Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 31 марта.

О поминаемом сегодня епископе известно мало, а имеющиеся сведения порой противоречат друг другу. Отчасти это связано с тем, что рукоположен он был тайно и так же тайно служил впоследствии.

Епископ Маловишерский Кирилл, иначе схиепископ Макарий (Васильев)
Кузьма Васильевич Васильев родился в сентябре либо октябре 1871 года в деревне Губа Тихвинского уезда Новгородской губернии, в крестьянской семье. Жили бедно, поэтому сына отдали в Антониево-Дымский монастырь, где он работал водовозом. Имел хороший голос, поэтому начал петь в церковном хоре. Монахи же обучили Кузьму грамоте. Окончил земскую школу.

БД ПСТБИ: С юных лет стремился к монастырской жизни, но не сразу смог исполнить свое желание, так как штат всех монастырей епархии был заполнен и новых послушников в них не брали. Когда в 1894г. на месте упраздненной Макарьевской пустыни в 110 верстах от Hовгорода был учрежден новый миссионерский монастырь, он сразу устремился в него.

Там в 1900 году принял монашеский постриг с именем Кирилл, а в 1901 году был рукоположен в сан иеромонаха. После преобразования монастыря в общежительный и отстранения от должности первого настоятеля, игумена Арсения (Алексеева), братия единодушно избрала его настоятелем. 19 августа 1906 года это решение было утверждено Святейшим Синодом.

Сайт Псково-Печерского монастыря: "Если в 1908 году под началом иеромонаха Кирилла в обители подвизалось 8 монахов и 38 послушников, то к 1917 году было уже 60 монашествующих и 8 послушников. Постоянно возрастало число паломников не только из Новгородской, но и из соседних епархий, а также из Санкт-Петербурга. В обители возобновилось пение службы прп. Макарию Римлянину, и возродилась традиция ежегодного праздника в честь прп. Макария 19 января (1 февраля по н. ст.).

Игумен Кирилл сплотил вокруг обители прихожан и духовенство окрестных храмов. В 1915 году общество трезвости, действовавшее при Воскресенском монастыре, было преобразовано в Макариевское братство, возникла традиция проводить в обители «трезвенные совещания». По инициативе игумена Кирилла с 1915 года в одно из воскресений в середине июня в пустыни стали устраивать всенародные моления, на которые сходились крестные ходы из ближних сельских приходов.

В конце 1917 года по благословению игумена Кирилла в Воскресенский монастырь был привезен большой список иконы Божией Матери «Державная», обретенной в селе Коломенском под Москвой в марте 1917 года, после отречения императора Николая II. По воскресным и праздничным дням сразу после Литургии при большом стечении верующих игумен Кирилл служил молебны перед иконой вплоть до своего ареста. В 1919 году Воскресенский монастырь был преобразован в трудовую сельскохозяйственную артель «Земля и труд». В 1922 году часть территории обители была передана местному совхозу. Однако богослужения в монастырских храмах продолжали совершать, в кельях жили от 30 до 40 насельников.

В мае 1922 года, после ареста Патриарха Московского и всея России Тихона, при поддержке госвласти было создано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). Одним из центров сопротивления обновленцам стал Воскресенский монастырь во главе с игуменом Кириллом, занимавшим по отношению к обновленчеству самую бескомпромиссную позицию. В какой-то период, по свидетельству обновленцев, Макариева пустынь оказалась чуть ли не «единственным очагом «тихоновщины» в Новгородской епархии…»"

Весной 1922 года с началом кампании по «изъятию церковных ценностей» игумен Кирилл призвал верующих к защите главной святыни обители — раки с мощами преподобного Макария — «до последней возможности, даже до крови». От изъятия удалось скрыть множество драгоценной церковной утвари и священных предметов.

Тайно рукоположен 21 мая/3 июня 1923 года во епископа Макарьевского, викария Новгородской епархии. Хиротония была совершена епископом Бирским Трофимом (Якобчуком) и епископом Аскинским Серафимом (Трофимовым) с благословения временно управляющего Новгородской автокефалией епископа Крестецкого Серафима (Велицкого) по поручению епископа Андрея (Ухтомского). Впоследствии хиротония была утверждена Патриархом Тихоном.

Епископ Кирилл остался проживать в Макарьевском монастыре, существовавшим под видом сельскохозяйственной артели. Нелегально совершал поездки в Петроград, останавливаясь там у своих почитателей.

В начале июня 1924 года в результате обысков в обители была обнаружена «контрреволюционная антисоветская литература» в виде дореволюционных изданий «в основном монархического содержания», сочинений Иоанна Кронштадтского, воззваний Патриарха Тихона, листы с молитвой «Державной Богородице»; были найдены скрытые от изъятия «церковные изделия из драгоценных металлов». Ревизия губернского земельного отдела показала, что организованная в официально упраздненном монастыре артель «Земля и труд» не была зарегистрирована в местных органах власти и не имела прав юридического лица. Она объединяла около 70 бывших монахов и послушников и была создана для сохранения монашеской обители.

БД ПСТБИ: "Епископа Кирилла арестовали в Макарьевском монастыре вместе с группой иноков за "сокрытие от большевиков монастырских драгоценностей". Всех арестованных увезли в Новгород.

28–30 января 1925г. в Новгороде прошли открытые слушания Губернского суда под председательством А.Кошерова. Из материалов дела (из проведенной обвинителями экспертизы): "Обнаруженные при обыске в монастыре издания, в которых советская власть отождествлялась с властью иудейской... могли оказывать влияние на темные, невежественные умы... являются сильно контрреволюционной акцией".

В связи с этим суд приговорил 8 обвиняемых к лишению свободы от 1-го года до трех лет. Епископа Кирилла, как "вдохновителя контрреволюционной акции", приговорили к пяти годам заключения."

Отбывал срок в концлагере в Вологодской губернии. После досрочного освобождения в 1927 году вернулся в обитель. Был назначен епископом Маловишерским, викарием Новгородской епархии. Не поддержал «Декларацию» 1927 года заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и в середине 1928 года принял решение уйти на покой. В июле 1928 года епископ Стефан (Бех) постриг его в схиму с именем Макарий.

В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года был арестован вместе с оставшейся братией монастыря (около 40 человек) по обвинению в «контрреволюционной деятельности» в ходе операции ОГПУ по ликвидации всех монашеских общин на территории Ленинградского военного округа. 22 марта 1932 года приговорен Коллегией ОГПУ к 3 годам ссылки в Казахстан.

После окончания срока ссылки в 1935 году поселился в районе Чудова. Вплоть до начала Великой Отечественной войны и оккупации этих мест с большими предосторожностями и постоянной опаской скитался по разным местам в пределах бывших Новгородской и Петроградской губерний, работал пастухом у крестьян в колхозах, объезжал города и сёла, тайно совершая богослужения и требы, готовил своих духовных чад к принятию сана, постригал в монашество и рукополагал.

Приход германских войск застал его в Чудове, после чего он отправился в свой монастырь чтобы собрать уцелевших насельников и возродить обитель. Здесь он узнал о расстреле оккупационными войсками пациентов инвалидного дома, который располагался в зданиях закрытой Макарьевской пустыни. Возродить монастырь нацисты не позволили. В конце 1941 года, после Тихвинского контрнаступления красной армии, Макарьевская пустынь оказалась вблизи линии фронта. Немецкие войска создали в бывшей Макарьевой пустыни мощный опорный пункт, а в одном из зданий оборудовали штаб. Сопротивлявшегося этому схиепископа Макария перевезли в Чудово. В ходе боевых действий Макарьевская пустынь была полностью разрушена.

В начале 1942 года схиепископ Макарий и его келейник иеродиакон Вукол (Николаев) были перевезены немцами во Псков. 14 апреля 1942 года они поселились в Псково-Печерском монастыре. Схиепископ Макарий, которому было 70 лет, решил навсегда остаться в Печерской обители, где поселился в здании трапезной, на нижнем этаже. Вёл строгую молитвенную жизнь, ежедневно посещал храм и периодически служил, снискав всеобщую любовь насельников монастыря. Принимал участие в деятельности Псковской миссии.

Ежемесячная газета "Мир Православия" (Эстония): "Немногим, посещавшим его, схиепископ Макарий рассказывал историю своей многотрудной жизни в СССР. В течение более 10 лет он не ночевал подряд двух ночей в одной и той же квартире. С большими предосторожностями и постоянной опаской и оглядкой скитался из селения в селение, из одного города в другой. Работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха. Он имел многочисленных духовных чад - мирских, тайных монахов и тайных священников. Шутя, говорил, что у него была своя духовная семинария и академия.

Он предсказал окончание войны, неудачное для немцев, и свою собственную кончину: «Я уже не вернусь отсюда». В Печерском монастыре схиепископ Макарий проживал в здании трапезной, в нижнем этаже.

Схиепископ погиб во время бомбардировки обители советской авиацией в ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 г. «...бомбили город в продолжение всей ночи, в четыре приёма, с перерывами в 40 - 50 минут. К счастью для монастыря, огромные двухтонные бомбы падали в стороне... На монастырь упал десяток бомб меньшего калибра. Одна из бомб вырвала с корнем росший на площади против трапезной многолетний дуб». В обители объявили тревогу, но Владыка Макарий не пошёл в пещеры, чтобы укрыться от опасности. Недалеко от окна его кельи взорвалась бомба; осколками пробило оконное стекло, и один из них убил Владыку на месте, во время коленопреклоненной молитвы перед иконами, попав прямо в сонную артерию. «Развернутое на аналое Евангелие и молитвослов были залиты кровью. Находившийся в двух метрах келейник отделался испугом. Остановившиеся часы показывали 9.47 вечера»."
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху