Судьбы архиереев XX века - 23 марта.

И вновь речь пойдёт о епископе, рукоположенном уже "на излёте" коммунистической власти и скончавшегося совсем недавно, в 2014 году. Правда, служение его проходило в относительно спокойной епархии. Внешне спокойной.

Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (Хазов)
Николай Васильевич Хазов родился в 1943 году в Ленинграде в семье служащих.
Биографическая справка: "В детстве, во время летних каникул Коля Хазов много времени проводил у своих бабушки и дедушки, которые жили в поселке Вырица, недалеко от Ленинграда. Бабушка, Мария Георгиевна и воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь.

Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания."

Окончил Ленинградский техникум легкой промышленности, отслужил в армии, после увольнения в запас работал по гражданской специальности.

ПЭ Древо: "Имея достаточные познания, приобретенные отчасти самообразованием, отчасти во время регулярных посещений богослужений, Николай в 1970 году поступает сразу во второй класс Ленинградской духовной семинарии, затем в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1977 году.

5 января 1973 года был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), с наречением имени в честь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского.

7 января был рукоположен во иеродиакона, а 11 марта - во иеромонаха и был назначен настоятелем Покровского храма в селе Козья Гора Ленинградской области.
С 1975 года - клирик Смоленского храма в Ленинграде.
С 1977 по 1983 год - настоятель Спасо-Преображенского собора в городе Выборге.
В 1983 году был назначен настоятелем собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Новая Ладога.

18 октября 1987 года был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер).
13 сентября 1989 года был назначен епископом Ульяновским и Мелекесским.
25 февраля 1998 года возведен в сан архиепископа.
С 17 июля 2001 года - с титулом "Симбирский и Мелекесский".
26 июля 2012 года назначен главой новообразованной Симбирской митрополии с титулом "Симбирский и Новоспасский" и временно управляющим Мелекесской епархией.
1 августа 2012 года возведен в сан митрополита.
Скончался 23 марта 2014 года в Ульяновске, на 71-м году жизни."

Воспоминания прихожанина:
"Епископ удивлял своей простотой. В нем не было ничего отчуждающе недоступного, никакого особенного «величия». Однажды на проповеди он рассказывал о своей семинарской юности:
— У нас в городе была старица, которая хорошо знала всех нас, семинаристов. И вот она сказала про меня: «Вот он будет архиереем, хотя он мал ростом и прост».

...обратно в город мы ехали в его машине и по дороге разговаривали с ним о церковных делах Симбирска-Ульяновска. Это было в середине 1990-х годов, но еще не старый Владыка был весь седой. Показывая на свою голову, Епископ сказал: «А знаете, отчего я седой? От Ульяновска. Я здесь сразу поседел: очень здесь много ленинцев, в том числе и во власти. Ох, как с ними тяжело… » Надо признать, что тяжело было Владыке с местной властью до последнего дня его жизни.

Владыка был прост и не заносчив, совершенно не амбициозен, но всегда вел себя достойно, с выдержкой, с благожелательностью, даже радушно, с готовностью добродушно пошутить. Любимой его поговоркой, которую он не уставал повторять и в своих проповедях после Божественной литургии, и в частных разговорах, были слова из Евангелия от Луки: «Невозможное человекам возможно Богу».

К Владыке я мысленно много раз обращался при его жизни, буду обращаться и теперь, когда его уже нет рядом с нами.
Конечно, всего не упомнишь, да и не нужно говорить обо всем. Что-то нужно оставить и для себя. В конце могу сказать лишь одно: когда я услышал весть о его кончине, я ощутил в первый момент большую пустоту вокруг себя. Чувство, сходное с тем, которое я испытал после смерти отца. Вот уже двадцать с лишком лет я живу не в Симбирске. Но все эти годы, вставая утром на молитву, поминал Владыку «о здравии» и ощущал его как своего Владыку, независимо от места жительства. Владыка не только мне был отцом, но и многим другим, кто был под его молитвенным покровом."

Достаточно объёмное жизнеописание митрополита Прокла размещено здесь. Советую прочесть полностью, здесь же приведу лишь некоторые цитаты:
"...воспоминания Владыки: «От юности самой моей заветной мечтой было служить Богу. Первый раз я поступал в Семинарию в 1968 году. В советское время списки поступающих относили к местному уполномоченному по делам религий, и он мог помешать поступлению. Так произошло и в моем случае. 19 августа нужно было быть в Семинарии, 20-го – сдавать первый экзамен, а 16-го мне пришла повестка на военные сборы, и я до декабря находился далеко от дома. Это было время советского вторжения в Чехословакию, поэтому мы уже думали, что нас отправят туда, но вместо этого попали… в Казахстан на уборку пшеницы, а потом на Украину, где убирали свеклу…

Попытку поступления в Семинарию пришлось повторить в 1970 году. В Семинарии тогда был очень большой конкурс – до семи человек на место. К тому времени я уже работал по гражданской специальности мастером на швейной фабрике. Приходит вызов на экзамены, я сразу, 15 августа, пишу заявление об увольнении (по существующим правилам, можно было увольняться только после полумесяца работы). Начальство меня не отпустило: «У нас,– говорят,– план, а ты его срываешь». Сошлись на том, что я продолжал работать и одновременно сдавал вступительные экзамены.

Сразу же начались «проработки» по всем линиям. Самое интересное заключалось в том, что беседовали со мной бывшие однокурсники по техникуму. Я спрашиваю:
– Вам-то зачем это надо, неужели не все равно, где я буду – в Церкви или останусь здесь?»
– Нам все равно, но для галочки мы должны с тобой поговорить.

Я среди прочих абитуриентов стоял в коридоре Семинарии и ждал, когда вывесят списки поступивших или объявят имена тех, кто поступил. Тут выходит инспектор – протоиерей Владимир Сорокин – и начинает перечислять фамилии зачисленных на первый курс. Слушаю, и вдруг до меня доходит, что моей фамилии нет. Оказалось, что меня приняли сразу на второй курс. Отец Владимир подошел ко мне и спросил:
– Ты будешь хорошим батюшкой?
Я ответил:
– Как Бог даст.
Он улыбнулся и произнес:
– Иди, ты поступил.»

Вместе с Николаем в 1970 году по результатам экзаменов во второй класс Семинарии были зачислены 10 человек, из них пятеро стали архиереями.

«Козья Гора в Ленинградской епархии была местом для исправления проштрафившихся священников. Меня туда направили для испытания. После окончания Семинарии я поступил в Академию, и не было ни одного преподавателя, который бы не спросил, за какую провинность меня отправили на Козью Гору.» Посланный послужить временно, на месяц, иеромонах Прокл прослужил на этом сельском приходе два года и семь месяцев.

В сане епископа Владыка Прокл встретил 1000-летний юбилей Крещения Руси, который знаменовал собой благотворные перемены для Церкви. Христиане получили возможность свободно исповедовать свою веку. Изменения коснулись и Владыки Прокла. Торжественные мероприятия, связанные с 1000-летием Крещения Руси проводились по всей стране. В сентябре подобные торжества состоялись и в Ульяновске. Ульяновская архиерейская кафедра к тому моменту почти 30 лет как была упразднена, управлялась архиереями соседней Куйбышевской епархии. Поэтому на торжествах присутствовал архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев), а от лица высшей церковной власти, по благословению Священноначалия, в них принял участие епископ Тихвинский Прокл.

В честь 1000-летия Крещения Руси, после приема в обкоме партии, всех прибывших на торжество священнослужителей повезли… по ленинским местам города! Показывать в городе больше было нечего.

Приехавший из Ленинграда епископ Прокл с удивлением спросил, почему в городе не видно храмов и куда они все делись? Находчивая экскурсовод, надеясь на отсутствие у Владыки глубоких познаний в истории, ответила, что все церкви Ульяновска были разрушены во время войны. «Так ведь линия фронта до Ульяновска не доходила?» – еще больше удивился гость из северной столицы…

Еще один конфуз случился во время посещения духовенством дома-музея Ленина. «А ведь у вас здесь совершенная нелепость – в доме царского чиновника и верующего человека Ильи Николаевича Ульянова нет ни одной иконы. О какой же подлинности обстановки Вы говорите?» – обратился епископ Прокл к экскурсоводу, и вновь вопрос повис в воздухе: архиерей был прав. Спустя несколько лет в этом музее иконы все же появились.

К началу юбилейного 1988-го года в Ульяновской области было всего 9 приходов и 16 человек духовенства. Для кардинального изменения ситуации было необходимо, чтобы в епархии появился свой правящий архиерей. И такое решение было принято Священноначалием. 13 сентября 1989 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви была возрождена Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским было определено быть викарию Ленинградской митрополии епископу Тихвинскому Проклу.

30 октября 1989 года Владыка Прокл вылетел на место своего нового служения в город Ульяновск в сопровождении небольшой группы священнослужителей и воспитанников Ленинградской Духовной Семинарии. Во время прохождения контроля в аэропорту произошел забавный случай. На экране монитора отразилось содержимое одного из чемоданов, в котором находилось архиерейское облачение. Сотрудники таможни, никогда не видевшие митры, в изумлении спросили, что это за предмет, украшенный переливающимися драгоценными камнями. Сопровождавший Владыку секретарь, диакон Алексий Скала сделал серьезное лицо и сказал: «Это корона Российской Империи». Можно представить выражение лиц таможенников.

Когда делегация уже находилась в салоне самолета, кто-то, обращаясь к архиерею, пошутил: «Вот, Владыка! Начинается наше путешествие по ленинским местам: из Ленинграда – в Ульяновск, а затем – в Цюрих, Варшаву, Лондон…». «Это бы хорошо,– ответил архипастырь,– лишь бы не в Шушенское…».

С 1989 года владыка Прокл начал возрождать духовную жизнь в Ульяновской области. Основной задачей стало строительство храмов. Церкви и молебные дома реставрировали, а также строили новые там, где их еще не было.
Первым делом новоназначенный архипастырь решил посетить все приходы епархии. Своей машины в распоряжении епископа не было. Для поездок по епархии приходилось нанимать такси. Иногда Владыку в путешествиях по области сопровождал кто-либо из городского духовенства, в распоряжении которого была личная машина типа «копейки» или «Москвича». И тогда в машину набивалось по 6–7 человек принимавших участие в архиерейских богослужениях: иподиаконы и диаконы сползали на пол перед постами ГАИ, чтобы не остановили за превышение количества пассажиров. Но другого выхода не было. За месяц Владыка посетил все приходы.

Канцелярия епархиального управления находилась тогда в подвале Неопалимовского храма. Там, рядом с крестильной и складом, находилась небольшая комнатушка размером два на два метра. Здесь стояло два стола и сейф. За одним из столов сидела казначея Неопалимовского храма (она же бухгалтер епархии), а за вторым было рабочее место архиерея и секретаря епархии.

Вскоре епархии был передан бывший особняк купца Сачкова на улице Льва Толстого; в нем были размещены службы епархии. В этом здании была устроена и освящена домовая церковь.
И здесь можно сказать еще об одном парадоксе: именно в этом доме на протяжении десятилетий размещалось Симбирское (затем Ульяновское) ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ.

С прекращением гонений на Церковь стали возрождаться приходы в Симбирске и других городах и весях Ульяновской области, строиться величественные соборы и небольшие сельские храмы. Монашеская жизнь возродилась в двух обителях Симбирского края, открылись воскресные и катехизические школы для детей и взрослых, стало возможным получение православного образования для педагогов, военнослужащих и всех желающих, ведется миссионерская работа среди молодежи, в учреждениях культуры.

Назначение своего правящего архиерея сделало возможным подлинное возрождение полнокровной церковной жизни в Симбирской земле. В крае, некогда считавшемся оплотом атеизма, Церкви возвращены многие святыни. Почти четверть века Владыка Прокл служил Богу и пастве своей, и плоды этого служения может видеть каждый. Построены храмы, как в областном центре, так и во всех районах Ульяновской области. В регионе действуют два монастыря: мужской Жадовский и женский в честь Михаила Архангела. Ежегодно по области проходит крестный ход с Жадовским образом. Прославлены в лике святых блаженный Андрей Симбирский, преподобный Гавриил Мелекесский и многие новомученики и исповедники Симбирские.
За 24 года в Ульяновской области открылось 229 храмов, монастыри. Симбирск снова украшают золотые купола соборов, ставших гордостью и украшением города."
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху