- Глава 14. Русская литература конца XIX — начала XX столетия
- 1. ризис реализма
- 2. А. Амфитеатров, Л. Андреев, А. Ремизов, М. Арцыбашев
- Александр Валентинович Амфитеатров
- Леонид Николаевич Андреев
- Алексей Михайлович Ремизов
- Михаил Петрович Арцыбашев
- 3. Начало «серебряного века»
- 4. Владимир Сергеевич Соловьёв
- 5. Дмитрий Сергеевич Мережковский
- 6. Ф. Сологуб, В. Брюсов, В. Иванов
- Фёдор Сологуб
- Валерий Яковлевич Брюсов
- Вячеслав Иванович Иванов
- 7. А. Блок, А. Белый
- Александр Александрович Блок
- Андрей Белый
- 8. К. Романов, Е. Поселянин, С. Нилус
- К.Р. (Константин Константинович Романов)
- Евгений Николаевич Поселянин
- Сергей Александрович Нилус
- 9. Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилёва
- 10. Футуризм. Творчество В.В. Маяковского
- 11. Сергей Александрович Есенин
- 12. Заключение
- Глава 15. Алексей Максимович Горький (1868-1936)
- 1. Особенности мировоззрения А.М. Горького
- 2. Автобиографическая повесть Горького «Детство». Формирование мировидения главного героя
- 3. Истоки бунтарства Горького
- 4. Воспевание босячества. Пьесы «Мещане», «На дне»
- 5. Гуманизм — человекобожие. Поэма «Человек»
- 6. Повести «Мать» и «Исповедь»
- 7. Неприязнь к русской жизни
- 8. Повесть «Жизнь Клима Самгина»
- Глава 16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
- 1. Повесть «Жизнь Арсеньева»
- 2. Цикл очерков «Тень птицы». Повесть «Деревня». «Окаянные дни». Рассказы
- 3. Рассказ «Ночь». Эссе «Освобождение Толстого»
- Глава 17. Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950)
- 1. Творческий принцип Шмелёва
- 2. Роман «История любовная». «На скалах Валаама». Очерки «У старца Варнавы», «Старый Валаам»
- 3. Раннее творчество Шмелёва
- 4. Усвоение традиций. Дореволюционное творчество
- 5. Эпопея «Солнце мертвых»
- 6. Крымские рассказы. Рассказы «Куликово поле», «Свет Разума», «Свет вечный», «Два Ивана» Романы «Солдаты», «Няня из Москвы». Статья «Пути мертвые и живые»
- 7. Рассказ «Милость преподобного Серафима». Повести «Лето Господне», «Богомолье»
- 8. Роман «Пути небесные»
- 9. Под сенью Христовой
- Краткая библиография
- Полный текст
Сергей Александрович Нилус
В преддверии всероссийского прославления в лике святых великого Саровского старца Серафима в газете «Московские ведомости» (18-20 июля 1903 г.) появилась публикация Сергея Александровича Нилуса (1862 — 1929) «Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском», известная впоследствии как «Беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни». Эта публикация была столь заметным явлением в духовной литературе, что «Беседу», по праву, причислили к жемчужинам богословской мысли, украшающим отечественное предание. Вошла «Беседа» составной частью и в знаменитое творение Сергея Александровича Нилуса «Великое в малом» (Царское Село, 1905), посвящённое молитвенным подвигам монашествующих Саровской и Дивеевской обителей. С живым интересом читались современниками писателя и другие его книги: «Сила Божия и немощь человеческая» (Сергиев Посад, 1908), «Святыня под спудом» (Сергиев Посад, 1911), «На берегу Божьей реки. Записки православного» (Сергиев Посад, 1916) и «Близ есть, при дверех» (Сергиев Посад, 1917). Ныне все книги С.А.Нилуса переизданы»[343].
7 Здесь и далее ссылки на драму «Царь Иудейский» даются непосредственно в тексте по изданию: К.Р. Царь Иудейский. СПб., 1914; с указанием страницы в круглых скобках.
Комментировать