Судьбы архиереев XX века - 16 марта.

Если вчера мы вспоминали епископа ещё дореволюционного поставления, то сейчас рассказ дойдёт до сравнительно недавнего времени.

Митрополит Херсонский и Таврический Леонтий (Гудимов)
В качестве основного источника сегодня придётся взять не какую-либо энциклопедию, а статью Жизненный путь и архипастырское служение митрополита Леонтия (Гудимова),принадлежащую перу иеромонаха Силуана (Пасенко).
Родился Иван Афанасьевич Гудимов в 1928 году в семье крестьянина в селе Новая Слобода (ныне Путивльского района Сумской области).

В 1942 году потерял родителей – они были «зверски замучены», как писал преосвященный владыка, расстреляны карателями Третьего рейха вместе с 586 жителями Новой Слободы. Погибла вся семья Гудимовых, кроме старшей сестры Антонины (род. 1919 г.) и старшего брата Василия (род. 1923 г.). По одной из версий, они спаслись, спрятавшись в домашнюю печку. Краевед, протоиерей Александр Чурочкин, уроженец Путивля, так описывает жестокость произошедшего: «В Новой Слободе мадьяры-каратели за два часа вырезали 586 мирных жителей – стариков, женщин, детей. Не щадили никого». Убежав от убийц родителей, тринадцатилетний Иван с помощью «тетушки-монахини» нашел прибежище в Глинской пустыни, где был принят и находился на послушании до 1948 года.

Воспитывался он в большой строгости братией, в число которой тогда входили знаменитые подвижники: архимандрит Нектарий (Нуждин), схиархимандрит Серафим (Амелин), монах Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов). В 2008-2009 гг. трое последних были прославлены Украинской Православной Церковью в лике святых (а Зиновия (Мажугу) мы вспоминали 8 марта).

С мая 1948 года Иван Гудимов иподиаконствовал при епископе Измаильском и Болградском Анатолии (Буселе), рассказ о нём помещён здесь под 10 марта. 28 июля 1948 года, спустя менее чем полгода после собственного пострига, епископ Анатолий совершил монашеский постриг Ивана Гудимова с именем Леонтий, в честь прп. Леонтия, канонарха Печерского. Через три дня тот же архиерей совершил над новопостриженным диаконскую хиротонию. Прослужив год в Свято-Преображенском соборе Измаила, иеродиакон Леонтий поступил в Одесскую духовную семинарию. Во время учебы в ОДС, 14 августа 1951 года он был рукоположен в сан пресвитера тем же епископом Анатолием. То обстоятельство, что епископ Измаильский рукоположил иеромонаха Леонтия на территории другой епархии, где, к слову, правящим архиереем был тогда другой выдающийся иерарх – епископ Никон (Петин), свидетельствует о крепких духовных узах, которыми были связаны владыка Анатолий и будущий митрополит Леонтий. Впоследствии это будет видно и по схожему характеру служения последнего. Последние полгода обучения в ОДС иеромонах Леонтий нес послушание настоятеля Свято-Николаевского храма в г. Белгород-Днестровский.

В 1952 году, после окончания Одесской духовной семинарии, отец Леонтий продолжил обучение в Московской духовной академии, причём зачислен в неё он был по непосредственному указанию Святейшего Патриарха Алексия I. Предстоятель благословил выпускнику ОДС отправиться не в Ленинградскую духовную академию, как предлагала администрация семинарии в Одессе, а в Загорск. Пребывание в Московских духовных школах началось для отца Леонтия с тяжелого испытания - дало о себе знать заболевание, паралич лицевого нерва, которое отняло правую часть лица. Прозанимавшись лишь 4 месяца, новопоступивший иеромонах был вынужден оставить образовательный процесс до следующего года. На этот период он вернулся в Одессу, где успел послужить на должности ключаря Успенского кафедрального собора.

По окончании академии иеромонах Леонтий был направлен на служение в Одесскую духовную семинарию, где с 1 сентября 1957 года приступил к выполнению обязанностей помощника инспектора и преподавателя. В 1960 году был назначен наместником Свято-Успенского мужского монастыря – одного из 14 существующих тогда в РПЦ. В переписке Святейшего Патриарха Алексия I и председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР В.А. Куроедова за март 1960 года содержится просьба утвердить кандидатуру молодого инспектора ОДС в качестве епископа Чебоксарского на смену престарелому архиепископу Мануилу (Лемешевскому), на что последовала отрицательная резолюция, где было выражено недовольство «стремлением Патриархии плодить епископов».

14 января 1962 года он всё же был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий, а участие в ней приняли ещё два будущих Патриарха: Пимен (Извеков) и Алексий (Ридигер).

В 1962-1964 гг. исполнял обязанности Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и Всего Востока. Его служение на Ближнем Востоке было отмечено как Патриархом Антиохийским Феодосием IV, так и главой ОВЦС митрополитом Никодимом (Ротовым). Последний, в частности, писал в своем благодарственном письме епископу Леонтию: «Вы, Преосвященнейший Владыко, за время своего пребывания в Дамаске достойно несли возложенное на Вас высокое послушание и усердно потрудились на должности Представителя при Патриархе Антиохийском». Те же заслуги епископа Леонтия отметил и глава Грузинской Православной Церкви, Католикос-Патриарх Ефрем II, наградив его орденом св. вмч. Георгия I степени. Соответствующую грамоту глава Грузинской Церкви написал и подписал собственноручно. Иерусалимская Церковь наградила епископа Леонтия орденом Святого Гроба Господня I степени. Сам митрополит Леонтий позже вспоминал о курьезном и символическом случае, который произошел с ним на Востоке у главной святыни православного мира – Гроба Господня. Во время одного из своих посещений Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, когда он покланялся одной из местных святынь (Гробу Господню или Камню Помазания), случайно опрокинул лампаду. Все масло вылилось на голову владыки.

В конце 1964 года был назначен епископом Волынским и Ровенским, в октябре 1965 года - Симферопольским и Крымским, ещё через два года был переведён в Харьков. Сотрудник Преосвященного по Среднеевропейскому экзархату, консультант ОВЦС Чукалов В.А., объяснял такие частые перемещения по кафедрам активной деятельностью архипастыря, которая «не нравилась властям предержащим».

В 1970 году получил назначение на пост председателя хозуправления Московской Патриархии (с 25.06.1970 г. по 25.08.1970 г.) и патриаршего экзарха Средней Европы. После более чем двухлетнего пребывания на Берлинской кафедре, ссылаясь на состояние здоровья, архиепископ Леонтий подал прошение об освобождении от занимаемой должности и «назначении правящим архиереем на родине». Прошение было удовлетворено. 31 мая 1973 года архиепископ Леонтий был вновь назначен на Симферопольскую и Крымскую кафедру, а также временно управляющим Днепропетровско-Запорожской епархией. Несмотря на проблемы со здоровьем - у владыки был диабет - он регулярно посещал приходы в разных уголках вверенных ему епархий. За почти 7-летний период пребывания на Симферопольской кафедре в сложных условиях государственного атеизма архиерей увеличил количество приходов до 30, отреставрировал кафедральный собор и помещение воскресной школы при нем.

В феврале 1990 года, после смерти митрополита Сергия (Петрова), был переведен на вдовствующую Одесскую и Херсонскую кафедру, где с его приходом в течение года было открыто около 100 храмов, воскресная школа и регентские курсы при ОДС, готовилась к изданию епархиальная газета. Вновь через год митрополит Леонтий занял новую кафедру – Херсонскую и Таврическую, предложение о создании которой сам подал на рассмотрение Священного Синода. За один год его служения - с 20 февраля 1991 года по март 1992 года - число приходов на Херсонщине увеличилось с 57 до 86, началось возрождение поруганного Свято-Григорьевского Бизюкова мужского монастыря, который до революции именовался «Таврическим Афоном». В связи с открытием новых приходов митрополит Леонтий совершил 27 хиротоний в сан диакона и 23 – в сан священника. Владыка всячески старался привлечь в епархию выпускников духовных школ, ратуя за повышение уровня образованности духовенства.

Архиерей и сам трудился над воцерковлением народа, был доступен для простых мирян, прост в общении. Свидетели его жизни, секретарь, священники и работники епархиального управления, вспоминают о нем как молитвеннике и терпеливом монахе, который усердно старался выполнять послушания, вверенные ему Церковью. Ценил искренность и простоту, был взыскателен за невыполнение послушаний – провинившимся не давал благословения до исправления таковых, что было тяжелейшим наказанием для окружения.

Драматичны последние месяцы земного пути владыки Леонтия. В январе 1992 года бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко), давя на епископат, вынудил архиереев УПЦ подписать письмо в Священный Синод РПЦ о предоставлении автокефалии. Трое преосвященных, в том числе епископ Донецкий и Славянский Алипий (Погребняк), отказались следовать директивам Филарета, из-за чего были подвержены прещениям. Владыка Алипий был смещен с кафедры, а на его место митрополит Филарет направил митрополита Леонтия. Херсонский архиерей был фактически брошен в гущу конфликта в Донецкой епархии, верующие которой отказались повиноваться тираническим действиям будущего раскольника.

Как «ставленника» последнего, владыку встретили враждебно и, невзирая на почтенный возраст, даже не пустили на службу в кафедральный собор. События происходили зимой, что усугубляло проблемы со здоровьем митрополита Леонтия. Т. к. ему не предоставили места в епархии, владыка был вынужден несколько дней находиться в промерзшем помещении местной больницы. Предприняв после этого несколько попыток служения на приходах Донецкой епархии, митрополит Леонтий вернулся в Херсон. 1 марта он отслужил свою последнюю литургию в Свято-Духовском кафедральном соборе и на следующий день отправился в Киев с рапортом о ситуации на Донбассе. С окончательно подорванным здоровьем митрополит Леонтий просил у Филарета о возвращении на Херсонскую кафедру или почислении на покой, однако получил жесткий отказ и приказание возвращаться в Донецкую епархию.

Предчувствуя скорую кончину, о чем свидетельствуют его помощники, преосвященный владыка отправился в Горловку, где с первых дней Великого поста стал угасать. 12 марта он пережил инсульт, после которого, однако, оправился и смог ходить. Но последовал новый удар – паралич приковал его к постели и отнял речь. 16 марта он отошел к Богу. Похоронили митрополита Леонтия 18 марта в Херсоне, с левой стороны от апсиды кафедрального собора.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху