Я был бы очень признателен за разбор по пунктам.
Мне было бы так проще думать над ответом.
Особенно интересует отношение к тезису. ИХП>>>ИХБ. (это простое отражение того факта, что в Иудее среди фарисеев пророка ждали ВСЕ, Бога не ждал никто)
Грегори, навряд ли получится. Могу пояснить в общем, Вы поймете. Вот Вы пишете:
Тезис 2.2. : (ЯХП и ЯХБ) Я язычников последователей Христа еще пренебрежимо мало. Единицы. (в Деяниях есть несколько имен)
Правильно пишете, ссылаетесь на Деяния. Я даже добавлю немного в поддержку этого тезиса, но уже не из Деяний. Вот у Вас есть еще предыдущий набор тезисов:
1. Проповедь Христа привела к возникновению нескольких духовных движений среди фарисеев. Нам для обсуждения важны два.
1.1 Фарисеи-иудеи, считавшие Христа пророком (ИХП)
1.2 Фарисеи-иудеи принявшие его как Бога. (ИХБ)
1.3 Язычники (Я) - (ЯХБ) и (ЯХП) соответственно.
Из этого списка первых тезисов, я тезис 1.3 убрал бы вообще.
Иисус Христос при жизни на земле не общался с язычниками; ну, разве только с несколькими из них, поскольку проповедь Его касалась, прежде всего, иудеев. Почему? (Прошу прощения, далее приведенные цитаты из Библии не сверяю, могу и ошибиться; но смысл сохраняется).
Вот приходит центурион, и говорит: "
Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает". Центурион – язычник? Если язычник, то он молился всем своим богам – и не получил никакого толку: как болел слуга (сын), так и болеет. Что же ему делать? И тут он слышит о некоем Иисусе Христе, то ли пророке, то ли боге; и получает исцеление слуги (или сына). Кто этот центурион после этого? Так и остался язычником? Опрометчиво говорить в этом случае "
монотеизм им не мешает"; не то, что "не
мешает", а становится осмысливаемым язычником. После этого этот центурион может уже и не язычник; может он забросил остальных "богов" в тот же день. Но, естественно, он пока не знает, кто перед ним: Бог, или Пророк.
Или взять другой случай с Господом и Хананеянкой, той самой, которой Господь сказал "…
нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам …"; но, ведь, и эта женщина обращается к Господу со словами "…
помилуй меня Господи, сын Давидов …". Кто она, эта женщина; какая она после этого язычница? Может и не язычница она с этого момента больше. Дочь ее поправилась ... А, ведь, до этой встречи не помогло ничего. Интересно поведение учеников Господа в этом случае. Они гонят Хананеянку, а она все-равно идет за ними и кричит, надоела; пусть Господь ей скажет и она уйдет. Женщина уходит, но получает не только исполнение просьбы, но и одобрение, да еще и ученикам Господним преподнесла урок.
Господь-то что сказал ученикам? "
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева". Вроде с язычниками все ясно: при земной жизни Господа - никаких контактов учеников с язычниками. После Воскресения все поменялось; к язычникам посылается апостол Павел.
Но что дальше? Христос - Бог, или Христос - Пророк? Вернемся снова к Деяниям (далее цитаты уже проверенные). Вот Вы упоминали день Пятидесятницы, а что произошло в этот день в народе?
- И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
- И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
- И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
- В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
- Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
- И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
- Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
- Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делахБожиих?
- И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
- А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
- Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня (9 часов утра по нашему); но это есть предреченное пророком Иоилем:
- И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут (Деян. 2:1-17). Как видим событие нерядовое, кругом иудеи, язычников нет вообще; и далее апостол Петр говорит:
- Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
- Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня (справа от меня), дабы я не поколебался.
- Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
- Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
- Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
- Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
- Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
- Сего Иисуса (не сказано Христа, не сказано Иисуса Христа, а сказано Иисуса, т.е. Человека. Христос - Помазанник на Царство. Но Царство это - не Израиль, а весь Мир, и даже Небеса) Бог воскресил, чему все мы свидетели.
- Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
- Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
- Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
- Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
- Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
- Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
- И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
- Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
- И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
- Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
- Все же верующие были вместе и имели всё общее.
- И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
- И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Ни одного язычника! Разве только бывшие, из прозелитов. Но Иудеи - все! Тысячи сразу! Ежедневно понемногу (а, может, и ежедневно по тысяче)! И всем было ясно - во имя Кого. Где здесь есть хоть одно слово "Пророк" сказанное в отношение Господа Иисуса Христа? Иоиль -пророк, сказано. Давид - пророк, сказано. А
Иисус Христос - где сказано апостолами народу Иудейскому, что Пророк? Ваш тезис, вот этот:
Тезис 2.1. : После Распятия ( ~10-20 лет), Группа ИХП многократно превышала численностью группу ИХБ. Их ТОЧНО ( не было причин , что бы не пускать) пускали в синагоги беспрепятственно. Мне Надо пояснять почему соотношение ИХП>>ИХБ? (Бога из фарисеев никто не ждал, а Мессию - Пророка ждали ВСЕ)
не подходит. Нужно тогда
ИХБ > ИХП ставить. Те, кто в Иисусе Христе ждал Машиаха; Те, кто в Нем ждал Пророка, после 70 года ("резни", простите) - были разочарованы в Нем. Категория ИХП - исчезла - да ее и не было; она (ИХП) прекратилась с казнью Иисуса Христа. И Ваше:
Мой ответ - ИХП. Где то 1000 на 1.
не считаю верным. Ересь ИХП стала распространяться значительно позже.
"...
да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ..."
Требуется пояснение. Ведь это говорит Человек, которому гарантирован Рай, и который сделает его доступным для Людей, почему то сам туда не хочет, он молится до кровавой слезы. Да, Оффтопик. Но он особенный. А само возражение Богу вполне традиционно в ВЗ (Абрам возражал о Содоме, например). По этому поводу есть Философский "Аргумент Бубера" - Зачем Бог создал , человека? Ему нужен был собеседник.
Начну с конца. Богу не нужны собеседники. Даже если б не было ангелов, Бог все равно не был бы одиноким. Бог всегда Элох
им. У Бога всегда есть Советник. И этот Советник - Бог-Сын. А есть еще Бог-Дух Святой, о Котором мы знаем так мало. Когда
Иисус Христос в Гефсиманском саду произносил "...
Отче Мой ..." - это Бог Сын обращался к Богу-Отцу. Но это не все.
Иисус Христос знал, что Он воскреснет на третий день? Знал.
Должен ли был
Иисус Христос повторить путь каждого человека: родиться и умереть? Должен.
Должен был Он дать понять людям, что Бог знает что для каждого человека, любящих Бога, лучше? Должен был.
Должен был показать людям, как преодолевается человеческая немощь? Да.
Что дало бы право людям говорить: "
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Только пример Того, кто жил бы и умер, как любой человек, страшась смерти и полагаясь на Господа.
"
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" - это слова-молитва для людей, в час опасности. Впрочем люди в час опасности могут молиться и так: "
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем не как я хочу, но как Ты хочешь".
Так почему же Бог сотворил людей? Сотворив людей, Бог просто поделился с людьми радостью Бытия.