Как понять образ является православной иконой или просто красивая картинка?

Православный христианин
Доброго Дня!

Я заказал икону в иконописной мастерской и обговорил её освящение в Троице-Сергиевой Лавре. Когда Икона была готова оказалось что произошла ошибка и Икона не каноническая и не может быть освещена в Лавре, и мне предложили поискать церковь с менее строгими правилами, где её смогу для меня освятить.
У меня вопрос, что значит каноническая и не каноническая Икона? И как так может быть что где то мне её смогут освятить а где то нет, в смысле в какой то церкви может священник будет не достаточно грамотный и не распознаёт образ? И как тогда вообще отличить Икону от красивой картинки на православный мотив?
 

Вложения

  • 10731A81-AC26-4824-ACA3-1D15E097E640.jpeg
    10731A81-AC26-4824-ACA3-1D15E097E640.jpeg
    457,4 KB · Просмотры: 107
Православный христианин
В данном конкретном случае недопустимым, очевидно, является изображение Бога-Отца в человеческом образе и Святого Духа в виде голубя.
Бог-Отец не воплощался, поэтому не может изображаться. Святой Дух в виде голубя изображается только на иконе Крещения Господня.
То, что для Вас написали, является т.н. "Новозаветной Троицей", такой образ запрещён постановлением Большого Московского Собора 1666 г.
Можно добавить, что икона Троицы Андрея Рублёва восходит к Ветхозаветной Троице (явление Аврааму в виде трёх ангелов) и на ней нет надписания ипостасей.
Как проверить изображение на каноничность - вопрос сложный, поскольку вплотную связан с богословием, не случайно иконопись называют "богословием в красках". Может быть, основные принципы поможет понять книга "Богословие иконы Православной Церкви" Л.Успенского.
 
Православный христианин
Доброго Дня!

Я заказал икону в иконописной мастерской и обговорил её освящение в Троице-Сергиевой Лавре. Когда Икона была готова оказалось что произошла ошибка и Икона не каноническая и не может быть освещена в Лавре, и мне предложили поискать церковь с менее строгими правилами, где её смогу для меня освятить.
У меня вопрос, что значит каноническая и не каноническая Икона? И как так может быть что где то мне её смогут освятить а где то нет, в смысле в какой то церкви может священник будет не достаточно грамотный и не распознаёт образ? И как тогда вообще отличить Икону от красивой картинки на православный мотив?
1. В Лавре на моей памяти 4 изображения Старого деньми, в некотором смысле там ли отказывать (но это к слову).

2. А так советую к прочтению статью Канонический язык иконы как особый вид духовно-изобразительного искусства там описан и язык иконы, даны критерии каноничности и т.д. Кроме того полезно будет ознакомиться со списками канонических икон. При Лавре есть духовная академия МДА, там в музее Вы можете ознакомиться со списками неканонических икон.

3. Чтобы не попасть в просак, лучше заранее выбрать икону, обговорить допустим здесь на сайте и заказать её точный список иконописцу. Иконописца можно поискать тамже при МДА, голубчики хорошо пишут, недорого и хотят кушать. Иконописцев кормят хуже богословов =)

4. Что же до совета обратиться в другое место, то это конечно горькая тема. Если Вы хотите быть честным, возможно в будущем не укоряться совестью, то в другие места обращаться не нужно.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Игорь,икона не нуждается в обязательном освящении,прочтите Пидалион и толкование постановлений 7 Вселенского Собора,сделанных прп. отцом Никодимом Святогорцем.Здесь же в работе он пишет и о допустимости подобных изображений.

"Нам подобает поклоняться святым иконам с трепетом и верить, что на них сходит Божественная благодать, которая, по Властарю, передает нам освящение."(прп.Никодим Святогорец)

Соборное постановление 7 Вселенского Собора в ответ на приведенный аргумент иконоборцев:

"Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. <...> Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. <.. .> То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение".
(Цитата приведена по сборнику Деяний Седьмого Вселенского собора: Деяние шестое: "Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения").

Комментарий к правилам 7 Вселенского Собора:"Святые иконы не нуждаются в помазании святым миром или освящении молитвами архиерея."


Святые иконы не нуждаются в помазании святым миром или освящении молитвами архиерея.Первая причина.Мы поклоняемся святым иконам не потому, что они помазаны миром или освящены молитвами. Когда мы видим святую икону, то сразу, совершенно не расспрашивая о мире и молитвах, воздаем ей поклонение ради имени святого и ради подобия, которое икона имеет с первообразом. Поэтому в 6-м деянии настоящего Собора говорится, что Собор иконоборцев при Копрониме порицал святые иконы, утверждая, что когда их начинают называть иконами, то не произносят при этом священной молитвы, которая освящала бы их так, чтобы от этого икона из простой вещи стала святыней, но она так и остается вещью простой и не заслуживающей почитания, какой ее и написал живописец. Ответив на это через диакона Епифания, святой VII Собор не стал говорить, что над иконами совершается молитва, но сказал, что хотя над многими священными предметами не читается священная молитва, они исполнены благодати и освящения от одного своего названия, например почитаемый и поклоняемый образ животворящего Креста. Несмотря на то, что над ним не бывает никакой молитвы, мы верим, что получаем освящение от одного только его образа и надеемся, что через поклонение, которое ему воздаем, и его знамение на нашем челе, и его печать, совершаемую перстом на воздухе, мы отгоняем демонов. (Обрати внимание, что в древности знамение креста совершалось не тремя перстами, как сейчас, но одним, как говорит и Златоуст в одном своем слове; см. об этом также примеч. 3 к Василия Велик. 91). К подобным вещам относятся и многие священные сосуды, которые мы храним, лобызаем и надеемся получить от них освящение, даже несмотря на то, что над ними не читается священная молитва. Таким же образом, лобызая святую икону, над которой не была прочитана молитва, и почтительно поклоняясь ей, мы причащаемся освящения, будучи возводимы к чести первообраза через название иконы. Если же иконоборцы не могут сказать, будто священные сосуды не заслуживают почитания и суть простые предметы, поскольку нет освящающей их священной молитвы, и будто они суть таковы, какими их сделал ткач, живописец и золотых дел мастер, но принимают их как святые и почитаемые, то им следует принимать и честные иконы как святые, почитаемые и священные, даже если над ними и не произносят освящающей их молитвы (Синодикон. Т. 2. С. 844).

Вторая причина. Святые иконы не нуждаются в молитве и помазании миром потому, что, по Досифею (Двенадцатикнижие. С. 658), только папистам свойственно беззаконие освящать иконы через молитвы и обряды. Ибо они хвалятся, что папа изготавливает иконы из чистого воска, святого мира и воды освящения, что он читает над ними чудесные молитвы и оттого эти иконы чудотворят (как лгут и про то, что Лев III послал одну такую икону Карлу, королю Франции, и он принял ее с благоговением, а папа Урбан послал Иоанну Палеологу другую икону, и в ее честь в церкви совершались крестные ходы). Теперь видишь, что молитва, которая читается над святыми иконами, – папистская, а не православная, новейшая, а не древняя? Потому-то упомянутая молитва не находится нигде в древних рукописных Евхологиях, а мы заметили, что этой молитвы нет и в Евхологиях, напечатанных 100 лет назад. Становится ясным, что святые иконы не нуждаются в молитве и миропомазании, потому что иконы, написанные и на стенах церквей, в их притворах и дворах, и просто при дорогах и на дверях, и на священных сосудах, никогда не помазываются миром и не освящаются молитвой, но, несмотря на это, все поклоняются им соотносительным и почитательным поклонением ради их подобия первообразу. Поэтому и ученый, святой архиерей Кампании, господин Феофил, не скрыл эту истину, но написал в книге, которую составил совсем недавно, что святым иконам не нужно ни миропомазание, ни молитва архиерея (Θεόφιλος, ἐπίσκοπος Κομπανίας. Ταμεῖον ὀρθοδοξίας περιέ`

Нужно заметить, что настоящий Собор в послании к Александрийской Церкви ублажает тех, которые знают и принимают, а следовательно, изображают и почитают видения пророков и явления им Бога так, как Сам Бог изобразил эти явления и запечатлел в их разуме. И напротив, Собор анафематствует тех, которые не принимают иконографических изображений таких видений Бога Слова прежде Его воплощения (Синодикон. Т. 2. С. 905). Можно сделать вывод о том, что и безначального Отца следует изображать так, как Он явился прор. Даниилу, т. е. как Ветхого деньми (см. Дан. 9:7)). Если же папа Григорий в послании к Льву Исавру (Синодикон. Т. 2. С. 712) и пишет, что мы не описываем Отца Господа нашего Иисуса Христа, то говорит это не в общем, но потому, что мы не изображаем Его живописно по Божественной природе, поскольку невозможно, говорит папа Григорий, описать и с помощью живописи изобразить природу Бога. Это именно и утверждает настоящий Собор и вся Кафолическая Церковь, и вовсе не то имеет в виду папа Григорий, что мы не изображаем Бога Отца так, как Он явился пророку. Ибо если бы мы совершенно не изображали Его с помощью живописи, то почему мы изображаем как Отца, так и Духа Святого в виде ангелов, молодых мужей, в образе которых они явились Аврааму? Кроме того, если даже, возможно, Григорий и говорит это, то мнение одного многочисленного Вселенского собора предпочитается мнению одного человека. Мы утверждаем, что и Святого Духа подобает живописать в виде голубя, как Он явился. Поскольку некий перс, по имени Ксенайас, говорил кроме прочего и то, что изображать Духа Святого так, как он явился – в виде голубя, – свойственно младенческой мысли, то святой Вселенский VII собор (Синодикон. Т. 2. С. 819. Деяние 5) анафематствовал его вместе с другими иконоборцами. Из этого следует, что, согласно VII Собору, подобает изображать Святого Духа в виде голубя так, как Он явился; это же самое утверждает и Досифей (Двенадцатикнижие. С. 655).

Мудрейший Платон, архиеп. Московии, в своем «Православном катехизисе» замечает в объяснении на вторую заповедь десятословия, что не следует считать одну икону более святой, чем другая, или надеяться на одну больше, чем на другую. А Досифей (Двенадцатикнижие. С. 658) считает, что святые иконы чудотворят или потому, что были написаны каким-либо святым (но большинство с этим не соглашается), или по другой причине (может быть, ради благочестия поклоняющихся) и по Божественному домостроительству; и еще: то, что православные выдалбливают отверстия в святых иконах или делают углубления в золоте или серебре на иконе и внутрь помещают частицу Честного Древа и святых мощей и чтут их вместе с иконами, – это не возбраняется.

Нам подобает поклоняться святым иконам с трепетом и верить, что на них сходит Божественная благодать, которая, по Властарю, передает нам освящение. Но нужно, чтобы мы, храня чистыми наши пять чувств, стали достойными поклоняться иконам и так поклонялись им, по 6-му деянию этого VII Собора. А те, кто держит иконы только для размышления, а не для того, чтобы и лобызать их, суть люди испорченные и притворно правдивые, согласно тому же 6-му деянию этого Собора.

По шести некоторым причинам делаются изображения на святых иконах и воздается им поклонение. Первая: потому что они благоустрояют и украшают храмы. Вторая: потому что научают не знающих грамоты пророчествам пророков, браням преподобных, подвигам мучеников, страстям и чудесам Христа, по словам св. Нила (Nil. Ep. IV, 61 // PG 79, 577D) в 4-м деянии VII Всел. (Синодикон. Т. 2. С. 778–779). Третья: потому что иконы напоминают грамотным то, что они, возможно, забыли. Поэтому иконы называются книгами для мудрых и невежд, как говорит Двоеслов в книге к Секунду. Четвертая: потому что усиливают любовь христиан, взирающих на них. Поэтому Собор сказал, что те, которые созерцают иконы, возводятся к памяти о первообразах и любви к ним. Пятая: потому что иконы побуждают тех, кто их созерцает, подражать святым делам, согласно св. Нилу, Великому Василию (в похвальном слове мч. Гордию) (Basil. Маgn. Hom. 18. 1 // PG 31, 492А) и этому VII Собору. Шестая: потому что иконы побуждают созерцающих их с верой и надеждой призывать Бога как Спасителя, а святых как ходатаев пред Богом, чтобы «их молитвами Он дал тем, кто просит, «вся, яже ко спасению прошения"». Иконоборцами же были не только приверженцы царей-иконоборцев, но и ариане прежде, и все монофизиты позднее, а сейчас это все лютеране и кальвинисты.

Из сказанного становится ясно, что неправильно латиняне не надписывают имена святых на иконах, поскольку, по определению настоящего Собора, икона подобна первообразу, а кроме того, и освящается как характерными чертами изображаемого, так и его именем. A божественный Григорий Фессалоникийский говорит, что следует надписывать имя Иисуса Христа также и на тех крестах без росписи, которые устанавливаются на дорогах, или на дверях, или в других местах, для того чтобы из имени становилось ясно, что эти кресты – Христа, а не разбойников, распятых вместе с Ним.

К настоящему примечанию необходимо нам добавить следующее: тех, которые приносят святые иконы на празднества и торжества в честь каких-либо святых, носятся с ними здесь и там, производя беспорядок и прыгая, словно бесноватые, якобы предсказывают будущее и объявляют о вещах сокровенных и произносят другие лжепророчества и прорицания, вновь вводя еллинские и языческие суеверия, – таковых, говорю, духовники и святые архиереи должны подвергать тягчайшей епитимии в соответствии с правилами, и Святая Великая Церковь Христова должна исправлять их суровыми наказаниями.

A тο, что Дух Святой изображается в виде голубя, доказывается еще и из следующего: отцы этого Собора приняли как образ Святого Духа голубей, которых вешают над купелями и престолами (деяние 5, с. 820). Насчет же того, что гласит Священная труба (в похвальном слове трем иерархам) – что не подобает изображать Отца, согласно 4, 5 и 6-му деянию VII Всел., – мы, пытливо прочитав эти деяния, не нашли ничего подобного, за исключением того, что природа Святой Троицы, как не имеющая внешнего очертания и невидимая, не изображается.

Нам следует знать, что нерасписанный крест меньше иконы Христа. Ибо св. Никифор говорит (в 10 главах, в которых он пишет о святых иконах и которые сохранились в рукописях), что через икону Христа мы поклоняемся Самому Христу, а через нерасписанный крест мы поклоняемся не Христу, но тому первообразному Кресту, на котором был распят Христос. Иначе говоря, через крест мы поклоняемся Кресту.

И вот что еще здесь отметим: поскольку этот святой Вселенский собор во многих местах говорит, что явленное в Писании и Евангелии с помощью слов живописец представляет с помощью икон, то по этой причине живописцам следует быть весьма внимательными и прежде всего знать, что говорит Писание и Евангелие, и тогда писать свои иконы в соответствии с Евангелием и Писанием. Или, если они сами не знают, пусть вопрошают сведущих и наученных, для того чтобы научиться и не изображать нелепиц, которые часто противны Евангелию и совершенно неуместны. Например, изображают Господа, когда Он учит в Преполовение Пятидесятницы, безбородым юным отроком, в то время как Господь тогда был зрелым мужем и это произошло после крещения. Изображают ап. Павла во время Вознесения и Пятидесятницы, в то время как Павел стал учеником Христа после Вознесения и Пятидесятницы и побиения Стефана камнями. Изображают воскресение Христово, но не так, что Христос исходит из гроба, воины находятся вокруг гроба и несут стражу, а ангел сидит на камне – как повествует Евангелие, – но так, что Христос сходит в ад, Адам и Ева держат Его за руки, врата и запоры ада сокрушаются, и там находится множество мрачных демонов и все праотцы и пророки. Это не икона Воскресения, но икона Сошествия Господа во ад. А между воскресением и сошествием во ад великое различие, ибо при сошествии во ад душа Спасителя была отделена от тела и только одна душа сошла в ад, а тело лежало мертвым во гробе. Во время же воскресения душа вновь соединилась с телом – это и есть воскресение.
Кроме того, не следует изображать на иконе Пятидесятницы под апостолами какого-то человека и подписывать, что это мир (κόσμος), но вместо этого нужно изображать прор. Иоиля, говорящего: Изолью от Духа Моего на всякую плоть (Иоил. 2:28), как видим на некоторых древних иконах.

Это и другое, столь же нелепое, изображают живописцы по невежеству и дурному обычаю, и пусть они это исправят, стараясь к тому же стать искусными и хорошими мастерами и живописцами, чтобы иконы, которые они пишут, имели подобие с первообразом, как возвещает этот святой Собор, и не были какими-то странными и не имеющими подобия."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Игорь,икона не нуждается в обязательном освящении,прочтите Пидалион и толкование постановлений 7 Вселенского Собора,сделанных прп. отцом Никодимом Святогорцем.Здесь же в работе он пишет и о допустимости подобных изображений.

"Нам подобает поклоняться святым иконам с трепетом и верить, что на них сходит Божественная благодать, которая, по Властарю, передает нам освящение."(прп.Никодим Святогорец)

Соборное постановление 7 Вселенского Собора в ответ на приведенный аргумент иконоборцев:

"Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. <...> Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. <.. .> То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение".
(Цитата приведена по сборнику Деяний Седьмого Вселенского собора: Деяние шестое: "Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения").

Комментарий к правилам 7 Вселенского Собора:"Святые иконы не нуждаются в помазании святым миром или освящении молитвами архиерея."


Святые иконы не нуждаются в помазании святым миром или освящении молитвами архиерея.Первая причина.Мы поклоняемся святым иконам не потому, что они помазаны миром или освящены молитвами. Когда мы видим святую икону, то сразу, совершенно не расспрашивая о мире и молитвах, воздаем ей поклонение ради имени святого и ради подобия, которое икона имеет с первообразом. Поэтому в 6-м деянии настоящего Собора говорится, что Собор иконоборцев при Копрониме порицал святые иконы, утверждая, что когда их начинают называть иконами, то не произносят при этом священной молитвы, которая освящала бы их так, чтобы от этого икона из простой вещи стала святыней, но она так и остается вещью простой и не заслуживающей почитания, какой ее и написал живописец. Ответив на это через диакона Епифания, святой VII Собор не стал говорить, что над иконами совершается молитва, но сказал, что хотя над многими священными предметами не читается священная молитва, они исполнены благодати и освящения от одного своего названия, например почитаемый и поклоняемый образ животворящего Креста. Несмотря на то, что над ним не бывает никакой молитвы, мы верим, что получаем освящение от одного только его образа и надеемся, что через поклонение, которое ему воздаем, и его знамение на нашем челе, и его печать, совершаемую перстом на воздухе, мы отгоняем демонов. (Обрати внимание, что в древности знамение креста совершалось не тремя перстами, как сейчас, но одним, как говорит и Златоуст в одном своем слове; см. об этом также примеч. 3 к Василия Велик. 91). К подобным вещам относятся и многие священные сосуды, которые мы храним, лобызаем и надеемся получить от них освящение, даже несмотря на то, что над ними не читается священная молитва. Таким же образом, лобызая святую икону, над которой не была прочитана молитва, и почтительно поклоняясь ей, мы причащаемся освящения, будучи возводимы к чести первообраза через название иконы. Если же иконоборцы не могут сказать, будто священные сосуды не заслуживают почитания и суть простые предметы, поскольку нет освящающей их священной молитвы, и будто они суть таковы, какими их сделал ткач, живописец и золотых дел мастер, но принимают их как святые и почитаемые, то им следует принимать и честные иконы как святые, почитаемые и священные, даже если над ними и не произносят освящающей их молитвы (Синодикон. Т. 2. С. 844).

Вторая причина. Святые иконы не нуждаются в молитве и помазании миром потому, что, по Досифею (Двенадцатикнижие. С. 658), только папистам свойственно беззаконие освящать иконы через молитвы и обряды. Ибо они хвалятся, что папа изготавливает иконы из чистого воска, святого мира и воды освящения, что он читает над ними чудесные молитвы и оттого эти иконы чудотворят (как лгут и про то, что Лев III послал одну такую икону Карлу, королю Франции, и он принял ее с благоговением, а папа Урбан послал Иоанну Палеологу другую икону, и в ее честь в церкви совершались крестные ходы). Теперь видишь, что молитва, которая читается над святыми иконами, – папистская, а не православная, новейшая, а не древняя? Потому-то упомянутая молитва не находится нигде в древних рукописных Евхологиях, а мы заметили, что этой молитвы нет и в Евхологиях, напечатанных 100 лет назад. Становится ясным, что святые иконы не нуждаются в молитве и миропомазании, потому что иконы, написанные и на стенах церквей, в их притворах и дворах, и просто при дорогах и на дверях, и на священных сосудах, никогда не помазываются миром и не освящаются молитвой, но, несмотря на это, все поклоняются им соотносительным и почитательным поклонением ради их подобия первообразу. Поэтому и ученый, святой архиерей Кампании, господин Феофил, не скрыл эту истину, но написал в книге, которую составил совсем недавно, что святым иконам не нужно ни миропомазание, ни молитва архиерея (Θεόφιλος, ἐπίσκοπος Κομπανίας. Ταμεῖον ὀρθοδοξίας περιέ`

Нужно заметить, что настоящий Собор в послании к Александрийской Церкви ублажает тех, которые знают и принимают, а следовательно, изображают и почитают видения пророков и явления им Бога так, как Сам Бог изобразил эти явления и запечатлел в их разуме. И напротив, Собор анафематствует тех, которые не принимают иконографических изображений таких видений Бога Слова прежде Его воплощения (Синодикон. Т. 2. С. 905). Можно сделать вывод о том, что и безначального Отца следует изображать так, как Он явился прор. Даниилу, т. е. как Ветхого деньми (см. Дан. 9:7)). Если же папа Григорий в послании к Льву Исавру (Синодикон. Т. 2. С. 712) и пишет, что мы не описываем Отца Господа нашего Иисуса Христа, то говорит это не в общем, но потому, что мы не изображаем Его живописно по Божественной природе, поскольку невозможно, говорит папа Григорий, описать и с помощью живописи изобразить природу Бога. Это именно и утверждает настоящий Собор и вся Кафолическая Церковь, и вовсе не то имеет в виду папа Григорий, что мы не изображаем Бога Отца так, как Он явился пророку. Ибо если бы мы совершенно не изображали Его с помощью живописи, то почему мы изображаем как Отца, так и Духа Святого в виде ангелов, молодых мужей, в образе которых они явились Аврааму? Кроме того, если даже, возможно, Григорий и говорит это, то мнение одного многочисленного Вселенского собора предпочитается мнению одного человека. Мы утверждаем, что и Святого Духа подобает живописать в виде голубя, как Он явился. Поскольку некий перс, по имени Ксенайас, говорил кроме прочего и то, что изображать Духа Святого так, как он явился – в виде голубя, – свойственно младенческой мысли, то святой Вселенский VII собор (Синодикон. Т. 2. С. 819. Деяние 5) анафематствовал его вместе с другими иконоборцами. Из этого следует, что, согласно VII Собору, подобает изображать Святого Духа в виде голубя так, как Он явился; это же самое утверждает и Досифей (Двенадцатикнижие. С. 655).

Мудрейший Платон, архиеп. Московии, в своем «Православном катехизисе» замечает в объяснении на вторую заповедь десятословия, что не следует считать одну икону более святой, чем другая, или надеяться на одну больше, чем на другую. А Досифей (Двенадцатикнижие. С. 658) считает, что святые иконы чудотворят или потому, что были написаны каким-либо святым (но большинство с этим не соглашается), или по другой причине (может быть, ради благочестия поклоняющихся) и по Божественному домостроительству; и еще: то, что православные выдалбливают отверстия в святых иконах или делают углубления в золоте или серебре на иконе и внутрь помещают частицу Честного Древа и святых мощей и чтут их вместе с иконами, – это не возбраняется.

Нам подобает поклоняться святым иконам с трепетом и верить, что на них сходит Божественная благодать, которая, по Властарю, передает нам освящение. Но нужно, чтобы мы, храня чистыми наши пять чувств, стали достойными поклоняться иконам и так поклонялись им, по 6-му деянию этого VII Собора. А те, кто держит иконы только для размышления, а не для того, чтобы и лобызать их, суть люди испорченные и притворно правдивые, согласно тому же 6-му деянию этого Собора.

По шести некоторым причинам делаются изображения на святых иконах и воздается им поклонение. Первая: потому что они благоустрояют и украшают храмы. Вторая: потому что научают не знающих грамоты пророчествам пророков, браням преподобных, подвигам мучеников, страстям и чудесам Христа, по словам св. Нила (Nil. Ep. IV, 61 // PG 79, 577D) в 4-м деянии VII Всел. (Синодикон. Т. 2. С. 778–779). Третья: потому что иконы напоминают грамотным то, что они, возможно, забыли. Поэтому иконы называются книгами для мудрых и невежд, как говорит Двоеслов в книге к Секунду. Четвертая: потому что усиливают любовь христиан, взирающих на них. Поэтому Собор сказал, что те, которые созерцают иконы, возводятся к памяти о первообразах и любви к ним. Пятая: потому что иконы побуждают тех, кто их созерцает, подражать святым делам, согласно св. Нилу, Великому Василию (в похвальном слове мч. Гордию) (Basil. Маgn. Hom. 18. 1 // PG 31, 492А) и этому VII Собору. Шестая: потому что иконы побуждают созерцающих их с верой и надеждой призывать Бога как Спасителя, а святых как ходатаев пред Богом, чтобы «их молитвами Он дал тем, кто просит, «вся, яже ко спасению прошения"». Иконоборцами же были не только приверженцы царей-иконоборцев, но и ариане прежде, и все монофизиты позднее, а сейчас это все лютеране и кальвинисты.

Из сказанного становится ясно, что неправильно латиняне не надписывают имена святых на иконах, поскольку, по определению настоящего Собора, икона подобна первообразу, а кроме того, и освящается как характерными чертами изображаемого, так и его именем. A божественный Григорий Фессалоникийский говорит, что следует надписывать имя Иисуса Христа также и на тех крестах без росписи, которые устанавливаются на дорогах, или на дверях, или в других местах, для того чтобы из имени становилось ясно, что эти кресты – Христа, а не разбойников, распятых вместе с Ним.

К настоящему примечанию необходимо нам добавить следующее: тех, которые приносят святые иконы на празднества и торжества в честь каких-либо святых, носятся с ними здесь и там, производя беспорядок и прыгая, словно бесноватые, якобы предсказывают будущее и объявляют о вещах сокровенных и произносят другие лжепророчества и прорицания, вновь вводя еллинские и языческие суеверия, – таковых, говорю, духовники и святые архиереи должны подвергать тягчайшей епитимии в соответствии с правилами, и Святая Великая Церковь Христова должна исправлять их суровыми наказаниями.

A тο, что Дух Святой изображается в виде голубя, доказывается еще и из следующего: отцы этого Собора приняли как образ Святого Духа голубей, которых вешают над купелями и престолами (деяние 5, с. 820). Насчет же того, что гласит Священная труба (в похвальном слове трем иерархам) – что не подобает изображать Отца, согласно 4, 5 и 6-му деянию VII Всел., – мы, пытливо прочитав эти деяния, не нашли ничего подобного, за исключением того, что природа Святой Троицы, как не имеющая внешнего очертания и невидимая, не изображается.

Нам следует знать, что нерасписанный крест меньше иконы Христа. Ибо св. Никифор говорит (в 10 главах, в которых он пишет о святых иконах и которые сохранились в рукописях), что через икону Христа мы поклоняемся Самому Христу, а через нерасписанный крест мы поклоняемся не Христу, но тому первообразному Кресту, на котором был распят Христос. Иначе говоря, через крест мы поклоняемся Кресту.

И вот что еще здесь отметим: поскольку этот святой Вселенский собор во многих местах говорит, что явленное в Писании и Евангелии с помощью слов живописец представляет с помощью икон, то по этой причине живописцам следует быть весьма внимательными и прежде всего знать, что говорит Писание и Евангелие, и тогда писать свои иконы в соответствии с Евангелием и Писанием. Или, если они сами не знают, пусть вопрошают сведущих и наученных, для того чтобы научиться и не изображать нелепиц, которые часто противны Евангелию и совершенно неуместны. Например, изображают Господа, когда Он учит в Преполовение Пятидесятницы, безбородым юным отроком, в то время как Господь тогда был зрелым мужем и это произошло после крещения. Изображают ап. Павла во время Вознесения и Пятидесятницы, в то время как Павел стал учеником Христа после Вознесения и Пятидесятницы и побиения Стефана камнями. Изображают воскресение Христово, но не так, что Христос исходит из гроба, воины находятся вокруг гроба и несут стражу, а ангел сидит на камне – как повествует Евангелие, – но так, что Христос сходит в ад, Адам и Ева держат Его за руки, врата и запоры ада сокрушаются, и там находится множество мрачных демонов и все праотцы и пророки. Это не икона Воскресения, но икона Сошествия Господа во ад. А между воскресением и сошествием во ад великое различие, ибо при сошествии во ад душа Спасителя была отделена от тела и только одна душа сошла в ад, а тело лежало мертвым во гробе. Во время же воскресения душа вновь соединилась с телом – это и есть воскресение.
Кроме того, не следует изображать на иконе Пятидесятницы под апостолами какого-то человека и подписывать, что это мир (κόσμος), но вместо этого нужно изображать прор. Иоиля, говорящего: Изолью от Духа Моего на всякую плоть (Иоил. 2:28), как видим на некоторых древних иконах.

Это и другое, столь же нелепое, изображают живописцы по невежеству и дурному обычаю, и пусть они это исправят, стараясь к тому же стать искусными и хорошими мастерами и живописцами, чтобы иконы, которые они пишут, имели подобие с первообразом, как возвещает этот святой Собор, и не были какими-то странными и не имеющими подобия."
Уоу-уоу,
то что крест освящает сам себя мы помним, но освидетельствование каноничности иконы через приношение её священнику никто не отменял
Не будем забывать, что раньше епископы свою подпись ставили на иконе в знак её каноничности, как если бы то антиминс был.

Так что если человек сомневается, её необходимо нести на суд священника, на освящение.
 
Игорь,икона не нуждается в обязательном освящении,прочтите Пидалион и толкование постановлений 7 Вселенского Собора,сделанных прп. отцом Никодимом Святогорцем.Здесь же в работе он пишет...
Это и другое...
Денис брат здравствуй во веки и живи в вечности Божьей. Бог ждет от нас не то, что Он нам дал, Бог ждет от нас наше, то что мы родили и выростили в наших недрах душ наших. Так же и мы люди не ждем от других чужого, мы ждем от нас нашего. Мне лично было бы интересно прочитать лично ваши мысли, ваше мнение.
 
Доброго Дня!

Я заказал икону в иконописной мастерской и... не может быть освещена в Лавре, и мне предложили поискать церковь с менее строгими правилами, где её смогу для меня освятить.
У меня вопрос, что значит каноническая и не каноническая Икона? И как так может быть что где то мне её смогут освятить а где то нет, в смысле в какой то церкви может священник будет не достаточно грамотный и не распознаёт образ?
Здравствуйте Игорь. Мне видится так, что вы задали несколько вопросов и я вам напишу свое мнение по одному из них. Вам не сказали, что икона не каноническая или каноническая. По сути вам объяснили аккуратно, что понимание каноничности у священников разная и эта икона просто не отвечает нормам каноничности принятой в Лавре.
 
Друзья, попытаюсь вам донести свои мысли. Человек по плоти есть образ Божий. Подобие человека по духу я затрагивать сейчас не буду, что бы вас не запутать. Человек есть образ Божий потому, что Бог образовал человека из глины, как художник образует картины из красок, как горшечник образует горшки из глины и как плотник образует изделия из дерева. Бог же, для человека, есть первообраз, как художник есть первообраз для картины, как горшечник есть первообраз для горшка и так далее. Библия призывает образ поклоняться первообразу, как то, что бы человек поклонялся Богу, горшок горшечнику, картина художнику и всякое изделие рук человеческих поклонялось человеку. Как может неживое изделие поклоняться человеку? Изделие может служить человеку, это и есть его поклонение. А что если будет наоборот? Не образ будет поклоняться первообразу, а первообраз будет поклоняться своему образу. Например, когда человек коллекционирует дорогие картины, платя за них деньги, покупает горшки и прочие изделия рук человеческих используя их не по назначению, расставляя их пред собою и любуясь ими. Человек таким образом, своим поступками поклоняется изделиям рук своих, поклоняется заработанным его руками деньгам иначе говоря поклоняется мамоне. При этом, как предупреждает Бог в Библии, человек поклоняющийся мамоне, не может служить Богу, не может служить своему первообразу. Это и есть язычество, когда лицо человека отворачивается от своего первообраза и поворачивается к своему образу.

Ис.44:16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».
Ис.44:17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
Ис.44:18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели.
Ис.44:19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»
Ис.44:20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»
Ис.44:21 Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня.

И еще:
Лк.4:8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

Для чего я это написал для вас? Для того, что бы вы задумались о том, о чем скорее всего не задумывались раньше. Человек ленив даже в мышлении. Самый наглядный пример тому, это телевизор. Людям проще и безопаснее процитировать кого то, занять чью то человеческую позицию, позицию большинства, дожевывая всегда чужую жвачку, зарываясь в стаю как селедка от хищника, от забот и от опасностей, быть как все. Личность уязвима, но только личность может быть свободна. Призываю не спешить с ответом, только если вы ранее об этом основательно не задумывались и тема эта для вас знакома. О тех, кому слова от меня легли на сердце я приношу благодарственные молитвы нашему Богу за вразумления Его для нас немощных. Слава Тебе Бог наш.
 
Православный христианин
Человек по плоти есть образ Божий. Подобие человека по духу я затрагивать сейчас не буду, что бы вас не запутать. Человек есть образ Божий потому, что Бог образовал человека из глины, как художник образует картины из красок, как горшечник образует горшки из глины и как плотник образует изделия из дерева.
Сравниваем: "Сказав: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», (Бог) не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? – «И да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми гады, пресмыкающимися по земли». Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью." Св. Иоанн Златоуст
Кто прав? Понятно, что святитель Иоанн. Бог сотворил (образовал) всё, но образом Божиим назван человек, а не весь мир.

Бог же, для человека, есть первообраз, как художник есть первообраз для картины, как горшечник есть первообраз для горшка и так далее.
Первообраз для картины не художник, а тот кто на картине изображён. Традиционно это выражение относится к иконам: "честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней" (орос VII Вселенского Собора).

Хорошо, когда человек думает самостоятельно. Плохо, когда при этом он думает некачественно и получает ошибочные результаты.
 
Православный христианин
Православный христианин
В данном конкретном случае недопустимым, очевидно, является изображение Бога-Отца в человеческом образе и Святого Духа в виде голубя.
Бог-Отец не воплощался, поэтому не может изображаться. Святой Дух в виде голубя изображается только на иконе Крещения Господня.
То, что для Вас написали, является т.н. "Новозаветной Троицей", такой образ запрещён постановлением Большого Московского Собора 1666 г.
Можно добавить, что икона Троицы Андрея Рублёва восходит к Ветхозаветной Троице (явление Аврааму в виде трёх ангелов) и на ней нет надписания ипостасей.
Как проверить изображение на каноничность - вопрос сложный, поскольку вплотную связан с богословием, не случайно иконопись называют "богословием в красках". Может быть, основные принципы поможет понять книга "Богословие иконы Православной Церкви" Л.Успенского.

1672056693580.png
 
Православный христианин
Я знаю об этой позиции, но "неканоническая" икона Богородицы "Державная" почтена свыше благодатью чудотворения ... Что скажете?
Кто изображен в верхней части иконы благословляющим? ПЭ указывает, что Господь Саваоф.
Господь Саваоф в Священном Писании и на иконах: "особой иконографии Бога как Саваофа более 1500 лет не существовало. Надписание этого имени на иконах, фресках, начинает встречаться только с XVI в. Основой подобных икон стал особый извод икон Христа, Который представлен, как «Ветхий денми», с белыми власами. Такое изображение основано на Книге прор. Даниила и «Откровении» св. Иоанна Богослова, где говорится о последнем Суде и воссевшем на престоле «Ветхом денми» (Дан.7:9, Откр.1:14). Под Ним однозначно понимали Христа, и Его изображения как Старца встречаются уже с VII в." Позже стали относить это изображение к Богу Отцу, но тут уже немощь человеческая.

Вторая же икона, приведённая Вами, именно неканоническая. Попадающая под запрет Большого Московского Собора. Да, их сейчас много даже и в храмах, но разве от этого что-то не меняется?
 
Православный христианин
Такое изображение основано на Книге прор. Даниила и «Откровении» св. Иоанна Богослова, где говорится о последнем Суде и воссевшем на престоле «Ветхом денми» (Дан.7:9, Откр.1:14). Под Ним однозначно понимали Христа, и Его изображения как Старца встречаются уже с VII в." Позже стали относить это изображение к Богу Отцу, но тут уже немощь человеческая.

Вторая же икона, приведённая Вами, именно неканоническая. Попадающая под запрет Большого Московского Собора. Да, их сейчас много даже и в храмах, но разве от этого что-то не меняется?
Алексей, "Ветхий денми" - не связан с образом Иисуса Христа напрямую:

https://gkult.ru/ponyatiya/savaof-vikipediya.html
 
Православный христианин
Сергей, можно, наверное, оспаривать связь именований Саваоф и Ветхий денми. Но то, что в православии изначально Ветхий денми понимался именно как Сын Божий - несомненно.

ПЭ: "Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Михаил Хониат, митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии)."
 
Православный христианин
Сергей, можно, наверное, оспаривать связь именований Саваоф и Ветхий денми. Но то, что в православии изначально Ветхий денми понимался именно как Сын Божий - несомненно.
Заметь, я написал - Иисус Христос, Сын Божий - был всегда до Боговоплощения.

Свт. Иоанн Златоуст

Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда
Вот и в чтении, ныне нам предложенном, говорится, что Бог имеет лоно, а это свойственно телам; но никто не будет столько глуп, чтобы бестелесного почитать телом. Чтобы все это понять в смысле духовном, как должно, исследуем это место подробнее. Бога никтоже виде нигдеже. Каким путем евангелист пришел к этому? Показав великое преимущество даров Христовых – такое, что неизмеримое расстояние находится между этими дарами и сообщенными чрез Моисея, он хочет потом высказать и достаточную причину такой между ними разности. Моисей, как раб, был служителем дел низших; а Христос, как Владыка и Царь и Сын Царя, принес нам несравненно высшие дары, сосуществуя всегда со Отцом и видя Его непрестанно. Потому-то евангелист и присовокупил: Бога никтоже виде нигдеже. Что же мы скажем на слова велегласнейшего Исаии: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне (Ис. 6, 1)? Что скажем на свидетельство самого Иоанна о том, что Исаия сказал это тогда, когда видел славу Его (Ин. 12, 41)? Что скажем на слова Иезекииля? И он ведь видел Бога, седящего на херувимах. Что – на слова Даниила? И он говорит: и ветхий денми седе (Дан. 7, 9). Что также – на слова Моисея: яви ми славу Твою, да разумно вижду Тя (см.: Исх. 33, 13)? А Иаков и прозвание получил от этого, то есть был назван Израилем, а Израиль значит: видящий Бога. Видели Его и другие. Итак, почему же Иоанн сказал: Бога никтоже виде нигдеже? Он показывает, что все то было делом снисхождения, а не видением самого существа Божественного. Если бы они видели самое существо, то видели бы его не различным образом. Оно просто, необразно, несложно, неописанно; не сидит, не стоит, не ходит. Все это свойственно только телам. Но как Бог существует, это знает Он один, и это возвестил Сам Бог Отец чрез одного Пророка: Аз, говорит, видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12, 10), то есть Я снизошел, явился, но не тем, что Я есмь. А как Сын Его имел явиться нам в действительной плоти, то Он изначала приготовлял людей к созерцанию существа Божия, сколько им возможно было видеть. Но что Бог есть Сам в Себе, того не видели не только Пророки, но и ангелы и архангелы;
******************************************************************************************************************************************************
То, что явлено было В ОБРАЗЕ пророкам до Рождества Христова - может быть и на иконах? Илью пророка в разных изводах пишем?
А вот икона видения Исайи - пророка
1672061763195.png


 
Заметь, я написал - Иисус Христос, Сын Божий - был всегда до Боговоплощения.

Свт. Иоанн Златоуст

Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда
...но никто не будет столько глуп, чтобы бестелесного почитать телом. Чтобы все это понять в смысле духовном, как должно, исследуем это место подробнее. А Иаков и прозвание получил от этого, то есть был назван Израилем, а Израиль значит: видящий Бога. Видели Его и другие. Итак, почему же Иоанн сказал: Бога никтоже виде нигдеже? Он показывает, что все то было делом снисхождения, а не видением самого существа Божественного. Если бы они видели самое существо, то видели бы его не различным образом. Оно просто, необразно, несложно, неописанно; не сидит, не стоит, не ходит. Все это свойственно только телам. Но как Бог существует, это знает Он один, и это возвестил Сам Бог Отец чрез одного Пророка: Аз, говорит, видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12, 10), то есть Я снизошел, явился, но не тем, что Я есмь. Но что Бог есть Сам в Себе, того не видели не только Пророки, но и ангелы и архангелы;
Дедушка Сергий вы как всегда правы. Позвольте вас поддержать дополнением. Если я достоин ваших возражений, то приму их для вразумления своего.
Друзья, все личности мироздания способны видеть только образы Бога Отца, т.е. Его проявления, Его деяния, творения. Все что видит человек из Духовного мира есть лишь "картинка", потому что человек способен вместить и переварить только образы из дховного мира, в виде понятной картинки. Вот один из примеров:
Откр.1:1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
Вот такой простой пример. Если хотите увидеть ангела созиждивающего ветер, то посмотрите на ветер, хотите увидеть ангела творящего то-то и то-то, то смотрите на явление сотворяемое этим ангелом. Бог хоть и сказал, что человека узнаете по делам, но равно это относится и к ангелам и ко Христу и даже к Богу Отцу. Люцефер не был обнаружен падшим до его грехопадения. Подобием Бога пронизаны все Его Творения, заметьте не Богом, а Его подобием. это очень важное замечание. То есть Художника познают по его картинам.
Мф.7:20 Итак, по плодам их узна́ете их.
Вот вопрос желающим возразить или ответить мне: Кто узнает по плодам? Кого узнают по плодам? Тут конечно деревья и плоды идут для примера.
 
Православный христианин
Подобием Бога пронизаны все Его Творения, заметьте не Богом, а Его подобием. это очень важное замечание. То есть Художника познают по его картинам.
Мф.7:20 Итак, по плодам их узна́ете их.
Сергий, вы как всегда правы.
Если бы ...
По существу Вы правы отчасти, увидев пашню, мы догадываемся о пахаре, которого не видим.
Но кто-то видел и видения "головы своей" не во сне, а наяву: разве Владыке тяжело показать нам ... нет, не Себя, а "мультик", содержащий послание или специального Ангела Образа Божьего, который может быть явлен подлинно, а не в видении, как было на Благовещение с Приснодевой Мариам, получившей лилии в удостоверение визита.

Дан.4:1
. Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих.

Дан.4:2. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня.

Земные скиния Моисея и Храм Соломона являются подобиями, «отражениями» небесного Храма; земные священники

…Служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. (Евр. 8, 5)
Новозаветные, как и иудейские агадические, описания Небесного града восходят к видениям пророков, которые созерцали Бога и Ангелов в высшем мире (Ис. 6, 1–8; 2 Пар. 18, 18 и др.) Так, Исайя упоминает о том, что пред престолом Господним на небесах находится жертвенник – а следовательно, там расположен и небесный Храм:

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника… (Ис. 6, 6)
Подразумевается, по-видимому, золотой жертвенник – фимиамный (курительный), на котором возносились благовония, отождествляемые с «молитвами святых» (ср. Исх. 30, 1–9 с Откр. 8, 3–4). Ведь ранее у Исайи сказано:

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. (Ис. 6, 4)
В приведенном стихе молитва («глас восклицающих») отождествляется с воскурением благовоний на жертвеннике. Обратим внимание на то, что описываемое Исайей происходило в «Доме» (то есть Храме, святилище), где восседал Сам Господь, а вели в этот «Дом» не двери, но врата («верхи врат» – упомянуты там же. Это говорит о размерах и предназначении Дома. «Вратам», ведущим в вышние, небесные, обители в Писании придается особое значение. Псалмопевец восклицает, обращаясь, очевидно, к стражам Небесных врат:

Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. (Пс. 117, 19)
– и слышит от стражей ответ:

Вот врата Господа; праведные войдут в них. (Пс. 117, 20)
 
Православный христианин
Заметь, я написал - Иисус Христос, Сын Божий - был всегда до Боговоплощения.
Выше я привёл цитаты, где говорилось и о Воплощении.

А вот икона видения Исайи - пророка
Во-первых, ссылку Вы всё же дали на другой образ:
00008026.jpg

Во-вторых, данное "Видение" явно написано по апокрифу. В книге пророка Исаии (гл. 6) подробностей очень немного, для такого изображения недостаточно. Я бы предпочёл не выходить за пределы Писания и Предания Церкви. Было бы интересно также уточнить время создания приведённого Вами образа (тот, что по ссылке - 18-го века).
 
Сравниваем: "Сказав: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», (Бог) не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? – «И да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми гады, пресмыкающимися по земли». Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем.
Кто прав? Понятно, что святитель Иоанн. Бог сотворил (образовал) всё, но образом Божиим назван человек, а не весь мир.
То, что вы написали Алексей есть частное рассуждение частного человека святителя Иоанна. С мнением его я согласен, потому что сам так считаю. Но святитель Иоанн раскрыл лишь одно из бесчисленного проявления образа Божьего в человеке. Как по мне, то Слово Божье куда более емко и многогранно. Помимо толкования Слова Божьего святыми людьми надобно иметь еще и личное общение с Богом, со Святым Духом, с Христом и получать духовную пищи не только через посредников. Вы же молитесь Богу Алексей? Вы шлете молитвой ваши послания Ему? А обратно ответы вам приходят? Или ваше общение с Богом одностороннее?
Первообраз для картины не художник, а тот кто на картине изображён.
Для картины первообраз и художник, образовавший картину духом своим, телом своим, и красками своими и Бог Отец, образовавший художника. Изображен на картине первообраз, но почему и с какой целью? По немощи духа человеческого, живущего во плоти, который угнетается этой плотью. Потому человек и направляет свою плоть к иконе, что бы через плоть тело увлекло за собою и тщедушный дух, жаждующий общения с Богом. Вот такую скудную технологию падший человек усмотрел, что бы сохранить хоть ничтожную связь своего духа с миром духовным. По той же причине гостей всегда принимают с застольем, что бы пресытить плоть и она не мешала духовному общению. Ход конем. Надо признать, что это работает.
Традиционно это выражение относится к иконам: "честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней" (орос VII Вселенского Собора).
Круг замкнулся через посреднические связи. А если бы вы Алексей имели прямое общение с Богом как Адам, вы бы поклонялись иконам? Адаму это почему то не нужно было до грехопадения, а нам сейчас понадобилось. Почему?
Хорошо, когда человек думает самостоятельно. Плохо, когда при этом он думает некачественно и получает ошибочные результаты.
Алексей, переходить на личности не есть хорошо. Зачем это вам, зачем вы вешаете ваши ярлыки. Лично меня они не отягощают, но это есть дух нечистый, который отягощает вас и тем самым отягощает и меня, потому что я его вижу на вас и чувствую его нечистоту. Это как зараза, как вирус. Лучше общаться, а не состязаться. Лучше искать единства, а не разделений. Мы церковь, мы единое тело Христово и нам надобно быть едиными как Христос един с Богом Отцом. Иначе блуд. Иначе Христос многоженец. И вот его жены: православные, католики, протестанты, евангелисты, пятидесятники, харизматы и еще те, кого я не знаю. Заметьте как я пытаюсь найти общее среди нас. Не будем тщеславиться, ведь я тоже слаб и изо всех сил своих немощных тянусь к вам, к ближнему моему. Лучше ничего не ответить Алексей, чем разжигать другого человека. Надобно общаться по любви, по духу, а не по плоти. Христос разделяет людей мечем живущих по плоти, объединяющихся по плоти. Будем братьями не по плоти, но по духу и меч Христов нас не коснется и Христос будет среди нас.
Мф.10:34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
Мф.10:35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
Мф.10:36 И враги человеку – домашние его.
Мф.10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
 
Сверху