<span class=bg_bpub_book_author>Татьяна Шорохова</span> <br>За драгоценной жемчужиной, или «По Российской Федерации я на Русь к себе хожу»

Татьяна Шорохова
За драгоценной жемчужиной, или «По Российской Федерации я на Русь к себе хожу» - Раздел 2. Икона Девы Марии «Сокрушительница стрел»

(9 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Раздел 2. Икона Девы Марии «Сокрушительница стрел»

Обстоятельства современной жизни с военными действиями на земле Святой Руси понуждают меня открыть людям духовное событие моей частной жизни. В течение тридцати трёх лет, ровно половину из продолжительности моей жизни, я ношу в своём сердце образ Девы Марии «Сокрушительница стрел».

В 1989 году, в  возрасте тридцати трёх лет, я вынуждена была сделать серьёзную операцию. В то время я ещё пребывала в безбожном состоянии, пыталась разобраться в причинах творившихся в стране перемен на уровне логических рассуждений и о духовном не помышляла. Страна устремлялась к своему разрушению, что вводило меня в состояние глубоких переживаний и отчаяния почти до безысходности. Оставаясь продуктом советского образования, я искала ответы на мучившие меня вопросы там, где их нельзя было найти.

В таком состоянии, через пару месяцев после операции, в дневном сне я увидела себя художницей на персональной выставке (рисовать не умею!). В двух залах на стенах размещались картины, написанные маслом. Я прошлась среди немногочисленных посетителей, разглядывая свои работы и людей, подошла к журнальному столику и стала читать в «Книге отзывов» положительные отклики посетителей выставки.

По мере перелистывания страниц во мне стали созревать замыслы. Перед умственным взором всплывали картина за картиной: пейзажи, букеты цветов, натюрморты, сюжетная живопись. Мысленно я отклоняла их, говоря про себя: «Не то, не то, не то…».

И вдруг я увидела живую Деву. Она не смотрела на меня. Её лик был скорбным, обращённым вверх, словно Дева умоляла Бога кого-то спасти. В крупных голубых глазах стояли слёзы, готовые вот-вот сорваться, но не срывались. Тонкая фигура Девы, Её лицо нежной юности изумило совершенством красоты. Дева была в ясно-голубом покрове и одежде, скроенной, как изображается на православных иконах. Весь Её облик являлся воплощением чистоты и неотмирности. Он потряс всё моё существо. Чистота и святость, исходившие от Девы, ощущались мною физически и настолько реально, что я сразу почувствовала собственную нечистоту.

Почему-то я перевела взгляд на Её руки и увидела, что Дева тонкими и слабыми пальцами, не сжимая их, держит пучок толстых коротких стрел. Она удерживала пучок между большими пальцами и ладонями, едва прикасаясь к стрелам. Вдруг Дева сделала резкое движение кистями рук и преломила стрелы — весь пучок одновременно. Контраст между тонкими пальцами Девы и грубыми, сломанными Ею в одно движение, стрелами изумил меня, перевернул всю мою душу, и я проснулась.

Оглядевшись вокруг, поняла, что окружающий мир утратил для меня всю свою привлекательность. Видение чистоты, которое я ощутила во сне, было реальнее, сильнее, пронзительнее всего видимого мною прежде во снах и наяву.

С того момента я обращалась к знакомым художникам (иконописцев ещё не знала): «Нарисуйте мне Деву. Я расскажу, какая Она». Но, выслушав меня, они отмахивались: «Сама рисуй». Однажды я даже попробовала набросать карандашом Её фигуру, с обращенным вверх ликом, но сожгла свои беспомощные наброски.

После этого сна близкие стали мне говорить: «Ты живёшь, как раненый зверь». Через пять лет Господь смилостивился надо мною и подарил веру после исповеди в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге, о чём я уже писала.

Погрузившись в изучение Церковного предания, я обратила внимание (на примере события явления Покрова Пресвятой Богородицы), что от словесного образа до его воплощения в красках порой проходят века. «Радуйся, покрове миру, ширший облака» — спели византийцы в шестом веке в «Акафисте Пресвятой Богородице» (в шестом икосе), а иконописный образ Покрова Пресвятой Богородицы появился только через три века после явления Царицы Небесной святому Андрею и ученику его Епифанию во Влахернском храме.

Читая молитвы, невольно обращала внимание на словесные образы, связанные со стрелами: «Многомилостиве Господи!.. сокруши разженные стрелы лукавого, отторгающие нас от Тебя». Теперь я стала понимать, кто пускает в человека невидимые стрелы, которые преломила Дева в моём сне, впечатление от которого в душе не изгладилось за истёкшие годы.

Если в молитвенных текстах встречались прошения, в которых упоминались стрелы, я выписывала их, предполагая, что мой сон не был случайной игрой фантазии. Приведу несколько примеров.

«Всеокаянную душу мою, Благодатная, уязвленную стрелянии злобного ратника, вручаю всесильному предстательству Твоему, юже соблюдай, и покрывай, и спасай от бесовских козней невредиму…» (Песнь вместо Славы после 6-го псалма из Псалтири Богородице).

«…Напряже лук свой противу нас душевный враг, но Ты, всемощная Царице, воздвигни руце Твои на гордыню его в конец и прожени его на место вечного осуждения» (Псалом Богородице 73).

«Спаси и защити мя, Владычице, от разженных стрел врага спасения нашего» (Молитва Богородице по 10-й кафизме).

«…Адский противник враг не повредит его и стрела его летящая не коснется ему, яко многомощная Владычица избавит его от сети ловящего» (Псалом Богородице 90).

«…Стрелы искусителя изощренные падают на главу мою и в опасности греха, увы мне, находится душа моя, но Ты, Владычице, силою Твоею сокруши главу адского змия» (Псалом Богородице 119).

«…Напряже лук свой противу мене враг и лестию своею уловляет душу мою; сокруши, Владычице, силы его лукавые и запни пронырству его» (Псалом Богородице 139).

«…Ты — купино неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел вражиих…» (Молитва к Богородице из книги псалмов, обращённых к Божией Матери).

«Спаси и защити нас, Владычице, от разженных стрел лукавого врага спасения нашего» (Молитва к Божией Матери Толгской).

Здесь надо сделать важное отступление. После обретения веры в 1994 году и начала моего воцерковления, год я прожила в прямом смысле «у Бога за пазухой». А дальше началось обучение меня на способность жить по-христиански посредством обстоятельств жизни. Остановлюсь только на одном событии.

Мой сын Роман в возрасте пятнадцати лет в августе 1995 года упал в горах близ Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря. Трудник Василий, который привёз его домой на следующий день с наложенной в бахчисарайской больнице гипсовой лангетой, рассказал: «Там, где Роман упал, нельзя остаться живым. Скала больше двадцати метров высотой, с отрицательным углом. Да и упал он на бетонированную дорожку, ведущую в обитель. Ему Матушка Богородица подушку подстелила, не иначе».

В это время монастырь восстанавливался, и Роман приехал на несколько дней летних каникул поработать трудником во славу Божию. После ужина он вышел прогуляться на плато. В тот день прошёл дождь. Недалеко от края обрыва сын поскользнулся на сырой траве. Зависнув над пропастью, он не смог упереться ногами в скалу из-за отрицательного угла обрыва. Не мог вытащить себя и усилием рук, так как вырос в то лето на десять сантиметров и мышечную массу ещё не набрал.

Сын потом рассказывал: «Наверное, там, на камнях, остались вмятины от моих пальцев, когда я старался изо всех сил вылезти на плато. Ноги болтались в воздухе, и я оторвался от скалы и стал падать. Сначала ударился левым локтем, потом левым предплечьем и только после этого лёг на спину и потерял сознание. Когда открыл глаза, то увидел над головой вращающиеся облака, кроны деревьев и птиц. Кружилась голова. Я встал. Почувствовал, что моя левая рука повисла. Взял её правой рукой и понёс в монастырь».

Романа на монастырской машине отвезли в травмпункт. У него оказались сломанными локоть и предплечье левой руки, сотрясение мозга, и, как выяснилось годы спустя, треснула лопатка. Но ни позвоночник, ни голова не пострадали. Непоправимого исхода он, слава Богу, избежал. Действительно, трудник Василий был прав: Матушка Богородица подстелила невидимую подушку моему сыну, сорвавшемуся со скалы.

Роман перенёс две операции. Рука в локте осталась неподвижной. Что скрывать, переживаний было много. Но мой духовник отец Валерий Бояринцев сказал тогда: «Это Промысл Божий, что сын немного покалечился». Только в 2014 году стало мне ясно, насколько отец Валерий был прав.

Несколько лет после травмы сына я, конечно, по-матерински горевала о его инвалидности. Но тут же горячо благодарила Царицу Небесную, что спасла Она Романа там, где нельзя остаться живым. И теперь, всякий раз, когда проезжаю через Бахчисарай, пою тропарь Успению Пресвятой Богородицы.

В год семейных испытаний я часто вспоминала свой сон, в котором Дева преломила стрелы. И поселилась в моей душе надежда, что когда-нибудь появится икона Пресвятой Богородицы «Сокрушительница стрел». Жизнь шла своим чередом с печалями и радостями. А в моей душе всё больше нарастало желание заказать художнику икону с изображением Девы Марии, преломляющей стрелы.

Наконец, в 1999 году, я решилась рассказать отцу Валерию и про сон, и о своём многолетнем желании написать икону Царицы Небесной. Показала батюшке выписки из святых текстов. Он прочёл их, но сразу отвечать не стал. На следующий день после Литургии, когда я ещё раз спросила, можно ли заказать икону знакомому иконописцу, отец Валерий ответил: «Благословляю! Но только для келейного пользования».

В праздник Успения Пресвятой Богородицы сразу после Литургии я подошла к иконописцу Владимиру Логвинову в церкви Трёх Святителей в Симферополе. Незадолго до этого он написал для меня икону Архангела Михаила на подарок сыну в связи с его совершеннолетием. Когда я попросила Владимира написать икону, которой ещё нет, он даже как-то отпрянул от меня. Но потом выслушал внимательно, когда понял, что есть на то священническое благословение.

Через несколько дней иконописец принёс эскиз образа, сказал, что будет звонить, и… исчез. Оказалось, Владимиру пришлось мучительно преодолевать искушения, навалившиеся на него, прежде чем он приступил к написанию иконы. Когда, наконец, Владимир приступил к созданию образа, то, по его признанию, всё время молился словами из «Канона ко Пресвятой Богородице, поемого во всякой скорби и обстоянии»: «Матушка Богородица! Не могу терпети демонского стреляния…». Через три месяца образ Девы Марии «Сокрушительница стрел» появился в моём доме.

Иконописцу удалось передать основную идею, мысль и символику образа. Конечно, земные краски и кисти не в силах отразить чистоты и совершенства живого, ни с кем несравнимого Первообраза Девы, который сохраняет моя память. Тем не менее, и тихая радость, и чувство успокоения наполнили меня, что я выпустила образ Пресвятой Богородицы на Божий свет из клетки  моего сердца.

image004 - За драгоценной жемчужиной, или «По Российской Федерации я на Русь к себе хожу»

Молитвенный возглас «Радуйся, Сокрушительнице стрел, врагом спасения нашего посылаемых» пришёл во время написания иконы. Опытный священник, с которым я советовалась, подтвердил его правомочность.

Икона была написана 15 ноября 1999 года, а 20 ноября освящена. 26 ноября 1999 года решением Верховной Рады Крыма были переданы верующим:  Введенская церковь; Космо-Дамиановский монастырь; место в парке Победы, где прежде находился кафедральный собор Таврической епархии (к 2023 году Александро-Невский храм восстановлен) и другие святыни. Совпадение ли это?

На обратной стороне иконной доски Владимир сделал надпись, где, когда и кому была явлена икона «Сокрушительница стрел». В момент малодушия однажды я зачистила надпись, не думая о том, что икона уже стала жить своей жизнью.

Рассказ об иконе Девы Марии «Сокрушительница стрел» будет неполным, если я сокрою от людей свидетельство Зари Николаевны Ивановой (в крещении Зои), удерживаемое мною в течение трёх десятилетий. Но сначала надо сказать несколько слов об этой удивительной женщине. Кандидат исторических наук, доцент Симферопольского государственного университета, Заря Николаевна была специалистом в области мировой культуры, хорошо знала византийское церковное искусство. Небольшого роста с проницательными глазами, она была требовательным преподавателем.

В годы учёбы в университете мне пришлось сдавать Заре Николаевне зачёт и экзамен, после чего я потеряла её из виду на долгие годы. Однажды, уже после своего воцерковления, я встретила Зарю Николаевну в храме Трёх Святителей. Мы стали общаться, тем более что и жили неподалёку друг от друга.

Зоя Николаевна, рассказала, как она, похоронив всех своих родственников, осталась одна и смертельно затосковала. «Господь не дал мне погибнуть», — призналась Зоя Николаевна, но об обстоятельствах её прихода в храм я расспрашивать не стала. Знаю, что привыкшая к глубоким исследованиям, она изучила все тома «Добротолюбия». Не раз Зоя Николаевна говорила со мною о необходимости творить Иисусову молитву. Говорила ещё и такое: «Если бы мы до конца осознавали, что сделал для нас Спаситель, мы бы уже от порога храма ползли на коленях к Причастию».

В то время я работала в Епархиальном управлении и попросила Зою Николаевну подготовить цикл лекций «Библия в мировом искусстве». Зоя Николаевна живо откликнулась на эту просьбу. В её архиве оказалось немало репродукций с произведений иконописи и религиозной живописи. В отделе иностранной литературы Крымской республиканской библиотеки были прочитаны православным историком блестящие лекции, собиравшие большой круг слушателей. В то время отдел иностранной литературы размещался в здании домовой церкви  Равноапостольной Марии Магдалины, в настоящее время уже переданной верующим. Жаль, что в те девяностые годы мы ещё не располагали диктофонами и телефонами, чтобы записать эти беседы.

Однажды Зое Николаевне понадобилось зайти ко мне за книгой. Здесь она и увидела икону Девы Марии «Сокрушительница стрел». Образ Матушки Богородицы поразил её. Зоя Николаевна долго стояла перед образом и, думаю, молилась. Потом она сказала, что по глубине смысла эта икона (из тех, где Богородица изображена без Младенца), одна из самых сильных по своему воздействию.

Прошло время, и в 2000-м году Зоя Николаевна попросила меня сделать фотографию с образа «Сокрушительницы стрел». Я объяснила, что у меня нет на то благословения. «У меня возникла особая причина просить вас об этом», — спокойно, но со значением сказала Зоя Николаевна. И, помолчав, она открыла, что это за причина: явление Богородицы в образе «Сокрушительница стрел».

«Вы можете описать то, о чём сейчас рассказали?», — спросила я, стараясь не обидеть Зою Николаевну своей просьбой. Она была мудрой женщиной, и сразу согласилась. А я пошла к знакомому фотографу и, получив фотографии, дала одну Зое Николаевне. Она увеличила её с помощью ксерокса. Получился неожиданный эффект. Изображение в формате А-4 на обычном листе предстало в виде старинной иконы с пятнышками как бы выщербленной в нескольких местах краски. Одетая в рамочку, икона Божией Матери «Сокрушительница стрел» дополнила иконостас в маленькой однокомнатной квартире Зои Николаевны.

Вскоре, после службы на Введение во храм Пресвятой Богородицы, Зоя Николаевна передала мне двойной лист со школьной тетради с описанием своего духовного опыта. Далее я помещаю свидетельство дорогой моей сестры во Христе, не пытаясь давать никаких своих объяснений.

«Образ Богородицы Сокрушающей стрелы, ихже мечут демоны на погибель нашу, пленил мою душу с первого мгновения, сроднился душе моей. Я полюбила его, помышляла об иконе и видела её внутренним взором.

И вот, в ноябре сего года, недели за две до Рождественского поста, благоволила Матерь Божия явить мне, недостойной и окаянной милость Свою: являла Себя во образе Сокрушительницы стрел три раза. Она была точно такая, как на иконе, только живая, Источник света, сострадания и любви.

Первые два явления были словно в прозрачном сне: безграничное голубовато-золотистое пространство и свет, и радость ожидания. И вот, вижу Богородицу, как изображена Она на иконе, только руки Ея в движении сокрушения стрел и очи направлены на меня: утешают, ободряют меня. Захватило дыхание моё, сердце трепещет, и говорю мысленно: Мария, Мария, спаси мя… Времени не помню, сколько была Она со мной, — думаю, что мгновение.

Так было два раза одинаково. Только во второй раз я пыталась прикоснуться к краю одежды Ея.

А третий раз явилась икона в духе после того, как я закончила читать вечернее правило и творила Пяточисленные молитвы и молитвы Богородичные на каждый день седмицы. И вот исчезла комната моя, и увидела я вновь сияющее пространство то, а сердце исполнилось радостью ожидания. И вот издалека идёт ко мне Царица Небесная, как изображена на иконе, и одежды Ея трепещут и излучают невыразимый прозрачный голубовато-золотистый свет, а Лик и Очи светятся такой лаской и печалью, что сердце облилось слезами.

Стрелы же в Ея руках тлели, а острия их мерцали огнём, угасая. И вот, Она остановилась совсем рядом и вернулась в икону. Сколько мгновений продолжалась эта благодать, не знаю. Когда я оглянулась — была та же  ночь, и келия, и лампадка, и моя смиренная плоть. Но уже я познала, что Царица Небесная слышит и любит рабов Своих, взывающих к Ней — Сокрушительница стрел, Заступница наша.

4 декабря 2000.

Введение во храм Пресвятой Богородицы,

раба Божия Зоя».

Прочитав её свидетельство, я предложила пойти к настоятелю Трёхсвятительской церкви о. Георгию Северину с иконой, рассказать обстоятельства появления образа, а также поведать о видениях Зои Николаевны. Отец Георгий выслушал нас внимательно. Подумав, он сказал: «Здесь нужно рассуждение старца. Напишите отцу Илии всё так, как рассказали мне, и вышлите ему фотографию иконы».

Мы поступили по совету отца Георгия и стали ждать. Обратный адрес на конверте указали мой. При встречах Зоя Николаевна, приветствуя меня словами преподобного Серафима Саровского  «Радосте моя, Христос Воскресе!», спрашивала, есть ли ответ на наше письмо. В ожидании прошёл январь и начался февраль. 9 февраля прямо с дня рождения Зои Николаевны я уехала в Алупку к отцу Валерию, задержавшись там почти на три месяца. В Фомино воскресенье мне сообщили, что Зоя Николаевна умерла, и хоронить её будут на Радоницу.

Добравшись до Симферополя, я заглянула в почтовый ящик и вытащила конверт из Оптиной пустыни. В конверте была открытка с надписью «Радосте моя, Христос Воскресе». С этой открыткой я пошла в квартиру к Зое Николаевне, где собрались уже сёстры во Христе помолиться о новопреставленной Зое.

Ни до этого, ни после я не получала писем от отца Илии. И его пасхальное поздравление приняла в качестве благословения мне, а наипаче  Зое Николаевне, ставшее для неё напутствием «в путь всея земли».

Икона Девы Марии «Сокрушительница стрел» выдержала несколько переездов и продолжает оставаться моей келейной иконой. Признаюсь, одну из фотографий образа выпросила у меня сестра во Христе Любовь, собиравшая по любви к Богородице все Её иконы в фотоальбомы. Любовь обещала, что не будет распространять образ «Сокрушительницы стрел». А как получилось на самом деле, я не знаю.

После переезда из Крыма в Тосно в 2001 году, я часто общалась с прихожанкой церкви Казанской иконы Божией Матери с согбенной старицей Марией Бакулиной. Однажды она рассказала мне свою историю. Будучи верующей с детства и оставшись одна с тремя детьми в молодые годы, она решила съездить на поклонение в Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии. Пожила Мария в монастыре несколько дней, напиталась благодатным монастырским духом и вернулась домой.

«Вышла я в огород окучивать картошку, — рассказывала мне Мария, — а на сердце у меня такая благодать, что я сказала себе: «Теперь буду жить на земле только для Бога». И в этот момент увидела, как в мою голову влетели огненные стрелы. О том, что со мной происходило, рассказывать тебе не буду. Но с того момента годы и годы я каждую свободную минуту проводила в церкви или переписывала в общие тетради акафисты и святые книги. Тогда трудно было их доставать. И постепенно стало отходить от меня искушение, попущенное Богом. И сколько будут ноги меня носить, буду ходить в церковь. За своё служение я ни копейки не беру. Всё делаю во славу Божию».

Мария жила праведницей. Никогда не пила чай или кофе, а только тёплую воду. Похоронена Мария Бакулина на старом тосненском кладбище, рядом с церковным двором. Царство Небесное и Зое, и Марии, приоткрывших мне потаённые глубины Православия.

Севастополь, март 2023 г.

Комментировать