Немного статистики - 12 марта.

На сегодняшнюю дату сведений о скончавшихся в этот день епископах не обнаруживается. Данные об архиереях, чья дата кончины точно не установлена, были размещены ранее. Поэтому выложу первую половину статистики по архиерейским хиротониям - от революции до начала войны. Ну и предложу несколько выводов из неё. Итак, по годам:

1918 6
1919 11
1920 37
1921 43
1922 33
1923 55
1924 35
1925 14
1926 23
1927 8
1928 10
1929 3
1930 3
1931 9
1932 7
1933 5
1934 2
1935 4
1936 2
1937 0
1938 0
1939 0
1940 1
1941 (до 22.06) 3

Здесь учтены только те хиротонии, что происходили на территории, контролировавшейся коммунистическими властями. Скажем, сюда не включен епископ Павел (Введенский), которому пришлось для рукоположения отправиться в... Японию, куда ранее эмигрировали дальневосточные архиереи. Также, например, Николай (Могилевский) был рукоположен в Чернигове, который был на тот момент занят войсками Деникина.

Минимум 13 епископов из этого числа были рукоположены тайно: Аввакум (Боровков), Варлаам (Козуля), Максим (Жижиленко), Сергий (Зверев), Сергий (Куминский), Афанасий (Молчановский), Николай (Парфенов), Петр (Соколов), Петр (Федосихин), Вениамин (Фролов), Иннокентий/Иоанникий (Сперанский), Кирилл (Васильев), Феодор (Власов). Возможно, и их следовало бы исключить из этой статистики.

В 1918-19 годах, сразу после революции и в условиях гражданской войны, архиерейских хиротоний немного. Видимо, условия были слишком тяжёлыми, да и сказывалась инерция - "пусть будет, как было раньше". Затем, вероятно, помимо замещения кафедр, епископы которых эмигрировали или были убиты, начали создаваться новые епархии и викариатства.

Резкий рост количества хиротоний в 1923 году я считаю связанным с обновленчеством. В 1922 году коммунисты сделали ставку на церковный раскол, поддержали "Живую церковь" и туда ушла часть архиереев. Для противодействия обновленцам и потребовался численный рост епископата.

Наглядно видно, что после 1924 года начинают "перекрывать кран". Некоторый всплеск в 1926 году может быть связан с очередным расколом, на этот раз григорианским. В 1927 году выходит "Декларация" митрополита Сергия, Церковь была легализована, но в определённой степени становится зависимой от властей. Скорее всего, этим и объясняется уменьшение числа архиерейских хиротоний.

Начиная с 1929 года (год фактического прихода Сталина к неограниченной власти) оно сводится к минимальным цифрам, не более 9 за год, а преимущественно всего 2-3. Наконец в 1937-39 – ни одной архиерейской хиротонии. То есть либо епископов уже достаточно (кто-нибудь верит?), либо действуют иные причины.

Несколько хиротоний осуществляется в 1940-41 гг., но стоит обратить внимание на географию. Епископы рукополагались:
Дамаскин (Малюта) – на Житомирскую епархию, это граница с Западной Украиной;
Венедикт (Бобковский) – Брестский викарий Гродненской епархии, Западная Белоруссия;
Пантелеимон (Рудык) – Львовская епархия, Западная Украина;
Вениамин (Новицкий) – Пинская епархия, Западная Белоруссия.
Видно, что в России новых епископов власть видеть не желает.

О статистике епископских хиротоний после начала войны - скорее всего, послезавтра.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху