тему "Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII века по крюковым и нотным книгам".

В 1915 году овдовел.
После запрещения преподавания Закона Божия был определен священником на приход.
В 1918 году служил в храме при Георгиевском монастыре на Большой Дмитровке.
С момента установления Советской власти поступает на пищевую фабрику №10, где служил до 1922 года.

В 1919 г. стал настоятелем одного из московских храмов и благочинным 2-го отделения Никитского сорока (округа) Москвы и возведен в сан протоиерея. В это время была создана Государственная комиссия по охране памятников старины, и о.Иоанн был приглашен в нее как ученый археолог.

9 октября 1928 года пострижен в монашество.
11 октября 1928 года был хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии."

Впоследствии неоднократно переводился с одной епархии на другую.
В 1938 году, будучи архиепископом Архангельским, был арестован. Освобожден при общем пересмотре многих следственных дел после отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова. Поселился как частное лицо у родственников на даче под Москвой.

В октябре 1941 года во время эвакуации Патриархии в Ульяновск выехал вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) в качестве его личного духовника.
В ноябре того же года назначен архиепископом Ульяновским.

В 1942-44 гг. титуловался архиепископом Ярославским и Ростовским, одновременно управляя также Костромской, Ивановской и Владимирской епархиями. Участвовал в Соборе епископов в сентябре 1943 года.

12 февраля 1944 года был переведён на Киевскую и Галицкую кафедру, назначен экзархом Украины с возведением в сан митрополита. Единственный из всех экзархов Украины, ранее никогда на Украине не служивший. Сообщают, что Патриарх Сергий напутствовал его словами: «Не боги горшки обжигают. Поезжай. С Божией помощью справишься».

После освобождения Украины епископов на её территории практически не осталось - часть эвакуировалась с отступавшими немецкими войсками, а оставшиеся были арестованы. Вспоминая о том времени, владыка Иоанн говорил: "Работать приходилось много, очень много. Редко-редко когда удавалось лечь спать раньше 2-3 часов ночи. Так трудиться не приходилось и в молодости".

ПЭ: "На Украине И. руководил возвращением в юрисдикцию Московской Патриархии приходов, находившихся во время оккупации в раскольнических автокефальных образованиях. В 1-й послевоенный год И., налаживая церковную жизнь, сделал очень много для преодоления последствий раскольнических действий еп. Поликарпа (Сикорского) и «архиереев», получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов.

Вместе с Львовским и Тернопольским еп. Макарием (Оксиюком), Мукачевским и Ужгородским еп. Нестором (Сидоруком), управляющим делами Киевского Экзархата прот. Константином Ружицким был представителем от РПЦ на Львовском Соборе греко-униат. священников и мирян 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение о воссоединении с правосл. Церковью. И. принял активное участие в процессе воссоединения греко-католиков (униатов) зап. областей Украины и Закарпатья с Русской Церковью, укреплял их в Православии.

И. постоянно заботился о восстановлении разрушенных в предвоенные десятилетия храмов, к-рые были открыты в годы войны, но пребывали в запустении. Усилиями И. был отреставрирован и передан Церкви кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Владимира в Киеве, в к-ром совершались строго уставные богослужения с общим пением молящихся и чтением акафистов."

Впоследствии не смог противодействовать возобновившимся гонениям на Церковь. В 1959-1964 гг. в одном Киеве были закрыты 2 монастыря, в том числе Киево-Печерская Лавра, духовная семинария, около 20 приходских церквей.
Как в СССР «зачищали» религиозную сферу Украины: "в 1959 г. было закрыто 12 обителей с 436 насельниками, в 1960 – 8 (425), в 1961 г. – 7 (688), в мiр ушло 242 бывших монашествующих. Стремительно сокращалось число приходов и клира: в 1956 г. закрыли 17 приходов РПЦ, в 1957 – 10, в 1958 – 64, 1959 – 258, 1960 г. – 705! Если к 1 января 1960 г. Православная Украины имела 16 епископов, 8207 приходов, 5344 священника, 28 монастырей с 2610 насельниками, 311 семинаристов, то к 1 января 1962 г. оставалось 6463 прихода, 4347 клириков, 13 монастырей (1497 насельников), 126 семинаристов.

В Днепропетровской и Запорожской епархиях из 285 приходов к 1961 г. действовало лишь 49. Закрыли 5 семинарий, из 47 монастырей (1959 г.) к середине 1960-х гг. действовало 16 (в 1963 г. закрыли Киево-Печерскую Лавру). Число монашествующих сократилось с 3000 до полутора тысяч. В одной лишь Полтавской области с 1960 по 1965 год количество православных молитвенных зданий сократилось с 340 до 52."

30 марта 1964 года митрополит Иоанн был уволен на покой по болезни. На покое жил на окраине Киева, в Святошино, ведя строгую иноческую жизнь. Скончался 29 марта 1968 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Как церковно-административный деятель был требовательным и строгим в соблюдении церковных правил и канонов.
Сам испытав и пережив все тяготы бедности и раннего сиротства владыка Иоанн был сострадателен и особенно милостив ко всем обездоленным и нуждающимся. Он был исключительно искренен и доверчив. Личное общение с владыкой Иоанном всегда оставляло неизгладимое впечатление. Владыка много читал, имел широкие разносторонние познания и большой духовный и жизненный опыт, до последних дней своей жизни сохранил замечательную память.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху