"Церковь, покорствуя словесам Божиим, особенно гнушается этим учением еретиков, отвращается же басней и других лжеучителей и, веря Божественному Писанию, говорит, что душа создана вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего создания, но изволением Творца приходит в бытие по образовании тела. Ибо божественный Моисей сказал, что сначала создано тело Адамово, а потом вдунул Бог душу. Взял персть от земли, и созда Бог человека, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу
(Быт.2:7). Этого же вдуновения не называем с Кердоном и Маркионом какою-либо частью Божественной сущности - утверждаем же, что этим обозначается естество души, а именно что душа есть дух разумный и мыслящий. И в законах этот же пророк еще яснее научил нас, что сперва образуется тело, а потом вдыхается душа, ибо об ударившем беременную сказал: Аще изыдет младенец изображен, да будет око за око, зуб за зуб, и прочее: Аще же изыдет не изображен, тщетою да отщетится
(Исх.21:22-24), а этим научает, что младенец, образовавшийся в утробе, одушевлен, а необразовавшийся - не одушевлен.
Прп.
Макарий Египетский. Духовные беседы: Ответ.
Как зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ...
Святые Отцы о зачатии человека.
Из "Догматического Богословия" Митрополита Макария (Булгакова).
Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами?
Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только
мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению православной Церкви, "
в то время, когда тело образуется уже и сделается способным к принятию оной" (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 28).
Так учили и древние учители Церкви: Кирилл александрийский, Августин,
Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея:
Исх. 21:22-24. Вот как; например; раскрывает мысль свою
блаж. Феодорит:
"Т
от же пророк (Моисей) в законах своих еще яснее учит; что сперва образуется тело, а потом вливается душа. Ибо говоря о том, кто поразит беременную женщину, он дает такой закон: "
Когда кто ударит беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (младенец ее неизображен), то взять с виновного пеню... а если будет вред (если же [младенец] изображен будет), то отдай душу за душу, око за око" и проч.
(Исх. 21:22-24).
Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а
образовавшийся имеет душу" (кратк. Излож. Божест. Догмат. Гл. 9, в Хр. Чт. 1844, VI. 221-222).
Вот это мнение Св.Отцов по поводу времени возникновения ипостаси человека.