Грешить или нет - вот в чем вопрос.

Часто можно слышать от людей, далёких от Церкви: "Легко вам, православным, греши сколько хочешь, потом достаточно об этом на исповеди сказать и священник все грехи отпустит"? Так ли это?

Конечно же, это не так.

Во первых, православным не легко. Потому, что кому больше дано, с того и спрос больше. Православный – это не тот, кто носит крестик, приходит на Пасху в храм освящать куличи и ныряет в прорубь на праздник Крещения Господня. И вовсе не тот, кто иногда соблюдает Великий пост, потому, что это полезно для здоровья или ездит в паломничества, чтобы зарядиться положительной энергетикой. Все перечисленное именуется не православием, а обрядоверием – верой в действенность неких обрядов и действий. Православный – это тот, кто не просто говорит, что он верит в Бога, а имея веру, живет по заповедям Божьим. Любить ближнего, прощать обидчиков, молиться за врагов, творить добрые дела, при этом не забывая регулярно посещать храм, исповедоваться, причащаться, творить молитву – это далеко не полный список того, что предписывает православное христианство своим последователям. Если кто-то думает, что духовная жизнь православного христианина, неотделимая от него ни в каких обстоятельствах – это легко и беззаботно, то он ошибается. Человеку, далекому от Церкви, гораздо проще – его не сковывает ничто, кроме собственной совести и те моральные устои того общества, в котором он живет. И пусть он не подозревает, что совесть – это голос Бога в его душе, но он не обременен необходимостью стараться быть лучше и постоянно работать над этим. У христианина есть идеал, к которому надо стремиться – Христос, а у человека, далекого от христианства, даже самый высокий идеал не идеален.

Во вторых, утверждение «греши сколько хочешь» совсем не вяжется с христианством. В Евангелии нет ни единого призыва грешить сколь угодно много. Наоборот, Господь Иисус Христос, исцелив человека, который был болен в течение 38 лет, сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Спаситель ясно дает понять, что грех действует на человека плохо, поражая не только душу, но и физическое естество. Здравомыслящий человек, осознавая эту закономерность, вряд ли станет сознательно грешить, не задумываясь о последствиях. Тем паче, что последствия могут оставаться частично или полностью. Например, если человек подвержен греху пьянства или наркомании, то вполне может заработать себе массу болячек – развивается цирроз печени, нарушается работа сердца и головного мозга, повышается риск онкологических заболеваний, страдает психика. У таких людей чаще рождаются больные дети. Даже если алкоголик или наркоман бросит употреблять спиртное или наркотики, принесет искреннее покаяние в грехах, то физиологические последствия все равно никуда не денутся – подорванное здоровье в полной мере не восстановится. Печальные последствия для психики ожидают и людей, длительное время находившихся в сектах или увлекавшихся оккультизмом. Психиатрам, психологам и священникам хорошо известны случаи, когда после сект и занятий оккультизмом люди заметно повреждались умом, и эти приобретенные болезни в какой-то степени лишь смягчались после покаяния и обращения к Богу.

В третьих, недостаточно просто сказать на исповеди священнику о своих грехах на исповеди и он все отпустит. Главное условие на исповеди – это не сказать, а принести покаяние. Исповедь – это не отчет о грехах за определенный период, а Таинство покаяния. Покаяние по-гречески звучит как «метанойа», что в буквальном переводе означает «исправление ума». Мало просто назвать свой грех на исповеди, констатируя его наличие, нужно исправляться, а это невозможно без переосмысления своей жизни, изменения отношения к греху. Но самое главное – исповедь не работает в «автоматическом режиме». Это не автомат с газировкой. Совершителем Таинства покаяния, как впрочем, и любого другого из семи Церковных Таинств, является Сам Бог. Именно Он прощает грехи, в которых человек кается. А если нет покаяния, а есть только перечисление грехов, то и прощать нечего.

Подводя итог, хочется отметить, что даже само намерение совершить грех, сопровождаемое мыслью о том, что можно потом пойти на исповедь и покаяться, уже является грехом. А умышленное совершение греха с мыслью о прощении его на исповеди, является грехом еще большим, чем аналогичный грех без такой мысли.

Комментарии

Сверху