Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг.

Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. - Письмо № 57.

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Письмо № 57.

23 января 1866 года военный министр граф Д. Милютин писал обер-прокурору Св. Синода, что Государь и Государыня изъявили желание о перевод протоиерея Васильева на службу на Кавказ, в виду того, что он может быть особенно полезен участием в делах «Общества восстановления Православия на Кавказе». Воспользовавшись этим соизволением, наместник, великий князь Михаил Николаевич ходатайствовал о назначении прот. Васильева на должность Главного священника Кавказской армии. Сообщая о вышеизложенном, гр. Милютин просил графа Толстого, повергнуть дело это на Высочайшее благоусмотрение установленным порядком. Но вслед за сим военным министром была получена телеграмма следующего содержания: «Service au Caucase m’étant offert aux conditions défavorables, je refuse d’accepter. Archit prêtre Wassilief». Понятно, что после такой телеграммы гр. Толстой воздержался от доклада Государю; между тем 7-го марта того же года военным министром была получена от наместника телеграмма: «Васильев затрудняется формальностью подчинения, не найдете ли возможным вызвать и уговорить его. Приезд крайне желателен. Михаил». Вследствие этой телеграммы граф Толстой писал о. Иосифу:

«Его Имп. Высочество наместник Кавказский, желая, чтобы Ваше Высокопреподобие приняли должность обер-священника Кавказского корпуса, уведомил военного министра, что Вы отказываетесь от этого места, потому что затрудняетесь формальностью подчинения Главному священнику армии и флотов.

Сообщая о сем гр. Милютин пишет мне, что он желает знать: какие вы изволите находить нужным сделать изменения в установленных ныне законом отношениях между обер-священником Кавказского корпуса и Главным священником армии и флотов. Препровождая у сего копию с указа Св. Синода 26 марта 1846 г., установившего вышеозначенные отношения, покорнейше прошу Ваше В-бие указать те изменения, которые Вы желали бы видеть в сих отношениях».

Вот что отвечал на это письмо прот. Васильев:

«Присланное мне Вашим С-вом Высочайше утвержденное в 1846 г. начертание прав и обязанностей Главного священника Кавказской армии, обнимает собой только одну половину Кавказского военно-духовного управления.

Неизвестно, почему военное министерство видит в этом постановлении установленные законом отношения между Главным священником Кавказской армии и Главным священником армии и флотов». Точнее следует назвать этот документ утверждением и признанием независимости первого от последнего относительно церквей и духовенства казачьего линейного Кавказского войска. Несмотря на важность этой части, по ее численности и значительно распространившемуся в ней расколу, бывший Кавказский наместник кн. Воронцов, очевидец предшествовавшего подчинения, испросил изъятие от этого подчинения.

Вторая же половина круга действий Главного священника Кавказской армии, именно управление церквами и духовенством регулярных войск, подведомственных Наместнику Кавказскому, не вошла в упомянутый указ 26 марта 1846 г. и, следовательно, осталась в зависимости от Главного священника армии и флотов. Может быть строгая военная централизация того времени и значение Кавказского войска, как отдельного корпуса, а не армии, как оно есть теперь, были тому причиной. Но, как бы то ни было, сила вещей взяла свое. Зависимость Главного священника Кавказской армии от Главного священника армии и флотов, есть более номинальная, чем действительная. Благоразумие Главных священников армии и флотов, понимавших трудность отдаления и исключительность края, ограничивало пользование их правами. Нередко даже ревность их встречала преграду во власти Кавказских Наместников, которые служили щитом обер-священнику этого края против его столичного настоятеля. Не желая прятаться за Наместника Кавказского от своего прямого духовного начальника, и предвидя, с другой стороны, важные трудности при действительной зависимости от Главного священника армии и флотов, я изъявляю согласие на принятие должности Главного священника Кавказской армии только под непременным условием такого же изъятия от подчинения Главному священнику армии и флотов относительно регулярных войск, какое утверждено в 1846 г. относительно казачьего линейного Кавказского войска.

А потому требуемое от меня указание на желаемое мною изменение в упомянутом Высочайше утверждённом указе ограничивается внесением в оный после слов — относительно церквей и духовенства Кавказского линейного казачьего войска прибавления: а равно и церквей и духовенства регулярных войск, подведомственных Кавказскому наместнику.

Сверх того, я позволил себе предпослать упомянутому начертанию прав и обязанностей Главного священника Кавказской армии определение его положения[148] в трех пунктах, которые, смею надеяться, не будут найдены излишними. В самом же постановлении я счел нужным изменить 9-й пункт, дав ему больше ясности и определённости внесением в оный части 2-го пункта касательно дел, вносимых в Грузино-Имеретинскую Синодальную контору.

Сочту себя счастливым служит под покровительством Его Высочества наместника Кавказского, если тому не воспрепятствуют выраженные здесь мои желания, которые только по приличию не называю непременными условиями. Поручая с полным доверием сие дело моей судьбы благосклонному попечению Вашего С-ва, с совершенным почтением и пр.

Париж, 6/18 апреля 1866 г.»

Определение положения прав и обязанностей Главного
священника Кавказской армии

  1. Положение Главного священника Кавказской армии.

1) Главный священник Кавказской армии назначается и увольняется по определению Св. Синода, Высочайше утвержденному.

2) Духовному его управлению подлежат:

а) Церкви и духовенство регулярных войск, подведомственных Наместнику Кавказскому.

б) Церкви и духовенство Кавказского линейного казачьего войска.

3) Действуя независимо в законном кругу своихъ обязанностей, он обращается за решением текущих дел, подлежащих высшей иерархии, в Грузино-Имеретинскую Синодальную контору, которой он состоит членом, дела же особенные, превышающие власть Синодальной конторы, вносит на рассмотрение Св. Синода.

  1. II. Права и обязанности Главного священника Кавказской армии

Непосредственному рассмотрению и решению Главного священника Кавказской армии предоставляется: 1) определение Благочинных и Духовников; 2) выбор и утверждение старость церковных; 3) выдачу церквам обыскных, метрических, исповедных и приходорасходных книг и книг для описей церковному имуществу; 4) поверку годовых отчетов в употреблении церковных сумм; 5) разрешение, по согласию военного начальства, издержек из сих сумм на приобретение книг церковных, утвари и ризницы и на починки церквей и церковных зданий; 6) снабжение церквей Св. Антиминсами и Св. миром через сношение с епархиальными архиереями; 7) увольнение в отпуск священно и церковнослужителей на определенные сроки, не свыше четырех месяцев; 8) увольнение, по просьбам, из духовного звания в гражданское или военное ведомство причетников и воспитанников, как кончивших, так и не кончивших семинарски курс; 9) определение к станичным и полковым церквам священно и церковнослужителей, а равно и перевод их с одного места на другое со всеми нужными сношениями с епархиальными архиереями касательно посвящения избранных кандидатов и выдачи переходных указов; 10) выдачу, по просьбам разных лиц и требованиям присутственных мест, свидетельств из метрических записей; 11) разрешение браков в степенях плотского и духовного родства, дозволенных указами Св. Синода от 17 февраля 1810 г. и 31 января 1838 г.; 12) принятие в отношении к неисправным священно и церковнослужителям исправительных мер, не сопряженных с видами строжайшего взыскания, каковы: низведение священнослужителей в причетническую должность, отрешение навсегда от мест и исключение из духовного звания; 13) удержание священнослужителей, в случае тяжких обвинений, от священнодействия до решения дела и временное удаление от должности; 14) назначение постоянных и единовременных пособий вдовам и сиротам станичного духовенства из сиротской суммы на основании правил о духовных попечительствах и 15) определение опекунов к малолетним сиротам станичного духовенства и их имению и поверка действий и отчетов опекунских. По делам же, требующим действий высшей иерархической власти, или судебного приговора, — каковы: 1) о построении новых церквей  и молитвенных домов; 2) о увольнении от должностей священнослужителей по преклонности лет, болезни и другим причинам; 3) о наложении на преступников эпитимии по требованию военного начальства и присутственных мест; 4) о увольнении священно и церковнослужителей в отпуск на срок свыше четырех месяцев; 5) о низведении священнослужителей в причетники, отрешении их и причётников от мест, с посылкой в монастырь или исключением из духовного звания; 6) о расторжении браков по преступлениям супругов и по другим причинам; 7) о браках повенчанных в несовершеннолетии; 8) о снятии с священнослужителей сана по их просьбам; 9) о пожертвовании в пользу церквей недвижимых имений; 10) о награде священно-церковнослужителей и старость церковных; 11) об отпадении от Православия и проч. — представлять на законное рассмотрение Грузино-Имеретинской Синод. конторы, обязанной давать сим делам возможно скорейший и правильный ход по существующим постановлениям. Вместе с сим разрешить ему, Главному священнику, непосредственные, по представляемым рассмотрению его делам, сношения с епархиальными Преосвященными, главными священниками, начальниками губерний, губернскими присутственными местами и духовными консисториями».

Положение это гр. Толстой отправил Главному священнику армии и флотов прот. М. Богословскому, который дал следующий отзыв:

«Доселе обер-священник отдельного Кавказского корпуса, что ныне Главный священник Кавказской армии, назначаем был Св. Синодом из кандидатов, представляемых Главным священником армии и флотов; и только в том случае, когда Св. Синод признает полезным назначить его и членом Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, определение об этом новом назначении представляется на Высочайшее утверждение. Его ведению подлежат: 1) церкви и духовенство Кавказского линейного казачьего войска, в пределах Ставропольской губернии, в станицах округов Ставропольского, Пятигорского, Моздокского и Кизлярского, и 2) церкви и духовенство регулярных войск, подведомственных Кавказскому Наместнику. В станичных церквах главный священник Кавказской армии распоряжается самостоятельно, и только в случаях, требующих разрешения от высшей иерархической власти, обращается за решением в Грузино-Имеретинскую Синод. контору. Церквами же и духовенством регулярных войск он заведует состоя в зависимости от Главного священника армии и флотов, который и определяет в регулярные войска священнослужителей, и назначает благочинных, и заведует сиротскими суммами, и сосредоточивает в своем управлении все духовные акты армейского ведомства; по делам же следственным и административным, превышающим власть старшего Благочинного, составляет для Главного священника Кавказской армии ту же инстанцию, что и Грузино-Имеретинская Синод. контора по управлению станичными церквами и духовенством.

Ныне сочинитель записки назначение Главного священника Кавказской армии признает так же зависящим от Св. Синода, но предлагает утверждать его в этой должности Высочайшей власти, и не упоминает о том, что в эту должность Св. Синод выбирает из представляемых ему кандидатов достойнейшего.

Сочинитель записки и управление станичными церквами и заведывание духовенством регулярных войск сливает в одно ведомство, и поставляет его в полной независимости от Главного священника армии и флотов; назначает Главного священника Кавказской армии непременным членом Грузино-Имеретинской Синод. конторы, и даже ставит его выше, предоставляя ему право, мимо Синодальной конторы, сноситься прямо со Св. Синодом.

Выговаримые сочинителем записки права в пользу Главного свящ. Кавказской армии суть точный список с тех, которые некогда выговаривал (отчасти и получил) в свою пользу обер-свящ. Кавказского корпуса прот. Михайловский, сильно домогавшийся стать в независимое положение от Главного священника армии и флотов.

Теперь речь о независимом положении Главного свящ. Кавказской армии.

1) Кавказская армия поставлена ли в изолированное положение от военного министерства? Военный совет и главный штаб потеряли ли для не значение центральных органов военного управления? Если же регулярные войска Кавказской армии не изъяты из ведомства военного министерства и главного штаба, с которым устроено непосредственное сношение Главного священника армии и флотов по разным делам, то какое основание существует для изъятия церквей и духовенства регулярных войск Кавказской армии из ведомства Главного священника армии и флотов? Ведь не частный же интерес или домогательство какого-либо лица.

2) Определение на священнические места в регулярные войска Кавказской армии в настоящую пору зависит от Главного свящ. армии и флотов. Находящиеся в его распоряжении кандидаты безотговорочно идут на Кавказ, зная, что, по истечении известных лет или по причинам климатическим, они могут быть возвращены в Россию, на родной воздух к родным семьям. Кавказ не обойдется без священников, командируемых из России. Отделите ведомство Главного священника Кавказской армии от Главного свящ. армии и флотов: — вы запрете обратный выход священникам с Кавказа, и едва ли Кавказская армия будет богата дельными и образованными пастырями. Главный священник армии и флотов будет определять у себя на места своих кандидатов из Российских епархий, которых он, без сомнения, предпочтет личностям, дышавшим вольным воздухом Кавказских гор.

3) Выдача метрических свидетельств для тех лиц, которые живали некогда с семействами на Кавказе, а потом возвратились в Россию, и справок, требуемых. Главным Штабом, управлением военно-учебных заведений и другими ведомствами, крайне будет затруднена, когда одно ведомство и даже одно лицо должно будет сноситься то с Кавказским Главным священником, то с управлением Главного священника в С.-Петербурге.

4) Сумма, собираемая на вдов и сирот армейского духовенства, вся сосредоточивается у Главного священника армии и флотов, и им распределяется как на ежегодные пособия, так и на единовременные выдачи. Вдовы и сироты, потерявшие мужей и отцов на Кавказе, особенно которые не получают пенсий от казны, обыкновенно, возвращаются в Россию. Кавказское духовенство, в вознаграждение за эти потери, шлет на них значительные пожертвования. В нынешнем году по 1-е апреля поступило в пользу вдов и сирот всего 3513 р. 30 к., в этом числе от духовенства регулярных кавказских войск 1301 р. 91,5 к., то есть, гораздо более 1/3 доли. За половину истекшего 1865 г. более чем двум третям сиротских семейств, которые все находятся в России, увеличено ежегодное пособие; за первую половину нынешнего года оно будет еще дополнено единовременными выдачами в добавок к нормальному положению о пособиях, установленному для равномерного и безобидного вознаграждения всех вдов и сирот, сообразно с заслугами и временем службы в армейском ведомстве умерших мужей и отцов их. Если отдалить теперь ведомство Кавказского духовенства, состоящего при регулярных войсках, от ведомства Главного священника армии и флотов — пособие вдовам и сиротам армейского духовенства должно будет тотчас же убавиться чуть не до половины; в ведении же Главного священника Кавказской армии останутся суммы весьма избыточные, и, может быть, отчасти излишние. Надобно заметить, что сиротские суммы и все другие, собираемые из кружек, представляются к Главному священнику армии и флотов непосредственно при рапортах священников Кавказской армии, а не через Главного священника Кавказской армии.

Попытка прот. Михаловского, послужившая примером для сочинителя записки, стать в независимое положение имела исход печальный. Расстройство в делах, остававшихся вне контроля Главного священника армии и флотов и растраты сумм до 25 тыс., побудили Св. Синод перевести его в Николаев; здесь пущены были им в ход разные проекты, отчасти неудобоисполнимые; недавняя смерть положила предел его деятельности: но разные ведомства, в том числе и Московская Синод. типография, и частные лица еще недавно предъявляли на него свои иски. Наконец, в духе ли нашей Православной Церкви, чтобы кто-либо из лиц пресвитерского сана сам от себя искал иерархической независимости? В прежние времена, и не в таких проявлениях стремления к независимости, Св. Синод раскрывал Апостольское 31 правило и ему подобные. 21 апреля 1866 г.»

Проект Васильева и отзыв Богословского были сообщены военному министру графу Д.Милютину, который согласился с мнением прот. Богословского, о чем уведомил обер-прокурора 11 мая 1866 г.

Все это было предложено Св. Синоду 18 мая 1866 г. Св. Синод определением от 13 июля / 2 августа 1866 г. признал возражения прот. Богословского вполне уважительными, не нашел возможным согласиться на предположение прот. Васильева.


[148] См. дальше.

Комментировать