Умная молитва - это какая молитва?

Православный христианин
В делании молитвы отцы выделяют грубо три этапа этого делания, которые предшествуют самодвижной молитве Духом движимой. Это словесная,, умная, сердечная молитва. При этом молитвой вообще называется только творимая со вниманием молитва, а творимую без внимания отцы называли поминанием Бога всуе. То есть словесная молитва - это внимательная молитва произносимая словом. А умная молитва чем отличается от внимательной словесной? Насколько понимаю - это молитва произносимая умом без слов, хотя может и сопровождаться словами но не обязательно. То есть не так что мы произносим слово и к нему присоединяем смысл (как, например, читаем невнимательно но читаем и в некоторый момент начинаем не просто бессмысленно произносить слова а в слова вкладывать смысл). На стадии умной молитвы, думаю, слово следует за мыслью, а не мысль за словом как в словесной. То есть в умной молитве сначала мысль, а потом она оформляется словом. И присутствие слова не обязательно при этом.

Иногда, молясь за людей знакомых, я замечаю что мысль уже обратилась к тому или иному человеку, за которого хочу помолиться, а слово как бы подбирается потом с именем человека, оформляя мысль. Иногда мыслью можно охватить сразу несколько конкретных людей, а чтобы в молитве оформить эту мысль, нужно время чтобы перечислить каждого.

Тут интересно ещё посмотреть как, в какой форме, так сказать, приходят помыслы от духов, которые не нуждаются в том чтобы выразить мысль на том или ином языке. Или, например, посмотреть как мыслит младенец, который не умеет говорить, не знает слов но при этом мыслит и, порой, люди могут рассказать о тех или иных мыслях из своего раннего детства, когда ещё ребёнок не умел говорить, когда учился выражать мысль словом.
 
Москва
Православный христианин
Умная, или внутренняя, молитва есть, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва. Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором – с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство. Бывает, по благодати Божией, и одна сердечная молитва – и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся осознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная же и от всех требуемая молитва есть, чтоб со словом молитвенным всегда сочетаемы были и мысль, и чувство. Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами: то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величию, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться, а наконец состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом, и есть непрестанная молитва. В таком состоянии пребывал св. Давид, свидетельствующий о себе: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна, никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом – разумея и сознавая все молитвословимое, сердцем – все то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на нее преклоняется. Такою молитвою возмолился Моисей пред Чермным морем и тотчас услышал глас Божий: «что вопиеши ко Мне?» (Исх. 14, 15) – и силу приял от Бога избавить народ свой от угрожавшей ему беды.
 
Православный христианин
Умная, или внутренняя, молитва есть, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва. Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором – с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство. Бывает, по благодати Божией, и одна сердечная молитва – и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся осознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная же и от всех требуемая молитва есть, чтоб со словом молитвенным всегда сочетаемы были и мысль, и чувство. Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами: то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величию, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться, а наконец состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом, и есть непрестанная молитва. В таком состоянии пребывал св. Давид, свидетельствующий о себе: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна, никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом – разумея и сознавая все молитвословимое, сердцем – все то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на нее преклоняется. Такою молитвою возмолился Моисей пред Чермным морем и тотчас услышал глас Божий: «что вопиеши ко Мне?» (Исх. 14, 15) – и силу приял от Бога избавить народ свой от угрожавшей ему беды.
Вы владыку Антония читали об Иисусовой молитве? Вот я о такой умной молитве, о которой пишет он, которая уже не есть внимательная словесная молитва с соучастивем сердца, но и не есть сердечная молитва.

***Умная деятельная молитва Иисусова называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной именуется потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым.
Навыкнув, как говорилось выше, в молитве словесной, ум начинает, по выражению святых отцов, теплее, усерднее прислушиваться к словам, читаемым языком, а прислушиваясь, постепенно начинает с удовольствием сам погружаться в молитву. Наконец, полюбив это делание, ум, вместо того чтобы увлекаться вращением в исходящих из сердца помыслах, начинает сам творить молитву. С этих пор, рожденная не на устах, а в тайных недрах ума, молитва не произносится, но умственно мыслится.

 
Православный христианин
Вы владыку Антония читали об Иисусовой молитве? Вот я о такой умной молитве, о которой пишет он, которая уже не есть внимательная словесная молитва с соучастивем сердца, но и не есть сердечная молитва.
Простите, но зачем такая поспешность и полное доверие к написанному:
К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.
Да и сам автор:
Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) – монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига...
Но?
«...В Православной Церкви не допускается рукоположение, дающее сан без определенного места служения». Такие хиротонии с канонической точки зрения называются «отрешенными» и являются недействительными. Это обосновано 6-м правилом Халкидонского Собора: «О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их...».
Читать подробнее

«...В связи с отсутствием документального подтверждения ряда фактов биографии Антония Голынского, Издательским Советом РПЦ определено (25.08.2011) впредь упоминать о нем при публикации как о состоящем в сане священника...».
Читать подробнее
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
Оксана, эта тема неоднократно обсуждалась на форуме. Я нашла 4 страницы ссылок: https://azbyka.ru/forum/search/57594/?q=умная+молитва&o=date Возможно, по синонимичным словосочетаниям ссылок еще больше.
Спасибо. Но я не нашла там ответов на свои вопросы.
 
Православный христианин
По сути тут два момента - следование ума за словами и следование слов за умом. Думаю что как в словесной молитве рождённое слово тянет за собой мысль, так в умной рождённая мысль "тянет" за собой сердце. При этом, сопутствует уму.
 
Православный христианин
По сути тут два момента - следование ума за словами и следование слов за умом. Думаю что как в словесной молитве рождённое слово тянет за собой мысль, так в умной рождённая мысль "тянет" за собой сердце. При этом, сопутствует уму.
Почему такая тяга к изобретению "велосипеда"?
Что не устраивает вас в словах Преподобного Никодима Святогорца:
Умная, или внутренняя, молитва есть, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва.
 
Православный христианин
Почему такая тяга к изобретению "велосипеда"?
Что не устраивает вас в словах Преподобного Никодима Святогорца:
При чём тут велосипед?? Речь о том чтобы понимать о чём пишут отцы, а не приводить их цитаты о молитве вообще, а не относительно заданных вопросов и вместо того чтобы понять...

***собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою...

вас лично эти слова святого "устраивают", в том смысле что вы абсолютно понимаете что они на опыте означают?
 
Православный христианин
***собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою...

вас лично эти слова святого "устраивают", в том смысле что вы абсолютно понимаете что они на опыте означают?
Вы размышляете о возвышенном, а так и не можете понять?
Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум.
 
Православный христианин
Вы размышляете о возвышенном, а так и не можете понять?
Наоборот - вы приводите цитату где говориться о возвышенном не поняв что значит молиться словами со вниманием и с сочувствием сердца, что значит молится умом при сочувствии сердца, а что значит молится умом в сердце. Вы приводите цитату не понимая о чём она.
 
Православный христианин
Наоборот - вы приводите цитату где говориться о возвышенном не поняв что значит молиться словами со вниманием и с сочувствием сердца, что значит молится умом при сочувствии сердца, а что значит молится умом в сердце. Вы приводите цитату не понимая о чём она.
Читаем СО ВНИМАНИЕМ:
...Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором – с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство. Бывает, по благодати Божией, и одна сердечная молитва – и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся осознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная же и от всех требуемая молитва есть, чтоб со словом молитвенным всегда сочетаемы были и мысль, и чувство. Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами: то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величию, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться, а наконец состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом, и есть непрестанная молитва....
 
Православный христианин
Читаем СО ВНИМАНИЕМ:

Успехов в чтении)
 
Православный христианин
Помилуй мя грешного!
Эти три слова содержат в себе очень глубокие мысли, которые в гордостной и самостийной душе, служащей Богу и мамоне, не может рождать ум души. Слова то такие человек произносит, но что за ними стоит? Осознаём ли мы себя грешниками погибающими так что из глубины души рождённая мысль о помиловании меня, грешника, возносится нами к Богу? Или мы только приучаем ум к правильной мысли - мы грешники и должны просить о помиловании? Вот, думаю, это та разница между словесной и умной молитвой... И помилования, осознавший погибельность свою грешника, просит такой человек не как избавления от муки вечной просто потому что просит, не как избавления от каких то земных бед, а как предания всецелого себя в руки спасающего скорбями Бога... Помилование в скорбях совершается. И просящий о помиловании просит о том чтобы над ним совершался спасительный Промысел Бога, который скорбями временными очищает душу грешника и соделывает её способной стяжать спасения в вечности.
 
Православный христианин
Скопирую сюда из другого обсуждения мой опыт касательно этой темы.

Успех в молитве связан, помимо общего евангельского устроения нравов, со степенью истончения плоти постом и целомудрием, которое некоторые уже называют святостью. Если человек годами не утончал свою плоть, чтобы носить постоянно, по слову Апостола, мёртвость Иисусову в теле своём, если в нём не прекратили своё грубое действие играния плоти и крови, если имеются плотские падения, заражающие нечистотой на годы и годы, то плодов молитвы, о которых пишут Отцы, не будет: это не та среда, где они возрастают.

Если же человек постоянно пребывает в постах (полный отказ от мяса, общее истончение плоти), хранит девство, целомудрие, продолжительное, многогодовое истрезвление от плотских падений, то общий путь молитвы такой:

1. Первый дар Святого Духа — благодатное внимание. У меня, например, это было предварено внезапным наплывом вражды к Богу, так что мне пришлось принуждать себя, как животное, к молитве. Это было новое для меня чувство. Демон, таящийся в сердце, начал двигаться. После этого принуждения Бог дал мне благодатное внимание, а вражда ушла. Ум больше не рассеивался и заключался в молитвенных словах.
2. Второй дар Святого Духа — сочувствие сердца. У меня было так. До этого вообще никакого сердца я в себе не ощущал, молился исключительно умом. Однажды по всему телу пошли мурашки, как это бывает, когда отлежишь ногу или руку, только здесь по всему телу. Про эти же мурашки слышал на ютубе известное свидетельство православного священника или дьякона, который умер и воскрес и ему были показаны небеса и ад; он упоминал эти мурашки, когда Господь вернул его душу в мёртвое тело и оживил его. После этого сердце, помимо моей воли или чего-то ещё, начало в прямом смысле физически сжиматься, сокрушаться от каждого слова молитвы, произносимого умом. Это нищета духа и сокрушение сердца, то есть первое евангельское блаженство. И здесь начинается война с дьяволом, потому что как сочувствие благодати усиливается, потому что сердце ожило, так и какие-то падения и согласие на грех и душевные страсти усиливаются, так что человек входит оживленным для молитвы и общения с Богом духом в общение с демонами и заражается ядом их злобы, если соглашается на грех, вследствие чего переживает демонические состояния. Именно поэтому так важно иметь крепкий фундамент евангельской нравственности, чтобы минимизировать риски, если по какой-то причине человек умолит Бога дать ему молитву с сердечным сочувствием.
3. Третий дар Святого Духа и третья ступень, она же вторая степень евангельских блаженств — это плач. Речь не о слезах. Плач — это укоренившееся от возделывания, хранения и навыка сокрушение сердца, но более тонкое. В этот период евангельских идеал печатлеется в уме и сердце, и в то же время зрится ежемгновенное несоответствие этому идеалу, что и рождает плач, так что человек постоянно видит себя во грехе. Здесь же оживает словесная сила вверху сердца, которой человек ощущает дух всякого слова при молитве, то есть его значение, смысл, вкус, не знаю, как сказать, то есть что это не просто набор букв, несущий информацию, но выражение какого-то явления, и человек ощущает его смысл именно этой сердечной словесной силой вверху сердца, а не умом. И что плач, что общее сокрушение сердца — очищают чувства души и сердца, так что человек освобождается от греховной тьмы, духа мира, нечистоты.

Всё, дальше этого я не ходил, потому что бесы скрутили меня и ввергли в ров падений, последствия чего я годами разгребаю. Бесы, например, убедили меня, что мне нужно поправить расшатанные грехами и войной с ними нервы и здоровье усиленным питанием и мясом, так что я отъедался мясом год и ещё два года обильно опаивал себя какао на молоке, как теленка. И пришёл в плотское состояние, так что уже вообще не мог молиться, у меня болела от молитвы голова, хотя раньше мог молиться дважды в день по полтора часа и в течение дня ещё творить молитву. А после такой диеты уже через минут двадцать я изнемогал. При всём при этом я не был тучным, у меня даже проглядывал пресс, потому что я занимался спортом. И от этой накормленной дебелости плоти у меня могла болеть голова весь день, до течения слёз, потому что я пытался внимательно помолиться. И я не был жирным, как сказал, я весил 80кг при росте 188. И этого было достаточно, чтобы полностью сокрушить духовную жизнь.

Сейчас стараюсь вернуться в прежнее состояние, но пока безуспешно, хотя и из озвученного плотского состояния в большей мере вышел благодатью Христовой в продолжение нескольких лет, хотя и не в ту меру, с которой начинал.

Вообще молитва — это образ жизни, это центр всей жизни христианина. Бог посылает очень много скорбей на этом пути. У меня, например, нет друзей, в социальном отношении я едва не бомж и прочее. Очень уничиженная жизнь, очень уединенная жизнь. Это тоже, как понимаю, непременный атрибут молитвы. Если вы широко живете, имеете общение с этом миром, то могут возникнуть серьезные препятствия для преуспеяния.

Поэтому легче всего молитве научиться в молодости и будучи в девстве, когда восприимчивость, цельность произволения и благодать в полной мере сохранены в человеке. Таковой, при должном рачении, взлетит, как орёл, в небеса. Если же человек уже пожил в миру, сокрушил себя смертными грехами, утратил вследствие этого юношескую восприимчивость, горячность, цельность произволения и крепость воли, благодать Духа отошла от него, то с большим трудом обретается молитва и успех в духовной жизни. Это уже как бы инвалид, хотя благодать Христова и может уврачевать всё, но немногие способны иметь произволение преп. Марии Египетской и вместить меру её подвигов, чтобы очиститься.

Но и то смешно, как некоторые ждут плодов молитвы от малых упражнений в ней, тогда как плоды её являются от едва непрестанной, то есть частой молитвы, когда человек живет этим, то есть держит правила и всегда, когда ум его может, понуждает себя к молитве и проводит в этом дни свои, то есть в молениях, молитвах, прошениях, славословии, благодарении. И молится не акафистами, правилами с многоглаголивыми молитвами, хотя и они, по младенчеству, иным, неспособным к твердой пище, полезны, но молится краткой молитвой, немногими словами ударяя в небеса.

Если есть какие-то вопросы, то могу ответить, если знаю ответ.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
Здравствуйте.

Александр, совсем отказаться от мяса, молиться по 1,5 часа два раза в сутки и совершать другие подвиги аскезы Вас благословлял Ваш духовник? Спасибо.
Самое смешное, что это всё описанное мной было в тот период, когда я вообще ни разу не был в церкви и не участвовал в таинствах. Я понимаю, какой это страшный соблазн для ортодоксального человека, но такова правда. И я попробую объяснить.

Когда я уверовал, мне было 18 лет, я только выпустился из техникума, отчислившись после второго курса. И я с детства заикался, так что любой контакт с незнакомым человеком причинял мне боль, потому что я чувствовал себя страшно униженным этим недугом. Именно поэтому я тогда просто не мог преодолеть себя, чтобы влиться в местную церковную жизнь, предоставляя всё воле Божией, а я, мол, пока буду просто молиться и делать единое на потребу. И я жил с мыслью, что вот, я хочу стать монахом в будущем, а пока мне надо обучаться молитве, чтобы не посрамиться в монашестве. Но дар благодатного внимания я получил уже через несколько месяцев, а дар сочувствия сердца примерно через год. Я и представить себе не мог, что это будет так быстро. Но нужно понимать, что у меня были достаточно хорошие вводные данные: я с 16 лет отказался от мяса, и в то время вышло так, что стал почти ещё и невольным постником, потому что обстоятельства складывались так, что зачастую удавалось в первый раз поесть только после трёх или четырёх часов дня и я часто натурально страдал от голода. То есть Господь, видимо, вёл меня таким путем, чтобы подготовить к будущему подвигу. При этом я сохранил целомудрие, хотя и с нюансом, но это неполезно рассказывать. И я, вспоминая тот период, действительно удивляюсь, потому что благодать тогда окутывала меня, хотя и я не понимал этого. Вещи это достаточно тонкие, хотя и существенные. И ко всему прочему постоянное страдательное состояние из-за заикания, уединенность, отстраненность, поиск истины и жизненные идеалы как подвижничество.

И вот целью жизни было стяжание молитвы. Поэтому когда я неожиданно и внезапно для себя получил её, то думал, как евангельский богач, что всё, ура, я достиг, теперь буду участвовать в духовном пиру, есть, пить и веселиться. И как Бог сказал богачу, что он безумен, так как сегодня душу его возьмут из мира, так и я ещё не знал, что мне предстоит, так как дар той молитвы, которую описал — это призыв на войну, можно сказать, потому что усиливаются брани, многократно усиливаются последствия падений, но и благодать, конечно начинает ощущаться больше. И начался у меня не пир, а тяжелый период борьбы, который и привёл меня в итоге к рву страшных падений.

Сейчас я уже окреп в какой-то мере, мне 29, церковную жизнь веду, в таинствах участвую, но к прежнему состоянию вернуться не могу, хотя благодатное внимание и малое сочувствие сердца ещё есть. И какие-то подвижки в молитве то есть, то кажутся призрачными, потому что идут годы. Но если всё же быть объективным, то эти подвижки есть, просто очень медленно, не таким царственным шествием, как это было в начале.

Теперь теория. Люди, которые уповают на таинства, находятся в младенчестве. Они думают, что, имея недостаточные подвиги для духовного и молитвенного преуспеяния, будут часто участвовать в таинствах и Бог всё устроит. Но на деле человек просто годами ходит в храм, читает правило по молитвослову и причащается, оставаясь таким же. Тут ещё нужно оговориться, что я изначально не молился по молитвослову, а сам сочинил себе правило, потому что сразу пришло знание, что молитва должна быть краткой, если хочешь научиться вниманию. В общем, акафистов я не читал, а отдавал предпочтение паре основных и всем известных молитв, повторяемых несколько раз, а затем Иисусова молитва. И об этом же говорит и Святые Отцы, что обширные молитвенные правила даны для младенчества и что всем нужно востекать в итоге к кратким молитвам. Бог ищет воли человека, чтобы действовать. А уповающий исключительно на таинства и ведущий расслабленную жизнь как раз и попирает те условия, при которых Бог может действовать, так как в молитвенном преуспеянии главное — наша воля, с горячностью направленная к Богу, чего невозможно достичь без усиленного и продолжительного подвига внимательной молитвы, и таинства этого не компенсируют.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Тут ещё нужно оговориться, что я изначально не молился по молитвослову, а сам сочинил себе правило, потому что сразу пришло знание, что молитва должна быть краткой, если хочешь научиться вниманию. В общем, акафистов я не читал, а отдавал предпочтение паре основных и всем известных молитв, повторяемых несколько раз, а затем Иисусова молитва. И об этом же говорит и Святые Отцы, что обширные молитвенные правила даны для младенчества и что всем нужно востекать в итоге к кратким молитвам. Бог ищет воли человека, чтобы действовать. А уповающий исключительно на таинства и ведущий расслабленную жизнь как раз и попирает те условия, при которых Бог может действовать, так как в молитвенном преуспеянии главное —
Я думаю, Александр, что вы, пока, никаких продвижений в этом делании не достигните!
Извините, но вы находитесь в прелести. Самочинство всегда ведет к падению, особенно тех, кто забывает, что во всем надо опираться на Бога и на Церковь Христову. Именно в Церкви, в таинствах ее и черпали свои духовные силы все наши подвижники, достигшие высот умного делания. Через причащение Святых Таинств, мы приходим в общении со Христом. Не понимающий этого, далек от духовного перерождения. Ваше высказывание:
Люди, которые уповают на таинства, находятся в младенчестве. Они думают, что, имея недостаточные подвиги для духовного и молитвенного преуспеяния, будут часто участвовать в таинствах и Бог всё устроит. Но на деле человек просто годами ходит в храм, читает правило по молитвослову и причащается, оставаясь таким же.
Вредоносно именно для вас! Не зная людей и Силы Божией, вы позволяете себе вершить суд над их духовным состоянием Это не есть здорово.
Слава Богу, что вы пришли в Церковь и участвуете в Таинствах. Теперь вам предстоит остаться верным и бороться со своими страстями и уповать на Господа. Если этого вам кажется мало, проситесь нести какое-нибудь послушание в Церкви, начните с малого времени у вас много. Остаться верным Богу и Церкви, - это уже духовное делание. И не каждому оно по плечу.
Думается, первый ваш опыт был не опытом духовного делания, а погружение в прелесть! Таких примеров, к сожалению, множество. И каждый из нас может вам рассказать о своих, так сказать, подвигах.
Да. вы правы, первый раз Господь щедро осыпает нас благодатью Святого Духа и мы сразу начинаем ощущать радость в душе, но имея каменистую почву ( см притчу о сеятеле) эта радость быстро уходит, из -за нашей неготовности, "зерно не может прорасти".
И часто так бывает, что лукавый начинает уводить в сторону подвижника, который далек от Церкви и доверяет своему сердцу, думая, что это Господь помогает ему. Вот тогда вместо благодати, мы погружаемся в прелесть целиком основанной на чувственности, так что возможно ощущать видения светлых ангелов, а на самом деле это искушение!
Иногда подвижник нагружает себя сверх своих сил и надрывается. Хорошо, если сможет восстановиться, а бывает, что и умирают или впадают в неверие! Это, как жаждущий человек в пустыне, которому для спасения надо выпить один, два стакана, а он спешит выпить все ведро и захлебывается.
Вот и вам хочется посоветовать пить по глоточку из Святого Источника.
Спаси Господи!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я думаю, Александр, что вы, пока, никаких продвижений в этом делании не достигните!
Извините, но вы находитесь в прелести. Самочинство всегда ведет к падению, особенно тех, кто забывает, что во всем надо опираться на Бога и на Церковь Христову. Именно в Церкви, в таинствах ее и черпали свои духовные силы все наши подвижники, достигшие высот умного делания. Через причащение Святых Таинств, мы приходим в общении со Христом. Не понимающий этого, далек от духовного перерождения. Ваше высказывание:

Вредоносно именно для вас! Не зная людей и Силы Божией, вы позволяете себе вершить суд над их духовным состоянием Это не есть здорово.
Слава Богу, что вы пришли в Церковь и участвуете в Таинствах. Теперь вам предстоит остаться верным и бороться со своими страстями и уповать на Господа. Если этого вам кажется мало, проситесь нести какое-нибудь послушание в Церкви, начните с малого времени у вас много. Остаться верным Богу и Церкви, - это уже духовное делание. И не каждому оно по плечу.
Думается, первый ваш опыт был не опытом духовного делания, а погружение в прелесть! Таких примеров, к сожалению, множество. И каждый из нас может вам рассказать о своих, так сказать, подвигах.
Да. вы правы, первый раз Господь щедро осыпает нас благодатью Святого Духа и мы сразу начинаем ощущать радость в душе, но имея каменистую почву ( см притчу о сеятеле) эта радость быстро уходит, из -за нашей неготовности, "зерно не может прорасти".
И часто так бывает, что лукавый начинает уводить в сторону подвижника, который далек от Церкви и доверяет своему сердцу, думая, что это Господь помогает ему. Вот тогда вместо благодати, мы погружаемся в прелесть целиком основанной на чувственности, так что возможно ощущать видения светлых ангелов, а на самом деле это искушение!
Иногда подвижник нагружает себя сверх своих сил и надрывается. Хорошо, если сможет восстановиться, а бывает, что и умирают или впадают в неверие! Это, как жаждущий человек в пустыне, которому для спасения надо выпить один, два стакана, а он спешит выпить все ведро и захлебывается.
Вот и вам хочется посоветовать пить по глоточку из Святого Источника.
Спаси Господи!
Андрей, вам нужно изучить тему духовной прелести, чтобы рассуждать о ней, иначе вы уподобляетесь иудеям, называвшими Христа бесноватым и клеветавшими на Его силы, что якобы Он всё делает силою бесовской. Не может дьявол дать неразвлекаемого ума во во время молитвы, не может давать человеку сердечное сокрушение, подобно тому, как не может возвращать слепым зрение, глухим слух, а мёртвым жизнь. Тот опыт, который я описал, это самый настоящий святоотеческий опыт, о которым они и пишут в своих аскетических писаниях.

Если же возьмете любые образчики прелести, то там совершенно о другом: о сладостях, тесной панибратской связи со Христом, о нелепых возможностях, о видениях Ангелов и проч.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
В делании молитвы отцы выделяют грубо три этапа этого делания, которые предшествуют самодвижной молитве Духом движимой. Это словесная,, умная, сердечная молитва. При этом молитвой вообще называется только творимая со вниманием молитва, а творимую без внимания отцы называли поминанием Бога всуе. То есть словесная молитва - это внимательная молитва произносимая словом. А умная молитва чем отличается от внимательной словесной? Насколько понимаю - это молитва произносимая умом без слов, хотя может и сопровождаться словами но не обязательно. То есть не так что мы произносим слово и к нему присоединяем смысл (как, например, читаем невнимательно но читаем и в некоторый момент начинаем не просто бессмысленно произносить слова а в слова вкладывать смысл). На стадии умной молитвы, думаю, слово следует за мыслью, а не мысль за словом как в словесной. То есть в умной молитве сначала мысль, а потом она оформляется словом. И присутствие слова не обязательно при этом.

Иногда, молясь за людей знакомых, я замечаю что мысль уже обратилась к тому или иному человеку, за которого хочу помолиться, а слово как бы подбирается потом с именем человека, оформляя мысль. Иногда мыслью можно охватить сразу несколько конкретных людей, а чтобы в молитве оформить эту мысль, нужно время чтобы перечислить каждого.

Тут интересно ещё посмотреть как, в какой форме, так сказать, приходят помыслы от духов, которые не нуждаются в том чтобы выразить мысль на том или ином языке. Или, например, посмотреть как мыслит младенец, который не умеет говорить, не знает слов но при этом мыслит и, порой, люди могут рассказать о тех или иных мыслях из своего раннего детства, когда ещё ребёнок не умел говорить, когда учился выражать мысль словом.
Дело в том, что молитва, не отделима от христианской жизни, поэтому вопрос молитвы и умной молитвы, нужно изучать системно, не отделимо от всего остального, чтобы не раздробить себя на части.
Для этого, изучите пожалуйста эту книгу.
********************************************************************************************************************************************************
Версия для чтения

Невидимая брань

преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис)
********************************************************************************************************************************************************
Аудио версия.

Невидимая брань

********************************************************************************************************************************************************
 
Последнее редактирование:
Сверху