Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 8.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 8.

В этом восьмом письме, продолжая сообщения о действиях папы, о. Васильев указывает на вновь возрастающее влияние Пия IX на Галликанскую Церковь и о постепенной Ее подчинении Риму, а также на ненормальность — участие пап при избрании Восточных Патриархов.

«В подателе сего письма Вы узнаете Г. Тирьона, который отправляется на жительство в Россию на неопределенное время. Положительной и определенной цели он себе не предположил; но у него есть цель отрицательная — избежать неприятностей со стороны своихъ родственников, которые принуждают его искать места римско-католического священника (Тирьон не открыл им своего обращения в восточную католическую веру из опасения потерять какое-то наследство), и не любят его будто бы за то, что он защищает Россию. Между тем он думает найти себе в России какое-нибудь дело по переводам, по обучению детей и т. п., а со временем возвратиться в Париж для действия в пользу православия. Успеха в сем последнем, надобно сказать откровенно, я не ожидаю от Г. Тирьона, как уже это доказано долговременное бесполезное пребывание его в Париже; для успешных действий в сем случае, нужно более ума, убеждения и решительности, чем сколько имеет их Г. Тирьон. С-т Альбан несколько испортил дело поспешностью и горячностью, а Тирьон не принимался за дело. Но утешительно думать о нашей Св. Церкви то, что случилось в жизни патриарха Авраама: он прежде имел Исмаила, а после — Исаака!.. Впрочем, нельзя сказать, чтобы Тирьон был совершенно бесполезен в Париже; потому что он доставил случай русским и некоторым французам имеет Св. Литургию Златоуста на французском языке; был видимым доказательством превосходства православной веры перед римской, так что русские при мысли о нем торжествовали, а французы задумывались; наконец, он был поводом для здешних священников нашего посольства утверждать начала православия по поводу разговора о Г. Тирьоне. Ценя сего священника издали, русские не любили его вблизи за его грубые манеры, простоту слова и всегдашнее домогательство средств для жизни. Неправ или, лучше сказать, неблагоразумен в этом случае Г. Тирьон; но более виноваты в своей холодности наши соотечественники. Как бы то ни было, а он ни на что не может употребить себя в Париже, ни даже на спокойную благочестивую жизнь; потому что нашего богослужения он никогда не посещал. Поездка его в Россию состоялась не вследствие зрело обдуманного плана, а просто представившегося удобного случая быть в России. Но он все лично объяснит Вашему П-ву. Г. С-т Альбан в Бирмингеме, куда он, по всей вероятности, привлечен известным движением в Англии в пользу православия; определенного ничего о нем не знаю.

Со времени первого конкордата с Пием VII римско-католическая церковь во Франции подверглась сильному, можно сказать, стеснительному влиянию правительства: духовенство, освободившись под видом церкви Галликанской от неограниченного влияния Папы, не заметило действий правительства, тем более что от 1814 до 1830 г. возвращено было господство римской вере. Но с сороковых годов Рим с особенной силой и неутомимостью действует для разрушения Галликанизма, и к своему удовольствию, находит отголосок во французском духовенстве. Многие Епископы начали, по желанию Папы, вводить в свои епархии римскую литургию вместо существовавших поместных литургий: так сделали епископ Лангрский, Архиепископ Реймский, Архиепископ — кардинал Лионский; последний принес этой перемене в жертву литургию Св. Иринея, древность которой восходит ко временам Апостольским, — об этом и жалеет даже протестантский журнал «Le Semeur». Тяготение к Папе приметно усилилось со времени восшествия на престол Пия IX: Архиепископы Парижский, Орлеанский и Лионский назначили в своихъ областях молитвы об успешном ходе преобразований Пия IX, и это сделано без позволения правительства, следовательно, противозаконно. Журналы, защищавшие Галликанские свободы и льготы, или потеряли силу, или формально запрещены; первое случилось с «L’ami de la Religion», последнее — с «Арреl» и «L’esperance». Впрочем, Архиепископ Парижский еще очень далек от итальянского сближения с Папой; причиной тому споры о капитуле Св. Дионисия.

Занимаясь преобразованием своихъ областей, папа не упускает из виду и чужих, простирает свои виды на Восток. 8 октября при избрании в Иерусалимского Патриарха Иосифа Валерга, бывшего восточного (Сирии, Месопотамии, Персии) миссионера на место, уволенного по прошению фосколо, Пий IX сказал в конце речи: «будем молить Бога, чтобы Он постепенно устроял католичество в Иерусалиме и содействовал его процветанию». Пора бы оставить Папам избрание патриархов для Константинополя и Иерусалима; это памятник честолюбия Пап средних веков, которые хотели видеть у подножия своего престола восточных патриархов; избрание патриархов тем более излишнее, что они не живут в своей пастве, а только составляют свиту Папы. В Иерусалиме со стороны Рима имеет пребывание страж (custos) Св. Земли из францисканцев, которые имеют там 6 монастырей, в них 120–130 монахов; число римско-католиков Св. Земли простирается до 6000.

В заключение обращаюсь к Вашему П-ву с покорнейшей просьбой, не откажите мне в милости ходатайствовать перед Его С-вом об устройстве участи сироты, моей сестры, Орловской губ. Елецкого узда села Стрельца умершего священника Васильева, дочери Марии. Верно Его С-во писал к Преосв. Смарагду, но дело остается в прежнем положении, т. е. сестра моя не получила устройства.

Просьбы и слезы моей матери сильно меня беспокоят; милостивое ходатайство Вашего П-ва доставит счастье целому семейству и обяжет меня новой благодарностью.

Париж, 15 (27) октября 1847 г.

Комментировать