Простите, но можно сколько угодно говорить о неких личностях, не давая уточнения что именно вы понимаете под термином "личность", который не использовали отцы православной Церкви. Если уточните чем личность Отца отличается от личности Духа, то будет почва для диалога. А так - это рассуждения на тему сферического коня в вакууме.Дорогая Оксана, смотрите. Бог по любви Своей, для помощи таинству человеческого спасения, даёт человечеству Своё Божественное Откровение. Даёт Он это Откровение Духом Святым.
Божественное Откровение - трёхчастно. Первая и главная "часть" - это ОПЫТ Богообщения. Вторая "часть" - это Священное Предание, когда Опыт Богообщения передается из уст во уста. Третья "часть" - это Священное Писание. Когда некая часть Священного Предания неким образом записывается. Это самая малая часть Божественного Откровения, а не самая главная, как считается в различных деноминациях.
Всё Священное Писание написано Святыми отцами Христовой Церкви. Так было и во времена Ветхого Завета, так осталось и во времена Завета Нового, так и остаётся по сей день. Ибо Бог Дух Святой - оживотворяет Тело Церкви. Так было, так есть и так будет.
И до сих пор первичным остается ОПЫТ Богообщения, который Христианин получает, причащаясь Живому Христу. Именно об этом говорил Христос, обещаясь быть с нами "во вся дни до скончания века" (Мф. 28:20).
Любое же прочтение Священного Писания является интерпретацией. Нас, как православных христиан, интересует, разумеется, апостольская интерпретация Священного Писания.
Посему, любое глумление "от ума своего", Вы верно подметили, может только навредить человеку.
Поэтому лучше всего познавать учение о Троице из творений Святых отцов Христовой Церкви, ибо через них глаголет нам Дух Святой, как прежде через апостолов и пророков (Евр. 1:1).
Что могу сказать Вам по памяти.
Термин "Троица" впервые ввел св. Феофил Антиохийский во 2-м веке.
В Троице - три Личности, обладающие единой природой (т.е. каждое Лицо обладает полностью свойствами этой природы: всё, что есть у Отца, есть у Сына и Духа).
Бог Сам в Себе - Троичен, но ВОВНЕ Он действует, как Одно Существо, т.е. действует ВСЯ ТРОИЦА.
На извечный архаичный вопрос: "может ли бесконечная причина иметь конечные следствия?", христианское богословие отвечает: может, но только в том случае, если эта Причина личностна - и контролирует Свои проявления и энергии.
Далее христианское богословие утверждает: да, Бог - Прост. Но это свойство Его природы. Да, Бог - Сложен, но это свойство не Божественной Природы, а Существа Троицы. Т.е. БЫТИЕ БОГА-ТРОИЦЫ СЛОЖНЕЕ ЕГО ПРИРОДЫ.
Свт. Василий Великий как-то высказал такую удивительную мысль: "Какое представление о различении ПРИРОДЫ и ИПОСТАСИ ты видишь в себе самом, перенеси на Бога - и не согрешишь".
Далее, на жесткий постулат античной философии "В Боге не может быть движения", свт. Григорий Богослов отвечает: "ЕдИница, искони двинувшись в Двоицу, остановилась в Троице" (но это движение вне времени, не хронологическое, а логическое).
И поэтому мало сказать: "в Боге нет ни тени перемен", важно добавить: "в Боге нет перемен, но есть движение". Как это может быть? А так, что Бог - ВНЕ-временен. Бога никак нельзя отождествлять с теми процессами, которые происходят в нашем тварном мире. Бог Ипостасен, Личность Бога владеет Его природой, поэтому Бог может Сам Себя, например, ограничивать.
И, опять-таки, важно понимать, что - да, действия Троицы есть действия Единого Существа. Но и каждая Ипостась при этом действует одновременно и самостоятельно. Иначе как бы, к примеру, Бог Сын обещает послать Бога Духа Святого?
Также Божественное Откровение дает нам понять, что между Ипостасями Святой Троицы существуют определенные МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ отношения.
В конце этого пространного и, скорее всего, утомившего Вас ответа, хочу добавить вот, что.
Бог Отец из любви к Богу Сыну задумывает вне-Божественное бытие для твари, которой Он желает (утеснив себя, как Отец ради Сына) дать Свободу, чтобы научить ее, подобно Себе, любить Сына. Бог Отец желает обОжить эту тварь и усыновить Себе через Сына, чтобы через Сына эта тварь вошла в полноту любви Отца.
Этот Божий промысел о человеке называется Теозис.
Согласно отцам всякое действие Бога начинается в Отце и совершается Духом в Сыне (Сыном в Духе). И это касается и любви. Бог не делится на три. (на три действия, три воления, три любви) Он Один в Трёх. Его действие одно и троично. Каждое Лицо действует, но не три действия которые складываются. Каждое Лицо пребывает в действии, но не в трёх различных действиях. Бог Один, одно действие Одного Бога совершаемое Тремя. Каждое Лицо пребывает в любви, как и каждое Лицо волит и действует. Но не три люви, как не три воления и не три действия, а Одна Любовь, как и Бог Один. Любовь, имеющая начало в Отце и изливаемая Духом в Сыне.
***Любое Божественное действие всегда есть действие Отца и Сына и Святого Духа (всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе).
О Символе Веры и исхождении Святого Духа от Отца через Сына.
Здравствуйте Алексей Михайлович! Почему в православном Символе Веры не упомянуто, что Святой Дух исходит от Отца через Сына, а ограничились лишь тем, что Святой Дух исходит от Отца? Ведь отсутствие упоминания о том, что Святой Дух исходит от Отца через Сына лишает важного свойства Святой...
azbyka.ru
Последнее редактирование: