Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Зачем исповедоваться перед священником, если можно напрямую перед Богом?
Такой вопрос мне в последнее время задают часто. Здесь можно привести несколько доводов.
Такой вопрос мне в последнее время задают часто. Здесь можно привести несколько доводов.
- Действительно не все грехи требуют обязательной исповеди как Таинства. Для прощения несмертных (обыденных) грехов достаточно исповедоваться перед Богом, как мы и призваны делать это каждый вечер. Но если человек совершил смертный грех, он тотчас духовно убил свою душу, лишившись освящающей благодати. Чтобы ее вернуть, нужно примириться с Богом в Таинстве. Тоже самое можно видеть и на примере с телесными повреждениями: какие-то из них можно исцелить в домашних условиях, а какие-то требуют обязательного оперативного вмешательства. Таинство Покаяния необходимо человеку: «Как через грех мы теряем ту невинность, которую получили в Святом Крещении, так опять приближаемся к ней через Покаяние. И как через грех мы лишаемся благодати Божией, так через Покаяние мы вновь ее обретаем. И как через грех мы попадаем в плен к дьяволу, так через Покаяние освобождаемся из него. И как через грех в совесть нашу входят стыд и страх, так через Покаяние к нам возвращается мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание, Ч.1, вопрос 114).
- Человеку, который услышал объявление о Божьем прощении его грехов на исповеди от священника, легче поверить, что он прощен. Свт. Феофан Затворник говорит об этом так: «Богу угодно было небесное разрешение – небесное изглажение из списка осужденных поставить в зависимость от разрешения связанных грехами на земле. Итак, прими Таинство покаяния, чтобы сподобиться всестороннего разрешения и открыть в себя вход духу благодати. Совесть, теперь возочищенная, возвратившая нежность и чутье к нравственному порядку, не даст покоя, пока решительно не уверимся в прощении. Такова она в обыкновенном порядке нашей жизни: не дает она нам и на глаза показаться к тому, кого оскорбили, пока не уверимся, что он простил нас. В отношении же к Богу она еще разборчивее. Хотя в то время, когда человек возвышается до решительного обета, сходит на него некоторое уверение, что он теперь не противен Богу; но эта уверенность – своя и прочна быть не может, ее скоро поколеблет сомнение: "Да так ли, да не самообольщение ли это", а сомнение внесет тревогу внутрь, от тревоги же – расслабление. При этом жизнь не будет иметь ни твердости, ни стройности. Итак, надобно человеку услышать всепрощение от лица Божия, чтобы, окончательно успокоившись уверенностью в милости Божией, действовать потом решительнее и тверже в этой уверенности. Поди же исповедуйся – и получишь от Бога объявление о прощении» (Путь ко спасению).
- Духовник-священник – это духовный врач. Человеку, который только начинает свой путь ко спасению, трудно, если не невозможно, определить ту грань, за которой начинаются грехи немощи, но в более тяжкой форме или грехи смертные, но в более слабом своем проявлении. Поставить верный диагноз и дать добрый совет обязуется духовник, который должен обладать необходимыми знаниями и опытом.
- Совершенные грехи вносят определенный нравственный беспорядок, который кающийся должен исправить. Для этого существуют епитимьи или удовлетворения, которые духовник должен назначать тому, кто приходит на исповедь (по крайней мере, со смертными грехами). В интересах человека получить и исполнить это епитимью при жизни на земле, чтобы не нести временное наказание после смерти.
- Исповедь перед священником также нужна для поддержания церковной дисциплины. Священник, который преподает Таинства, должен быть в курсе кому можно их преподавать, а кому нет. Так как он может не знать, что за человек желает получить Таинство (например, причаститься Св. Тайн Христовых), то необходима предварительная исповедь, где человек должен честно все рассказать сам.