- Глава 14. Русская литература конца XIX — начала XX столетия
- 1. ризис реализма
- 2. А. Амфитеатров, Л. Андреев, А. Ремизов, М. Арцыбашев
- Александр Валентинович Амфитеатров
- Леонид Николаевич Андреев
- Алексей Михайлович Ремизов
- Михаил Петрович Арцыбашев
- 3. Начало «серебряного века»
- 4. Владимир Сергеевич Соловьёв
- 5. Дмитрий Сергеевич Мережковский
- 6. Ф. Сологуб, В. Брюсов, В. Иванов
- Фёдор Сологуб
- Валерий Яковлевич Брюсов
- Вячеслав Иванович Иванов
- 7. А. Блок, А. Белый
- Александр Александрович Блок
- Андрей Белый
- 8. К. Романов, Е. Поселянин, С. Нилус
- К.Р. (Константин Константинович Романов)
- Евгений Николаевич Поселянин
- Сергей Александрович Нилус
- 9. Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилёва
- 10. Футуризм. Творчество В.В. Маяковского
- 11. Сергей Александрович Есенин
- 12. Заключение
- Глава 15. Алексей Максимович Горький (1868-1936)
- 1. Особенности мировоззрения А.М. Горького
- 2. Автобиографическая повесть Горького «Детство». Формирование мировидения главного героя
- 3. Истоки бунтарства Горького
- 4. Воспевание босячества. Пьесы «Мещане», «На дне»
- 5. Гуманизм — человекобожие. Поэма «Человек»
- 6. Повести «Мать» и «Исповедь»
- 7. Неприязнь к русской жизни
- 8. Повесть «Жизнь Клима Самгина»
- Глава 16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
- 1. Повесть «Жизнь Арсеньева»
- 2. Цикл очерков «Тень птицы». Повесть «Деревня». «Окаянные дни». Рассказы
- 3. Рассказ «Ночь». Эссе «Освобождение Толстого»
- Глава 17. Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950)
- 1. Творческий принцип Шмелёва
- 2. Роман «История любовная». «На скалах Валаама». Очерки «У старца Варнавы», «Старый Валаам»
- 3. Раннее творчество Шмелёва
- 4. Усвоение традиций. Дореволюционное творчество
- 5. Эпопея «Солнце мертвых»
- 6. Крымские рассказы. Рассказы «Куликово поле», «Свет Разума», «Свет вечный», «Два Ивана» Романы «Солдаты», «Няня из Москвы». Статья «Пути мертвые и живые»
- 7. Рассказ «Милость преподобного Серафима». Повести «Лето Господне», «Богомолье»
- 8. Роман «Пути небесные»
- 9. Под сенью Христовой
- Краткая библиография
- Полный текст
9. Под сенью Христовой
Шмелёв оставил нам ясное понимание мира: ничто не страшно, потому что везде Христос. Писатель выстрадал свою истину.
«Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
Нужно уметь видеть это и чувствовать постоянно. Вот что означает художественное требование находить укрытую Красоту под гримасами жизни. Эта Красота — Христос. И эта Красота — спасёт мир. Прежде он искал на земных путях. Оказалось: только приуготовлял себя к «путям небесным».
Этими путями он ушёл из земной жизни. Все жизнеописания Шмелёва всегда будут завершаться одним чудесным событием: 24 июня 1950 года писатель прибыл в обитель Покрова Пресвятой Богородицы, расположенную неподалёку от Парижа, в тот же день — отошёл ко Господу. Духовный смысл совершившегося раскрыт насельницей монастыря монахиней Феодосией:
«…Человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под Её Покровом» (5,14).
Нечуткие люди усмотрят здесь одну лишь случайность…
Комментировать