<span class=bg_bpub_book_author>Татьяна Шорохова</span> <br>За драгоценной жемчужиной, или «По Российской Федерации я на Русь к себе хожу»

Татьяна Шорохова
За драгоценной жемчужиной, или «По Российской Федерации я на Русь к себе хожу» - Раздел 5. Мы везде перед Богом

(9 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Раздел 5. Мы везде перед Богом

Прикосновение к тайне

Не раз мне приходилось размышлять о поэтическом слове, искать краткое определение ему. И появилось на свет четверостишие под окончательным названием «Предназначение слова»:

Не только для услады слуха! —

В стихах слова

Ладьи для переправы ДУХА

В мир ВЕЩЕСТВА.

Николай Алексеевич Некрасов считал, что в сердце человека есть дверца, которую может открыть только поэзия. Поэтическое слово — великий дар людям от Бога. Поэзия сродни музыке, философии, а порой и пророческому дару. Она и для поэтов — явление таинственное. Если бы поэты не сочиняли стихов, не звучали бы и песни. Не происходило бы чуда образного постижения жизни. Насколько душевно беднее была бы тогда жизнь людей на земле!

В стихотворении, наряду со смыслами, образами, присутствуют и чувства автора, намеренно или непроизвольно передающие отношение поэта к теме произведения.

Погружаясь в русскую духовную поэзию по мере воцерковления, я обратила внимание на то, что не всегда в стихотворениях других авторов, посвящённых событиям Священной истории, отражены чувства, которые испытываю я, вникая в евангельские или в ветхозаветные сюжеты.

В желании передать своё личное отношение к Рождеству Христову я написала несколько стихотворений. Судьба одного из них оказалась необычной. В течение почти тридцати лет я наблюдаю за жизнью среди людей стихотворения «Колыбельная Девы Марии» и не перестаю удивляться.

Дело в том, что на сегодня я знаю уже десять мелодий, написанных на эти стихи в разных местах нашего Отечества. Мелодии для песен создали авторы-исполнители: Светлана Прядка (Симферополь), Лада Ершова (Москва), Татиана Чуслова (Санкт-Петербург), Ольга Лебедева (Санкт-Петербург), Александр Михайлов (Тольятти), Олег Шеляг (Севастополь), народная мелодия в обработке для детского хора (Алупка), Светлана Потера (Киев), Ирина Личманова-Орёл (Запорожье), народная мелодия (Почаев),

Порой задумываюсь над тем, как в одном тексте может содержаться столько мелодий, совсем не похожих друг на друга? Благодарю своих соавторов, хотя лично знакома лишь с частью из них. Видимо, авторы-исполнители воспринимают Рождество Христово так же, как чувствую я. Иначе не могу объяснить широкий отклик музыкально одарённых людей на это стихотворение.

image010 - За драгоценной жемчужиной, или «По Российской Федерации я на Русь к себе хожу»

Колыбельная Девы Марии

Над землёю — темень метельная,

А над яслями — песнь колыбельная.

Молвит с лаской слова святые

Матерь Божия — Дева Мария:

«Под звездой Вифлеемской прекрасною

Засыпай, Моё Солнышко ясное.

Постелила Тебе сено душистое —

Засыпай, Моё Дитятко чистое.

Рано-рано Тебя потревожу Я,

Сына Моего, Сына Божия.

Ждёт нелёгкий нас путь кочевный,

Свете Moй Невечерний.

Горестна по земле дорога

Для Правды — Превечного Бога.

За добро от людей хлебнём лиха Мы.

Потерпи, Моё Сияние тихое.

Одолеешь Ты зло не силою —

Любовью Своей негасимою».

На востоке заря занимается,

Над Младенцем Мария склоняется…

За Ребёнка Своего, за Небесного,

Радуйся, Невесто Неневестная!

Симферополь, 1996

Поручение-благословение: «напишите стихотворение»

Глубокой осенью 2007 года в Святодуховском духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры шла презентация моих поэтических сборников. Представляя книги, я обратила внимание, что в зале присутствует человек в чёрной рясе с пышной копной седых волос. Прежде на своих творческих встречах я его не видела.

В середине программы к сцене подошёл сопровождавший его мирянин и передал просьбу уделить несколько минут седовласому монаху в связи с тем, что им сейчас надо уезжать. Я извинилась перед зрителями и вышла на веранду.

Иеромонах сообщил, что он занимается восстановлением Николо-Беседного монастыря в Тихвине. Рассказал, что в старину послушник по имени Георгий увидел, как беседуют Матерь Божия и Святитель Николай, после чего было положено начало монастырю. Монах подарил мне календарь с образом святого великомученика Георгия Победоносца.

— Я объясню вам символическое значение этого образа, а вы напишите об этом стихотворение. Я вас благословляю,  — сказал он твёрдо.

Скрывая растерянность от неожиданно полученного задания, тем не менее, я с интересом выслушала рассказ о значении образа Георгия Победоносца. Раньше мне не приходилось слышать и читать о смыслах, заложенных в этот образ святого Воина.

Месяц за месяцем я носила в себе необычное поручение, но приступить к написанию стихотворения не могла. Так прошло два года. Видимо, нужно было дозреть до сложной для меня темы, да и не раз помолиться, чтобы исполнить благословение. И однажды наступила минута вдохновения, когда стихотворение «Георгий Победоносец» появилось на свет за несколько минут.

Георгий Победоносец

Сплавилась на века

русская с ним судьба —

он на Руси стоит

в самом ядре герба.

Воин святой копьём

с белого бьёт коня

змия, чья пасть горит

словом — страшней огня.

…В храме, в котором свет

вглубь алтаря проник,

мне подарил монах

Победоносца лик.

И образок вручив,

инок возвысил глас —

к Воину приложил

тайный духовный сказ:

«Вникни ты в образ сей,

в смыслы его глубин:

Победоносец — знай! —

каждый христианин.

Конь — дарований клад —

тех, что даёт Господь.

С помощью их сумей

ворога побороть!

Дух над врагом возвысь,

в руку возьми копьё.

Сила копья — усвой! —

это слово твоё.

В символе нам дана

заповедь для Руси:

Словом благим врага —

змия в язык разить!

Небо — рядом с тобой:

Спасу всегда молись.

Помни, что бить врага

надо лишь сверху вниз!

И не убойся, дщерь,

силы его огня!

Смело седлай на бой

ты своего коня!

Знай, тебя одолеть

власти у змия — нет!».

…Был тот седой монах

Белым, как лунь. Как свет!

Тосно, 2009

Плод раздумий

В нулевых годах текущего века, в Страстную Пятницу, придя домой после службы, я сидела на диване и думала о том, как смог Разбойник Благоразумный, умирая на кресте, увидеть Мессию в страдающем Иисусе?

Погрузившись в размышления, я прониклась к Разбойнику живым чувством сострадания. И вдруг, словно стоя рядом с его крестом, неожиданно для себя сказала Разбойнику вслух: «Но терпи, да не усомнись, что уходишь вверх, а не вниз!».

Прозвучавший в тишине квартиры собственный голос вернул меня в реальность. Из этого погружения в Голгофскую историю в тот же день родилось стихотворение «Разбойнику Благоразумному».

РАЗБОЙНИКУ БЛАГОРАЗУМНОМУ

1

На Голгофе — казней чреда:

три креста над ней. Три креста.

У толпы на зрелища спрос:

на кресте висит Сам Христос.

Слева — тать в мученьях. И тот

чёрным словом Спаса клянёт.

Как всегда на милость скупа,

вместе с татем шипит толпа.

2

Справа — муку свою терпел

душегуб от разбойных дел.

Окровавив словом уста,

не себя пожалел — Христа.

Из распада вздёрнутых сил

ко Христу лицо обратил,

воздохнул, идущий на слом:

«Помяни мя в Царстве Твоём».

До мгновенья «савахвани»

встретились глазами они,

и навек она зачалась

эта — с Богом — живая связь.

И сказал Господь: «В мир иной

ныне же войдёшь ты со Мной».

3

Со Христовой правдой в груди

знаешь — пытка ждёт впереди.

Ведь теперь ты Сыну — родня:

тьма — и над тобой среди дня!

И тебя понудила смерть

на затменье солнца смотреть!!!

С губ твоих срывается стон:

Избавитель мира пронзён…

А палач? — ему ль не спешить

голени твои размозжить?!

Треск! — и страшен боли обвал!..

Никогда ты так не страдал,

но терпи, да не усомнись,

что уходишь вверх, а не вниз!

Скоро уж ты с Богом своим

встретишься — да царствуешь с Ним, —

утвердив крестом — не перстом:

в рай восходят лишь со Христом.

Тосно, 2006

Труды во славу Божию сопровождаются помощью свыше

То, что труды во славу Божию сопровождаются помощью Свыше, я убедилась в своей жизни не раз. Остановлюсь на одной истории, которая может оказаться полезной тем, кто попадёт в моё положение. В 1995–2000 годах я работала в Симферопольской и Крымской епархии администратором Православного культурного центра. Приходилось вести передачу «Православный календарь» на Крымском радио, готовить к выходу газету «Таврида Православная», организовывать духовные чтения, конкурсы, выставки, конференции, Рождественские и Пасхальные мероприятия, в том числе и на правительственном уровне.

Ко мне нередко обращались педагоги Воскресных приходских школ с просьбой дать стихотворения для детских утренников к Рождеству Христову и Пасхе. В это время мы работали ещё без компьютеров и интернета. Приходилось десятки раз переписывать от руки нужные стихотворения.

Со временем созрела у меня мысль о необходимости собрать под одной обложкой стихотворения русских поэтов о Рождестве Христовом, Страстях Господних и Светлом Христовом Воскресении. Такой сборник мог бы оказать существенную помощь при подготовке праздничных мероприятий.

Церковные газеты и журналы, не часто попадавшие в Крым в то время, дореволюционные издания в редких фондах библиотек давали материалы для будущего сборника, над составлением которого я работала в течение года в свободное от основных дел время. Наконец, книга «И праздник Рождества, и праздник Воскресенья» сложилась. Встал вопрос, где взять средства на её издание.

Директор симферопольского издательства «Бизнес-Информ» Мария Семёновна Филатова, к которой я обратилась, поддержала меня, пообещав половину расходов на издание взять на себя, но вторую половину средств я должна была найти. Причём, Мария Семёновна попросила меня концентрировать необходимую сумму на каком-то счёте вне издательства, чтобы собранные на книгу средства перечислить единоразово.  Помощь со счётом пришла от отца Георгия Северина, который посочувствовал моему делу.

В книжном магазине я приобрела толстый справочник по бизнесу в Крыму, и стала обзванивать организации, рассказывая о своём проекте. Было много отказов, но вот один банк согласился оказать помощь и назначил мне встречу на 16-00 в один из летних дней 1998 года. Когда я подошла к зданию банка в назначенный срок, то увидела огромную толпу, стоящую в кассу обменника валюты.

Это был день дефолта, обваливший доходы людей не только в России. И, конечно, в банке мне объяснили, что в новых условиях дирекция не может поддержать мой проект, как намеревалась раньше, выделив мне только 50 гривен, в то время, как на книгу надо было собрать сумму в несколько тысяч.

Каждый день я обзванивала несколько десятков организаций, получая отказы, либо поддержку в очень скромных объёмах. Я приходила в храм Трёх Святителей, смотрела на фреску, где утопающему апостолу Петру Христос, стоящий на воде, протягивает руку помощи и просила: «Господи! Не дай мне усомниться, что эта книга появится на свет».

А поводов для сомнений было много из-за отказов с соответствующим словесным сопровождением. Однажды на том конце провода женщина сказала мне: «Девушка, вы в своём уме? Детям есть нечего, а вы на какие-то книжки собираете!».

Запомнился и такой случай. Я позвонила в охранное предприятие. Мужчина, вникший в суть моей просьбы, сказал: «Знаете, а я не верю ни в Того, ни в другого». На что я ему почему-то ответила: «У каждого человека наступает такой момент, когда уже пора задумываться над вечными вопросами». «Хорошо, перезвоните через месяц. Думаю, что я смогу вам помочь». Когда я позвонила через месяц и спросила нужного мне человека, то последовал ответ: «Его больше нет».

В ноябре сложилась ситуация, когда отказы пошли сплошь в то время, как необходимая сумма была собрана только на треть. Встал вопрос, что делать дальше? В это время я встретилась с женщиной, уехавшей год назад на послушание в женскую обитель (название её упускаю преднамеренно).

Знакомая рассказывала о жизни в монастыре и невзначай сказала, что в затруднительных случаях сёстры тянут жребий. Они пишут на листочках все версии возможного выхода из создавшегося положения и на одном листочке «выход, который нам неизвестен». Перемешав листочки в закрытой ёмкости, читают акафист Божией Матери «Скоропослушнице», вечернее правило и ложатся спать. Утром после правила вытаскивают жребий и поступают по такой подсказке.

В своём почти безвыходном положении я решилась вопросить Бога таким способом, что мне делать дальше. Утром я вытащила листочек с текстом «Временно сбор средств на книгу прекратить». И вот здесь я усомнилась, что всё сделала правильно, и поэтому решила снова вытащить жребий после молитвы. И — трудно в это поверить! — но я повторно вытащила именно этот листок: «Временно сбор средств на книгу прекратить»! Вот где меня охватил священный трепет! И я долго просила Бога простить меня за дерзость жребия, что делать дальше, и за сомнение в указании пути.

Больше я не звонила по организациям, понимая, что какой-то выход из этой ситуации будет выстроен не мною. Прошло четыре месяца, и в начале весны отец Георгий сообщил мне, что есть благотворитель, который готов пожертвовать недостающую сумму. Так были собраны средства на книгу духовной поэзии «И праздник Рождества, и праздник Воскресенья», которая вышла в 1999 году в твёрдом переплёте (большая роскошь для Крыма 1990-х!).

Сборник объединил тематические стихотворения за триста лет русской поэзии, включая и ряд современных авторов. Так в Крыму был подготовлен подарок к 2000-летию Рождества Христова. Меня много раз спрашивали, как удалось издать такую книгу в трудные «лихие девяностые»? И я отвечала, и утверждаю сейчас, что только с помощью Божией.

Севастополь, март 2023 г.

Комментировать