Судьбы архиереев XX века - 15 марта.

Можно спорить, стоит ли включать сюда рассказ о скончавшемся в этот день епископе. Репрессиям он не подвергался, значительную часть жизни провёл за границей и вне Русской Церкви, да и деятельность его была в тот период по существу раскольнической. Но в итоге покаяние Патриарху Алексию I он всё же принёс, а судьба его тесно связана со многими историческими событиями. В качестве основного источника использована статья из ПЭ Древо.

Митрополит Варшавский Дионисий (Валединский)
Родился Валединский Константин Николаевич в году в городе Муроме Владимирской губернии в семье потомственных священнослужителей, чья жизнь и деятельность были не менее трех поколений связана с г. Муромом и муромским уездом.
Окончил Муромское духовное училище. В возрасте 12 лет остался без отца, скончавшегося от скоротечной чахотки.

Поступил во Владимирскую духовную семинарию и проучился в ней 5 лет. Однако в 1895 году один из семинаристов попытался убить ректора семинарии, архимандрита Никона (Софийского). Подробнее прочесть об этой истории можно материале Святой убийца владимирского архиерея и воспоминаниях митрополита Евлогия (Георгиевского). 75 семинаристов были исключены, часть из них с правом поступить в другую семинарию. В их числе был и будущий епископ, закончивший обучение в Уфимской духовной семинарии. Во время учебы в Уфе он решил принять монашеский постриг и стать миссионером.

Окончил Казанскую духовную академию, во время обучения принял постриг и священный сан. Однако миссионером стать не смог из-за слабого здоровья и по окончании академии преподавал в духовных учебных заведениях.
В 1911 году переведен настоятелем церкви при Российском посольстве в Италии, в Риме. Там написал и издал книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

В 1913 году ему было определено быть епископом Кременецким, третьим викарием Волынской епархии.
21 апреля 1913 года хиротония была совершена патриархом Антиохийским Григорием IV, пребывавшим в этот период в России с официальным визитом, совместно с другими архиереями в Великой церкви Почаевской Лавры.

Во время первой мировой войны находился в Киеве.
В 1917 году был участником Всероссийского Поместного Собора по избранию от монашествующих Волынской епархии. В связи с изменением государственных границ оказался во вновь независимой Польше.

В начале 1918 года был назначен временно управляющим Холмской епархией, но пока указ дошёл до Кременца, ситуация изменилась, и он получил новый указ от патриарха Тихона определяющий его с 3 апреля временно управляющим новообразованной Полесской епархии с кафедрой в Пинске.

В 1918 году участвовал во Всеукраинском православном Соборе как управляющий Полесской епархией. Был на нём председателем богослужебной секции. После государственного переворота, когда большинство соборян разъехались, остался во главе Соборной Конторы. Директория привлекала его к переустройству Украинской Церкви на автокефальных началах, но епископ Дионисий и прочие архиереи Соборной Конторы не пошли на это. За несколько дней до занятия Киева большевиками в конце января 1919 года отбыл в Кременец со всеми подлинными актами Всеукраинского церковного Собора.

1 июля 1921 года польское правительство признало канонические права Дионисия в Волынской епархии.
Вместе с митрополитом Георгием (Ярошевским) стал деятельным стронником автокефалии Православной Церкви в Польше, которую стали навязывать Церкви светские власти новой Польши. В 1922 году состоялся польский церковный Собор с участием епископов отошедших к Польше православных епархий. Вопреки воле Патриарха Тихона, Собор принял конкордат с правительством Польши, а епископ Дионисий (Валединский) был назначен правящим архиереем Волынской епархии с возведением в сан архиепископа Волынского и Кременецкого.

Вступил во временное управление Варшавской епархией 8 февраля 1923 года после убийства митрополита Георгия (Ярошевского). С поддержкой светских властей, требовавших введения автокефалии, 27 февраля 1923 года Собором православных епископов Польши был избран митрополитом Варшавским и Холмским, первоиерархом Православной Церкви в Польше, а 13 марта того же года в нарушение канонов утвержден в этой должности Константинопольским патриархом Мелетием IV.

К. Е. Скурат. История Поместных Православных Церквей. Глава VIII. Польская Православная Церковь
"После Первой мировой войны, в 1918 году, Польское государство было возрождено. В соответствии с Рижским договором 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. Несколько епархий Русской Православной Церкви оказались за границей. В связи с их новым положением Священный Синод Московской Патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведен в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право широкой автономии. Но польское правительство, вдохновляемое отчасти католическим клиром, было озабочено тем, чтобы всецело оторвать от Москвы православные епархии Польши, насчитывающие в то время до пяти миллионов верующих. Это стремление к установлению автокефалии поддержали и православные иерархи: митрополит Георгий и епископ Кременецкий Дионисий (Валединский).

В дела управления церковной жизнью епархий сразу же стало вмешиваться Министерство исповеданий и народного просвещения, произвольные распоряжения которого часто не соответствовали началам веротерпимости, объявленным Польской Конституцией 1921 года. В январе 1922 года по предложению и указанию Департамента вероисповеданий Собор православных епископов в Польше перевесом голоса председателя принял так называемые «Временные правила», которые передавали Православную Церковь в полное распоряжение католических правителей. А в июне того же года подобный Собор, состоявшийся в Варшаве, тремя голосами: митрополита Георгия, епископов Кременецкого Дионисия и Люблинского Александра (Иноземцева), против двух: архиепископа Виленского Елевферия (Богоявленского) и епископа Гродненского Владимира (Тихоницкого) прямо и решительно высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше, сделав лишь оговорку, что польское правительство будет содействовать получению на это деяние благословения Константинопольского Патриарха и других глав Автокефальных Православных Церквей, а также Патриарха Московского, если последний «будет восстановлен в своей должности».

Три епископа-автокефалиста провозгласили себя «Священным Синодом Православной Митрополии в Польше». Сразу же после этого правительство при активном участии автокефалистов административными мерами убрало всех защитников канонического порядка православной церковной жизни в Польше. Так, епископ Сергий Вельский (Королев), под предлогом того, что был хиротонисан во епископа без согласия на то правительства, в мае 1922 года был выселен в Чехословакию. Под различными предлогами были лишены своих кафедр также архиепископ Елевферий и епископы Владимир и Пантелеймон Пинско-Новогрудский (Рожновский). Примечательно то, что верность польских иерархов Матери-Русской Церкви изъяснялась Собором епископов-автокефалистов как ведение церковной жизни к анархии, почему и считалось необходимым удаление их от дел управления епархиями.

8 февраля 1923 года в жизни Польской Православной Церкви произошло чрезвычайное событие – архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской Духовной Семинарии, отстраненный от должности и запрещенный в священнослужении митрополитом Георгием за верность каноническому правопорядку, выстрелом из револьвера убил митрополита.

Архимандрит Смарагд несколько раз являлся к митрополиту Георгию и пытался объяснить ему неканоничность его действий, но безуспешно. Наконец вечером 8 февраля 1923 года он еще раз пришел к митрополиту на прием и около двух часов вел с ним беседу. Когда же митрополит Георгий предложил архимандриту перейти в лагерь автокефалистов, архимандрит Смарагд выхватил револьвер и несколькими выстрелами убил митрополита. За это преступление он был приговорен Варшавским Окружным Судом к двенадцатилетнему тюремному заключению (вышел из заключения после семи лет по амнистии).

Через два дня после этого трагического события обязанности Митрополита и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий, а 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши (вакантные кафедры были срочно замещены сторонниками автокефалии) он был избран Варшавским Митрополитом. Константинопольский Патриарх Мелетий IV 13 марта 1923 года утвердил его в этом звании и признал за ним титул Митрополита Варшавского и Волынского и всея Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевской Успенской Лавры.

Последнее обстоятельство свидетельствовало, что часть Московской Церкви без согласия Поместного Собора и ее Предстоятеля перешла в юрисдикцию Константинополя. И поэтому когда в ноябре 1923 года Митрополит Дионисий обратился к Патриарху Тихону с просьбой благословить самостоятельное бытие Православной Церкви в Польше, Святейший Патриарх в своем ответном письме от 23 мая 1924 года вполне резонно выразил прежде всего недоумение перед фактом полной независимости от Всероссийского Патриарха Православной Церкви в Польше, о чем свидетельствовал и неканонический акт избрания Дионисия Митрополитом Варшавским и всея Польши. Обратив внимание на многие частные сведения, рисующие в весьма неблагоприятном свете историю перехода Православной Церкви в Польше к автокефальному бытию и ее тяжелое положение в католическом окружении, Патриарх Тихон писал, что Русская Православная Церковь не благословит самостоятельного существования Православной Церкви в Польше до того времени, пока не выяснятся по сему вопросу все канонические основания пред Всероссийским Собором, созыв которого являлся предметом молитв и забот.

Призыву Святейшего Патриарха к соблюдению канонических норм не вняли в Польше. Мало того, ровно месяц спустя – 22 июня 1924 года – с благословения Патриарха Григория VII вслед за Константинопольской Церковью в православных храмах Польши начал вводиться новый стиль.

Следующим шагом Митрополита Дионисия явилось его обращение к Константинопольскому Патриарху Григорию VII с прямой просьбой благословить и утвердить автокефалию Польской Православной Церкви, а затем известить о сем и всех глав Поместных Православных Церквей.

13 ноября 1924 года за три дня до своей кончины Патриарх Григорий VII подписал Патриарший и Синодальный Томос Вселенской Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В этом акте, кроме того, недвусмысленно выражалась точка зрения на подчинение вновь Константинополю всей юго-западной русской митрополии, в свое время отторгнутой им от единства с Русской Церковью и воссоединенной с Московским Патриархатом в 1686 году. Согласно Томосу Митрополит Варшавский и всея Польши должен был получать святое Миро из Константинопольской Патриархии и обращаться к ней с общими вопросами, решение которых выходит за границы отдельной Автокефальной Церкви, ибо через Константинопольскую Церковь, говорилось в Томосе, «поддерживается общение со всей Православной Церковью».

Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) несколько раз писал (например, 4 января 1928 года и 26 июня 1930 года) Митрополиту Дионисию, обращая его внимание на незаконность объявления автокефалии и убеждая не настаивать на том, что добыто без благословения Матери-Церкви. Митрополит Сергий подчеркивал, что не было никакой видимой причины экстренно рвать связь православной паствы в Польше с Московской Церковью и срочно вводить автокефалию, не дожидаясь Поместного Собора Русской Православной Церкви. Однако Митрополит Дионисий, вместо должных официальных ответов препроводил письма Митрополита Сергия Константинопольскому Патриарху, который одобрил поступок Митрополита Дионисия и подтвердил незыблемость совершившегося в Польше.

Сербская и Болгарская Церкви выразили Митрополиту Дионисию свои пожелания, что для законного независимого существования необходимо получение благословения Церкви Русской. Решительным противником незаконно провозглашенной автокефалии в Польше явился митрополит Парижский Евлогий (Георгиевский), который по этому случаю в 1926 году направил Митрополиту Дионисию свое письмо-протест. Не хотели вникать в суть дела русские зарубежные церковные раскольники – «карловчане». Отколовшись от Матери-Русской Православной Церкви, они поспешили установить с православными иерархами в Польше «молитвенное и братское общение»."

Также о положении Православной Церкви в Польше речь шла в этом блоге 1 февраля, в рассказе о епископе Симоне (Ивановском).

В 1927 году Дионисий получил (и принял) от Константинопольского Патриарха Василия III титул «блаженнейший». В межвоенный период основной задачей, стоявшей перед Дионисием, было выстраивание отношений с польским правительством и местными властями, которые требовали от православных лояльности и польского патриотизма, а сами зачастую враждебно относились к непольскому и некатолическому населению. К тому же польская католическая иерархия прилагала особенные усилия к реанимации унии.

1 сентября 1939, в день вторжения немецких войск в Польшу выпустил первосвятительское послание, в котором призвал "снова стать на защиту нашего величайшего сокровища, наивысшего блага, - на защиту нашего Отечества", приводя при этом в пример православных патриотов из истории Речи Посполитой (Адама Киселя и Константина Острожского).

2 октября немецкие войска вступили в Варшаву, образовав в западной половине Польши одноименное генерал-губернаторство и среди церковного народа возникло движение за присоединение к Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви, тогда как восточная половина Польши отошла к СССР и стала входить в юрисдикцию Московского Патриархата. За обращение к народу оккупационные власти отстранили Дионисия от управления Церковью и поместили под домашний арест в Отвоцке (под Варшавой).

10 ноября архиепископ Берлинский Серафим (Лядэ) прибыл в Варшаву и был встречен населением города, но митрополит Дионисий не пожелал отказаться от автокефалии и от своих прав на управление Варшавской епархией. Наоборот, он предложил архиепископу Серафиму присоединить свою Германскую епархию к Польской Церкви, на что тот не пошёл и отбыл обратно в Берлин. Тогда церковно-общественные круги Польши надавили на митрополита Дионисия и принудили его отказаться от автокефалии и от управления Церковью.

Вступивший в управление Варшавской епархией митрополит Серафим показал себя традиционалистом и русофилом, тогда как немецкие власти желали сделать из Польской Церкви подспорье для создания антирусской Украинской Церкви для раздробления СССР, поэтому вскоре митрополит Дионисий был снова привлечён к управлению. 23 сентября 1940 года в Кракове польский Генерал-Губернатор д-р Франк принял митрополита Дионисия в торжественной аудиенции и заявил что тот возвращается к управлению Православной Церковью на территории генерал-губернаторства. Митрополит Дионисий, принимая это утверждение, с своей стороны заявил, что он установит каноническую иерархию, возведет в епископский сан ведущего украинского националиста профессора И. Огиенко, и окажет верность и послушание генерал-губернатору. 24 сентября митрополит Дионисий прибыл в Варшаву и принял от архиепископа Серафима управление Варшавско-Холмской епархией. Очень быстро во многих сторонах жизни Польской Церкви выявился новый подчёркнуто украинский характер, и сам митрополит Дионисий стал порой служить по-украински.

В конце сентября "Всеукраинская Православная Церковная Рада" пригласила его стать во главе восстанавливаемой "Украинской автокефальной Церкви" и он был готов принять приглашение. Однако, немецкие власти запретили ему въезд на территорию оккупированной Украины. 24 декабря 1941 года, "внимая просьбам украинских политических и церковно-общественных деятелей", митрополит Дионисий назначил архиепископа Поликарпа (Сикорского) "временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины." В ходе борьбы раскольников-"автокефалистов" с канонической Церковью в пределах оккупированной Украины они порой ссылались на авторитет митрополита Дионисия, который в свою очередь успешно ходатайствовал о них перед министерством иностранных дел Германии. После эвакуации "автокефалистских" архиереев перед наступающими советскими войсками в Варшаву, в Вербное воскресенье 1944 года они поднесли митрополиту Дионисию титул "патриарха всея Украины". Принимая грамоту и новый титул, митрополит Дионисий произнес на украинском языке благодарственную речь и с тех пор имя митрополита Дионисия как "патриарха всея Украины" иногда возносилось за службами в украинских автокефальных храмах.

С наступлением советских войск в июле 1944 г. немецкие власти приказали Дионисию эвакуироваться вместе с архиепископами Иларионом и Палладием в Словакию, Варшаву они покинули в последних числах июля. До января 1945 г. Дионисий управлял Церковью из Кракова. В связи с зимним наступлением Советской Армии епископы эвакуировались в Санкт-Пёльтен (Австрия).

Вернулся в Польшу 25 апреля 1945 года. В обращении от 5 июня 1945 года митрополит Дионисий призвал духовенство к молитве за «демократическую Польшу, ее власти и воинство». 13 июня в письме, адресованном Б. Беруту, председателю Крайовой Рады Народовой, он доложил о своей деятельности в период войны и оккупации.

Однако польские коммунистические власти последовательно стремились к смещению митрополита с занимаемой должности. 27 марта 1947 года он был вызван в Министерство общественной администрации, где от него потребовали «добровольно» оставить митрополичью кафедру. В связи с его отказом, после консультаций с властями СССР, польское правительство приняло решение отправить митрополита под домашний арест, собрало обширный компрометирующий материал о деятельности митрополита во время войны, и решением от 6 апреля 1948 года Совет министров Польши отстранил его от руководства Церковью.

Власти Польши создали временную Правящую коллегию по делам управления Польской Автокефальной Православной Церкви под председательством архиепископа Белостокского и Бельского Тимофея (Шрёттера). Ей удалось восстановить каноническое общение с Московской Патриархией, признав неканонической и недействительной свою автокефалию, полученную в 1924 году и испросив благословение Матери-Русской Православной Церкви на получение автокефалии на канонических основаниях.

22 июня 1948 года последовало постановление Патриарха Алексия и Священного Синода о восстановлении канонического общения с Польской Православной Церковью и предоставлении ей самостоятельного управления. По утверждении этого Постановления Польская Православная Церковь обрела свою каноническую автокефалию.

22 августа 1948 года Дионисий обратился с покаянным письмом к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о том, чтобы его вновь приняли в каноническое общение с Русской Матерью-Церковью. В этом письме он объявлял что сознаёт "временность и каноническую неполноту автокефалии, дарованной Святейшим Константинопольским Патриархом в 1924 г." и просил "не лишать меня в дальнейшем литургического и канонического общения с Великой Матерью - Церковью Российской, которая меня воспитала и вознесла на высоту Епископства; ни с ее вернейшей Дщерью — Церковью Польской, с которой связывает меня двадцатипятилетняя страда святительского служения и труда". Патриарх и Священный Синод 9 ноября того же года удовлетворили его просьбу и приняли его в сане митрополита в молитвенное общение, но лишили его титула "блаженнейший".

Вернуться на кафедру предстоятеля Дионисий не смог. Он не примирился с создавшейся ситуацией и 6 декабря 1948 года пришёл в советское посольство в Польше, где безуспешно просил позволения поехать в Москву для личных объяснений. 22 декабря того же года в письме министру Общественной администрации Польши Дионисий подчеркивал, что непризнание его Главой Польской Автокефальной Православной Церкви и создание временной Правящей коллегии являются с юридической точки зрения неканоническими действиями, осложняющими положение православной Церкви в Польше. Несмотря на ходатайства Константинопольского патриарха Афинагора I и польского эмиграционного правительства в Лондоне, а также благосклонное внимание американских дипломатических сотрудников, старания Дионисия были безуспешны.

В мае 1951 года, по случаю предстоящего прибытия новоизбранного Варшавского митрополита из СССР (это был Макарий (Оксиюк), см. блог за 2 марта), митрополиту Дионисию было предписано оставить Варшаву и переселиться в город Сосновец близ Катовице. В изгнании митрополита сопровождали его секретарь священник Афанасий Семенюк и монахиня Евдоксия (Полянская). Несмотря на многочисленные ходатайства, обращенные к государственным и церковным властям, Дионисий пребывал в Сосновце до мая 1958 года.

Последние годы провел в Варшаве, в приходском доме при храме Иоанна Лествичника на Воле. Пребывая на покое поддерживал регулярную письменную связь с патриархом Московским и всея Руси Алексием.
Скончался 15 марта 1960 года в Варшаве.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху