Из проповедей священников, поучений и писем Святых.

Москва
Православный христианин
О спасении.

Весь наш подвиг заключается в одном: мы должны прожить эту жизнь. Господь дал нам жизнь, и она очень трудна. У многих людей такие невыносимые скорби, что думаешь: ну, твои-то скорбишки – это вообще ничто по сравнению с ними. А ведь люди терпят. И вот прожить эту жизнь и остаться верным Богу, приобрести смирение, то есть согласиться с этим крестом, - только таким образом можно спастись.
Протоиерей Димитрий Смирнов

...надо возлюбить свой крест. К тем страданиям от людей, от обстоятельств, от собственного тела, которые мы испытываем, надо относиться как к страданию ради Христа. Если мы это принимаем, если наша жизнь не превращается в одну бесконечную жалобу, близки мы к христианскому устроению. Если не можем ради Христа потерпеть хотя бы какую-то малость, то мы совсем не христиане. Вот это слово о кресте, которое мы должны принять.

Протоиерей Димитрий Смирнов




Многие говорят о спасении, многие желают спастись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным. Не беда, если бы дело оканчивалось одной затруднительностью в ответе! Нет: вредное последствие, истекающее отсюда, очень значительно. Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность. По-видимому, мы делаем много добрых дел; но, в сущности, делаем очень мало дел для спасения. Отчего это? Ответ очень прост: оттого, что не знаем, в чем состоит спасение наше.
   
Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 
Москва
Православный христианин
Об усталости.

Когда я анализирую причины своей усталости (а анализировать их обязательно нужно), то прихожу к одному выводу: больше всего я устаю от самодеятельности. Нет, конечно, не от художественной, хотя и она, если бы меня заставили присутствовать на мероприятии, где выступают такие коллективы, быстро меня утомила.

Я устаю от того, что настойчиво, с большим усилием, можно сказать, с самоотвержением стараюсь сделать сам. Сам – то есть забывая о том, что говорит всем нам Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

И это совсем не обязательно что-то небогоугодное. Напротив, больше всего усилий употребляется мной именно для того, чтобы сделать то, что я считаю полезным и необходимым. Но регулярно в круговороте дел и обязанностей совершаю одну и ту же ошибку. Я забываю, что все, что мы делаем ради Бога, для Него гораздо важнее, чем для нас. И что Он куда больше, чем я, чем мы, заботится о том, чтобы делаемое увенчалось успехом. Если, разумеется, так и должно произойти, а не как-то иначе – по особому Его смотрению, по Его премудрости.

Я мог бы уставать меньше, если бы каждый раз, приступая к чему-либо, не просто молился Господу о Его помощи в начинаемом, а еще бы и приводил себе на ум простую и очевидную истину: если Ему угодно, чтобы мне все удалось, то так это и будет. И я сделаю ровно то, что могу – немногое. А Он сделает всё. И потому поводов для беспокойства нет.

Если же Ему это неугодно, то ничего не получится. И так тому и быть. И снова повода для беспокойства нет.

А устаем мы именно от беспокойства – больше, чем от чего-либо.

Уверен, что то, чем я поделился сейчас, не что-то уникальное, касающееся лишь меня. Точно знаю – это не только у меня так. У всех так…

Игумен Нектарий Морозов

 
Москва
Православный христианин
Дорогие братия и сестры!

Я с радостью приветствую вас в преддверии Великого поста - особого времени, которое для верующего сердца становится весной духовной, дорогой к Светлому Христову Воскресению.

Прежде всего, будем помнить, что пост - это дар, который человек приносит Богу. Это возможность вырваться из повседневной суеты и правильно расставить приоритеты в своей жизни, вспомнить о вещах гораздо более важных, чем наши обыденные дела,
- о Боге, вечной жизни и спасении души. Поэтому в дни Великого поста мы стараемся больше времени посвящать молитве, богослужению, чтению духовной литературы, быть более внимательными к своим ближним и своей совести.
Сегодня очень популярна фраза: «Ешьте все, что хотите, только людей не ешьте». Однако в ней есть противоречие. Ведь если не пытаться учиться воздержанию в самом простом - например, в пище во время поста, - то невозможно сдерживать себя и в более сложном - в мыслях, поступках, движениях души. Например, укротить такие, к сожалению, привычные для нас чувства, как раздражение, гнев, невнимание к окружающим, - что и имеется в виду под выражением «не есть людей».

Для того, чтобы всегда поступать по Евангелию, а не по собственным желаниям и страстям, надо прикладывать усилия в воспитании своей души. Нужно постараться стать таким человеком, который, по слову преподобного аввы Дорофея, ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Порой для этого требуется целая жизнь, и пост - очень хороший помощник в труде самовоспитания.
Пост - это время покаяния, особого внимания к своей душе, предельной честности. Если человек видит свой грех и старается исправиться, всей душой молится Богу о помощи и прощении - Господь обязательно отвечает. Чувство особой близости Божией, укрепление веры, умножение любви к людям - всё это добрые плоды Великого поста в христианской жизни.

С древних времен люди постились, то есть сознательно в чем-то ограничивали себя, еще и для того, чтобы выделить какие-то средства в помощь нуждающимся. Сегодня эта сторона поста все так же актуальна: вокруг нас очень много тех, кому нужна помощь. Увидеть рядом с собой таких людей, оказать им поддержку делом, словом и молитвой - это долг и обязанность христианина.

В дни поста мы призваны усилить свои молитвы и о нашем Отечестве, о воинах, которые находятся на полях сражений, о упокоении погибших и помощи Божией пострадавшим. Всеми силами души нужно молиться, чтобы Господь Сам «ими же веси судьбами» как можно быстрее прекратил идущее кровопролитие.

Пусть Господь благословит наши труды и добрые намерения, поможет нам достойно и с духовной пользой пройти поприще Великого поста и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение!

Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

 
Москва
Православный христианин
26 февраля 2023 года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Слово в Прощеное воскресенье
О прощении обид
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг?
Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами.

Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, – говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15). Это – первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

Во-вторых, потому, что Царство Божие – светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними – сонаследниками этого Царства?

Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27).
Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин.20:19).

Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия – Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.

Дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… и Бог любви и мира будет с вами (Рим.12:18; 2 Кор.13:11). Аминь.

Архимандрит Кирилл Павлов

(По материалам проповеди : https://azbyka.ru/propovedi/vremja-pokajanija.shtml#s..).
 
Москва
Православный христианин
Дорогие братия и сестры!

Я с радостью приветствую вас в преддверии Великого поста — особого времени, которое для верующего сердца становится весной духовной, дорогой к Светлому Христову Воскресению.

Прежде всего, будем помнить, что пост — это дар, который человек приносит Богу. Это возможность вырваться из повседневной суеты и правильно расставить приоритеты в своей жизни, вспомнить о вещах гораздо более важных, чем наши обыденные дела,— о Боге, вечной жизни и спасении души. Поэтому в дни Великого поста мы стараемся больше времени посвящать молитве, богослужению, чтению духовной литературы, быть более внимательными к своим ближним и своей совести.

Сегодня очень популярна фраза: «Ешьте все, что хотите, только людей не ешьте». Однако в ней есть противоречие. Ведь если не пытаться учиться воздержанию в самом простом — например, в пище во время поста, — то невозможно сдерживать себя и в более сложном — в мыслях, поступках, движениях души. Например, укротить такие, к сожалению, привычные для нас чувства, как раздражение, гнев, невнимание к окружающим, — что и имеется в виду под выражением «не есть людей».

Для того, чтобы всегда поступать по Евангелию, а не по собственным желаниям и страстям, надо прикладывать усилия в воспитании своей души. Нужно постараться стать таким человеком, который, по слову преподобного аввы Дорофея, ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Порой для этого требуется целая жизнь, и пост — очень хороший помощник в труде самовоспитания.

Пост — это время покаяния, особого внимания к своей душе, предельной честности. Если человек видит свой грех и старается исправиться, всей душой молится Богу о помощи и прощении — Господь обязательно отвечает. Чувство особой близости Божией, укрепление веры, умножение любви к людям — всё это добрые плоды Великого поста в христианской жизни.

С древних времен люди постились, то есть сознательно в чем-то ограничивали себя, еще и для того, чтобы выделить какие-то средства в помощь нуждающимся. Сегодня эта сторона поста все так же актуальна: вокруг нас очень много тех, кому нужна помощь. Увидеть рядом с собой таких людей, оказать им поддержку делом, словом и молитвой — это долг и обязанность христианина.

В дни поста мы призваны усилить свои молитвы и о нашем Отечестве, о воинах, которые находятся на полях сражений, о упокоении погибших и помощи Божией пострадавшим. Всеми силами души нужно молиться, чтобы Господь Сам «ими же веси судьбами» как можно быстрее прекратил идущее кровопролитие.

Пусть Господь благословит наши труды и добрые намерения, поможет нам достойно и с духовной пользой пройти поприще Великого поста и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение!

Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

 
Москва
Православный христианин
«ГЛАВНОЕ - НЕ ПОТЕРЯТЬ БОГА»

❓
Как поститься в Великий пост? Как найти свою меру и получить духовную пользу?

❄
«Нет готовых рецептов. Главное, чтобы ты Бога не потерял и перед Богом всё делал», - считает духовник нашего монастыря
о. Андрей Лемешонок.

На одном из сестрических собраний наши сестры поделились своим опытом.

Отец Андрей Лемешонок: - Что нам сказать друг другу? Что пожелать, попросить? Много раз говорим одно и то же и привыкаем к этим словам. Они становятся фоном в нашей жизни. А усвоить, принять слово, вместить в свое сердце - не получается. Потому что много разных настроений, информации, событий вокруг нас. Постоянные потоки, которые только опустошают. Но по большому счету почти ничего из этого нам не нужно. Нам нужно закрыть на замочек свое сердце и ум и быть внимательным.

Мы привыкли к греху. Время проходит, а в душе пусто: она ничего не накопила, не удержала ничего настоящего. Много чего в ней есть, но почти ничего по существу и не нужно.

Надо понять, как перейти от буквы к Духу. Перейти на другой уровень жизни. Вот говорю одной сестре: «Если хочешь спастись, слушайся эту сестру». И что? Начинаются пререкания. Ну что ж, живи по своей воле. Но если хочешь спастись, нужно отсекать порой свою волю. То есть слушаться. А это непривычно. Но очень нужно! Будучи самодостаточным и укорененным в своей правде, мы Христа не услышим. Вот в чем правда. Только себя услышим, ни близких, ни Христа.

У нас каждый час на вес золота. Надо не мудрить. Надо жить. Услышанное и принятое слово меняет нашу жизнь. Но враг делает всё, чтобы мы эти слова не слышали. Очень трудная задача - войти в новую жизнь и начать жить перед Богом. Трудная, когда мир научил тебя жить по-другому.

Многие люди уже десятилетия в сестричестве. А чему научились? Какие плоды? Спешите, спешите становиться верующими христианами. В храм дорогу мы нашли, а вот нашли ли веру?

Хочется надеяться, что этот пост поможет нам приблизиться ко Христу. Я говорю о внутреннем человеке, который победит.

Где мой ум - там и я. Думаем ли мы о Вечности, общаясь с ближними и дальними людьми? О том, что Христос должен быть посреди нас? Как мы понимаем молитву? Это набор слов или это душа говорит, которая зовет Бога на помощь? Вот вопросы, которые мы должны решать. И пост нам должен в этом помочь.

Вот кто-то спросил, как избавиться от эгоизма. Ну как избавиться, если им всё пропитано? Умереть надо, осознанно понять и решить, что я не хочу жить так больше. Когда человек начинает бороться с грехом, он видит себя всё хуже и хуже. Потому что глубина греха очень большая. И вот тогда рождается покаяние.

Не нужно много слов. Встал перед Богом, почувствовал, какая ты дрянь, и душа заболела от этого. Тогда и слезы будут, и будет действительно покаяние.

Неправильно понятое служение Богу - а это и дела, и мысли, и чувства, и молитвы - приводит к искажению в духовности. И мы принимаем наши чувства за духовные. Мы жалуемся или действительно переживаем оттого, что причиняем другим боль и от нас страдают ближние?

Кто что сегодня может сказать всем? Какие есть мысли? ... (c)...

... (c)...

Отец Андрей Лемешонок: - Вот спрашивают, как первую неделю поститься? Да как хочешь, так и постись. Нет готовых рецептов, у каждого свое. Но главное, чтобы ты Бога не потерял и перед Богом всё делал.

Когда человек живет внимательно, он видит, кто нуждается в помощи, кто нуждается в молчании. Это связь. И сердце подскажет, как поступить. Расширяется горизонт, сердце может за сотни километров почувствовать, что нужно помолиться за кого-то. Может быть, это и самое главное в посту - чтобы сердце наше расширилось, чтобы оно потрудилось.

... (c )...

https://obitel-minsk.ru/lutschije/2023/02/ne-poteryat-boga
 
Москва
Православный христианин
Вспоминается мне один рассказ из «Патерика». В некоем монастыре было много отцов и один обыкновенный человек, на которого монахи не обращали внимания и держали его при себе, чтобы он подкладывал дров под котел, то есть на летней кухне. Они считали его презренным и отверженным и даже в монахи не постригли. Он носил какую-то ветхую одежду, и его держали как бы из милосердия. Бедняга работал и в церкви, когда была служба, но и на летней кухне тоже подкладывал дрова, чтобы огонь не потух, и был постоянно измазан сажей, грязный, презренный, и никто не обращал на него внимания.

Однажды, когда он был в церкви, служили святую литургию и монахи пели, он восхитился и был захвачен всей атмосферой литургии. Варево в котле закипело, стало выливаться через край, и начался пожар на летней кухне. Тут закричали: «Горим! Пожар!» Когда понял, что произошло, этот человек сказал себе: «Пресвятая Богородице! Это же из-за меня! Если огонь не погаснет, может разгореться большой пожар!» Он бросился в огонь, не думая о нем, стал размешивать варево, отшвыривать дрова, огонь стал униматься и наконец погас.

Монахи изумились, потому что видели, что он стоит в огне и не сгорает. Игумен монастыря сказал:

– Отцы, Бог был на летней кухне, а не в церкви! Мы, церковные, вообще не могли к огню приблизиться! Он столько лет приходил услышать хоть слово из того, что мы говорили. Всегда был в саже и перепачканный, мы даже в монахи его не постригли, он никогда не заходил с нами в храм. Держали мы его тут, чтобы он подкладывал дрова на летней кухне. Но в конечном счете Бог оказался там, с ним, а не с нами.

Бог там, где смирение. Бог там, и в том, и с тем, кто никогда не считал и не думал, будто Бог – его должник, поскольку «я делаю что-то, поскольку молюсь, бодрствую, пощусь, подаю милостыню», массу всего еще. И мы считаем, что если делаем что-то, значит, мы уже не совсем подлежим погибели, отвержению. «И я тоже представляю собой что-то!» Бог, однако, никогда не бывает с человеком, у которого имеется хоть след самомнения, тщеславия и гордости.

Митрополит Лимассольский Афанасий

 
Москва
Православный христианин
В чем разница между духовным воспитанием взрослого человека и ребенка?

Для взрослого человека примером являются Господь Бог и святые, а для ребенка примером являются родители.

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что воцерковленные родители снимают с себя ответственность в вопросе духовного воспитания:
- не показывая дома личный пример;
- перекладывая этот подвиг на учителей воскресных школ.

Еще хуже, когда сами родители не ставят в жизни цель - достичь святости. И детям ставят цели, не совместимые с Евангелием:
- главная цель - получения образования;
- научиться давать сдачи, ударили тебя - ответь.

Думаю, что это одна из причин массового отпадения от Церкви подростков. В общецерковных дискуссиях вокруг этой проблемы я не вижу главного: желания менять себя.
Все предлагают различные методики донесения до детей информации. На мой взгляд, это фундаментальная ошибка. Донести до ребенка Христову веру, не имея личного живого опыта общения со Христом, не только бесперспективно, но является обучением лицемерию.
Если мы хотим воспитать в детях любовь к Богу, следует сначала самим полюбить Небесного Отца. Иначе мы воспитаем формализм, с которым им придется потом бороться много лет.

Священник Павел Островский
 
Москва
Православный христианин
Познание своих немощей

Есть такое замечательное духовное упражнение, которое было бы очень хорошо исполнять каждому христианину, особенно в дни Великого поста. Оно и времени-то много не займет, зато очень точно покажет нам, чего мы стоим на самом деле.

По вечерам прочитывайте пятую, шестую и седьмую главы Евангелия от Матфея, Нагорную проповедь. Там говорится обо всем том, чего ждет Господь от нас: не осуждать, не гневаться, свое вожделенное око смирять и так далее, и так далее — все то, что Господь хочет видеть в человеке, совокупность всех заповедей.

И вот вечером разберем свою душу и свои поступки: что, по милости Божией, мы смогли исполнить из заповедей Христовых, а что, к несчастью, не смогли. И очень скоро мы увидим страшную картину: ничего практически сделать человек не может, как, казалось бы, ни легки, ни просты были эти заповеди. И тогда человек начнет понимать смысл слова «Спаситель», которое мы употребляем по отношению к Господу нашему Иисусу Христу.

Мы иногда просто проговариваем это слово как одно из имен собственных Господа, но на самом деле оно абсолютно актуально для нас. Мы увидим, если займемся по-настоящему своей душой, что без Спасителя не то что Царствия Небесного не достигнем, а просто добрым и искренним человеком, хоть как-то сохраняющим образ и подобие Божие, мы не станем.

Господь, зная нашу немощь намного лучше, чем мы, ждет, и с нетерпением ждет, всего лишь одного — наших попыток исправить свою душу.

Митрополит Тихон (Шевкунов)
 
Москва
Православный христианин
О молитве

Как быть, если душа противится молитве?

– Иногда находит сильная тягота во время молитвы: всё внутри восстаёт с такой силой, что хочется прервать молитву, помыслы обуревают при такой молитве. Как быть?

– В это время происходит борьба за молитву. Если сможем выстоять, то значит, наша молитва состоялась. Молитва совершенная должна быть не по вдохновению, а в любом состоянии. Пусть она будет не такая внимательная, но мы должны стоять и молиться. И тогда мы научимся настоящей молитве, которая не просто от наших эмоций, от нашего желания, а которая выше эмоций, выше желаний и выше возможностей.

Протоиерей Сергий Баранов

( Из сообщений в сообществе ВК ( 4 марта в 21:30 ; 2023 года), в сообществе : https://vk.com/pravpublic ).
 
Москва
Православный христианин
...человек, одержимый злобой, непрощением, обидой, мстительностью, не может с такими качествами войти в Царствие Небесное. Потому что Царство Небесное вбирает в себя людей, которые победили зло в себе. Конечно, с помощью Божией. Потому что ни один человек не может стать из злого добрым, из жадного щедрым, из блудного целомудренным. Это невозможно.

Некоторые грехи человек может перестать совершать, например, играть в карты. Любой человек может бросить курить. Это человек может сделать усилием воли. Но ни один человек не может перестать хотеть курить. Он может не курить усилием воли, а вдруг сам перестать хотеть – нет. Если только Господь отнимет у него это желание. И так во всём.

Даже с таким пустяковым чувством как любовь к табаку можно бороться только с помощью Божией. Вот это нам нужно усвоить. Поэтому когда в нашем сердце обида на кого-то – самая справедливая на свете – войти в Царствие Божие мы не сможем.

Это препятствие. Этот камень от гроба нашего сердца должен кто-то отвалить. И как тот камень в Гефсимании отвалил Сам Господь Своей благодатью, так и здесь только Господь может нас исцелить и от всякой обиды. Поэтому мы должны к Нему обращаться до тех пор, пока у нас от сердца не отступит это. Он так нас и учил: молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44).

Не сказал: мстите; не сказал: рассказывайте про этого негодяя всем и каждому на всяком перекрёстке. Нет, сказал: молитесь за обижающих вас

Протоиерей Димитрий Смирнов
Проповеди

( Из сообщений в сообществе ВК ( 4 марта в 9:30 ) ; 2023 года), в сообществе : https://vk.com/pravpublic ).
 
Москва
Православный христианин
✔
Митрополит Тихон (Шевкунов):

Когда я приезжал сюда паломником, я подошёл к отцу Серафиму [Розенбергу- прим.] и сказал: «Батюшка, я хочу съездить в Дивеево. Вы часто бывали в паломничестве?» Я не знал, что он не выходил из монастыря шестьдесят лет – как он сказал, «даже помыслом». Он мне ответил: «А зачем, Георгий? Здесь всё есть: здесь Господь, Матерь Божия, преподобномученик Корнилий. Я молюсь и преподобному, и Серафиму, в честь которого я назван. Но никуда мне ехать не надо».

Прислушайтесь к словам великого мудрого старца, который всё обретал в своём храме и в своей келье. Он всё обретал в своей обители, у своего игумена преподобномученика Корнилия.

Помолимся нашему игумену о том, чтобы он даровал нам покаяние и смирение, истинное духовное послушание Святой Церкви – а значит, даровал нам тот путь ко спасению, который он прошёл до самой своей мученической смерти, и которым идут его верные ученики – монахи и миряне Псково-Печерского монастыря.

( Из сообщений в сообществе ВК ( ( 5 марта в 8:07 ) ; 2023 года ), в сообществе : https://vk.com/pechory ).
 
Москва
Православный христианин
Когда говорить и когда молчать

Бывает у вас такое состояние, когда не хочется не то, что осуждать кого-либо или судить о ком-то, но и вообще – говорить о чьих-то недостатках, хотя бы и в совершенно нейтральном ключе?

Если бывает, то это дар Божий и милость Божия, и нужно с благодарностью эту благодать принимать.

Чем дольше мы ни о ком не говорим плохо, тем яснее понимаем, что в 99 случаях из 100 в подобных разговорах нет ровным счетом никакой необходимости, что их совсем не сложно избежать.

Да, бывают обстоятельства, когда не промолчишь – долг того требует, здравый смысл, рабочая необходимость. Но порой скажешь – вроде и по необходимости – и тут же поймешь: мог не говорить. И цели не достиг, и печаль на сердце осталась, тяжесть, свидетельствующая о том, что что-то неправильное сделал.

Конечно, это только с опытом приходит – понимание, когда говорить о человеческих немощах или даже пороках, а когда молчать.

Но, что очень важно, это приходит не только и не столько с опытом ошибок – когда говоришь и потом жалеешь - сколько с опытом молчания. Когда предпочитаешь об этом промолчать, стремишься промолчать, молчишь – в большинстве случаев. Тогда случаи, когда надо говорить, яснее определяешь.

Правда. Это тоже – от опыта. К сожалению, слишком ограниченного и непостоянного…

( Из сообщений на странике игумена Нектария ( Морозова ) (6 марта в 12:26) ; 2023 года ) : https://vk.com/id300641983 ).
 
Москва
Православный христианин
Иногда меня как священника спрашивают:

– Когда для человека наступает точка невозврата? До какого порога дойдя, он уже не может вернуться к Богу?

Я говорю:

– Этот порог – физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние.

Протоиерей Олег Стеняев

( Из сообщений сообщества : https://vk.com/missioner.homily ; в ВК - за 12 марта 2023 года в 18:00 ).
 
Москва
Православный христианин
Утром проснулся - попроси благословения у Бога на новый день и в процессе постоянно напоминай себе, что вот это событие, этого человека, это испытание, эту радость - Господь тебе лично послал. Хулишь и ропщешь ведь почему - ? Потому что не веришь, что это послание тебе от Бога.
Священник Антоний Шувакин

( Из сообщений сообщества : https://vk.com/prav16 ; в ВК - за 17 марта 2023 года ).
 
Москва
Православный христианин
Архимандрит Рафаил ( Карелин ).

ВОПРОС:
В духовной литературе говорится о бедственном состоянии духовной жизни не только в миру, но и в монастырях, о крайнем недостатке духовных учителей. Мы, мирские люди, обращаемся к литературе, а она, даже адресованная к мирянам, наполнена примерами аскетической жизни подвижников, их скурпулезным бдением над душой своей под руководством еще более духовных наставников. Но как же быть нам?


ОТВЕТ:
Я думаю, что вопрос, который вы задали мне, волнует многих. Великие святители нашего времени – епископ Игнатий (Брянчанинов) и епископ Феофан Затворник – видели бедственное положение христиан, которые хотят вести духовную жизнь, и предсказывали еще более тяжелые времена. Произведения Игнатия (Брянчанинова), особенно его пятый том «Приношение современному монашеству» похож на реквием о том духовном сокровище, которое погибло и не вернется. У него есть прекрасное произведение-поэма, плач о падшем иноке. В лице его Игнатий (Брянчанинов) оплакивает современное ему и будущее монашество. Еще в худшем положении находятся миряне, похожие на семью Лота, жившего в Содоме.

Почему в настоящее время так мало старцев? Возможно для того, чтобы через их жизнь мы не были бы еще больше осуждены в том, что имели и не оценили, что прошли равнодушно мимо того, что было самым драгоценным в нашей жизни. Я помню в своей молодости великих старцев, которые чувствовали себя одинокими среди людей, в том числе и монахов. Они не могли найти себе преемников: между ними и новым поколением как бы пролег глубокий ров. Я помню, как однажды спросил у отца Серафима, как мне поступить в одном случае; он ответил на мой вопрос, но я, вместо того, чтобы исполнить его слова и сказать «благословите», стал говорить ему, что мне еще пришла новая мысль, как сделать это дело по-иному. Он молча посмотрел на меня и опустил голову. Я на его лице увидел какую-то безысходную печаль; она не относилась прямо к моему непослушанию, но мне показалось, что в этом отец Серафим увидел как непокорно и твердо сердце современных монахов: они не могут принять первого слова старцев, значит они неспособны перенять его дар через благодать. Потом я постарался исправить свою ошибку – это невежество гордыни, и поступил так, как сказал отец Серафим, но я чувствовал, что это уже не то, что я склеивал поломанное, что сердце мое на самом деле не хочет послушания и его надо пробивать как ломом каменную стену; поэтому я увидел перед собой на какие – то мгновенья старца с бессильно опущенной головой и опущенными руками.

Мы оказались недостойными старцев, и Бог отнял их у нас. Но что нам делать? – То, что возможно. Прочитайте творения Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника; сделайте из них выписки для себя, определите свою меру и старайтесь осуществить аскетизм в миру, назовем его умеренностью и воздержанием во всем. Составьте для себя шкалу ценностей: что вы ставите на высшую ступень, а что на низшую, что для вас должно стать главным в жизни, а что ненужным, от которого надо избавиться.

( Со странички Архимандрита Рафаила (Карелина) в ВК : https://vk.com/club206043773 за 28 марта 2023 года ; в 20:12 ).
 
Москва
Православный христианин
Игумен Нектарий (Морозов)

Об осуждении

Когда люди увлекаются обсуждением чужих пороков и преступлений, их этот процесс постепенно захватывает. И тогда вступает в действие закон духовной жизни, согласно которому человек, который кого-то за что-либо осудил, обязательно начнет грешить теми же самыми грехами. Запускается какая-то страшная цепная реакция.
Я помню, как прочитал однажды в письмах преподобного Макария Оптинского о его наблюдении: приходит молодой человек в монастырь, видит недостатки, которых в монастыре полно, начинает осуждать тех, кто этими недостатками обладает, – и спустя совсем короткое время становится одним из них.
Однако если человек, напротив, все увиденные недостатки принимает как данность, не считает их чем-то страшным, чем-то недостойным, то он тоже эти недостатки приобретает, поскольку, так к ним относясь, не стремится не допустить их в себе.

А верный, или, как говорят, царский, путь опять-таки лежит посередине: с одной стороны – не осуждать, а с другой – понимать, что это действительно зло и в нашей собственной жизни такого быть не должно.

( Со странички сообщества в ВК : https://vk.com/prav16 ; 28 марта 2023 года в 15:30 ).
 
Москва
Православный христианин
Архимандрит Амвросий ( Юрасов)

О Спасении

* Спасение начинается тогда, когда воля Божия встречается с согласием в человеке на волю Божию. А когда мы свою волю ставим поперек воли Божией, получается крест, и начинаются страдания.

* В нашей духовной жизни есть два «календаря: один Божественный, а другой вражий. Божественный называется “Сегодня» «Ныне»: ныне обратись ко Господу, ныне покайся, ибо завтра может быть поздно.
А вражий календарь называется «Завтра», «Потом»: оставь на завтра, сегодня ты еще молод, живи в свое удовольствие, потом, когда состаришься, покаешься.
На первом месте должно быть спасение нашей души, наш конец не за горами, он может наступить в любой день. И надо успеть очистить душу, заполнить ее добродетелями и делами милосердия. «В чем застану, в том и сужу», - говорит Господь.

* Вникай в каждое слово Евангелия, каждое слово оно сладкое.

* Когда в комнате душно, мы открываем окна, чтоб вошел свежий воздух, а когда тяжело на душе, нужно в исповеди открыть уста, и тогда в душу чистой струей войдет благодать.

* В соленом море живет рыба, и она не осаливается. В миру – человек, и он может жить и не осаливаться, не грешить. Обычно говорят: «Как ни ступил, так грех сделал». Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать. Если нечего нам ближнему дать, слово может быть милостыней. И молитва, и добрая мысль о человеке, сожаление о его падении - милостыня.

* Об Архимандрите Амвросии ( Юрасове)

- Он всегда говорил, что перед смертью хорошо год-два поболеть, полежать, высохнуть, очиститься… А сам сгорел за четыре дня. Видно, его благочестивой душе хватило четырёх дней, чтоб предстать пред Господом.
Сейчас, когда его нет рядом, приходится жить осторожно, с оглядкой, помнить его заветы: насыщаться Евангелием, святыми отцами, держаться Церкви, читать молитву Иисусову.
Царство Небесное тебе, дорогой наш незабвенный батюшка, отец Амвросий!

( Со странички сообщества в ВК : https://vk.com/public54531097 ).
 
Москва
Православный христианин
Об Архимандрите Амвросии ( Юрасове )

Ирина Власова, художник , г. Москва

* Для меня батюшка ‒ живое Евангелие.

Я поздно пришла к Богу. Только в день своего 40-летия крестилась во Владимирском соборе Петербурга, где недалеко жила в мастерских художников на Пушкинской, 10. Мой верующий брат Александр посоветовал мне слушать радио «Радонеж». Я лет 10‒15 слушала, и особенно мне нравились проповеди архимандрита Амвросия (Юрасова). Они были понятны и просты, и практические советы были несложны: утром и вечером с поклонами благодарить Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и всех святых. Что я и делала, и это вошло у меня в привычку. Передачу с батюшкой вела монахиня с ангельским голосом ‒ Иоанна (Смирнова).

Наконец, я решила съездить, посмотреть своими глазами на батюшку Амвросия, который заочно уже стал моим духовным отцом. И, как будто бы зная об этом, он при первой встрече удивил словами: «Да ты же у меня уже была».
Я осталась при монастыре. Спустя два года отец Амвросий направил меня на послушание к мать Иоанне. Так я стала сотрудницей в социальном отделе монастыря по работе с детьми ‒ сиротами и инвалидами ‒ и ближе познакомилась с монахиней, которая вела передачи на "Радонеже".

Когда умерла моя мама в 2013 году, я принесла батюшке его книгу, где мама написала: «Эти проповеди отца Амвросия очень понятны и полезны. Да хранит его Господь!» ‒ и попросила его тоже написать мне духовное наставление на всю жизнь.

Батюшка что-то быстро написал, я с радостью схватила книгу и хотела бежать. Но он остановил: «Читай, что я написал». Читаю: «Матушка Ирина, помни до смерти…» ‒ тут я делаю остановку. ‒ «Читай, читай дальше,» ‒ говорит батюшка. Продолжаю: «…что ты мешок с дерьмом». Я вздохнула: «Понимаю, но сердце это не принимает». ‒ «Принимай сердцем. Иди», ‒ закончил разговор батюшка.
Прибежав в келью, с порога кричу м. Т.: «Ой, что мне батюшка написал!» А она, раскинув руки, смеясь говорит: «Ирка, я тебя поздравляю!» ‒ «С чем?» ‒ «Батюшка тебя уважает. Он часто говорит нам, что многим бы сказал, что мы собой представляем, но не каждая выдержит».

Отец Амвросий был одним из лучших исповедников. К нему автобусами приезжали паломники не только из России, но и из Белоруссии и Украины. Всегда была большая очередь на исповедь к нему. Как-то я решила встать первой, но батюшка принял меня последней, часа через два-три. Так он смирял человека. А моя первая исповедь у него была потрясением, рыдала навзрыд. После такой исповеди уже не захочешь грешить.

Свою кончину батюшка знал заранее. Как-то за год до смерти он сказал нам на общей трапезе: «Мой духовник, отец Наум, сказал мне, сколько я проживу». Мы все хором: «Скажите!» ‒ «Нет, не скажу. Это как молиться будете…»

Его последние краткие проповеди были как завещание. Больше всего призывал к смирению. Мы сами видели, как он смирялся в искушениях и никогда не повышал голоса. «Если повысишь голос, то обязательно сорвешься на гнев», ‒ говорил он. И последние его слова, обращенные к нам уже из больницы: «Надо радоваться и за всё благодарить Бога!»

Всю жизнь, начиная с детского сада, я рисовала. Были выставки, занятия с детьми. Придя к Богу и вычитав в какой-то духовной книге, что искусство развивает страсти, бросила рисовать. Позже поняла, что главное ‒ менять себя изнутри, а не внешне. А тогда места себе не находила. В период жизни в монастыре как-то дежурила на вахте и задала батюшке по телефону свой наболевший вопрос, стоит ли мне рисовать, может, это не богоугодное дело. Ответ получила сразу же: «Рисуй, рисуй, что нужно, то и рисуй!»
Радость разлилась в сердце, открылось второе дыхание. Я поменяла сюжеты своих картин: вместо кафешек и танцев стала рисовать на тему «Человек и Церковь». Если раньше отображала правду человеческую, то теперь старалась изобразить правду Божию. Когда умерла мама, я просилась в монастырь. Батюшка сказал: «Ты не выдержишь, затоскуешь, просто будь рядом с монастырем». Я так и сделала.

Когда мы первый раз напечатали маленькую книжечку с проповедью батюшки и моими рисунками на обложке, он одобрил и стал раздавать на благословение. Книжечка быстро разошлась. Вместе с монахиней Афанасией (Васильевой) решили сделать еще одну ‒ с цитатами батюшки и моими рисунками. Благословение было получено в день Ангела м. Афанасии ‒ 25 апреля, а 7 мая батюшки не стало. Тогда мы решили посвятить книжечку памяти нашего духовного отца.
Так с благословения батюшки я стала православным художником.

«Тяни лямку, пока не выкопают ямку». Это выражение преподобного Амвросия Оптинского я услышала из уст батюшки, архимандрита Амвросия (Юрасова).

Он сам тянул лямку до последнего. Батюшка исповедовал очень много людей, приезжающих в монастырь целыми автобусами: даже если группа сто человек – всех примет. Я видела, как он очень поздно уходил из храма, держась за стены, очень уставая, но никогда не жалуясь.
У него было большое сердце, которое вмещало всех. А тут и себя вместить не можешь. Я как-то сказала ему об этом, на что батюшка только улыбнулся.

Однажды батюшка Амвросий в алтаре спросил отца N: «Представь, что сейчас бы пришел Христос и что бы ты у Него попросил?» Священник ответил: «Здоровья себе, так как я сильно болею. Потом попросил бы здоровья моим родным». Батюшка удивился: «И всего-то? А вот одна маленькая девочка сказала мне, что она бы попросила мира и счастья всем людям земли».


* Одно из писем Архимандрита Амвросия ( Юрасова) духовному чаду :

Божие благословение всегда будет с вами, Женя, Оля и Женя!
Спаси, Господи, за письмо.
Сыну надо больше читать божественные книги, жития святых - особенно.
А тебе, Ольга, чтение таких книг - в первую очередь; делай поклоны, а молиться, знаешь как. Только надо оторваться от земли духом, как самолет, тогда и молитва будет и добрые дела появятся, вся станешь не та - самая грешная. Сейчас враг тебе внушает, что ты добрая, стала лучше - это всё ложь.
Самое главное - СПАСЕНИЕ, в остальном - Господь поможет. Только не грешите, а то грехи будут выходить боком, а это тяжело переносить.
Храни вас Христос.
С любовью к вам многогрешный...
Простите.
1977 г.

( Со странички сообщества в ВК : https://vk.com/public54531097 ).

О художнице Ирине Власовой ( и посмотреть её рисунки ) можно прочитать : https://pravoslavie.ru/126099.html
 
Москва
Православный христианин
Игумен Валериан ( Головченко).

О терпении скорбей

Как на практике претерпевать скорби? Этот вопрос задают очень часто. Попробую поделиться своими мыслями на сей счет.

Наверное, стоит определиться, что тебя "скорбит". Честно, не стесняясь вывернуть это духовнику. Не искать красивые слова, не стараться выглядеть «духовно». Не пытайся казаться правильным — просто будь честным.

Поясню на примерах. Среди моих прихожан есть мои личные друзья. Не только они со мной, но и я порой бываю с ними полностью откровенен. Что, в общем, не всегда может быть им полезно. Но они настоящие друзья (впрочем, говорят, их у монаха не бывает, так ли это?).

Вот как-то Великим постом "терпел скорби". Мариино стояние — прочитал всю службу для бабушки Марии Владимировны. Больше никого не было — все на работе. А кто отработал — поспешил в ближайший храм, чтобы время на дорогу меньше тратить. На утро отслужил Преждеосвященную (без часов и изобразительных — читать некому). Я пел и служил, дядя Вася-спецназовец пел, читал и пономарил. Мария Владимировна сама у себя покупала свечки. Зато все мы трое, бывшие в храме, причастились! В пятницу вечером отслужил Субботу Акафиста в гордом одиночестве.

Прихожу домой — звонит дядя Вася: "А служба была? А тут у меня проблемы…" "Ах, у тебя проблемы! Да это у меня проблемы! На службу не ходите, а я тут 9 лет „для ангелов“ служу!" — и меня "понесло". А он мне так просто и говорит: "Все правильно. Только чего ты меня этим грузишь? Вот сходи к духовнику и погрузи его…" И я умолк. Мне стало стыдно — ведь Вася был прав. А вывалить все наболевшее, с претензиями и сетованиями духовнику еще "стыднее". Но надо!

К счастью, на следующий день я встретился с духовником. И решился вывернуть ему всю эту грязь. Я не подбирал слова и минут пять "бушевал" о своих бедах: "Ну и на кой я там служу? Кому это надо? Те 20 прихожан могут спокойно молиться и в других храмах. И в лучших условиях — они это заслужили. Это что, Богу надо? Так Бог ведь не злодей! Только не надо мне, батюшка, рассказывать про о. Алексия Мечева. Мол, он в пустом храме 8 лет служил — я уже почти 9 отпахал! А толку??? На кой это???"

Духовник улыбался. А потом спокойно ответил: "Ты монах? Ты Богу что-то обещал? Ты постник, подвижник, молитвенник, воздержник?" Ничего этого я не находил в себе. "Ты разные обеты всякие давал. И обет послушания тоже. Ты служишь в пустом храме просто за послушание. Господь протянул тебе соломинку. Чтобы ты хоть за что-то ухватился, если ничего другого у тебя нет…" Я заплакал. С того дня я бегу "служить в пустом храме" — хоть что-то хорошее исполню. Схвачусь за соломинку…

Может быть, скажите: повезло с духовником. Да уж, не жалуюсь. Но ведь Бог помогает везде и по-всякому. Давайте еще расскажу.
Однажды зимой у меня "замерзло сердце". Скорби накрыли, жизнь задолбала. И духовник уехал. Тоска, уныние, отчаяние. И причину найти не могу. В редакции сплошные искушения ("Повбивав би!"). Я и высказал всю дрянь "малышне" (наша редакционная молодежь). Я столько раз развеивал их сомнения, утешал их. А когда сам впал в те же скорби — утешить некому!

"Возверзи на Господа…" — так ведь не хочется в унынии молиться. К чему трясти воздух обилием красивых слов? Через «не могу» начал келейно, и вдруг — "дошло"! "Царю Небесный, Утешителю…" — пусть Сам утешит, как знает. А "буря" не проходит. И вот вещаю "малышне" о "бессмысленности и бесцельности". А одна молоденькая девочка меня спрашивает: "Батюшка! А когда вы нас утешали, вы правду говорили? Или сейчас правду говорите?" Я и замолк!

Потом тихо ответил: "Тогда. Тогда, когда утешал…". На душе вновь светло, причина уныния всплыла с очевидностью. Просто гордыня! Когда она не получает корма, подпитки, то кажется, что все тебя обидеть норовят. Становишься придирчивым, мелочным, обидчивым. И далее по схеме: "тоска-уныние-отчаяние-гнев-неверие". Поисповедовался одному батюшке, послужил. У всех прощения попросил за соблазны, поблагодарил за вразумление. А тут и духовник приехал. Ну, доложил ему о своей глупости. "Со всяким бывает!" — улыбнулся он.

( Со странички сообщества в ВК : https://vk.com/missioner.homily ; cообщение за 2 апреля 2023 года в 18:00 ).
 
Сверху