А как же понять слова "
Первыми Духа Святого приняли апостолы"? Сказано: "
Первыми ...", (
ссылка).
Почему вы приводите слова архимандрита Георгия (Тертышниковa), а не деяния Апостолов?
«...Ст. 1-3
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них
Что это за пятидесятница? Это – время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос:
«возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (
Ин. 4:35); и еще:
«жатвы много, а делателей мало» (
Лк. 10:2). Итак, Христос сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он называет это жатвою.
«При наступлении», сказано,
«дня Пятидесятницы», то есть, не прежде Пятидесятницы, но около самой, так сказать, Пятидесятницы. Надлежало, чтобы и это совершилось также во время праздника, чтобы те, которые присутствовали при кресте Христовом, увидели и это событие.
«И внезапно сделался шум с неба». Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? Потому, что, если и при этом иудеи говорили,
«они напились сладкого вина», то чего не сказали бы, если бы ничего такого не случилось? И не просто произошел шум, но –
«с неба». А своею внезапностью он возбудил учеников.
«И наполнил весь дом». Это показывает великую стремительность Духа. Заметь: здесь все были собраны, для того, чтобы и присутствующие уверовали, и ученики оказались достойными. И не только это (говорит Лука), но присовокупляет и то, что гораздо поразительнее:
«и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» (ст. 3). Прекрасно везде прибавлено:
«как бы», чтобы о Духе ты не подумал ничего чувственного:
«как бы огненные», сказано, и:
«как бы от несущегося сильного ветра». Значит, это был не ветер, обыкновенно разливающийся в воздухе. Когда Иоанну нужно было узнать Святого Духа, – Он сошел на главу Христову в виде голубя; а теперь, когда надлежало обратиться всему народу, Он является в виде огня.
«И почили по одному на каждом из них», т.е., остановился, почил: сесть значит утвердиться, остаться на месте. Что же? На одних лишь двенадцать учеников сошел (Святый Дух), а не на остальных? Нет, – Он сошел и на всех сто двадцать человек. Петр не без основания привел свидетельство пророка, говоря:
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (ст. 17). И заметь: так было, чтобы не только поразить их, но и исполнить благодати; поэтому и (сказано):
«Духом Святым и огнем» (
Мф. 3:11)...».
Св.
Иоанн Златоуст.
Читать подробнее