<span class=bg_bpub_book_author>иеромонах Роман (Кропотов)</span> <br>Рассказы

иеромонах Роман (Кропотов)
Рассказы - Покаяние беса

(251 голос4.3 из 5)

Оглавление

Покаяние беса

Еще апостол Петр сказал, что дьявол, как рыкающий лев ходит ища кого поглотить (1Пет. 5:8). Но некоторые христиане не воспринимают всерьез эти слова. Подчас их поступки как-будто кричат, что дьвола вообще нет. Но самому дьяволу все это только на руку.

Однажды в новостях проскочила информация о смерти одной женщины Клавдии Митрофановой, которая по непонятным причинам выпала из окна своего дома. Мотива для ее убийства не нашли и следствие провозгласило, как итог — суицид. На приходе храма, в который ходила Клавдия, настоятель во время проповеди озвучил эту скорбную новость и произнес слово о духовном руководстве и важном значении духовника в жизни каждого христианина. Он предостерегал свою паству от ошибок неумеренной ревности и необходимости окормления и духовного совета, а также доверия духовным отцам. Проповедь была сильная и, главное, актуальная. Она задела всех слушающих, но самой Клавдии она уже была не нужна, как не нужны ей были советы и при жизни.

Совсем недавно жила на белом свете одна раба Божия Клавдия. Она, как и большинство современных прихожан, крестилась давно, но сознательно пришла к Богу уже в зрелом возрасте. К такому шагу ее подтолкнула ранняя смерть ее маленького сына. В порыве безмерной печали она пришла в храм и здесь ей рассказали о таком понятии, как Промысел Божий. Она приняла эту истину к сердцу и успокоилась, придав своего сына в руки Божии.

Клавдия была замужем один раз. Но, как иногда говорят в таких случаях, — у них не сложилось. И они мирно разошлись, оставшись то ли друзьми, то ли непонятно кем. Поэтому времени служить Богу у нее было предостаточно, чем она и занялась.

Как всякая ревностная христианка Клавдия не стала ходить вокруг да около, но принялась сразу за чтение столпов высокой монашеской жизни прподобных Исаака Сирина и Нила Синайского, а также Симеона Нового Богослова. Их писания привели Клавдию в неописуемый восторг! Вот это высота, — думала начинающая подвижница, — вот это сила! Слова о божественном свете и непрестанном покаянии открыли для нее новые горизонты на пути православной аскезы. Она резко сократила рацион своего питания, оставив лишь каши и овощи, почти перестала спать и твердо решила прожить свою жизнь в покаянии.

Особое значение Клава придавала слезам. Она всячески окаявала себя, осуждала на геену огненную, именовала себя всякими непочтительными звериными эпититами и старалась во что бы то ни стало вызвать спасительные слезы. И часто у нее это получалось, но не всегда. Прочитав однажды в Отечнике, как один брат, когда у него иссякали слезы начинал хлестать себя веревкой до слез, начинающая амма взяла на вооружение и эту тактику. Так однажды, когда назвав себя почти всеми известными на земле видами животных желанных слез все-таки не последовало, подвижница схватила зарядку от мобильного телефона и начала хлестать себя по спине и бокам. И так было не один раз.

Правда, потом от зарядки пришлось отказаться, так как оказалось, что мобильный телефон — это изобретение дьявола. Ввиду чего наша подвижница выбросила телефон вместе с зарядкой. В качестве «слезного хлыста» теперь подходил то ремень, то подметальная щетка, то шнур от утюга.

В храме Клавдия всегда стояла на одном и том же месте, которое называла «своим». Где-то вычитав, что в храме должно быть «свое место» она нашла такое местечко, около колонны, чтобы в случае сонливости можно было за нее взяться и не упасть. И не приведи Господь, чтобы кто-то посмел встать на ее заветное место, преждевременный апокалипсис мог наступить прямо в тот же момент.

А засыпала Клава в храме частенько, так как спала от силы несколько часов. Прочитав у Антония Великого, что подвижник должен спасть не больше часа в сутки, Клавдия стремилась к этому показателю и искренне каялась, если просыпала больше положенной святым Антонием нормы.

Пост «Клавдии Новой», как она себя иногда в шутку называла, был беспримерным! Как было сказано, она отказалась от всего молочного и рыбного, а про мясное и говорить не приходится. Мясо стало пищей грешников и отверженных христиан. Прочитав однажды у Серафима Саровского о том, что нынче христиане позволяют себе употребление мяса даже во Святую Четыредесятницу, Клавдия в сердцах прокляла этих христиан. Теперь Великий пост Клавдии из сорокодневного растянулся на 365 дней. Единственным днем, когда подвижница разрешала себе съесть яйцо с майонезом, была Пасха.

Но все это было лишь приготовлением к главному ее подвигу, подвигу ее жизни, ради которого, как думала Клавдия, она и рождена на свет. Прочитав однажды у преподобного Исаака Сирина о признаках милующего сердца, Клавдии сильно запали на душу следующие его слова: «Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы… а потому он ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились они и были помилованы».

Значит православный должен миловать и молиться и о бесах, — подумала Клавдия. Ну конечно! Сколько твари пропадает зазря. Кто-то же должен за них молиться. Если бы кто-нибудь смог их вымолить, вот бы радость была на Небе! — думала молитвенница. Я уже имею серьезный опыт в подвижничестве, знаю творения святых отцов. Думаю, я смогу взять на себя этот подвиг.

Так было положено начало подвигу вымаливания бесов.

Клавдия знала, что пост соединенный с молитвой имеет необыкновенную силу и потому взяла на себя сугубый подвиг поста ради спасения падших духов. Днем она работала и каждый час клала поклоны с молитвой: «Господи, помилуй отверженное создание Твое ради смиренной молитвы моей. Ведь и их Ты создал, а значит любишь». А по ночам Клавдия полагала бесчисленное количество поклонов и часто засыпала в молельном углу, утомившись от своих трудов.

Бог же не хотящий смерти грешника, всячески вразумлял Клавдию. Он посылал ей книги и людей, через которые взывал к ней и пытался достучаться до ее сердца. Однажды подойдя в храме к книжной лавке, Клавдия взяла книгу о старце Паисии Святогорце. Совершенно наугад она открыла страницу и прочла: «Однажды, — рассказывал старец, — я стоял на коленях и молился о бесах, прислонив голову к земле и говоря: «Ты — Бог, и если Ты хочешь, то можешь найти способ, чтобы спасти и этих окаянных, несчастных бесов». Надо же, — подумала Клавдия, — старцу Паисию тоже приходили такие же благие мысли. Значит я правильно мыслю, — сделала она вывод и продолжила чтение дальше:

«С болью молясь такими словами, я увидел рядом с собой голову пса, который высовывал язык и меня передразнивал. Возможно, Бог попустил это, желая показать мне, что Он хочет спасти и бесов, но они сами этого не хотят».

Закрыв книгу Клавдия пошла домой. Ну как же, — не хотят! Да кто ж не хочет быть спасенным? Конечно хотят, только пока не знают об этом. Вот когда попадут в рай, тогда и поймут настоящую цену моего подвига и отблагодарят по достоинству.

Следующей ночью Клавдия услышала во сне чей-то голос, который просил помолиться о нем, говорил, что нуждается в молитвах и испытывает облегчение от ее молитв. Проснувшись, Клавдия сделала вывод, что подвиг «работает» и необходимо продолжать.

Возвращаясь однажды домой после воскресной службы, Клавдия стала свидетелем разговора двух женщин.

— Представляешь, — говорила одна, — нашла вчера у своей дочери сонник! Сны толкует! Вот кошмар! Отругала ее, книгу выкинула!

— Да, — ответила вторая, — многие сейчас сны толкуют. Тайны им подавай, загадки. И ведь верят же, несчастные.

— А что вы против снов имеете?, — не выдержала и вмешалась Клавдия, — Через сны Бог между прочим Свою волю открывает.

Женщины в недоумении уставились на нее. Отойдя от неожиданности, одна из них ответила:

— Скорее, дьявол через сны открывает свою волю.

— Ну да, дьявол! Как же! Скажи это апостолу Петру и пророку Иоилю, который говорит: “И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать… и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Деян. 2:17).

— Старцы, может быть и будут вразумляемы сновидениями, — не сдавались женщины, — а вот нам нельзя верить сновидениям. Опасно это. Почитай у святителя Игнатия Брянчанинова.

— Я тебе апостола и пророка процитровала, а ты мне про какого-то святителя говоришь, который и жил не так давно.

— Пойдем отсюда.

Женщины на это ничего не ответили и предпочли отстать от неугомонной собеседницы. И каждый остался при своем мнении. Клавдия возвращалась домой и ликовала! Свою победу в этом коротком диспуте она расценила, как доказательство своей правоты и только еще больше утвердилась в намеченном пути.

Следующей же ночью во время своего бдения она услышала какое-то движение в комнате. Стало страшно, по коже пробежали мурашки. Клавдия обернулась, но никого не увидела. Было два часа ночи и ее бдение было в полном разгаре. Повернувшись к иконам, она продолжила молитву. Но через минуту сзади раздался голос: “Спасибо тебе за молитвы.” Клавдия подпрыгнула от страха и обернулась. В полумраке она увидела темный силуэт. Он был маленького роста и разглядеть его лица было невозможно.

— Ты кто? — в страхе спросила Клавдия.

— Я тот, о ком ты молишься.

Голос был детский, но от этого спокойнее не становилось.

— Ты кто, бес?

— Люди называют нас по-разному. Мне больше нравится — черт. Но ты зови меня как хочешь.

Он подошел поближе и пламя свечи высветило его черное лицо. Он был похож на голого трехлетнего негритенка. Срамные места у него были закрыты чем-то, вроде тряпки. Он держал руки вместе и выглядел смущенным.

Еле-еле справляясь с приступом жуткого страха, Клавдия спросила:

— Зачем ты здесь?

— Я пришел поблагодарить тебя за молитвы. Они помогают и скоро меня помилуют. Нужно, чтобы ты не оставляла молитвы обо мне.

Он подошел еще ближе и встал прямо перед ней. Глядя на нее снизу вверх он сказал:

— Конечно, не все желают туда, — он показал рукой вверх, — но некоторые были бы не против и я в том числе.

— У тебя есть имя?

— Меня зовут Ашмедай. Имя не важно, главное — это то, что ты делаешь для нас. Но ты не должна говорить об этом никому. Если ты скажешь, то наш отец узнает и прогневается на нас. Ты не должна никому говорить о том, что молишься за нас. Доброе дело нужно совершать втайне. Иначе тайна раскроется и ничего не получится. Это будет наш секрет.

— Да, да, я понимаю. А сколько еще нужно молиться?

— Не переживай, я тебе скажу. Ты первая узнаешь эту радостную новость. Главное — не рассказывай никому. А сейчас я оставлю тебя, чтобы не отвлекать от твоего спасительного занятия.

С этими словами бес развернулся и вышел через дверь.

Клавдия села на стул и была ни жива, ни мертва. Ее еще сильно колотило от страха. Но вместе с тем, она была в восторге. — Я видела беса! — думала она, — Сколько еще человек видели его? Да никто из них. Он не является всем подряд, а только ревностным молитвенникам.

Но Господь не оставлял Свое погибающее чадо и продолжал стучать.

На следующее воскресение Клавдия была на службе. После литургии настоятель подошел к ней и спросил, все ли у нее в порядке? Те женщины рассказали ему об этом «знатоке» Священного Писания и попросили пообщаться с ней, так как ее поведение вызывало беспокойство.

— У меня все хорошо, — ответила Клавдия, — даже лучше чем хорошо. А у вас?

— Что ж, отрадно слышать, — сказал священник, — у меня тоже неплохо, спасибо. Ты, говорят, Священное Писание неплохо знаешь. Это похвально. Только ко всему нужно подходить разумно, и переусердствовать можно даже в святом деле. Поэтому я и спросил тебя, все ли у тебя в порядке?

— Да, отче, я все понимаю. У меня все хорошо.

— Ладно, — заключил настоятель, — только не надорвись. У что-то тебя уставший вид. Если что, подойди, спроси. Я чем смогу помогу.

Тут Клавдия вдруг спросила: «А молиться за бесов можно?» Она даже сама не понимала зачем спросила, так как уже давно знала для себя ответ.

Настоятель насторожился.

— Нет. За них нельзя молиться. И проблема тут вовсе не в Боге, Который готов миловать любого кающегося грешника. Проблема в них самих. Они сами не ищут спасения.

— Но они не ищут потому что не знают. А когда будут спасены, тогда поймут от чего отказывались, — возразила Клавдия.

— Они никогда уже не захотят быть спасенными, — ответил батюшка. — Они окончательно и невозвратно утвердились во зле и заняли позицию вечного противления Богу.

— Но ведь Исаак Сирин молился за них! — не сдавалась Клавдия.

— Своим словом он не столько призывал молиться за бесов, сколько показывал насколько невместимым может быть любящее милующее сердце. Это не призыв молиться за бесов и грызунов, а призыв стремиться к любви. Понимаешь? Святых отцов тоже нужно правильно понимать. Я потому и сказал про рассуждение в добродетели.

Но Клавдия хотя и слышала его слова, однако их смысл проходил мимо. Понимания между ними не произошло. Утвердившись в своей воле, человек не воспринимает даже явных вразумлений Божиих. А вот бесовские, наоборот, будут льстить его самолюбию.

Ночью во время своего краткого сна, Клавдия услышала голос, который указал на книгу преподобного Силуана Афонского и сказал номер страницы. При этом голос добавил: «Не сомневайся и выполни свое предназначение». Проснувшись, она тотчас нашла указанную книгу и открыла на нужной странице. Преподобный Силуан говорил: «Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра».

Это была последняя капля, после чего для Клавдии наступила точка невозврата.

Прошло еще какое-то время. И вот одной ночью во время своего молитвенного подвига Клавдия увидела, что комнату осиял свет. В этом свете она увидела маленького мальчика. Он подошел к ней и радостно сказал: «Здравствуй, моя спасительница. Твоими молитвами я помилован и теперь отправляюсь на небо. Как я и обещал ты первая узнала об этом».

Несмотря на изобилие света Клавдию не оставляло чувство страха и ужаса. Она совсем забыла про крестное знамение и имя Божие, но полностью была поглощена видением.

Явившийся уже не был негритенком. Он выглядел, как обычный белый мальчик. Взяв ее за руку, он сказал: «Пойдем, я покажу тебе куда по твоим молитвам меня поместили», — и он повел ее из комнаты. За дверями комнаты Клавдия увидела длинный немного освещенный коридор. Пол был усыпан цветами и зелеными листьями, а стены были из черного мрамора. Клавдия удивлялась и продолжала следовать за своим спутником, который часто-часто поворачивался и смотрел на нее своими детскими глазками.

Наконец они подошли к двери. Бес сказал: «За этой дверью ты увидишь иной мир, которого ты раньше не видела. Иди же смелее. Только один шаг и ты увидишь мир моими глазами». И Клавдия сделала этот шаг, который стал последним в ее жизни.

«И пока заключен ты в месте тела, будь рачительным в делах покаяния и противоборцем страстей, терпеливым в делании заповедей, и остерегайся бесовского поругания» (прп. Исаак Сирин. Слово 55 Послание к преподобному отцу Симеону Чудотворцу).

15 декабря 2012 г.

Комментировать

47 комментариев

  • ксения.к, 01.02.2015

    Сильное впечатление! Спасибо автору. Особенно за «мытарства». После прочтения случилась истерика… очень страшно.

    Ответить »
    • Катя, 19.10.2018

      И мне очень понравились рассказы, Мытарства это очень своевременно и правда страшно!

      Ответить »
  • Стахий, 20.02.2015

    Спаси Господи, жду новых книг!

    Ответить »
  • Татьяна, 27.03.2015

    Спасибо за книгу , очень понравилось.)))

    Ответить »
  • Владимир, 14.05.2015

    Здравствуйте! а Рассказ «Мытарства» это благочестивая притча,переделанный под современность рассказ преподобной Феодоры,или реальный факт из жизни реального человека? просьба сообщать заранее. Спасибо.

    Ответить »
  • Ирина, 09.06.2015

    Отец Роман, спаси Вас Господи за Ваши душеполезные рассказы! Читаются на одном дыхании, вызывают и страх («Мытарства»), и слёзы («Инициация»), и смех («Исповедь»). К сожалению, много орфографических и пунктуационных ошибок. Простите.

    Ответить »
  • Алексей, 12.06.2015

    Спасибо большое за рассказы в текстовой форме, а то уже собирался делать стенограмму рассказа «Покаяние беса» 🙂

    Ответить »
  • Елена, 29.06.2015

    Спасибо большое за книгу!!!

    Ответить »
  • Ирина, 15.09.2015

    Про рассказ «Сирота». Это очередная пропаганда. Вы думаете, что в России такие случаи с детьми не происходят?Я уверена, что они есть, просто об этом не говорят. Я и мой муж очень хотим усыновить ребенка в Германию, у нас очень хорошие условия, но нам не дают. Предпочитают, чтобы дети оставались сиротами. Я за то, чтобы велись проверки приемных родителей, но не нужно же доводить это до абсурда. простите, но читать было невозможно.

    Ответить »
    • прохожий, 07.10.2016

      У нас гомосексуалистам детей не дают усыновлять.

      Ответить »
  • светлана, 13.01.2016

    Спасибо за настоящую литературу, аналогов в современной прозе не вижу. Дошло до края: в 2015г. присудили национальную премию за роман о татарских «домашних бесах-барабашках».
    Особо трогают последние страницы «Дневника» — я и мои ученики — старшеклассники под неизгладимым впечатлением. А как талантливо, как по-русски!
    Благодарим от всей души.

    Ответить »
  • фотиния, 01.02.2016

    Спаси Господи, низкий поклон за притчу о собаке! В пей ответ на многие мучавшие меня вопросы.

    Ответить »
  • David, 02.02.2016

    proshu pojasnit, kakije iz razskazov pretendujut na realnost i kakije iz nix pritchi.
    istoria klavdii ochen poxoje na odnu istoriju, kogda odnomu revnostnomu xristianinu, razumejetsa naxodjashemusa v prelesti, javilsja demon, kotorogo on smelo nachal «obrashat». Tot pal nic, stal pokazyvat iskrenneje raskajanie i na glazax u likujushego podvijnika preobrazilsja v angela sveta. Iz «blagodarnosti» novoispechennyj angel predlojil voiti v podvijnika, chtob byt ego angelom xranitelem. tot soglashajetsa i… nachinaet besnovatsa, vykidivat ikoni i t.d. konchil v fsixiatricheskoj bolnice. redko nastupajet remissija i on mojet molitsja i razskazat svoju istoriju.
    komu-je razskazala Klavdija? ili etot razskaz i ne pretendujet na realnuju istoriju??

    a razskaz o mytarstvax pochti identichen razskazu feodory. nekotoryje passaji vyzyvajut doverjie, nekotorye net. video-rolik na etot raskaz oposhlen obrabotannymi shablonnymi demonskimi golosami i kartinami, kotoryje tolko uglubljajut nedoverije i daje ulybku.

    I v syshestvovanii realnogo ieromonaxa romana toje somnevajus. 🙂
    poimite pravlino, ja pravoslavnij, tverdo verju v zerkovnoje predanie o mytarstvax no ne verju takim razskazam.
    vse imejut pretenziju, chto ix izrbali, chtob vrazumlat zabyvsheesa chelovechestvo. no tut kak-to prixodit v mysl pritcha o bogatom i lazare: «jesli prorokov ne poslushajut, to esli-by kto i voskres iz mertvix, i tomu ne poverjat».

    Tak naprimer mnogoe iz «otkrovenija» Tatjany Belous (jaroj pjatidesatnicy) vyzyvajet doverjie, poka ona ne ogovarivajetsa, chto videla besov, kotoyje raskachivajut kolokola pravoslavnyx xramov und korchat rojy iz ikon stavjashim im svechi. :))

    Gospodi, kak vsjo slojno i zaputanno 🙁
    Izvinite za latinskij shrift, u menja netu slavjanskogo., k sojaleniju.

    S uvajenijem i interesom
    David

    Ответить »
  • Александр, 26.03.2016

    Не понравилось, совсем не понравилось, прослушал 9 рассказов с трудом…Прочее удалил.

    Ответить »
  • Наталья, 12.04.2016

    Спаси Вас Бог отец Роман. Очень полезные рассказы. «Инициация» сделал мою старшую дочь добрее и мягче по отношению к средней,а среднюю к младшей.

    Ответить »
  • Мария, 24.04.2016

    Спасибо огромное, дай Бог еще и еще радовать своих читателей такими произведениями. Читая Ваши рассказы, мы растем духовно. Очень глубокий смысл, а текст читается на одном дыхании совершенно просто и легко.

    Ответить »
  • Ксения, 11.07.2016

    Уважаемый Отец Роман! Храни Вас Бог! Низкий поклон за Ваш труд. Прочитав несколько ваших рассказов испытала ряд эмоций и чувств. Дай Бог вам новых достойных трудов. Некоторые из рассказов читала и плакала. Мне за 40 но до сих помню как меня забирали в детский дом. Горько и очень больно. Храни Господь страну нашу. Мира и добра всем! Берегите себя и своих близких и любите детей ваших!

    Ответить »
  • Владимир, 04.08.2016

    Спасибо, батюшка! Пожалуйста продолжайте! Ваш труд необыкновенно полезен. Помоги, Господи!

    Ответить »
  • Елизавета, 05.09.2016

    Уважаемый о. Роман! Огромное спасибо за Ваши рассказы. С моей внучкой отроковицей слушали и читали Ваши рассказы и плакали, смеялись! Спасибо за яркие поучительные и познавательные истории! Храни Вас Бог многая лета !

    Ответить »
  • РБНаталия, 28.10.2016

    Батюшка, выражаю огромную благодарность за эти минуты, проведенные за чтением рассказов! Трогает душу так, что словами сложно передать. Спаси, Господь!

    Дорогие, братья и сестры! Подобные рассказы есть у прот .Андрея Ткачева (Лоскутное одеяло), прочитайте. Храни всех, Господь!

    Ответить »
  • РБНаталия, 28.10.2016

    Уточню ,что здесь,на сайте  есть  «Страна Чудес » прот. Андрея Ткачева. Тоже очень поучительные и чудесные рассказы.

    Ответить »
  • Геннадий, 30.01.2017

    Храни Вас Бог, батюшка!

    Ответить »
  • Виктория, 01.02.2017

    Здравствуйте все. Я впервые здесь, и три книги уже мной прочитаны. Рассказы отца Романа — это, лично для меня, великий дар Господа. Не соглашусь с тем, что «Мытарства» аналогичны случаю из жития Феодоры. Простите, но я, к своему стыду, пробовала писать сказки, и, поверьте, это очень тяжело. Мы еще не привыкли к тому, что все уже давным-давно обо всем уже написано. Как говорил один мой знакомый: «Обо всем уже сказано, но все равно пиши, ведь ты напишешь все равно о своем».
    Лично мне кажется, что рассказ отца Романа был страшнее, чем все, что мне доводилось слышать о мытарствах. У меня тоже была истерика. Такие произведения меня приводят к настоящему покаянию, и, может я ошибаюсь, но это стоило бы читать за три дня до причастия. Настраивает душу на покаянный лад.
    Огромная благодарность за все Отцу Роману. Спаси и помилуй его, Господь!

    Ответить »
  • Дарья, 09.02.2017

    Спасибо огромное, батюшка, за эти рассказы! Они трогают душу и заставляют раскрыться сердце! Спаси Вас Господи! И помощи Божией Вам в Ваших делах!

    Ответить »
  • Татьяна, 08.06.2017

    Все бы хорошо, если бы не чудовищное количество ошибок… Читать невозможно, глаза режет ((

    Ответить »
    • Елена, 04.11.2017

      Да, читать невозможно, да и словообороты «впечатляют»: «Я с моим другом пошли в лес» и тому подобное. Читаю и плачу.

      Ответить »
  • Алексей, 02.08.2017

    о. Роман, прочитав рассказ, хочу сказать, что он очень похож на рассказ про мытарства бл. Феодоры. Но последний не оставил в душе мрачного осадка, а ваш немного оставил. Я к тому, что,возможно, рассказав в таких подробностях происходящие события, вы можете поселить в души некоторых семя отчаяния. Ведь, судя по рассказу, обычному человеку (не туристу), в ад дорога уже с первого мытарства и без шансов, как говорится. В мытарствах Феодоры, больше немощи человеческой, чем собственные его заслуги в виде покаяния, там речь идет о молитвах за душу умершего другого человека. Не говорю, что каяться не надо, наоборот. Но человек немощен помнить все грехи и каяться в них как надо. Все живут по разному, в разных жизненных обстоятельствах, не все посещают церкви и имеют возможность соблюдать в полной мере правила, нас таких большинство, к сожалению. Неужели у нас нет шансов? Один святой говорил про живущих: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Наверное нам нужно делать больше добрых дел, стараться больше ходить в церковь и каяться перед Богом, воспитывать детей так, чтобы потом у них хватило разумения за нас молиться. Как же молитвы церкви, где за усопших по кончине заказывается сорокоуст, и молитвы церкви явно облегчат путь на мытарствах. Не отрицаю,то что вы видели все это,но для каждого свое видение будет этого кошмара. Надо готовиться к нему уже сейчас, но не навлекая на себя страх, который может породить отчаяние во спасении, ведь у Бога милость и она выше ада и какой либо человеческой справедливости! Но держать свой ум во аде и постоянно каяться. Все будет хорошо.

    Ответить »
    • Никита, 23.05.2023

      Алексей, пока Вы будете, будучи взрослым человеком, верить в сказки (сказка- так как это художественное произведение), то у Вас действительно нет шансов. А когда будете жить правильно, то есть отвергать басни, то у Вас будет шанс прожить счастливо.

      Ответить »
  • Светлана, 28.08.2017

    Спасибо за рассказы, у вас большой талант от Бога в написании книг. Каждый находит для себя многие ответы. Вы укрепляете людей в вере, ваши книги очень необходимы. Здоровья вам крепкого!

     

    Ответить »
  • Эля, 27.10.2017

    СпасиБоже вам за это! Хотелось бы приобрести такую книгу в библиотеку, эти рассказы очень нужны молодёжи, именно такие, а не то что сейчас им подсовывает современная печатная продукция.

     

    Ответить »
  • Елена, 04.11.2017

    Книга интересная, спасибо. Но до чего же много грамматических и орфографических ошибок!Читать просто невозможно. Да еще эти обороты: «упал, головой о камень» и тд. и тп. Абсолютно безграмотно, читать такое невозможно, такое косноязычие. Может быть, автору отдавать рукописи профессионалам для корректировки, а то читателей уж больно жалко. Да и русский язык так коверкать просто кощунственно. Понятно, что автор старается, но все же для написания произведений нужна абсолютная грамотность и способность к литературному творчеству. А здесь как третьеклассник сочинение пишет, причем плохое. Извините за резкость но не смогла удержаться.

    Ответить »
    • Евгений, 03.03.2018

      Абсолютная грамотность только у академика Виноградова. Спаси Господи, иеромонаха Романа.

      Ответить »
  • Ирина Владимировна, 06.12.2017

    Да, и ошибки и стиль! Ну не член Союза Писателей автор!

    Ну и что?

    Цепляет, и это главное!

    Ответить »
  • Светлана, 11.01.2018

    Очень хорошие рассказы. Братья, ошибки — это не страшно, а литературный талант у батюшки огромный. Все написанное трогает до глубины души: и про мытарства, и про сестер, и про собаку, про все. Читала и иногда плакала. Спасибо Вам большое, отец Роман.

    Ответить »
  • Елена, 12.01.2018

    Слишком назойливо-нравоучительно, и поэтому скучно, персонажи плоские, нежизненные. Произведения напоминают сериалы на канале «Россия». Хотя сюжеты интересные.

    Ответить »
  • Нина, 01.04.2018

    Кто понимает смысл написанного, тот видит не ошибки, а собственные забытые грехи. Для этого написано, для этого и читать нужно. Замечания делать легко, а вот  предложить автору свою помощь …

    Ответить »
  • Ольга, 19.07.2018

    ….а я ошибок не увидела, только свои грехи(((

    Ответить »
    • валентина, 10.11.2018

      ..точно..только грехи свои  «царапали»..ошибки воспринимались как технический сбой)

      Ответить »
  • Ольга, 30.11.2018

    ОЧЕНЬ ждем новый рассказов!!!!!! Пожалуйста только уточняйте в начале, на реальные случаи они написаны или фантазия.

     

    Ответить »
  • Наталья, 19.06.2019

    Спаси Бог. Достучались. Заставили задуматься.

    Ответить »
  • Natia, 30.08.2019

    Как войти в контакт с этим писателем. Хотелось бы взять благословение на перевод его рассказа о мытарствах на грузинский язык, а может и на французский если Бог даст и издать.

    Спасибо заранее за координаты его.

    Ответить »
  • Елена, 03.09.2019

    Отличная книга. Будет полезна и опытным, и новичкам. Спаси Господи иеромонаха Романа!

    Ответить »
  • Светлана Биричевская, 11.09.2019

    Рассказ «Мытарства» иеромонаха Романа — самое сильное из его произведений, с необычайным результатом — после прочтения каждый день хожу и вижу свои будущие мытарства. Они передо мной, тем более, что уже начинались несколько лет назад и были очень похожи на описанные о.Романом. Очень полезная, глубокая у него литература, буду читать и перечитывать. Всем рекомендую!

    Ответить »
  • Андрей, 04.02.2023

    Здравствуйте. Очень сильное повествование. Хотелось бы узнать это быль или художественное произведение? Если быль,то где это было- город, область?

    Ответить »
    • Андрей, 04.02.2023

      Вопрос про рассказ «Виктор»

      Ответить »