- Зачем и кому нужна эта книга
- Василий Трофимович Нарежный [1780–1825]
- Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова
- Два Ивана, или Страсть к тяжбам
- Василий Андреевич Жуковский [1783–1852]
- Двенадцать спящих дев
- Михаил Николаевич Загоскин [1789–1852]
- Юрий Милославский, или Русские в 1612 году
- Рославлев, или Русские в 1812 году
- Сергей Тимофеевич Аксаков [1791–1859]
- Семейная хроника
- Детские годы Багрова-внука
- Иван Иванович Лажечников [1792–1869]
- Ледяной дом
- Басурман
- Александр Сергеевич Грибоедов [1790 или 1795–1829]
- Горе от ума
- Александр Александрович Бестужев (Марлинский) [1793–1837]
- Роман и Ольга
- Испытание
- Латник
- Аммалат-бек
- Фрегат «Надежда»
- Александр Сергеевич Пушкин [1799–1837]
- Руслан и Людмила
- Кавказский пленник
- Бахчисарайский фонтан
- Цыганы
- Полтава
- Медный всадник
- Евгений Онегин
- Борис Годунов
- Скупой рыцарь
- Моцарт и Сальери
- Каменный гость
- Пир во время чумы
- Повести покойного Ивана Петровича Белкина
- Дубровский
- Пиковая дама
- Капитанская дочка
- Евгений Абрамович Баратынский [1800–1844]
- Эда
- Бал
- Цыганка
- Александр Фомич Вельтман [1800–1870]
- Странник
- Владимир Федорович Одоевский [1803–1869]
- Княжна Мими
- Сильфида (Из записок благоразумного человека)
- Княжна Зизи
- Русские ночи
- Александр Иванович Полежаев [1804 или 1805–1832]
- Сашка
- Николай Васильевич Гоголь [1809–1852]
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Записки сумасшедшего
- Невский проспект
- Нос
- Старосветские помещики
- Тарас Бульба
- Вий
- Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Ревизор
- Шинель
- Женитьба
- Игроки
- Мертвые души
- Портрет
- Александр Иванович Герцен [1812–1870]
- Кто виноват?
- Сорока-воровка
- Былое и думы
- Иван Александрович Гончаров [1812–1891]
- Обыкновенная история
- Обломов
- Обрыв
- Владимир Александрович Соллогуб [1813–1882]
- Тарантас
- Михаил Юрьевич Лермонтов [1814–1841]
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- Тамбовская казначейша
- Демон. Восточная повесть
- Мцыри
- Маскарад
- Герой нашего времени
- Петр Павлович Ершов [1815–1869]
- Конек-Горбунок
- Алексей Константинович Толстой [1817–1875]
- Князь Серебряный
- Смерть Иоанна Грозного
- Царь Федор Иоаннович
- Царь Борис
- Александр Васильевич Сухово-Кобылин [1817–1903]
- Картины прошедшего
- Иван Сергеевич Тургенев [1818–1883]
- Дневник лишнего человека
- Месяц в деревне
- Рудин
- Ася
- Дворянское гнездо
- Накануне
- Первая любовь
- Отцы и дети
- Дым
- Новь
- Клара Милич
- Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) [1818–1883]
- В лесах
- На горах
- Федор Михайлович Достоевский [1821–1881]
- Бедные люди
- Белые ночи
- Неточка Незванова
- Дядюшкин сон.
- Село Степанчиково и его обитатели
- Униженные и оскорбленные
- Записки из подполья
- Игрок
- Преступление и наказание
- Идиот
- Бесы
- Подросток
- Братья Карамазовы
- Алексей Феофилактович Писемский [1821–1881]
- Тысяча душ
- Горькая судьбина
- Николай Алексеевич Некрасов [1821–1877/78]
- Саша
- Мороз, Красный нос
- Русские женщины
- Современники
- Кому на Руси жить хорошо
- Дмитрий Васильевич Григорович [1822–1899/1900]
- Антон-Горемыка
- Гуттаперчевый мальчик
- Александр Николаевич Островский [1823–1886]
- Свои люди — сочтемся
- Доходное место
- Гроза
- На всякого мудреца довольно простоты
- Лес
- Снегурочка
- Волки и овцы
- Бесприданница
- Без вины виноватые
- Александр Васильевич Дружинин [1824–1864]
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин [1826–1889]
- История одного города
- Господа ташкентцы. Картины нравов
- Дневник провинциала в Петербурге
- Помпадуры и помпадурши
- Благонамеренные речи
- Господа Головлевы
- Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина
- Николай Гаврилович Чернышевский [1828–1889]
- Что делать?
- Пролог
- Лев Николаевич Толстой [1828–1910]
- Детство
- Отрочество
- Юность
- Два гусара
- Казаки. Кавказская повесть 1852 года
- Война и мир
- Анна Каренина
- Холстомер. История лошади
- Смерть Ивана Ильича
- Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть
- Плоды просвещения
- Крейцерова соната
- Живой труп
- Хаджи-Мурат
- Николай Семенович Лесков [1831–1895]
- Некуда
- Леди Макбет Мценского уезда
- Воительница
- На ножах
- Соборяне
- Запечатленный ангел
- Очарованный странник
- Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе
- Тупейный художник
- Николай Герасимович Помяловский [1835–1863]
- Молотов
- Очерки бурсы
- Петр Дмитриевич Боборыкин [1836–1921]
- Жертва вечерняя
- Китай-город
- Всеволод Владимирович Крестовский [1840–1895]
- Петербургские трущобы
- Глеб Иванович Успенский [1843–1902]
- Нравы Растеряевой улицы
- Николай Георгиевич Гарин-Михайловский [1852–1906]
- Детство Темы
- Гимназисты
- Студенты
- Инженеры
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк [1852–1912]
- Приваловские миллионы
- Золото
- Владимир Галактионович Короленко [1853–1921]
- В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля
- Слепой музыкант
- Без языка
- Всеволод Михайлович Гаршин [1855–1888]
- Художники
- Красный цветок
- Сигнал
- Александр Иванович Эртель [1855–1908]
- Гарденины, их дворня, приверженцы и враги
- Антон Павлович Чехов [1860–1904]
- Степь. История одной поездки
- Иванов
- Скучная история. Из записок старого человека
- Дуэль
- Попрыгунья
- Палата № 6
- Черный монах
- Учитель словесности
- Чайка
- Дом с мезонином
- Моя жизнь. Рассказ провинциала
- Дядя Ваня
- Ионыч
- Человек в футляре
- Крыжовник
- О любви
- Душечка
- Дама с собачкой
- В овраге
- Три сестры
- Архиерей
- Вишневый сад
- Примечания
- Полный текст
Александр Фомич Вельтман [1800–1870]
Странник
Роман-путешествие (1831–1832)
Литературное путешествие по своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествие воображения (воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительное путешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии, Молдавии, Вале-хии, Добрудже за годы почти десятилетней службы, и русско-турецкая кампания 1828 г. Но, с другой стороны, путешествие героя — воображаемое путешествие по карте: «возьмите Европу за концы и разложите на стол»; автор странствует, «не сходя с покойного своего дивана».
Читателю не дают утвердиться на какой-либо одной точке зрения: ему толкуют о карте и диване, но описания местности, обычаев и проч. так подробны, что никак не согласуются с путешествием воображаемым — например, описания монастыря Городище, вырубленного в скале над Днестром, молдавских танцев, птиц на гнилом озере под Кишиневом, гуляний в Яссах (модные дамские уборы, как и пиры — излюбленная тема для свободной и подчеркнуто бессвязной романтической «болтовни»). Говорить об известных достопримечательностях автор избегает — боится быть банальным. Согласно общему принципу стилистической «пестроты» «Странника», описания в нем могут быть и стихотворными (особенно часто так описывается подчеркнуто «низкий» быт — например клячи, тащившие венскую коляску (гл. 47), разговор (на разных языках!) в бухарестской гостинице со слугами и торговцами (гл. 157), похожий на отрывок из комедии, или же подчеркнуто сухими, как справка: «Кстати о р. Прут. Волны ее родятся в горах Карпатских, гибнут в Дунае. Вообще ширина реки от 5 до 10 сажен. Вода от быстроты мутна, но здорова и имеет свойство минеральных крепительных вод».
Автора мучит сознание, что «все уже выдумано, все сказано, все написано (гл. 171), поэтому возможно только по-своему тасовать — как в калейдоскопе — придуманное до тебя другими». «Странник» разбит на 3 части, 45 «дней», 325 глав (образцы самых коротких глав: «CXLI: Нет ее»; «Не сердитесь же, что в этой главе не слышен вам скрып моего пера. Это пауза. Здесь мысль моя выражена молчанием» (гл. 304); такая «дробность» позволяет внезапно переходить от одной темы и интонации к другой. Вообще Вельтман всячески подчеркивает импульсивность, произвольность и даже «случайность» своего творчества, принципиальную незавершенность романа («заглавие оторвано, начала нет»); стирается разница между беловиком и черновиком («далее стерлось»; «пример здесь был; но я половину примера стер, а другую выскоблил. Мне не понравился он по своей обыкновенности…»).
В романах повествование нередко прерывается вставными новеллами; в «Страннике» основной текст, почти насквозь ироничный, прерывается драматическими поэмами, написанными очень патетичной ритмизованной прозой, — поэмой об Овидии и императоре Августе (гл. 290) и «Эскандером»; Эскандер — свободолюбивый герой: «Мне душно под небом! <…> и небо стесняет дыханье; его бы я сбросил с себя, чтобы вольно вздохнуть в беспредельном пространстве!..»; Эскандеру дует сам Юпитер («Юпитер! <…> и ты знаешь зависть <…> к счастливцу!..»); губит же героя любовь к демонической деве.
Кроме того, игровое путешествие перебивается лирическими стихами о любви; за демонстративно бессвязной болтовней «Странника» прячется второй план романа: драматическая история любви автора к замужней женщине; эта история должна восстанавливаться читателем по крупицам.
В третьей части лирика в стихах и прозе, вполне серьезные рассуждения автора о смысле жизни, счастье и проч. уже заметно оттесняют игровое начало, «Странник» почти превращается в лирический дневник — и вдруг кончается внезапно для читателя, по прихоти автора прерванный почти на полуслове.
Г. В. Зыкова
Комментировать