Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 28 марта.

Епископ, речь о котором пойдёт сегодня, репрессиям не подвергался. Но быть вынужденным на седьмом десятке лет покинуть родную землю - разве это не мученичество?

Митрополит Харбинский Мефодий (Герасимов)
Герасимов Маврикий Львович родился в 1856 году в Барнаульском уезде Томской губернии, в семье священника. Окончил Томские духовные училище и семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Несмотря на успешную учёбу, подал после 3-го курса прошение об увольнении из Академии по болезни.

В 1882 году поступил псаломщиком в Алтайскую миссию. ПЭ: Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888).

30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу."

С 24 декабря 1898 года - епископ Забайкальский и Нерчинский.
"Прибыл в Читу в февр. 1899 г. и сразу приступил к налаживанию церковной жизни, пришедшей в упадок из-за болезни прежнего правящего архиерея... В Чите М. стал известен как талантливый проповедник. Его архиерейские службы собирали столько верующих, что их не могла вместить крестовая Андреевская церковь. Все лето М. посвящал поездкам по отдаленным приходам, участвовал в местных крестных ходах, посещал тюрьмы. В 1912 г. М. учредил курсы псаломщиков, лично наставлял слушателей в церковном чтении и пении, был очень требовательным, принимая экзамены. Часто публиковал заметки и статьи в «Забайкальских епархиальных ведомостях», издал 2 брошюры о методике преподавания в начальной школе."

Радио ВЕРА: "Тёплое время года владыка проводил в поездках, навещая отдалённые миссионерские станы, общаясь как с православными (включая каторжников), так и с бурятами-язычниками.

Епископ Мефодий остро переживал о тех, кто подвергся несправедливости. Так, он неоднократно приходил на суды, чтобы свидетельствовать в защиту оклеветанных людей. Это касается и процессов над некоторыми священниками, которые во время революционной смуты 1905-1907-х годов были обвинены в неблагонадёжности.

Когда в Россию хлынул поток корейцев, бежавших от японской оккупации, владыка Мефодий добился, чтобы им дали законное право на проживание в России. Кроме того, среди беженцев была начата православная проповедь, что привело к появлению общин православных корейцев."

Сайт Оренбургской епархии:
"Положение в Забайкальской епархии было тогда сложным, и дел архипастырю предстояло много. Территория епархии превосходила своей обширностью целые страны, такие, например, как Германия, Франция, Италия. Половина населения состояла из язычников-инородцев, сектантов и разного рода раскольников. При этом Забайкальская духовная миссия бедствовала, не хватало ни средств, ни работников. Повсеместно ощущалась нехватка священников, монастыри пустовали.

Такое положение требовало от архиерея частых объездов епархии, посещения отдалённых приходов и большого внимания к жизни паствы. Благодаря своему миссионерскому опыту, епископ Мефодий успешно просвещал местных инородцев в течение 15 лет и приобрёл среди них большую любовь за заботы об их духовных нуждах. Все летние месяцы он не только ездил по приходам, участвовал в крестных ходах, но также посещал тюрьмы и каторгу."

ПЭ: "20 дек. 1912 г. назначен епископом Томским и Алтайским. Приобрел в Томске большое здание, в к-ром разместили епархиальную б-ку и богадельню для лиц духовного звания, под его руководством было отреставрировано ветхое здание Томского архиерейского дома. 30 июля 1914 г. назначен управляющим Оренбургской и Тургайской епархией. При М. произошла реорганизация епархиального управления. В сент. 1914 г. резиденция викарного Челябинского епископа была перенесена из Оренбурга в Челябинск. В помощь правящему архиерею (прежде всего в миссионерской деятельности) в дек. того же года была учреждена Кустанайская викарная кафедра с местопребыванием епископа в Оренбурге. М. уделял большое внимание развитию дела миссии, возглавляя епархиальный комитет Православного миссионерского общества. По его ходатайству была вновь учреждена должность Оренбургского епархиального миссионера для проповеди среди мусульман, был восстановлен Александровский миссионерский стан в Кустанайском у. Тургайской обл. В епархии появились новые миссионерские школы, велась подготовка к открытию Оренбургского миссионерского ин-та. М. постоянно совершал поездки по отдаленным приходам епархии, которые продолжались иногда по несколько месяцев.

В условиях начавшейся первой мировой войны М. возглавил работу Оренбургского епархиального комитета Красного Креста и Оренбургского епархиального беженского комитета. Было организовано несколько госпиталей, в т. ч. при женских мон-рях, Оренбургской ДС и жен. епархиальном училище. М. занимался сбором дополнительных средств на содержание госпиталей, регулярно посещал находившихся там раненых, проводил для них богослужения. Епархиальным комитетом Красного Креста было собрано ок. 200 млн р. (не считая пожертвований продуктами и одеждой). Во всех благочиниях были организованы отделы епархиального беженского комитета, к-рые снабжали эвакуированных из западных прифронтовых областей едой и одеждой, помогали найти им приют и определить детей в школы. В Оренбурге, где находилась основная часть беженцев, для них был устроен специальный городок с церковью, бесплатной столовой, баней, амбулаторией, 2-классной школой и б-кой."

Радио ВЕРА: На оренбургской земле епископ Мефодий встретил Первую Мировую войну и революцию. Всеми силами он пытался примирить «белых» и «красных». Владыка говорил: «Спаситель Бог посетил Российскую Церковь огненным искушением, чтобы посрамить сатану, как некогда он был посрамлён терпением праведного Иова».

Участвовал в Поместном Соборе 1917-18 гг.
ПЭ: "После прихода к власти большевиков М. воздерживался от политических высказываний. 13 дек. 1917 г. он вернулся в Оренбург. В связи с первыми жертвами при столкновении в Оренбурге между сторонниками большевиков и казаками во главе с атаманом А. И. Дутовым 2 янв. 1918 г. М. выступил в кафедральном соборе с речью, ставшей известной как «Слово на погребение офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия». 18 янв. Оренбург был занят отрядами красногвардейцев, 20 янв. М. арестовали по обвинению в поддержке атамана Дутова и произнесении проповедей против большевизма. На допросе епископ заявил, что участвовал лишь в отпевании жертв гражданской войны и выступал против братоубийственного кровопролития. После допроса М. был освобожден.

3 июля 1918 г. Оренбург заняли войска атамана Дутова. По этому случаю М. выступил в кафедральном соборе с приветственным словом, в котором обличал проводившиеся большевиками репрессии и осквернение христ. святынь. М. дал поручения всем благочинным расследовать случаи репрессий большевиков над священнослужителями. 21 сент. того же года М. передал временное управление епархией викарию Кустанайскому еп. Дионисию и выехал в Сибирь. 14 нояб.- 3 дек. в Томске М. принимал участие в Соборном церковном совещании представителей епархий Поволжья, Урала, Сибири и Дальн. Востока, на котором было сформировано Высшее временное церковное управление Сибири при правительстве адмирала А. В. Колчака. В кон. 1918 г. М. вернулся в епархию. Из-за угрозы взятия красными войсками Оренбурга (оставлен белыми 22 янв. 1919) архиерей проживал в Челябинске, где 26 февр. 1919 г. им был сформирован временный епархиальный совет.

М. организовал мобилизацию военных священников для белых воинских частей, активно поддерживал в своих проповедях действия адмирала Колчака и атамана Дутова. В июне 1919 г., перед взятием Челябинска Красной Армией, М. выехал в Омск, откуда в нояб. тоже года был эвакуирован в Иркутск, а в февр. 1920 г. прибыл в Харбин."

ПЭ Древо: "Большинство беженской паствы в Маньчжурии уже знали владыку Мефодия как своего епархиального архиерея и когда было возбуждено ходатайство об устройстве новой Харбинской епархии сразу была выдвинута его кандидатура. Зарубежное Высшее Церковное Управление удовлетворило ходатайство и, согласно рапорту архиепископа Мефодия, 2 июня 1922 года он вступил в управление вновь открытой епархии.

Владыкой Мефодием было постепенно создано епархиальное управление и организована жизнь новой епархии, львиную долю которой составили послереволюционные русские беженцы. За период его архипастырского служения в Харбинской епархии было устроено 22 храма, включая и при училищах. За время своего управления Харбинской епархией им были созданы благотворительный отдел при епархиальном совете; епархиальное попечительство о бедном духовенстве; приют "Дом-Убежище" с бесплатными аптекой и амбулаторией, призревавший свыше 140 насельников; по приходам устроены богословско-миссионерские курсы и душеполезные собеседования."

Скончался 28 марта 1931 года от сердечного приступа. Похоронен был в склепе харбинского Свято-Николаевского собора. В 1966 году при разрушении собора могила была утрачена.

"Он ценил людей, доверял им и умел защитить нуждающихся в помощи. В обращении был прост, общедоступен, поддерживал всякое доброе начинание и благословлял на полезное дело. Отличительными чертами его характера были снисходительность, «ласковая отзывчивость» и сострадание к людям, а чужие заботы и нужды были для него важнее собственных. Таким запомнили современники (в большинстве своём русские беженцы) своего владыку – митрополита Харбинского и Маньчжурского Мефодия (Герасимова), пришедшего на чужбину в сане архиепископа Оренбургского и Тургайского."
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху