Могу ещё дать ссылку на статью, которая помогает без личного богословия усвоить богословие отцов о Троице:
***«ПОЧЕМУ НЕ ТРИ БОГА?»
Почему при существовании трех Божественных ипостасей мы все-таки говорим о единстве Бога?
Это единство часто связывают с единосущностью Отца, Сына и Святого Духа. Действительно, единосущность является необходимым условием единичности Бога. Но это условие само по себе не является достаточным. Все люди тоже единосущны друг другу, но Петр, Павел и Иоанн – это не один, а три разных человека. Более того, если мысленно допустить реальность существования языческих богов, то окажется, что Зевс, Посейдон и Аид тоже единосущны друг другу, хотя язычников христиане совершенно справедливо называли политеистами (многобожниками).
Если резюмировать святоотеческие свидетельства, можно указать следующие основания, по которым мы называем Отца, Сына и Святого Духа одним Богом, а не «тремя богами»:
- Единосущность
- Идентичность (нумерическое единство) воли, силы, ума, действия и т.п., а также пребывание Лиц Троицы друг в друге (перихорезис). Свв. Григорий Богослов и Иоанн Дамаскин поясняют: каждое из Лиц столь же едино с двумя другими, как и с Самим Собой.
- Единство происхождения: совечность Ипостасей, безначальность Отца и происхождение Сына и Святого Духа от Отца как причины.
Согласно отцам, три Ипостаси идентичны во всем кроме происхождения (Отец нерожден, Сын рожден, а Святой Дух — исходит) и тропоса энергии (проявления вовне). Последнее можно проиллюстрировать следующими примерами: сотворение мира и спасение падшего человечества являются общими действиями всей Троицы, но каждое из Лиц участвует в них особым образом.
Наиболее точные ответы на поставленный в заголовке вопрос мы находим в текстах св.
Григория Богослова и прп.
Иоанна Дамаскина, поэтому их цитаты мы приведем в начале подборки. Ниже приводятся фрагменты текстов св.
Григория Нисского, которого некоторые участники обсуждения поспешили признать несогласным с мнениями других отцов. Как видно из приведенных свидетельств – он, вероятно, мыслит так же, как св.
Григорий Богослов, хотя использует несколько иную (и не всегда удачную) терминологическую систему.
и т.д.
Составители: В. Б. Синильщиков, П. А. Пашков Учение о Пресвятой Троице — самая непостижимая из тайн, которую человеческий разум может лишь созерцать в благоговении. Тем не менее, долг богословия состоит в том, чтобы устранять сомнения, которые могут возникнуть относительно тех или иных догматов...
pravblog.ru