<span class=bg_bpub_book_author>Александр Донских</span> <br>Родовая земля

Александр Донских
Родовая земля - 69

(1760 голосов5.0 из 5)

Оглавление

69

Елену Виссарион полюбил так страстно и нежно, как возможно, быть может, любить лишь только раз в жизни. Гордая, диковатая красота девушки покорила сердце князя. По утрам он большим гребнем расчёсывал длинные волосы Елены, нежно брал их в ладонь, вдыхал всей грудью, смотрел в её заспанные улыбчивые глаза, ласково шептал:

— Ты прекрасна. Ты моя богиня. Я всю жизнь буду молиться только на тебя.

Она стеснялась своего заспанного лица, отворачивалась, но была довольна этой необычной для крестьянской среды заботой о ней. Он порой подхватывал Елену на руки и носил по просторным, устланным коврами комнатам.

— Ты меня как за куклу держишь, — притворно сердилась Елена, всё же выворачиваясь из его мягких, тонких рук и с тугой змеиной гибкостью сползая на пол.

— Ты не кукла, ты моя богиня, Леночка.

Елене не нравилось, что её сравнивают с богиней или иконой. Словно бы прогорклым запахом старых, давно нечитанных отсыревших книг отдавали, представлялось ей, эти слова. Но она всё реже ругала за них Виссариона, потому что он был постоянен и настойчив в этом своём мнении. Ей думалось, что с годами, когда их души теснее срастутся, Виссарион будет реально, как-то зримо воспринимать её — такую живую, нелёгкую, наполненную светом и тьмой, сладким и горьким, холодным и горячим, твёрдым и мягким. «А пока — можно и поиграть: ведь мы молоды, — успокаивающе думалось ей. — Как он любит меня! Боготворит, возносит. А смогу ли я сердцем также пылко быть верной ему всю жизнь?» И этот невольный вопрос, который зачем-то всплыл из каких-то потаённых заулков души, пугал и настораживал её. Она гнала его прочь от себя. Ей хотелось, чтобы нынешнее её счастье было полным, овладевающим, долгим, вечным, непременно вечным — вечным блаженством, быть может.

Каждый день Виссарион покупал возлюбленной что-нибудь дорогое, необыкновенное. Она никогда ещё в своей жизни не имела столько платьев, украшений, не сиживала раньше в дорогих ресторанах и клубах. Она не работала; её руки стали бледно-белы, совсем не походили на руки крестьянки, и она иной раз останавливала на них свой насмешливый удивлённый взгляд, особенно тогда, когда их целовал Виссарион. Ей казалось, что её руки сделались какими-то нездоровыми, старушечьими. «Линялые», — брезгливо думала она и наморщивала высокий гордый лоб.

Елена любила работать; в детстве и юности она с удовольствием возилась с матерью или бабушкой в огороде, на обширном охотниковском подворье, умело доила коров, ловко стригла овец, а если убиралась в горницах, то всё после неё блистало и сверкало. И гимназические годы не сделали её белоручкой — среди подружек и преподавателей она слыла за превосходную белошвейку и вязальщицу. Но нынешняя жизнь лишила её работы напрочь — деньги водились, большие, шальные деньги, которые исправно присылал какой-то загадочный грузинский дед, номер шикарной гостиницы убирался прислугой. Всё, казалось бы, прекрасно, однако Елена томилась от этого аристократического безделья, иной раз помогала прислуге, читала газетные объявления о найме, но ничего конкретного и решительного не предпринимала, чувствуя настрой Виссариона: богиня не должна работать! Ей хотелось во всём быть приятной и необременительной возлюбленному, следовать его неписанным правилам, его привычкам и наклонностям.

Виссарион часто оставлял Елену одну в гостинице и где-то пропадал. Елене коротко отвечал, что был у приятелей.

— Ты был с другой женщиной? — однажды спросила Елена.

Виссарион повалился на кровать и хохотал, размахивая руками.

— От тебя бежать к другой женщине? Побойся бога!

— А ты боишься его?

— Кого? Ах, его! Что ты! Боги — это мы, люди.

— Все?

— Нет. Но все те, кто хочет быть богом.

— Что же, и ты бог? — насмешливо помахивала она распушенным кончиком своей богатой косы.

Но Виссарион тяжело промолчал и будто нахохлился. «Неужели обиделся?» Она ласково погладила его бархатистые чёрные волосы, поцеловала в тёплое розоватое темечко:

— Мальчик мой, мне так тебя хочется оберегать. Ты какой-то весь беззащитный и ранимый. — Она улыбнулась: — Тебя, бога, любой может обидеть, но я тебя отобью ото всех: я сильная, очень сильная. Я ведь крестьянка. Сибирячка! Понял?

— Ты со мной обходишься, как с младенцем.

— Ну, вот: обиделся! Да не дуйся, а то ударю! — Елена топнула каблучком. Её глубоко посаженные тёмные глаза лучились азартом, щёки налились румянцем. От всей её маленькой, изящной, но напряжённой, сбитой фигуры с установленными на бока руками веяло свежестью молодости, какой-то кипящей внутренней жизнью и озорством.

Виссарион подхватил её на руки и стал кружить по этой залитой солнцем большой праздничной зале. Её пышное шёлковое платье с шумом взвивалось серебром кружев и оборок, игриво напархивало с волной распущенных волос на глаза Виссариона. У Елены захватило дух, она отбросила голову назад и раскинула руки, как бы отдавшись во власть вихря и судьбы. Краем глаза навзничь выхватывала издали могучую фигуру бронзового императора Александра Третьего, к ногам которого, казалось, ластилась голубовато-зеленой атласной спиной Ангара. Елене представилось, что император смотрит на неё, на Елену, и не может не смотреть на такую счастливую, влюблённую, готовую взлететь к небу. Как в полусне, видела стремительный изумрудный хоровод тополиных крон, крыши домов, полотно улиц Амурской и Большой с людьми и повозками, строгий крест лютеранской кирхи, подсинённые купольца Русско-азиатского банка, — и всё это взносилось к небу и вновь припадало к земле. И казалось Елене, что весь белый свет пришёл в движение и приветливо, если не восхищённо, отзывается на её любовь, на её кружащуюся восторженную душу.

Однажды Елена всё-таки потребовала от Виссариона, чтобы он объяснился по поводу своих частых отлучек. И он ей рассказал, что входит в общество социалистов, большей частью ссыльнопоселенцев, и они хотят изменить мир и в целом человечество к лучшему. Он говорил искренне, горячо, а она неожиданно рассмеялась, с несомненным кокетством откидывая голову назад:

— Ты хочешь меня изменить? Я тебе не нравлюсь? А-а? — повела она бровью.

— Дело не в этом, — сердито отошёл он к тёмному вечернему окну. — Всё человечество, всё человечество нужно перепахать!

— А если я не хочу, чтоб меня… пахали? — с язвительной лаской в голосе вычернила она «пахали», прищурившись и пытаясь заглянуть в глаза Виссариона.

— Настанет роковая минута человечества, когда никто у тебя не спросит, а пустит под нож. — Но он досадливо замолчал. Закурил, ломая спички. — Умоляю — не будем об этом, родная. Ведь мы так счастливы.

— Как скотину под нож? — непримиримо и прямо смотрела на него Елена.

— Как скотину и — под нож, под нож! — внезапно выкрикнул Виссарион и стукнул кулаком о раму. Стекло тупо и гулко задребезжало. Под впалыми щеками ходили острые уголки косточек. — Я хочу видеть человека чистым, прекрасным, непорочным. Я хочу видеть человека таким, какая ты. Ты — богиня. Ты прекрасна. Я потому и люблю тебя, что ты прекрасна — прекрасна не только внешностью, но и прекрасна твоя душа.

— А может, ты полюбил во мне свою идею, а ведь я-то человек, Вися? — назвала она его нежно, по-младенчески, как редко называла. Охватила его голову ладонями: — Ты меня любишь ли, родненький? Нужна ли я тебе была, если бы не мордашка моя смазливая да талия осиная? — всматривалась она в его блестящие глаза, словно не желая упустить малейшего всплеска чувств или мыслей.

— Я тебя люблю, Леночка! Я жизнь, душу за тебя отдам. — Но взгляд Елены был так серьёзен, твёрд и строг, что Виссарион не выдержал, — потупился, как неопытный юноша.

— Не говори так. — Она опустила глаза, словно бы щадя его. — Мы должны жить — долго-долго жить. Счастливо жить, в достатке, в любви, — мягкими нежными рывками целовала она его в губы и лоб, ворошила топорщившиеся чёрные кудри. — Куда ты ходишь, кто эти люди? Вот что: ты к ним больше — ни ногой! Слушай меня, не перечь! — зазвенел её голос. — Они погубят тебя, украдут наше счастье. К чёрту, к чёрту их!

— Нет-нет, любимая, они превосходные люди, благородные, честные, мужественные. Но прислушайся, наконец-то: нам надо уехать. Надо уехать! Мой незабвенный дед ждёт меня. Его капиталы переходят ко мне — это его воля, — странно повёл нижнюю губу Виссарион: улыбнулся насмешливо или досадливо поморщился, не было ясно — Погостим у него, понежимся у моря, подурачимся, наконец. А потом — мы будем много-много работать, чтобы приблизилось счастье для всех людей.

И Виссарион снова завёл всё тот же уже раздражавший Елену и мало понятный ей разговор о всемирном переустройстве жизни, о всечеловеческом счастье. Она устало смотрела в его вспыхивающие, как уголья на ветру, глаза и о чём-то замкнуто, растерянно думала.

— Да, надо уезжать, надо уезжать, милый, — прервала она Виссариона на полуслове. — Но… как мне тяжело! — И она заплакала, уткнувшись в подушку и комкая её ладонями.

Комментировать

29 комментариев

  • Иван Пивоваров, 01.07.2018

    Нахожусь под впечатлением от прочитанного романа «Родовая земля». Он дают веру, жизнь, побуждает к внутренним переменам. Настоятельно рекомендую всем!

    Ответить »
  • Раковская Зинаида Павловна, 09.07.2018

    Роман глубокий, интересный и очень, очень полезный. Полезный особенно молодым людям — как любить родину. почему любить её, как строить свою жизнь?.. и другие хорошие вопросы явно или скрытно присутствуют в «Родовой земле».

    Ответить »
  • А. Устьилимский, 14.07.2018

    На первый взгляд сочетание в «Родовой земле» любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей; события соединены временной и причинной связями. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются надолго и даже спустя довольно долгое время моментально вспоминаются. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Несмотря на изумительную и своеобразную композицию, развязка потрясающе проста и гениальна, с проблесками исключительной поэтической силы. Центром произведения является личность героя, а главными элементами — события и обстоятельства его существования. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящему. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. Роман «Родовая земля» произведение необычное, невероятное, захватывающее.

    Ответить »
  • SZ, 05.09.2018

    The heroes of this fascinating story — Siberian peasants who find themselves at the turn of epochs. Revolutionary unrest, civil war, the collapse of traditions … and against the background of the tragic events of love story of the protagonist Elena complex fate of her relatives and villagers. Passed through the crucible of trials and losses, the characters become stronger in thought that the basis of human life — a family and faith, native land, giving force and support. It is no coincidence compare Valentin Rasputin «ancestral lands» Don Alexander with the «Quiet Don» by Mikhail Sholokhov.

    Ответить »
  • NNN, 25.02.2019

    Роман мне очень понравился. Читала и представляла себе быт, уклад жизни того времени. Очень ярко описана война, революционное лихолетье, и на этом фоне любовь, семейные ценности, вера в Бога. Так четко и понятно передан характер сибиряков. Кто еще не знаком с этим произведением настоятельно рекомендую почитать. Время, потраченное на прочтение книги,точно не будет потрачено зря.

    Ответить »
  • 5, 28.02.2019

    Книга «Родовая земля» Александра Донских: замечательный роман для тех, кто любит семейные саги.
    Приобрела эту книгу несколько месяцев назад, а прочитала совсем недавно. Нахожусь под приятным впечатлением. Удивительно гармоничное произведение. Все в нем хорошо: повествование, слог автора, сюжет.
    Этот роман безусловно для тех, кто любит семейные саги. Он чем-то напомнил мне произведение Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах».
    Центральная линия романа — судьба одной (да, и не одной на самом деле) крестьянской семьи в эпоху, когда наша страна перевернулась вверх тормашками и направилась куда-то под веяние красных флагов революции.
    В романе есть история любви, история покаяния, история рождения и смерти.
    Читать эту книгу будет интересно как женщинам, там и мужчинам. К счастью, это не типичный женский роман «как она его (не) полюбила, и как он ее (не) полюбил».
    Познавательно читать для тех, кто желает понять, как меняется человек, когда нарушается привычный ход истории, как переживает потери не просто отдельный человек, но и вся страна.
    Рекомендую как добротное произведение.
    P/S/ Хочется продолжения.
    P/P/S/ Особенная рекомендация для юных леди, которые уверены, что ради любви к чело-веку нужно все перечеркнуть, всё забыть, всех оставить и всё разрушить.

    Ответить »
  • Павел Н., 02.03.2019

    С большим удовольствием прочитал Родовую землю. Истинная русская литература, а не подделка под западную заумь. Всем рекомендую!

    Ответить »
  • Благовест, 19.03.2019

    Прекрасный роман. Все образы так живо написаны, что прямо видишь перед глазами всех персонажей и события произведения. Оторваться от чтения книги просто невозможно. В библиотеке храма книга просто не успевает возвращаться на полку, как ее уже берут читать.

    Ответить »
  • Дронова Светлана Ивановна, 27.04.2019

    Просто здорово! Роман, чтобы понимать жизнь и историю России.

    Ответить »
  • Светловская Анна, 09.05.2019

    Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

    Ответить »
  • Том. И., 29.05.2019

    Настоящее православное слово в художественной форме. Читать интересно от первой до последней страницы. Притягивают образы и мысли.

    Ответить »
  • Наташа П., 17.07.2019

    История в романе трогает. Герои все прописаны. Мысли интересные. Стиль классический. Истинное православие на страницах. Хорошая книга! Очень!

    Ответить »
  • Читатель из Ангарска, 21.07.2019

    Знаю автора давно. Начинал он когда-то в расплывчатой романтической манере, а в «Родовой земле» вышел на крупные обобщения. Язык отличный, редко кто из литераторов сейчас так пишет. Читал с нарастающим интересом. Культура православия показана достоверно и увлекательно. Психологизм отменный. Героям веришь. Рад за автора!

    Ответить »
  • Бузуков В., 05.08.2019

    Очень понравился роман! Жизненно!

    Ответить »
  • И., 28.08.2019

    Глубоко и красиво сделано. Для чтения и воспитания души в православном направлении. Рекомендую всем!

    Ответить »
  • V., 21.10.2019

    Прекрасный роман! Исторический, но прочитываешь между строк, что про нас, современных. Про наши взлёты и падения. страхи и радости. Жизненная книга!

    Ответить »
  • Маргарита (Чита), 12.12.2019

    Этот роман нужно давать почитать молодёжи, чтобы понимали, как ценен труд и как трудом можно много чего в жизни достичь. Хороший роман. Читаешь с радостью и печалью.

    Ответить »
    • Инна, 10.03.2022

      Согласна с мнением рецензии. Нужно читать эту вещь многим нам. Восхищена героями и темой!

      Ответить »
  • Нестеров Т.О., 20.12.2019

    Книга толкования жизни. И сделано неплохо.

    Ответить »
  • GG02, 12.04.2020

    Произведение многоплановое, панорамное, эпическое; при этом сама человеческая история, рассказанная автором, необычайно интересна и не может не взволновать: любовь и измена, преданность и предательство, чувство долга и безудержная страсть — сюжет завораживает читателя буквально с первых страниц и держит в напряжении до самого финала.

    В центре повествования — семья Охотниковых: несколько поколений сибирских крестьян, крепких, успешных хозяев, сельской элиты. Автор знакомит нас с героями весной 1914 года, накануне Пасхи. Глобальные мировые потрясения ещё впереди, до начала 1-й мировой войны несколько месяцев, однако, семью уже раздирают личные драмы; и приносит разлад в семью младшее поколение Охотниковых — юные Василий и Елена.

    Елена — крестьянская дочь и выпускница женской гимназии, девушка с пылким характером, мечтающая о большой любви и яркой, насыщенной жизни, при этом вынуждена, как ей кажется, прозябать среди реалий крестьянского быта. Она выходит замуж за прекрасного, но нелюбимого человека; ждёт ребёнка. Неожиданно в её жизнь врывается мужчина, в котором, как ей кажется, воплотились все её девичьи мечты. Молодая женщина в смятении мечется между мечтами и реальностью, между супружеской верностью и роковой страстью.

    Брат Елены Василий переживает свою личную катастрофу; и катастрофы героев тесно переплетаются с катастрофой вселенской: война, революция, голод и, как кажется, полное рас-ползание жизни из берегов.

    Прошедшие через горнило испытаний и потерь, герои находят в себе силы выстоять. Словно блудные дети, обретают они утерянную веру, возвращаются из «страны далече» к своим корням — на родину, к своей родной, — родовой, как называет её автор, — земле как к прибежищу, как к источнику нормальной жизни. Автор словно даёт героям второй шанс, чтобы они, уже искушённые и мудрые, заново, с чистого листа выстраивали свои судьбы.

    Интересна история создания романа. Около тридцати лет назад Александр Донских полу-чил возможность ознакомиться с фондами маленького провинциального музея в Иркутске, где, по словам автора, «роскошно были представлены 19-й и начало 20-го веков».

    «Помню: всюду стопки потёртых папок, фотоальбомов, вороха пакетов, мешочков, связок, рулонов, коробок, теснящихся по стенам стендов и чего-то, чего-то ещё и ещё, ста-ринного, пропылённого, ветхого, самодельного. Всё-всё я дотошливо перебрал, переворошил, совершенно захваченный новыми для меня сведениями и свидетельствами, документами и артефактами, текстами и образами… Эти бумаги-свидетели дивили меня, а порой даже до слёз умиляли», — вспоминает автор.

    Он был потрясён открывшимся ему в документах богатейшим пластом, человеческих су-деб, истории, жизни страны. Соприкосновение с прошлым открыло писателю удивительный мир старой России, Сибири; через пожелтевшие бумаги начали проступать живые лица лю-дей, зазвучали голоса, каждый со своей особенной интонацией. Нахлынувший шквал информации заставил писателя не только по-иному взглянуть на дореволюционную Россию и людей, её населяющих, но пробудил желание измениться самому, соответствовать высокой планке исконного русского характера.

    «Для меня тогда важнее был не роман, а желание отчистить свою душу от скверны хандры, уныния, а голову, мозги — от всевозможных идеологических липучек, от наростов и копоти моей тогдашней суетной жизни. Мне хотелось стать лучше, чище, умнее, полез-нее для людей. Я понял: важно трудиться душой, и она непременно засияет, и жить станет легче, когда внутри светло и просторно. И никакие внешние сумерки, а то и тьма не будут столь грозны и страшны, как раньше…»

    Вот с таким внутренним самоощущением подошёл автор к началу работы над этим произведением. В диалоги героев порой попадали фразы и целые куски из музейных писем и документов, и потому у читателя создаётся редкое ощущение, что писатель чудесным об-разом, при помощи машины времени, побывал в том времени и лично знаком с героями рассказанной в романе истории.

    Ответить »
  • Савельв С.Ю., 13.04.2020

    Роман хороший во всех отношениях. Надо читать!

    Ответить »
  • ZM, 25.04.2020

    Роман Русский. Текст Наш. Герои Супер. История Зверь. Короче, читать Надо. Подделки обрыдли.

    Ответить »
  • SSS, 21.05.2020

    Каждого персонажа (а их тут достаточно много) автор будто бы выстрадал, преподнёс нам «на блюдечке» и внутреннюю философию человека, и то место, которое он занимает на земле. И, кстати, земля в книге — то же, можно сказать, «герой». Само название «Родовая земля» говорит за себя. Сколько пота и крови пролили Охотниковы в борьбе за свои наделы! В ней и только в ней видел счастье ехавший в Сибирь из-под Пскова бедняк Василий Никодимыч со своим хромым сыном Григорием. Добравшись кое-как до зажиточного села Погожее, отец умер от былых военных ран, а сын решил тут и остаться. Целеустремлённый и трудолюбивый, Григорий Охотников, можно сказать, и заложил крепкую основу для своих будущих поколений. По-разному сложилась жизнь потом у его детей и внуков, но в одном они были едины: в своей неисчерпаемой любви к байкальским местам. А в самые сложные, смутные и жестокие революционные времена им помогала держаться вера в Бога. Возможно многие городские «интернет-жители», любящие развлечение и не знающие физического труда, воспримут произведение как экзотику. Но возможно кому-то в сердце и западёт что-то очень важное, что нельзя упустить в жизни, отбрасывая свой крест в сторону.

    Ответить »
  • Уков П.Т., 12.08.2020

    Превосходный роман! Роман о том, что любовь, если она любовь, пишется с большой буквы. Роман о любви к жизни, к России, к миру всему. Сюжет непростой, захватывает, хотя не криминал. Отлично! Всем надо!

    Ответить »
  • Титлина А., 27.02.2021

    Хорошая книга понравилась очень. читали с удовольствием. Спасибо автору! Сочувствовали героям большая русская вера показана. Много правды и мыслей. Сюжет затянул дал возможность увидеть жизнь и судьбы героев и целой страны. Хорошая книга! Читали в семье полезно детям и взрослым. Хорошо показана жизнь. Спасибо!

    Ответить »
  • &*&, 30.07.2021

    Рекоменд!!! Всем!!!

    Ответить »
  • Ольга, 28.01.2022

    Хорошая книга, жизненная! О судьбе русского народа, его непростой доле, о характере русского человека. О тяжелых испытаниях, непростом и сложном времени в которое довелось жить людям. Но не смотря на сложности происходящих событий, утраты, испытания, борьбу внутри себя, люди продолжают жить, любить, верить в Бога. Даже когда, казалось бы, земля уходит из подног, русский человек не теряет надежды и находит много хоршего в жизни, смиряется воле Божьей и продолжает жить, трудиться и верить в лучшее.

    Ответить »
  • Станислав, 04.04.2024

    Очень хорошо написано. Сильные люди, сибиряки. Берет за душу.

    Ответить »