Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 20 марта.

Поминаемый сегодня епископ прожил долгую и непростую жизнь. Было в ней многое - радости и горести, труды и награды, дружба и измена. Из его 90 лет 11 были отняты лагерем и ссылкой, но завершалась его жизнь среди родных, в мире, а упокоился он рядом со своими родителями.

Архиепископ Костромской и Галичский Кассиан (Ярославский)
Ярославский Сергей Николаевич родился в 1899 году в селе Золоторучье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к потомственному священству, известному с XVII века. До него в семье родилось 5 дочерей, и желая иметь сына глава семейства даже предпринял пешее паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Окончил Угличское духовное училище, затем 3 года учился в Кашинской духовной семинарии. Окончить её не смог из-за закрытия семинарии в 1918 году. В биографиях пишут, что после этого он "поступил без экзаменов в угличскую школу 2-й ступени, а затем — на юридический факультет Ярославского университета (бывший Демидовский юридический лицей)", однако сам Владыка писал: «мне не пришлось учиться по обстоятельствам военного времени и бытовым трудностям».

В 1919 году был призван на военную службу в тыловое ополчение. В 1920 году демобилизовался по состоянию здоровья (из-за близорукости, он с 10 лет носил очки) и поступил служащим в угличское уездное статистическое бюро.

В том же году получил должность псаломщика в Ильинском храме родного села Золоторучье, был посвящен в стихарь с поручением произносить проповеди в храмах Угличского викариатства. 15 июля 1923 года вступил в брак с дочерью священника из села Спасского; в их семье родилось четверо детей. В августе 1923 года рукоположен во священника в архиепископом Ростовским Иосифом (Петровых) и назначен настоятелем Николо-Песоцкого храма в г. Угличе.

В 1925 году был перемещен для служения в угличскую Никольскую церковь на Сухом пруде. После её захвата обновленцами в 1928 году стал служить в Ильинском храме села Ильинского Угличского уезда. Однако уже 21 ноября 1929 года был арестован и приговорён к трём годам ссылки. Отбывал её вначале в Северном крае, а затем в Казахстане. После освобождения в 1932 году вернулся в Ильинскую церковь, однако прослужил всего 5 месяцев.

БД ПСТБИ: Арестован 5–6 февраля 1933г.
Осужден 07/07/1933 тройкой при ПП ОГПУ СССР по обвинению "контрреволюционная агитация и пропаганда" (ст.58–10 УК РСФСР).
Осуждён на 8 лет ИТЛ.

Некоторое время находился в ярославской тюрьме в Коровниках, где тогда, в числе многих арестованных священнослужителей, пребывал и священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (скончался 21 августа 1938 года в ярославской тюремной больнице). Спустя много лет владыка Кассиан писал: «Среди нашего брата священников стало тогда известно, что в одиночной камере содержится святитель Русской Православной Церкви архиепископ Никодим Костромской, который мужественно держится на допросах, претерпевает пытки и жестокие издевательства».

Находясь в Рыбинской колонии едва не лишился ноги, проколов ее ржавым гвоздем и получив заражение крови. Более трех месяцев находился в больнице, однако это, возможно, избавило его от грозившей смертью отправки на этап. Во время заключения скончался его отец, были арестованы сестра и её муж, а также был расторгнут его брак. Однако дети продолжали помнить отца и молиться за него.

Полностью отбыл срок заключения на строительстве канала Москва-Волга. В феврале 1941 года был освобождён и вернулся в Углич. Родные и знакомые узнавали его с трудом, он выглядел семидесятилетним старцем. 14 мая 1941 года был назначен в угличскую кладбищенскую церковь св.царевича Димитрия "на поле". В апреле 1943 года получил указ быть настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Архангельского в Угличском районе, где еще диаконом служил его покойный отец, а ранее — деды и прадеды по линии матери. Жил в храме, в небольшой келье под колокольней, половину кельи занимала его библиотека. Под его руководством сложилась православная община.

3 июня 1948 года архиепископом Димитрием (Градусовым) пострижен в монашество с наречением имени Кассиан в честь преп. Кассиана Учемского, Угличского чудотворца. Не прекращая служение в Архангельском, заочно закончил 4-й курс Ленинградской Духовной Семинарии и Ленинградскую Духовную Академию.

В январе 1961 года назначен настоятелем храма в г. Угличе и возведен в сан архимандрита.
26 марта 1961 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Чин хиротонии в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры совершали: патриарх Алексий I, митр. Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), архиеп. Краснодарский и Кубанский Виктор (Святин), пребывавший на покое епископ Арсений (Крылов) и епископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).

14 мая 1963 года был возведен в сан архиепископа и назначен Новосибирским и Барнаульским.
Официальный сайт Новосибирской Митрополии: "Служение владыки Кассиана на Новосибирской кафедре было очень кратким, но верующие, помнящие архиепископа Кассиана, тепло отзываются о нем как глубоко верующем, благодатном старце, способном дать подлинно духовный совет."

С 20 мая 1964 года — архиепископ Костромской и Галичский.
В Костроме жил в небольшом деревянном доме, в котором в трёх маленьких полуподвальных комнатах размещалось и епархиальное управление. В этот период только в Костроме оставались действующими три храма, богослужение в них не прекращалось; продолжалась церковная жизнь и в немалом (для того времени) числе сельских приходов.
Архиепископ Кассиан приглашал священников, в том числе и заштатных, в свою епархию, уделял большое внимание совершению служб и произнесению проповедей на приходах. В 1981г. по его инициативе было учреждено празднование Собору Костромских святых.

«Сей из рода нашего»:к портрету архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского):
"Конечно, многие скажут, что владыка не сказал и не сделал ничего из того, что в нашем понимании свидетельствовало бы о яркости его натуры: не был оппозиционером, не призывал к неповиновению властям, в безбожные годы советской власти, не конфликтовал с уполномоченным Совета по делам религий. Он не протестовал против реформы приходского управления 1961 года, по которой административно-хозяйственные функции переходили от настоятеля к старостам, чем породили массовые конфликты на приходах.

Он стремился показать всем образ истинного пастыря, вернуть людей к подлинному пониманию Евангелия, передать дух молитвы и молитвенного стояния и тем подтверждал слова, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I о том, что «умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых».

Он был человеком Церкви, почитателем чудотворной иконы Феодоровской. Пастырем, который всегда проповедовал Христа распятого и воскресшего, по слову апостола: «Горе мне, если не благовествую» (1Кор. 1,16). Главное не форма, главное цель и достижение цели, итог – духовно-нравственное возрождение человека. А итог проповеди владыки таков: храмы были наполнены людьми кающимися, причащающимися, любящими Христа и свою Православную Церковь. И никакие гонения, никакие запреты власти не смогли помешать этому. Разве Церковь оценивается количеством храмов и духовенства, участием во всех мероприятиях? Конечно, нет.

Именно он принял диссидента священника Георгия Эдельштейна в свою епархию, несмотря на одиозность фигуры и скандальную репутацию его. По воспоминаниям о. Георгия, владыка был молитвенником, прекрасным проповедником и истинным монахом: «…когда Кассиан служил, не только в алтаре, во всем храме было тепло». Такую оценку о. Георгия немногие иерархи заслужили, хотя он и укоряет владыку за требование к приходам о сдаче средств в советский Фонд мира, куда и сам Высокопреосвященнейший отдавал всю свою зарплату. Именно он пригрел «лагерных сидельцев» архимандрита Серафима (Борисова, 9 лет ИТЛ) и иеродиакона Паисия (Козлова, 9 лет ИТЛ). О нем в начале 90-х годов один из сотрудников КГБ, осуществлявший негласный надзор за владыкой, сказал, что «КГБ причислял его к группе иерархов, которые были лояльны по отношению к государству, но очень ревнивые в заботе о человеке»."

Осенью 1988 года он подал прошение о почислении на покой по состоянию здоровья. Оно было удовлетворено Патриархом 30 ноября, после чего Владыка Кассиан поселился в Ярославле в небольшом частном доме, опекаемый своей дочерью Марией. Туда к нему по-прежнему приезжали за советом и наставлением костромские священнослужители и духовные чада.

Скончался 20 марта 1990 года. Согласно завещанию было похоронен в Угличе, рядом с родительскими могилами на церковном кладбище при Димитриевском храме.

Кроме источников, на которые были даны ссылки, использовались Википедия, ПЭ Древо, сборник Старец-архипастырь. Архиепископ Кассиан (Ярославский).
Имеется ссылка на полный текст его автобиографической книги «Жизнь под осенением иконы Богоматери Феодоровской», однако на данный момент по ней выдаётся сообщение: "Сайт временно не работает по техническим причинам".
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху